Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 284.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации25.02.2014
Размер284.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Актуальность проблемы соблюдения прав детей

в семье и ДОУ
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.

Актуальность правового воспитания в однозначна: общество нуждается в социально зрелых свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм исключающих нарушение прав, достоинств детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями. Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы. Детство - одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности. У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним.

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности. Неадекватные проявления взрослых по отношению к детям встречаются как в семьях, так и на практике в ДОУ.

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ, привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги должны формировать у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

- улучшение семейного микроклимата;

- формирование положительных взаимоотношений в семье;

- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.


Профилактическая работа по соблюдению прав ребенка на защиту и помощь

Очевидно, что в настоящее время «нормативная» и реальная системы обеспечения прав детей существенно различаются.

С одной стороны, эти различия вызваны социально-экономическими трудностями, которые в настоящее время переживает Россия, а с другой — рядом серьезных недостатков в работе с детьми, связанных с институтом семьи. При этом в защите нуждаются как дети, семьи которых испытывают материальные трудности, так и дети из обеспеченных семей.

Нарушение прав детей связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Вместе с тем остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач, а также их нежелание и неумение устанавливать контакты с родителями и взаимодействовать с ними по вопросам, связанным с соблюдением прав ребенка. По ряду таких вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников дошкольного образовательного учреждения, работа с родителями ведется формально.

Очевидно, что решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Назовем основные ее направления.

Во-первых, необходимо формирование ценностей ориентации педагога. Убежденность в том, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье не является не дополнительной нагрузкой в его работе с детьми, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во-вторых, нужно проводить работу по повышению правовой и педагогической культуры. Для этого необходимы методические рекомендации по взаимодействию с родителями и практические материалы (в виде анкет, памяток и др.) для решения конкретных задач.

Очевидно, что в сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения: руководитель ДОУ (заведующей), старший воспитатель, психолог и педагог. Их функции сводятся к следующему.

Заведующий выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива. Осуществляет взаимодействие со школой по вопросам организации передачи тех детей, которые подвергались или подвергаются жестокому обращению со стороны родителей или других взрослых. Проводит специальную работу по осведомленности общества в вопросах защиты прав детей с использованием средств массовой информации.

Старший воспитатель способствует появлению и становлению у педагогов ценностной мотивации. Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями, осуществляет подбор литературы для самообразования, учит педагогов оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Создает условия для обмена и распространения опыта воспитателей. Участвует в заседаниях методических объединений, в создании банка общественных данных о жестоком обращении с детьми.

Педагог - психолог — организатор и непосредственный участник в работе по защите прав детей. Он проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных. Осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Обучает педагогов.

Педагог — главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит как соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, так и защита детей от жестокого обращения в семье. Осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Ориентирует, просвещает, а в случае необходимости и контролирует родителей.

Очевидно, что эффективность работы по защите прав детей в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от умения заведующей и методиста организовать эту работу, наполнить ее определенным содержанием, распределить обязанности между всеми исполнителями, обеспечить согласованность их действий и соответствующий контроль.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия является столь важным и значимым, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие и потоке множества дел.

К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит не только в том, чтобы провести эту работу и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Если педагогу не удалось установить партнерских отношений с семьей ребенка, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга, то в работе по одному, даже очень хорошо методически подготовленному, вопросу не удается добиться нужного результата. Именно поэтому, когда речь идет об очень сложном, деликатном вопросе — защите ребенка от всех форм насилия, необходима система работы с родителями, в рамках которой на фоне общего взаимодействия и сотрудничества становится возможным проведение профилактической, диагностической и коррекционной деятельности по данному направлению.

Правовые документы, защищающие детей

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

Анализ текста Конвенции позволил ученым установить, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, из них были выделены права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения образования. К ним относятся:

ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

ст. 6 — предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духов­ного, нравственного и социального развития;

ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106—136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

ст. 150—157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:

ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;

ст. 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».
Семейный кодекс РФ:

ст. 54 — утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа Опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст. 69 — предусматривает меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
Закон РФ «О защите прав детей»:

ст. 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещено».

Мастер - класс для педагогов ДОУ

« Каждый ребенок - есть однажды случившееся чудо»

Э. В. Ильенков
Цель: формирование компетентности педагогов через активные формы работы.

Задачи:

- формировать представление о новых формах проведения родительских собраний;

- развивать личностную и познавательную рефлексию, потребность в познании, самопознании и творческую активность;

- популязировать социально-психологические знания среди педагогов.

Материальное обеспечение: пластилин, доски и инструменты для лепки (стеки, шпатели).
Ход мастер-класса

Ведущий

Появление на свет, первые шаги, произнесенное «мама».

Наша память бережно хранит эти минуты счастья.

Моя работа предполагает встречу и с такими родителями, которые, к сожалению, забыли эти волшебные мгновения. И моя задача, как педагога, вернуть родителям это утраченное ощущение чуда.

Тогда я вспоминаю одну загадочную историю.

Гончар сидел на табуретке и уныло смотрел на осколки любимой кружки. Кому, как не ему, знать, что кружки разбиваются? И гончар, вздохнув, стал сметать осколки.

Потом он сел и задумался. Говорят, что кружки, как и всякая посуда, бьется к счастью. Но никакого счастья гончар не испытывал. С этим определенно надо было что-то делать. Через пару дней он нечаянно уснул и во сне придумал, как исправить эту большую несправедливость с битой посудой. Проснувшись, он первым делом полез на чердак и долго громыхал там всяким старым хламом, чихая от пыли. А потом спустился, держа в руках старую шкатулку со своими детскими «богатствами». Он внимательно рассмотрел находящиеся в ней предметы, нашел много всего интересного, вспомнил детство. А потом раскрутил свой гончарный круг взял глину и начал лепить. И в каждый кувшин, кружку, вазочку или горшочек он старательно упрятывал какое-то из детских сокровищ: монетку с дыркой, цветной камешек, стеклянную бусину или обкатанное морем стеклышко, перламутровую ракушку...

Люди в его деревне на самом деле больше не сильно расстраивались, разбив глиняную посудину. Ведь среди осколков всегда находилось что-нибудь интересное. А гончар всё лепил свои горшки и кружки, запекая в них не только монетки, но и грибные дожди, хорошие сны, нечаянные удачи, запах свежескошенной травы, аромат цветов…. Говорят, в особо понравившийся ему горшок он запек даже упавшую с неба звездочку.

Так что если у вас разобьется любимая кружка, посмотрите внимательно в осколках и там обязательно найдется что-то хорошее. Недаром в народе говорят, что посуда бьется к счастью.
Ведущий обращается к участникам

Можно ли сказать, что гончар совершил чудо?

Ведущий

Да! Он вернул людям веру в то, что безвыходных ситуаций не бывает.

Иногда родители в воспитании своих детей заходят в тупик, им кажется, что дети не оправдывают их ожидания, эгоистичны. Чтобы восстановить утраченную гармонию в семье, необходимо родителям снова ощутить себя детьми. Давайте и мы попробуем вернуться в детство.

Я предлагаю каждому из вас стать волшебником и совершить чудо…. Гончарного круга нет. Но есть наши волшебные пальчики, которые могут превратить простой пластилин в горшочек, кружку, вазочку.
Ведущий предлагает выполнить задание

Возьмите пластилин и начинайте лепить. Но помните обязательное условие – чтобы ваше творение приобрело волшебную силу, в него надо вложить ваши самые светлые детские воспоминания: ласковые слова, которые говорила вам мама, папа или бабушка с дедушкой, самый веселый праздник, минуты счастья, радужные мечты, любимые игрушки, неожиданные подарки. …

Практическая работа

(Звучит музыка) Ведущий подходит к участникам, задавая вопросы: «А что интересное вы вложили в свое изделие? Что вы лепите? Какие добрые мысли, чувства сделают ваше изделие волшебным? А что сделает ваш кувшинчик волшебным? Почему ваша кружка может осчастливить кого-нибудь? Кому бы вы хотели подарить свою вазу? и т.д.»

Какие замечательные получись сосуды, наполненные самым лучшим и сокровенным. Возьмите их с собой, поставьте дома на видное место, когда вы будете на них смотреть, вспомните и расскажите вашим детям о том, что вложили в свои поделки. Эти изделия неповторимы, уникальны, как и наши с вами дети, которые и есть однажды случившиеся чудо.


Каталог статей для педагогов ДОУ из периодических изданий на тему:

«Правовое воспитание дошкольников»
-Богданова С.А. «Твои права». Программа правового воспитания детей в подготовительной группе // Дошкольная педагогика. - 2007. - №6. - С.15-20.

Содержание программы, развивающие игры, конспект занятия «10 декабря - День прав человека».
-Борисова О. Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2002 .- №4. - С. 77-79.

Из опыта работы г. Волгограда: план методической работы, план работы с родителями.
-Будякова Т. О праве ребенка на честь и достоинство // Дошкольное воспитание. – 2004 .- С. 19-20.

Исследование сюжетов, которые могут стать причиной моральной травмы ребенка, запечатленного на фотографии в дошкольном возрасте (мальчик в одежде девочки, ребенок, сидящий на горшке, ребенок со спиртным в руке и т. д.).
-Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. - 2007. - №3.- С. 34-36.

План работы по охране прав детства, план работы клуба «Правознайка».
-Данилова И.В. Правовое образование дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2011. - №9.- С.16-20.

История становления законодательства о правах ребенка. Занятие «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка».
-Доронова Т.Н. Совет педагогов. // Ребенок в детском саду. - 2003. - №4 .- С. 23-27; №5. - С. 26-30.

Тема педсовета: «Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».
-Егорьева О.В. Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания // Дошкольная педагогика. - 2005 . - №5. - С. 23-25.

Из опыта работы ДОУ г. Санкт- Петербург.
-Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами // Ребенок в детском саду. - 2008. - №3. – С. 44-45.

Планы занятий и фрагмент родительского собрания.
-Нагорная Е.Н. Охрана прав ребенка // Ребенок в детском саду. - 2005. - №4.- С. 21-28; №5. - С. 26-34; №6. - С. 23-29.

Историческая справка о Конвенции, перспективное планирование работы ДОУ по охране прав ребенка, формы и методы работы с участниками педагогического процесса, рекомендации родителям.
-Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2010. - №5. - С. 22-26.

В статье представлена модель рабочей программы, программа работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка, а также занятие по теме «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице».
-Пузырникова Г.В. Права ребенка // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. – С. 62-63.

Страничка истории.
-Пыжьянова Л.Г. Как защитить детей? Права ребенка. // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3.- С. 64-67; №4. - С. 52-58; №5. - С. 46-48
-Сапогов В.М. Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников // Дошкольная педагогика.- 2008. - №7.- С. 46-48.

Сценарии мероприятий, конспекты занятий по правовому воспитанию дошкольников
-Борисова О. Правовое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2002. - №5. - С. 82-84.

Примерные конспекты занятий «Вместе жить и работать», «Все мы разные, но мы все равны».
-Кочергина В. Правовое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - №6.- С. 2-5.

Конспект занятия по теме «О «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребенка».
-Нагорная Е.Н. Охрана прав ребенка // Ребенок в детском саду. - 2006. - №1. - С. 15-18.

Примерные конспекты занятий «Дружная семейка», «Каждый человек имеет право на имя».
-Носова, Г.М. Воспитываем граждан России / Г.М. Носова, И.Ю. Папина, Н.М. Малыгина // Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 30-35.

Игровые занятия «Основы избирательного права», «Выборы в Цветочном городе», «Выборы правителя Страны детства».
-Осинкина О.Л. Конспекты занятия по правовому воспитанию старших дошкольников / О.Л. Осинкина, Е.Н. Гринченко, Т.И. Васюхина // Дошкольная педагогика. - 2011. - №5. - С. 27-31.

Занятия «Ваши права, дети» и «Мы тоже имеем права».
-Петрова О. Практикум по правовому воспитанию // Ребенок в детском саду. - 2002. - №4. – С. 80-84.

Дидактические игры.
-Симоненко О.С. Право есть и у меня // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - №11. - С. 30-32.

Литературная беседа-игра для детей 4-7 лет.
-Права ребенка (семейные проекты) / И.И. Фарафонова [и др.] // Ребенок в детском саду. - №3. – С. 39-43.

Сценарий общего родительского собрания «Дети о своих правах».
-Царенко Л. «Мы тоже имеем права» // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. - С. 42-46.

Сценарий по страницам Конвенции о правах ребенка.
-Цветкова Н. В. «Я имею право» // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - №10. - С. 43-48.

Литературный час по правовым вопросам.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск