Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии





НазваниеЛюблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии
страница1/6
Дата публикации14.08.2013
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЛЮБЛЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (СЛОВЕНИЯ)

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ. МИР В ЧЕЛОВЕКЕ:
актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии


Материалы
XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
(29–30 ноября 2012 г.)

Раздел III. Психологические исследования
Пермь 2012

УДК 159.9+1+316+32

ББК 87+88+60.5+66.0

Ч 38



Ч 38

Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых (29–30 ноября 2012 г.). Раздел III. Психологические исследования / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2012.


ISBN 978-5-7944-2022-7 
Сборник содержит материалы, представленные на XV Международной научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, ноябрь, 2012). Обсуждаются актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.

Предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов, работающих в смежных областях.

Проведение конференции и издание сборника осуществлено при поддержке Программы развития деятельности студенческих объединений ПГНИУ и проекта «Пермский открытый университет».
УДК 159.9+1+316+32

ББК 87+88+60.5+66.0
Издается по постановлению ученого совета философско-социологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета
Редакционная коллегия:
Н.И. Береснева, А.Ю. Внутских, В.Н. Железняк, А.А. Каменских,

А.Е. Кузнецов, Н.М. Мехрякова, С.В. Пономарева, С.А. Щебетенко


ISBN 978-5-7944-2022-7

© Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012

Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



УДК 155

ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
В.Д. Балин, О.П. Горбунова

Санкт-Петербургский
государственный университет

Свойства нервной системы рассматриваются со времен И.П. Павлова как физиологическое основание для индивидуально-психологических различий, а территорией, на которой традиционно происходило «совмещение» психофизиологических и психологических характеристик, было понятие «темперамент». Данный подход натолкнулся на ряд трудностей — в частности, связанных с ограниченностью методического аппарата и сложностью выделения самих свойств нервной системы. В данной работе предлагается рассматривать свойства нервной системы в более широком контексте, как способ индивидуальной адаптации организма к среде.
В своей статье 1991 г. В.М. Русалов обращается к проблеме создания единой концепции индивидуальности, включающей в себя как свойства нервной системы, так и другие ее «пласты» и характеристики и призывает рассматривать эту проблему в более широком контексте, понимая под биологическими факторами не только телесную, морфофункциональную организацию человека, но и, вслед за социобиологами, всю совокупность врожденных программ поведения. Однако развития этой темы не последовало.

В последнее время интерес к нейронаукам возрос и, кроме того, накоплены данные, позволяющие взглянуть по-новому на проблему свойств нервной системы. В данном сообщении предлагается связать понятие «свойства нервной системы» с понятиями, разрабатываемыми в этологии, правомерность и целесообразность которых не подлежит сомнениям.

Суть этологического подхода заключается в сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов поведения, в выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.

Действительно, свойства нервной системы по определению служат более эффективной адаптации индивида к среде: они позволяют выработать индивидуальный способ адаптации к окружающей среде. Для этого индивид «обыгрывает» свои конституциональные особенности.

В исследованиях, проведенных Е.А. Климовым с сотрудниками (Е.А. Климов, Л.А. Копытова, 1964) были получены данные, касающиеся связи силы нервной системы с индивидуальными особенностями трудовой деятельности наладчиков станков. Наладчики с «сильной» нервной системой чаще отходят от станков, проявляют меньше тревоги в ситуации простоя и успевают достаточно эффективно исправить ситуацию, в то время как стиль поведения «слабых» наладчиков заключается в постоянной контрольной и профилактической деятельности. Таким образом, индивиды с более слабой нервной системой компенсируют недостаток работоспособности и большую тревожностью направленностью поведения на опережение события; поведение индивидов со «слабой» нервной системой теснее связан с тем, что Л.В. Крушинский обозначил как «экстраполяционный рефлекс».

Для того, чтобы более полно и качественно учитывать поступающую информацию, необходимо развитие ассоциативных зон коры, что выражается в увеличении объема мозгового черепа. Действительно, в исследовании, проведенном К.И. Павловым (К.И. Павлов, 2011) на девушках 18–23 лет выяснилось, что более ювенильные девушки (обладающие признаками более позднего эволюционного развития — большей грацильностью тела и большим объемом мозгового черепа) демонстрируют лучшие показатели перцептивномоторных реакций, а также развития оперативной памяти, произвольного внимания и восприятия времени.

Все вышесказанное позволяет предположить, что сила нервной системы, стратегия реагирования на само событие, либо на его опережение, и уровень эволюционного развития можно рассматривать в совокупности.

В обследовании выборки из 30 испытуемых была выявлена отрицательная корреляция на достоверно значимом уровне (p < 0,01) между сагиттальной окружностью головы (показывающей степень развития ассоциативных зон коры) и силой нервной системы (в качестве показателя которой использовалась выраженность закона силы по В.Д. Небылицыну.

Понятия, используемые в этологии, хорошо согласуются с понятиями, предлагаемыми В.Д. Небылицыным.

1. Сила — резервуар специфической энергии действия (СЭД), необходимой для осуществления комплекса фиксированных действий (КФД). Силу нервной системы В.Д. Небылицын, вслед за И.П. Павловым, связывает с работоспособностью нервных клеток [3, с. 21]. В этологии существует понятие комплекса фиксированных действий (КФД), предложенное К. Лоренцем. Это понятие обозначает стереотипные сложные самоистощающиеся реакции, запускаемые простым, но высокоспецифичным стимулом. В гидравлической модели осуществления инстинктивного поведения К.Лоренца СЭД представлена водой, непрерывно текущей в резервуар. Отток воды регулируется клапаном, к которому крепится груз. Груз в данной модели символизирует раздражитель, вызывающий осуществление КФД. Чем интенсивнее раздражитель, тем больше он действует на клапан [1, с. 33]. Мы предлагаем рассматривать силу НС как резервуар СЭД, необходимой для осуществления КФД. В таком случае чувствительность НС, как связанное с силой нервной системы свойство, может отражаться в чувствительности клапана к нагрузке «весов», т.е., в той интенсивности стимула, которая нужна для того, чтобы началось осуществление КФД.

2. Динамичность — скорость выработки новой программы поведения. Следующее свойство нервной системы — динамичность — определяется В.Д. Небылицыным как скорость генерации нервного процесса [3, с. 21]. В значении скорости образования условной связи оно хорошо соотносится со скоростью научения, т.е., со скоростью выработки новой программы действия.

3. Подвижность — скорость «перебора» программ поведения и «примерки» их к ситуации. Подвижность в концепции В.Д. Небылицына — это легкость переделки значений условных раздражителей: положительного на отрицательный, и наоборот. Е.П. Ильин предлагает рассматривать подвижность как длительность последействия нервного процесса [2, с. 122]. Оно соотносится со скоростью «перебора» программ поведения и «примерки» их к ситуации. А.А. Ухтомский в начале XX в. писал, что животному необходимо «...по поводу новых и новых данных среды очень быстро перебрать свой арсенал прежних опытов» [5, с. 256]. Это также можно увидеть на примере такого понятия этологии, как мозаичная активность (понятие, предложенное Н. Тинбергеном [4]) — поведение, состоящее из нескольких незавершенных КФД (программ действия) в ситуации высокого уровня мотивации, но отсутствия готовой заранее к осуществлению программы поведения. В данном случае подвижность НС влияет на то, как быстро и сколько разнообразных программ поведения переберет индивид во время осуществления мозаичной активности.

4. Лабильность — скорость осуществления программы действия. Четвертое свойство НС — лабильность — обозначает быстроту возникновения и исчезновения нервных процессов, а также максимальную частоту генерации импульсов и усвоения приходящих извне импульсов (Ильин Е.П.) [2, с. 121]. В рамках этологического подхода ее можно рассматривать как быстроту осуществления программы действия, а также как способность к прекращению неподходящей (неадаптивной) программы действия.

Таким образом, предлагаемый новый подход к давно известной проблеме позволяет переинтерпретировать хорошо известные факты, накопленные предыдущими поколениями психофизиологов и предложить новые экспериментальные процедуры для получения новых данных.

Предлагаемый подход, безусловно, требует дальнейшей проработки, как со стороны этологии (уточнение связи явлений, изучаемых этологией, со свойствами нервной системы), так и со стороны дифференциальной психологии (некоторые свойства нервной системы рассматриваются как спорные — например, сила торможения), и необходимо тщательное рассмотрение правомерности выделения каждого из свойств. При тщательном анализе как понятий этологии, так и самих свойств нервной системы будет возможен вполне плодотворный, на наш взгляд, синтез этих областей знания, который позволит получить новые, полезные для развития дифференциальной психологии данные.
Библиографический список

  1. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб: Питер, 2003.

  3. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1965.

  4. Этологический словарь. URL: http://ethology.ru/ (дата обращения 10.10.2012)

  5. Ухтомский А.А. Доминанта. М.–Л.: Наука, 1966


ETHOLOGICAL APPROACH TO THE PRIBLEM
OF PROPERTIES OF NERVOUS SYSTEM

V.D. Balin, O.P. Gorbunova

Saint-Petersburg State University
Properties of the nervous system are considered since I.P. Pavlov as a physiological basis for individual psychological differences, and the territory in which traditionally psycho-physiological and psychological characteristics were compared was the notion of «temperament». This approach has encountered a number of difficulties — in particular those related to the limited methodological apparatus and complexity of isolation of the properties of nervous system itself. In this paper we propose to consider the properties of nervous system in a broader context, as a way of self-adaptation to the environment.

УДК 159.922.6

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРИВЫЧНО-БЫТОВОЙ ГИПОКИНЕЗИИ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.В. Беляева

Тюменский государственный университет
Статья посвящена актуальной проблеме распространения привычно-бытовой гипокинезии среди детей младшего школьного возраста. В статье приведены результаты тестирования младших школьников на предмет причин возникновения привычно-бытовой гипокинезии и сделаны соответствующие выводы о возможностях ее предотвращения.
Тема физического воспитания и развития детей, являющаяся актуальной во все времена, сегодня остается не менее важной. C каждым годом увеличивается количество детей подверженных гипокинезии — пониженной двигательной активности. Что в свою очередь является одной из главных причин повышенной детской заболеваемости, так как в ряде случаев ведет к серьезным отрицательным морфофункциональным изменениям организма. Особенно остро проблема правильного физического воспитания ребенка стоит в дошкольных учреждениях и учреждениях начального образования. Младший школьный возраст характеризуется усиленным развитием скелетной и мышечной тканей. Мускулатура все еще (в частности, мышцы спины и брюшного пресса) относительно слаба. Прочность опорного аппарата также невелика. Дети владеют всеми видами естественных движений, проявляют большую двигательную активность, но довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Это связано и с несовершенством нервных механизмов регуляции движений, из-за чего их движения недостаточно легки, экономны, сопровождаются повышенным расходом энергии. Вот почему физическую нагрузку младших школьников необходимо строго регулировать и ограничивать [1].

Всем известно негативное влияние привычно-бытовой гипокинезии на организм ребенка. Чрезмерное увлечение компьютерными играми, длительное времяпровождения у экранов телевизора сказывается на физическом здоровье младших школьников. Но мало кто задумывается о социальной и личностной деформации. Проблема интернет-зависимости, раньше касающаяся детей среднего и старшего звена, теперь стала проблемой и детей младшего школьного возраста.

Исследованиями влияния привычно-бытовой гипокинезии на личность ребенка подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи XX и XXI вв. В наши же дни эта проблема стала более «молодой». Дети уже в возрасте 8–9 лет проводят свой досуг не на детских площадках, а общаясь в социальных сетях и играя в компьютерные игры. Для того чтобы нейтрализовать, сложившуюся в современных условиях развития информационных технологий проблему, необходимо знать ее причины.

Проблема нашего исследования заключается в том, что недостаточно изучены причинно-следственные связи возникновения привычно-бытовой гипокинезии младших школьников.

Объектом исследования является процесс возникновения привычно-бытовой гипокинезии младших школьников.

Предметом исследования является причины возникновения привычно-бытовой гипокинезии

Цель исследования — установить причины возникновения привычно-бытовой гипокинезии младших школьников.

Гипотеза исследования: Так как дети в младшем школьном возрасте привязаны к семье, выбор младшего школьника компьютера и телевизора в качестве хобби в большой степени обусловлен позицией родителей. 

База исследования: МОУ: СОШ п. Сибирский Ханты — Мансийского района Тюменской области. В исследовании приняли участие 29 учащихся 1, 2, 3 и 4 классов в возрасте от 7 до 10 лет.

Для достижения цели нашего исследования был составлен тест из 30 вопросов, которые были разделены на 3 блока. Первый блок включал в себя 10 вопросов о предпочитаемых видах досуга. Второй блок состоял также из 10 вопросов о предпочитаемых видах досуга близкого окружения ребенка. Третий блок состоял из 10 вопросов, направленных на выявление творческого потенциала каждого (желания и возможности заниматься тем или иным видом деятельности). Также каждый из блоков включал в себя ряд открытых вопросов.

Результаты тестирования показали, что 35% детей в свободное от учебы время общаются в социальных сетях («Вконтакте» — 56%, ICQ — 23%, другие социальные сети — 21%). Остальные дети отдают предпочтение компьютерным играм (27 %), просмотру телевизора (50%), времяпровождению с друзьями (40%) и лишь 25% выделяют свое время творчеству(лепка, рисование и т.д.).

Из ответов на вопросы второго блока мы узнали, что у большинства детей (83%) родители проводят время в социальных сетях, перед экранами телевизоров(100%), играют в компьютерные игры (86% — в основном отцы) и практически весь день находятся на работе(92%), выделяют время на совместное времяпровождения с детьми (37%).

Ответы на вопросы на выявление творческого потенциала детей показали, что 56% детей могут и хотели бы заниматься танцами, 10% хотели бы петь и посещать кружок кройки и шитья, 40% хотели бы заниматься футболом и лишь 5% не хотели бы никак разнообразить их досуг.

Из результатов исследования можно сделать вывод, что практически все дети имеют творческий потенциал, но не могут его развить в связи незаинтересованностью в этом их родителей и педагогов. Родители в свою очередь ввиду собственной занятости мало проводят времени со своими детьми, а свободное время посвящают компьютерным играм, просмотрю телевизора и общению в социальных сетях. Подавая тем самым пример своим детям. Таким образом, гипотеза о том, что выбор младшего школьника компьютера и телевизора в качестве хобби в большой степени обусловлен позицией родителей, подтвердилась.

Ввиду, выяснившихся в процессе исследования факторов, влияющих на возникновение привычно-бытовой гипокинезии младших школьников, мы с уверенностью можем сказать, что у истоков проблемы стоит неправильное физическое воспитание, а чаще всего и полное его игнорирование школой и членами семьи ребенка. Этот факт негативно влияет на моральные и эстетические качества младшего школьника не только как личности, но и как гражданина своей страны. То есть, создание условий для осуществления физического воспитания младших школьников, важно не только на уровне микросоциума, но и на уровне государства. Последующая разработка нашего исследования поможет предотвратить дальнейшее распространение привычно-бытовой гипокинезии среди младших школьников и оптимизировать процесс физического воспитания в учреждениях дошкольного и начального образования.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconкогнитивные стили и процесс творческого мышления
Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии,...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconОсновные черты коммерческого банка как социального института
Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии,...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconСекция 1 Общественные науки в современном мире: актуальные вопросы...
Победители XVI всероссийской студенческой научной конференции «От творческого поиска к профессиональному становлению»
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconМурманский государственный гуманитарный университет актуальные проблемы психологии в образовании
Рецензенты: А. В. Прялухина, канд психол наук, доцент, зав кафедрой социальной работы, психологии и социального права Российского...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconМетодические рекомендации по курсу «социология спорта» Структура дисциплины
Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории,...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconМетодические рекомендации по курсу «социология спорта» Структура дисциплины
Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории,...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconЛ. Г. Егорова актуальные проблемы информационного общества казань 2008
Актуальные проблемы информационного общества: Программа дисциплины и темы дискуссий для студентов отделений и факультетов социологии,...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconЗачёт по социологии и политологии
Международные отношения в современном мире. Тенденции развития международных отношений
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconГоу впо «Иркутский государственный университет» четвертые университетскиЕ социально-гуманитарныЕ
В издании представлены работы по истории, географии, философии, лингвистике, юриспруденции, политологии, педагогике, социологии,...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Спб: Питер, 2007
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconРабочая программа по курсу: «Актуальные проблемы обществознания:...
Программа по курсу «Актуальные проблемы обществознания» составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconОб открытом конкурсе научных и творческих Работ среди студентов и...
...
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии icon«утверждаю» Декан факультета политологии мгу имени М. В. Ломоносова
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы политической глобалистики»
Люблянский университет (словения) человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии iconРеферат по философии на тему «Философские проблемы фантастики»
Но к этой негативной причине прибавляется позитивная. Человек стремится… создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск