Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г





Скачать 422.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г
страница1/3
Дата публикации15.03.2015
Размер422.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3


АСТРАХАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия







АСТРАХАНЬ 2011г

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»


Принцип 9 Декларации прав ребенка
(20 ноября 1959 года)

Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания». Однако, международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения  с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.


Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Заметим, что подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая воскресение. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состояние ребенка и как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшем его развитие и социальную адаптацию.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие (эмоционально дурное обращение), отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Основные параметры определения насилия.


Тяжесть воздействия. Акты жестокого обращения могут заметно отличаться друг от друга по тяжести последствий. Тяжелые физические травмы, полученные ребенком даже однократно, являются показанием для отнесения этого случая к жестокому обращению. Однако неверно говорить об отсутствии  жестокого обращения, в случаях, когда ребенок не получает  значительных физических травм, так как необходимо принимать во внимание не только последствия для физического здоровья, но и психологические факторы, а также условия для нормального развития ребенка.

Частота и длительность воздействий. Частота и длительность воздействий является важным показателем при оценке случаев жестокого обращения. Например, регулярные, хотя и не приводящие к серьезным травмам, избиения ремнем за двойки в школе могут нанести существенный ущерб эмоциональной сфере ребенка, негативно влиять на его самооценку, отношения со сверстниками, учителями, родителями.

Возраст и уровень развития ребенка. Возраст ребенка и уровень его развития является ключевым при оценке отнесения случая к жестокому обращению и его опасности.

Этнические и культурные нормы и традиции. Существуют значительные национальные, культурные и религиозные различия в традициях воспитания детей. Эти различия могут касаться приемлемости физических наказаний, обучения, обращения за отдельными видами медицинской помощи и т.п. При оценке случая необходимо учитывать эти различия, однако действия, опасные для жизни ребенка в любых культурах расцениваются как жестокое обращение.
Физическое насилие

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.


Физическое насилие включает в себя:

  • Нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений

  • Применение регулярных физических наказаний

  • Намеренное лишение ребенка пищи

  • Употребление ребенком алкоголя или наркотических веществ (с согласия или по принуждению родителей)

  • Синдром тряски младенца

Выявление физического насилия

Первые выводы делаются на основе:

  • оценки опасности полученных физических травм

  • рассказа ребенка

  • оценки его психического и эмоционального состояния

  • реакции родителей на происшедшее

  • свидетельств людей, сталкивающихся с ребенком (родственники, учителя, врачи, соседи)


Возможные признаки того,

что ребенок подвергается физическому насилию

1) Поведенческие и психологические индикаторы:

  • у ребенка может быть задержка развития,

  • ребенок может быть вялым, подавленным, испуганным, малоподвижным,

  • ребенок вздрагивает от приближения взрослого, резких движений,

  • ребенок может демонстрировать высокую общую тревожность,

  • дети могут становиться агрессивными, ломать игрушки, бить их, воспроизводить какие-либо другие агрессивные действия,

  • дети могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными,

  • дети могут избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками,

  • ребенок может испытывать страх физического контакта,

  • дети могут бояться ходить в школу, детское учреждение, кружок

  • у ребенка может быть боязнь плохих оценок, не желание возвращаться домой из школы,

  • у ребенка может проявляться тревога, когда плачут другие дети,

  • ребенок может страдать энурезом, энкопрезом

  • у ребенка могут быть нервные тики, сосание пальцев, раскачивание.


2) Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

  • разные по времени возникновения;

  • в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

  • непонятного происхождения;

  • имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

  • топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

  • следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:

  • возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

  • у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Индикаторы физического насилия над детьми

со стороны родителей

  1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью

  2. Родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся

  3. История, рассказанная родителями, несовместима с физическими травмами

  4. Получение повторных подозрительных травм, имеются следы травм различной давности

  5. Родители переносят ответственность за травму на других лиц

  6. Родители обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений

  7. Родители не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре,

  8. У родителей отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь)

  9. Ребенок многократно помещался в различные учреждения для лечения травм

  10. Ребенок обвиняет родителей или опекуна в нанесении повреждений

  11. Родители в детстве подвергались насилию

  12. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные ожидания в адрес ребенка


Пренебрежение нуждами ребенка
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Признаки пренебрежения нуждами у детей

У детей отсутствие заботы чаще всего проявляется во внешнем виде и в поведении. Можно предполагать, что ребенок находится в ситуации пренебрежения нуждами, если он:

  • Не растет, не набирает подходящего веса в соответствии с возрастом или теряет вес;

  • Носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную; или одет не по погоде (например, зимой ходит в летней одежде);

  • Всегда голоден, просит, крадет или запасает еду (например, при отсутствии организованного в школе питания приходит без завтрака);

  • Часто выглядит вялым, уставшим, невыспавшимся, ослабленным;

  • Часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции;

  • Выглядит запущенным, немытым, от него плохо пахнет;

  • Выглядит истощенным или опухшим, что указывает на недостаточность питания;

  • Не проходил медицинского осмотра, имеет нелеченные или инфицированные раны, нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние характерных заболеваний (педикулез, дистрофия и т.п.);

  • Не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

  • Часто имеет отклонения в поведении;

  • При расспросе говорит о том, что у него нет дома или о нем никто не заботится.


Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей

О пренебрежении нуждами ребенка могут свидетельствовать следующие признаки в поведении родителей, хотя ни один из них сам по себе нельзя рассматривать как факт доказательства плохого обращения:

  • Проявляет равнодушие и безразличие по отношению к ребенку;

  • Выглядит апатичным или депрессивным;

  • Проявляет странности в поведении или ведет себя иррациональным образом;

  • Злоупотребляет алкоголем или наркотиками;

  • Отрицает наличие проблем или обвиняет ребенка;

  • Считает ребенка испорченным, рассматривает как обузу для себя;

  • Видит в ребенке в первую очередь средство удовлетворения своих собственных потребностей.

В случае обнаружения признаков возможного пренебрежения нуждами ребенка необходимо оценить уровень риска причинения вреда жизни и здоровью ребенка (Приложение 1).

Психологическое насилие
Психологическое или эмоциональное насилие - неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, «обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающее неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения» (Всемирная организация здравоохранения, 2003)

Психологическое насилие представляет собой, как правило, не отдельные действия и не серию их, а характер отношения к ребенку со стороны родителя или лица, его заменяющего, а также другого значимого лица, от которого ребенок зависит, например, воспитателя, учителя.

В семье и школе психологическое (эмоциональное) насилие чаще всего проявляется следующим образом:

Семья:

  • постоянная критика, обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

  • принижение его успехов, унижение его достоинства;

  • отвержение ребенка;

  • игнорирование потребностей ребенка, длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

  • длительное прерывание контакта с ребенком, принуждение к одиночеству;

  • нарушение личных границ;

  • манипулирование ребенком

  • повышенные ожидания

  • искажение социальных навыков

  • запугивание ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

Школа:

  • Привычное занижение оценок

  • Игнорирование успехов ребенка

  • Публичные негативные оценки ребенка

  • Обобщение любых поступков на личность ребенка

  • Негативная оценка родителей ребенка


Последствия психологического насилия

  • потеря доверия, разрушение отношений привязанности между взрослыми и ребенком;

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

  • нарушение самоконцепции ребенка, заниженная или неустойчивая самооценка;

  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

  • уступчивость, податливость;

  • ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Дети, переживающие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными и ненужными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным, оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым, они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе.

Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли и т.п.- это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие.

Сексуальное насилие
Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Основные виды сексуальные злоупотребления

по отношению к детям


  1. Сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;

  2. Подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;

  3. Эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.


Последствия сексуальных посягательств зависят от возраста ребенка, ситуации насилия, поддержки окружения, а также от получения им психологической и медицинской помощи
Последствия сексуального насилия.

  • ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

  • может жаловаться на физическое нездоровье;

  • девочка может забеременеть;

  • ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

  • скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

  • нарушения общения (прежде всего с противоположным полом);

  • низкая самооценка ребенка.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconРеферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: «Вопросы...
Психологические формы жестокого обращения в семье с детьми младшего школьного возраста
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconЗаконодательство
Дети не для насилия. Сайт Общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми. Странички для детей, родителей,...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации по реализации программ повышения квалификации...
Фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconРешение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,...
В ярославской области по состоянию на 1 января 2011 года проживает 211 051 несовершеннолетний, 137 тысяч семей с несовершеннолетними...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconЦымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия
Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Своевременное выявление фактов жестокого обращения с детьми, неблагополучных семей
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconДоклад о соблюдении прав и интересов ребенка на территории Омской...
Охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения основными потребностями,...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной)...
Методические рекомендации по осуществлению поиска информации в интернет-источниках 21
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации по организации и проведению мероприятий...
...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации для проведения педагогических советов по...
Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconЖестокое обращение с детьми — порочный круг насилия
Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями....
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу
Памятка автору : методические рекомендации для тех, кто хочет качественно и быстро издать книгу / Сост. И. В. Иванова, С. Н. Лычагина....
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилия астрахань 2011г iconМетодические рекомендации по осуществлению текущего самостоятельного и итогового контроля
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск