Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях





Скачать 169.68 Kb.
НазваниеМетодическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях
Дата публикации13.08.2013
Размер169.68 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Право > Методическое письмо
Письмо подготовлено

членами предметной комиссии по обществознанию:

д.п.н. А.Ю.Лазебниковой, к. п. н. Т.Е.Лисковой,

на основе обработки данных, полученных из базовых регионов;

утверждено директором ФИПИ А.Г. Ершовым.
Методическое письмо

Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях

В 2009 году в ряде общеобразовательных учреждений России государственная (итоговая) аттестация (ГИА) по обществознанию выпускников основной школы проводилась в новой форме.

Целями экзамена являлись оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация их по готовности к обучению в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Соответственно данным целям результаты экзамена, проводимого в новой форме, должны содействовать осознанному выбору выпускником профиля для дальнейшего обучения на старшей ступени школы.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы проводится на основе системы контрольных измерительных материалов, принципиально новых по сравнению с теми материалами, которые использовались для оценки учебных достижений выпускников при традиционных формах экзамена.

Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).

Одной из важнейших целей изучения обществознания в основной школе является освоение на уровне функциональной грамотности необходимой для социальной адаптации системы знаний об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно действовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену.

Так, отбор материала в экзаменационную работу проводился на основе кодификатора элементов содержания. В нем выделены 5 содержательных блоков, которые являются основополагающими для обществоведческого курса основной школы: «Человек и общество. Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».

Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школы по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия) экзаменационной работы. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации в 9 классе учитывались познавательные возможности учащихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной работы в рамках ГИА для выпускников 9-х классов. Наиболее существенные отличия имеет часть 3 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

Описание модели экзаменационной работы

В ходе проведения экзамена в новой форме использовались единые по структуре и содержанию контрольные измерительные материалы – варианты экзаменационной работы.

Экзаменационная работа строится с соблюдением следующего условия: полнота охвата заданиями того объема знаний и умений, который соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоял из трех частей, различающихся по назначению, а также по содержанию и сложности включаемых в них заданий.

В Части 1 экзаменационной работы были использованы задания с выбором ответа. В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае при выполнении задания необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных вариантов ответов с условием задания. Подобная форма заданий нашла широкое распространение в практике основной школы в рамках различного рода тестирования учащихся. Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений, верность которых вначале следует оценить, а затем выбрать ответ.

В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте проверочной работы.

Задания второй части (с кратким ответом) ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов проверочных работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

Каждое задание к тесту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений:

  • осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

  • применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место.

Посредством заданий повышенного и высокого уровней сложности возможно осуществить последующую дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставить им более высокие отметки («4» и «5»).

При разработке системы оценивания отдельных заданий и работы в целом был использован опыт, накопленный в ходе проведения ЕГЭ и ГИА для выпускников 9-х классов.

Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивалось 1 баллом. В Частях 2 и 3 верное выполнение заданий оценивалось в зависимости от полноты и правильности ответа.

В экзаменационной работе 2010 года правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок; Задания С1-С3, С5 и С6 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл.

Задание С4 – трехбалльное. За полное и правильное выполнение такого задания выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

С целью повышения объективности оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом проверка осуществлялась на основе сравнения ответа выпускника с приведенным в критериях оценивания эталоном ответа.

В качестве эталона дается примерный, незавершенный ряд правильных элементов ответа. Как правило, указываются примеры или возможные подходы к выполнению задания, дается своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Критерии ориентируют на определение правильного направления «разворачивания» мысли отвечающим, его подхода к формулировке ответа, но ни в коем случае не требуют отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, прописанных в критериях.

Апробация новой формы итоговой аттестации выпускников основной школы будет продолжена в 2010 г.

В целом структура экзаменационной работы 2010 года осталась неизменной. Однако анализ опроса организаторов и учителей предметников, участвовавших в 2009 году в проведении новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, выявил ряд направлений совершенствования КИМ. В связи с этим в КИМ 2010 года были внесены следующие коррективы:

  • в части 1 работы проверяемые элементы содержания были перегруппированы между позициями А2- А6, в результате чего в первом блоке содержатся два задания на два суждения (А4 и А6) и одно задание на анализ социальной реальности (А3);

  • в части 2 было удалено задание на установление последовательности; изменено задание на анализ данных, приведенных в виде диаграммы или таблице: оно стало составным (наряду с традиционным заданием на извлечение информации появилось задание на интерпретацию информации, установление причинно-следственных связей); добавлено задание на умение различать в социальной информации факты и мнения; изменен порядок расположения заданий;

  • изменен уровень трудности задания С3 экзаменационной работы.


Основные результаты экзамена 2009 года1

В 2009 г. новая форма государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников основной школы была апробирована в 29 регионах РФ. Экзаменационную работу выполняли 47507 человек, что составило всего 4,4% всех выпускников основной школы 2009 года.

Процент выполнения всей работы расположен в интервале от 54% до 69%. Не справились с работой (получили отметку «2») – в среднем 5,4% экзаменуемых. Отметку «5» за выполнение работы получили 7,9% школьников, отметку « 3» и «4» соответственно 36,9% и 49,8%.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы позволяет сделать выводы о характере и степени овладения основными компонентами курса. Данные о выполнении заданий на воспроизведение и применение обществоведческих знаний, сравнение социальных объектов и процессов дают возможность выделить усваиваемые учащимися компоненты содержания учебного курса.

Так, большинство выпускников выполняют задания базового уровня сложности. Ими усвоены следующие содержательные элементы: «Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь», «Биологическое и социальное в человеке», «Сфера духовной культуры и ее особенности», «Экономика, ее роль в жизни общества», «Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов», «Экономические системы и собственность», «Социальная структура общества», «Социальные ценности и нормы», «Понятие и признаки государства, «Разделение властей», «Право, его роль в жизни общества и государства», «Норма права», «Понятие правоотношений», «Признаки и виды правонарушений», «Понятие и виды юридической ответственности», «Правоохранительные органы».

Вместе с тем вызывает тревогу тот факт, что около 30% школьников не знают назначение органов государственной власти (т.е. не знают, что парламент (в РФ - Федеральное Собрание) – орган законодательной власти, правительство – орган исполнительной власти).

Анализ выполнения заданий по одному содержательному элементу позволяет выявить различия в уровнях овладения различными способами познавательной деятельности. Так, учащиеся успешнее справляются с выбором признака понятия (социального явления), его конкретного проявления, чем с обобщением имеющихся данных, указанием понятия на основе приведенного определения.

Проиллюстрируем сказанное на примере понятия «факторы производства». Задание, требующее вычленить конкретные факторы производства, успешно выполняют 75%-80% экзаменуемых. В то же время лишь не многим более половины учеников правильно определяет, что «основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют факторами производства».

Подобные результаты можно наблюдать и при выполнении заданий по позициям «налоги, уплачиваемые гражданами», «понятие и признаки государства», «формы государства». Полученные результаты позволяют сделать вывод об уровне овладения выпускниками различными предметными умениями, мыслительными операциями, способами познавательной деятельности.

Наиболее успешно девятиклассники выполняют задания с выбором ответа, проверяющие умения:

    • распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания (средний процент выполнения заданий расположен в диапазоне от 63% (по содержательному блоку «Сфера политики и социального управления» до 78% (по содержательному блоку «Человек и общество, сфера духовной культуры»);

    • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества (средний процент выполнения от 63% (по сфере политики и социального управления) до 88% (по содержательному блоку «Социальные отношения»);

    • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук (средний процент выполнения – 57%-67%);

Экзаменуемые вполне успешно выполняют задания с кратким ответом, проверяющие умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Так, 80% девятиклассников правильно указали черты сходства и различия человека с животным, 75% – черты сходства и различия традиционного общества и индустриального. Экзаменуемые испытывали трудности при поиске общих черт и различий прямых и косвенных налогов (30% выполнения). Анализ результатов показывает, что девятиклассники, как правило, ошибаются, указывая, что невозвратность платежей является чертой различия.

Умение анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса, проверялось заданием на установление соответствия (средний процент выполнения 50%). Отметим, что почти три четверти экзаменуемых правильно соотнесли виды налогов с примерами; типы экономических систем с их признаками; такая же доля опрошенных не смогла установить правильное соответствие между формами государственного устройства и их признаками.

Задание, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (в виде диаграммы или таблицы), оказалось наиболее трудным среди заданий с кратким ответом (средний процент выполнения 38%).

Умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках требуется также для выполнения шести заданий с развернутым ответом. Каждое задание к тесту проверяет качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений.

Задание С1 требует умения составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Анализ результатов показал, что от 10% до 20% школьников не приступают к выполнению этого задания. Полный правильный ответ дают от 25% до 45% экзаменуемых. Эти данные свидетельствуют о низком уровне сформированности базовых умений (видение структуры текста, определение главной идеи каждой смысловой части, краткое и адекватное выражение этой идеи), необходимых для составления плана по прочитанному. Отметим, что составление плана входит в круг ключевых умений по целому блоку гуманитарных предметов.

Задание С2 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. В среднем 5% - 10% девятиклассников не пытаются выполнить это задание, из числа приступивших 60% - 80% полностью правильно выполняют задания этого типа. Задание С3 направлено на извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте. Как правило, 10% - 15% выпускников не пытаются выполнить это задание, 50%-60% приступивших успешно справляются лишь с первой частью задания – извлечением информации. Задание С4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. 20% - 40% экзаменуемых не приступает к выполнению этого задания и только 5% - 15% выполнявших задание дают полный правильный ответ и получают максимальный балл.

Данные результаты вполне объяснимы: деятельность на преобразующем уровне, предполагающая новый синтез уже имеющихся знаний и тех, что содержатся в источнике, является существенно более сложной, чем поиск в текстовом отрывке нужных сведений и их воспроизведение.

Задание-задача С5 проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др. Около 20% испытуемых даже не преступает к ее выполнению. Ответ 25%-40% выпускников оценивается максимальным баллом. Задание С6 высокого уровня предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует выхода за его пределы в более широкое содержательно-информационное пространство, из которого и будут почерпнуты аргументы. Как и при выполнении задания С4, 20% - 40% учащихся не приступает к выполнению этого задания. Лишь 10% - 20% выполнявших задание дают полный правильный ответ и получают максимальный балл.

Несмотря на относительно небольшую выборку участников экзамена по обществознанию в новой форме, результаты позволяют сделать следующие общие выводы:

  • содержание и уровень сложности экзаменационной работы нацелены на проверку основных содержательных компонентов курса, а также адекватны требованиям к обществоведческой подготовке, зафиксированным в регламентирующих документах;

  • экзаменационная работа по обществознанию в новой форме является действенным инструментом для дифференциации выпускников основной школы с различным уровнем подготовки;

  • в подготовке выпускников по обществознанию основной школы существуют определенные пробелы, которые должны стать предметом пристального внимания методистов и учителей.



Рекомендации по совершенствованию преподавания обществознания с учетом результатов экзамена 2009 года

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, проведение государственной (итоговой) аттестации в новой форме позволило выявить определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса обществознания основной школы. В их числе можно назвать: «Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство», «Деньги», «Заработная плата и стимулирование труда», «Органы государственной власти Российской Федерации», «Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних», «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина», «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов».

У учащихся вызывают затруднения задания, проверяющие умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках. Cредний процент выполнения заданий, направленных на анализ информации, представленной в виде диаграммы или таблицы составил 38%). Такие результаты, возможно, связаны с тем, что используемые в школах УМК по обществознанию не содержат необходимого количества заданий на анализ информации, представленной в графическом виде, следовательно, у выпускников основной школы просто нет возможности научиться выполнять такие задания. Подобные задания широко представлены в различных сборниках по подготовке к ГИА для выпускников 9-х классов и ЕГЭ (при определенной адаптации их можно использовать на уроках в основной школе). Главное же внимание следует уделить развитию фундаментального умения (компетенции) работать с социальной информацией, представленной в различном виде и в разных знаковых системах.

Можно предложить определенный алгоритм работы с массивами статистической информации, полученной в ходе социологических опросов:

— проанализировать сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

— прочитать легенду диаграммы, соотнести ее с соответст­вующими сегментами (столбцами);

— установить, сколько опрошенных выбрали каждый вари­ант ответа;

— в случае необходимости можно записать соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

Осуществление этих предварительных операций поможет выпускникам правильно выполнить задание В4. Выполняя второе задание к диаграмме (В5), школьники должны, прежде всего, определить, какие из предложенных выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации.

Как уже отмечалось, в экзаменационную работу включено новое задание на различение фактов и мнений. По сравнению с заданием в КИМ ЕГЭ, где необходимо выделить в приведенном текстовом отрывке положения, отражающие факты, и положения, выражающие оценки, задание несколько упрощено, поскольку само понятие «мнение» включает все оттенки субъективной позиции. Именно понимание различия между объективным (не зависимым от нас) явлением и субъективным, личностно окрашенным отношением к нему и лежит в основе такого различения. Для формирования необходимых в данном случае умений можно использовать любые тексты: фрагменты из учебника, материалов СМИ, специально сконструированные содержательные блоки.

Важно также организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста.

Каждое из шести заданий третьей части проверяет определенное умение на различном содержании об­ществоведческого курса. Наиболее трудные для выполнения задания (С1, С4, С6) следует рассмотреть более подробно.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оценивае­мые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).

Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует четкая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.

Особого внимания при обучении обществознанию в основной школе требует развитие умения составлять план фрагмента текста (С1). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. При этом формулировки заголовков-пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста).

При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана. План может быть простым, т.е. включающим название значительных частей текста, или сложным, включающим наряду с названием значительных частей текста и их смысловых компонентов. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика

Следует уделить внимание сформированности умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт выпускника для конкретизации положений текста (задание С4). «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Не теряет актуальности совершенствование методики формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение (С6), непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Заметим, что в подобном задании не может быть единственно верного ответа – согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются правильными. Объектом оценивания являются приведенные учащимся аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.

На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые задания должны предполагать различные виды деятельности учащихся (называть, характеризовать, определять, сравнивать и др.), а следовательно, и различные уровни ее сложности. Как показывает школьная практика, чем более разнообразные по форме и уровню сложности задания используются учителем в ходе текущей проверки знаний, тем увереннее чувствует себя учащийся на этапе итогового контроля. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2010 г. по обществознанию в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».


1 Анализ результатов проводился на основе обработки данных, полученных из базовых регионов РФ




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме)
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
В. С. Рохловым, к п н. Г. И. Лернером по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности»
Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconРезультаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х,...
В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconРегламен т по организации и проведению государственной (итоговой)...
Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconПриказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconВзаимоотношений
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconОбразовательная программа школьного факультативного образования,...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconПояснительная записка к образовательным программам
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconИнструкция №3 для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений,...
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconСанкт-петербургский военный институт внутренних войск мвд россии
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Методическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма элективного курса для 9 класса «Подготовка к государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск