Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/12
Дата публикации20.06.2013
Размер1.67 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное

автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В Г. ТАГАНРОГЕ

Правоведение

Учебное пособие

Таганрог 2011
ББК 67я73

Земченков Н.Ф., Макаренко С.Н. Правоведение: Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением / Под ред. М.А. Костенко. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 148 с.

В учебнике рассмотрен круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Правоведение» в ходе лекций и семинарских занятий с учетом требований Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Материал обеспечивает студентам оперативный доступ к основным положениям предлагаемого курса. Представлена система права и важнейшие положения отраслей права. Предлагаются планы практических заданий и вопросы для самопроверки знаний к каждой теме курса, по каждому из модулей и итоговый тест для проверки знаний за весь курс. Данное учебное пособие предназначено студентам инженерных специальностей всех форм обучения для самостоятельной интерактивной подготовки к занятиям и итоговой аттестации.


Рецензенты:

© ТТИ ЮФУ, 2011

© Земченков Н.Ф., 2011

Макаренко С.Н., 2011

Цели и задачи курса
Задачи курса: изучение курса «Правоведение» студентами неюридических специальностей призвано способствовать формированию у будущих инженеров правового сознания, а также приобретению ими необходимых знаний для применения их в своей профессиональной деятельности в условиях новых экономических и политических реалий российской действительности. В ходе изучения данного курса студенты получают необходимый минимум знаний по основным отраслям российского законодательства в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Цели курса:

- способствовать формированию устойчивых знаний в области права;

- развивать уровень правосознания и правовой культуры студентов;

- развивать способности восприятия и анализа нормативно-правовых актов, в том числе для применения этих знаний в своей профессиональной деятельности;

- формировать и укреплять навыки практического применения норм права.
Государственный образовательный стандарт
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Содержание курса
Тема 1. Основные положения теории государства и права
1. Сущность государства, его признаки и функции. Механизм государства. Форма государства.
Государство – это всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Как социально-политическое образование, государство характеризуется рядом признаков.

Признаки государства:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

7. Существование системы взимания налогов.

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства – это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. Принятие законов и контроль за их соблюдением.

2. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция).

4. Осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля).

5. Обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка).

6. Оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция).

7. Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1. Осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений.

2. Заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества.

3. Обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет.

4. Определение статуса государственной границы и ее защита.

Механизм государства – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов.

По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы:

1. Органы законодательной власти.

2. Органы исполнительной власти.

3. Органы судебной власти.

Согласно Конституции РФ, представительным законодательным органом в Российской Федерации является Федеральное Собрание – двухпалатный парламент (Совет Федерации и Государственная Дума).

К органам исполнительной власти относятся:

1. Правительство. Это высший государственный орган исполнительной власти. Он непосредственно осуществляет управление страной. В Российской Федерации Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

2. Министерства и ведомства. Это исполнительные органы государства, которые формируются Правительством, исходя из конкретных задач в отдельных сферах общественной жизни.

Органы судебной власти – это органы государства, разрешающие различные имущественные и иные споры, а также контролирующие исполнение законов и определяющие меру наказания за исполнение законов.

Систему судебных органов в Российской Федерации составляют:

а) Конституционный Суд РФ (не имеет звеньев);

б) суды общей юрисдикции (имеют три звена);

в) арбитражные суды (имеют три звена).

Первым звеном общей юрисдикции являются городские (районные) суды. Вторым звеном общих судов являются областные (краевые) суды, а также Верховные Суды республик в составе РФ. Третьим звеном является Верховный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ имеет право осуществлять проверку законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправлять допущенные ими ошибки. Верховный суд РФ может давать разъяснения по вопросам применения законодательства в судебной практике.

Форма государства – это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия это такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную или дуалистическую) и конституционную (парламентарную).

Республика это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские и президентские.

Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
2. Сущность права, его признаки и функции. Соотношение права и морали
Право – одно из самых сложных общественных явлений. Можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона.

Объективное право – это общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Правоэто материально обусловленная и взведенная в закон воля народа, которая находит свое прямое воплощение как в системе юридически норм, так и в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правительство, президент).

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности.

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения.

4. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на ряд подфункций, которые можно представить в следующем виде:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, с ведением коммерческой и предпринимательской деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (юридическая регистрация партий, общественных объединений, законодательная регламентация и контроль избирательных кампаний, референдумов ит.д.).

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности. Это относится к сфере субъективного права. Данная функция непосредственно связана с формированием правового сознания личности.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.

Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами или установками. В этой связи возникает вопрос о соотношении права и морали.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль представляют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от определенных действий.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия как нормам права, так и нормам морали определяет общество и государство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право – это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль – это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

3. Право и мораль не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль не совпадают по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не совпадают по содержанию. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным, и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным.
3. Нормы права, их структура, виды и способы изложения
Норма права – это государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Структура нормы права – это ее составные части. Составные части нормы права определены следующими терминами: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – часть правовой нормы, содержащая описания жизненных ситуаций, при которых эта норма применяется.

Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права в жизненных ситуациях, указанных в гипотезе.

Санкция часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.

Виды норм права определяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:

1.  Диспозитивные (разрешающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться.

2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определенного поведения.

3. Запрещающие, т.е. устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействий.

4. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Виды нормативно-правовых актов:

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Виды законов:

1. Основные – Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законызаконы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему.

3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства.

4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Российской Федерации и действуют только на их территории.

Подзаконный нормативно-правовой акт – это один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются:

1. Нормативные указы Президента РФ. Они не могут отменять или изменять положение закона.

2. Постановления Правительства РФ. Они принимаются в контексте с указами Президента РФ и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

3. Ведомственные нормативные акты. Это нормативно-правовые акты, общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений.

4. Региональные подзаконные акты и акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.).

5. Внутриорганизационные акты. Это такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. Территорию государства принято делить на территориальное и экстерриториальное пространство.

В территориальное пространство государства входят:

1) земная поверхность;

2) недра;

3) внутреннее водное пространство;

4) внешнее водное пространство (территориальные воды – 12 морских миль от береговой линии);

5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

Экстерриториальное пространство включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории.

К экстерриториальному пространству относятся:

1) посольства и представительства;

2) военные корабли (в открытом море, территориальных водах других государств и их портах);

3) все другие корабли (только в открытом море);

4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе);

5) Юридические факты. Система права и характеристика основных отраслей права.

Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События – юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами. События как вид юридических фактов, подразделяются на абсолютные (совершенно не зависящие от воли людей) и относительные (толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер).

Действия – это юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся: а) юридические акты; б) юридические поступки.

Юридические акты – это правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т.е. возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликованные автором своего произведения влечет возникновение права автора).

К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, нарушение договорных обязательств, приобретение имуществ на незаконных основаниях и т.д.

Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты.

Административные акты – это действия органов государственного управления и органов местного самоуправления.

Гражданско-правовые акты – это правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

Очень часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность фактов называется юридическим составом.

Система права – это структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли).

Отрасль права – это относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения связанные с охраной общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан, и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, всё же производные от основных отраслей права.

Гражданское право – самое большое по охвату регулирования общественных отношений – содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

2. Предпринимательское право. Регулирует общественные отношения в сфере производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с целью получения прибыли. Предпринимательское право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.

6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

7. Другие отрасли права (например, экологическое право).

Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

1) гражданское и арбитражно-процессуальное право;

2) административно-процессуальное право;

3) уголовно-процессуальное право.

Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Источники отраслей права это официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.
Контрольные вопросы

по теме

Основные положения теории государства и права
1. Современное определение государства.

2. Сущность правового государства.

3. Укажите форму правления российского государства.

4. Общепринятое определение права.

5. Какова связь права и государства?

6. Что является основным признаком права?

7. Что в российской системе права стоит на первом месте?

8. Дайте определение отрасли права.

9. Основное отличие законов от подзаконных актов.

10. Признаки правовой культуры личности.
План практического занятия по теме 1
1. Государство как социально-историческое образование. Сущность государства. Признаки и функции государства. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, политические режимы. Структура механизма государственно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации.

2. Право как историческое явление, неразрывно связанное с процессом возникновения и функционирования государства. Сущность права и его основные признаки. Соотношение права и морали. Основные принципы права. Функции и роль права в обществе.

3. Понятие и основные характеристики правовых норм. Структура правовой нормы. Действие норм права в пространстве и времени. Акты применения норм права. Источники российского права. Виды нормативных актов и их соотношение.

Рекомендуемая литература

Учебная

1. Правоведение: Учебник / Под ред. П.П. Баранова. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. Гл. 2, 3.

2. Правоведение: Учебник / Под ред. Е.Н.Гордиенко. – Ростов-н/Д. 2008. Гл.1.

3. Правоведение: Учебник / Под ред. О.Е.Кутафина. – М.: 2008. Разд. 1.

Дополнительная

4. Матузов М.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2007.

Нормативная

5. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993.

Задание для самопроверки знаний

по теме

Основные положения теории государства и права
1. Современное определение государства:

а) государство – это союз граждан;

б) государство – это власть Советов;

в) государство – это политическая организация власти.
2. Сущность правового государства:

а) диктатура закона при соблюдении прав и свобод граждан;

б) объединение всех ветвей власти во властную вертикаль;

в) разделение полномочий между ветвями власти и местным самоуправлением.
3. Конституционная форма российского государства:

а) президентская республика;

б) парламентская республика;

в) демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
4. Общепринятое определение права:

а) определенный порядок в обществе;

б) нормы поведения людей, возведенные в закон;

в) возведенная в закон воля государства.
5. Связь права и государства:

а) право – это ветвь государственной власти;

б) право – это официальная идеология буржуазии;

в) право – это рамки для ограничения всевластия государства.
6. Основным признаком права является:

а) правовая норма, принятая в установленном порядке;

б) соответствие правовой нормы правам и свободам человека;

в) презумпция невиновности гражданина.
7. В российской системе права стоит на первом месте:

а) соответствие правовой нормы Конституции РФ;

б) соответствие правовой нормы ценностям рыночной экономики;

в) соответствие правовой нормы общечеловеческой морали.
8. Отрасль права это:

а) способы, приемы и методы правового воздействия на общественные отношения;

б) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни человека;

в) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей участников отношений.
9. Законы в отличие от подзаконных актов наделены:

а) высшей юридической силой;

б) гарантией государственного принуждения, в случае их неисполнения;

в) необходимостью издания компетентным государственным органом.
10. Признаки правовой культуры личности:

а) исполнение законов под страхом наказания;

б) исполнение законов из чувства патриотизма;

в) исполнение законов как разумной необходимости.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила оформления дипломных работ Министерство образования и науки...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «Английский язык»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодическая разработка по дисциплине «Немецкий язык»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной дисциплины «Иностранный язык»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Социально-культурные и исторические аспекты развития региона: история и современность
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Автор-составитель – О. Е. Васильев, преподаватель кафедры гражданского права и процесса ргтэу
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Автор-составитель: канд юрид наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск