Скачать 0.89 Mb.
|
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА __________________________________________________________________ Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся Методические рекомендации Санкт-Петербург 2009 Под общей редакцией С.В. Жолована, ректора СПбАППО, к.п.н. А в т о р – с о с т а в и т е л ь О.Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования СПбАППО, кандидат педагогических наук, доцент; Рекомендовано Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: методические рекомендации для учителей истории и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалификации педагогов. СПб.: СПбАППО, 2009. Введение Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Д.А. Медведев Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности. Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» был сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций»1. Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:
Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и т. п., поэтому важно обогатить содержаниие программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности. Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т.п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей. На школьных уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развивать навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества. Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и др. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение. Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов(элективов) для старшеклассников, а также изучаться педагогами в виде отдельных модулей в системе повышения квалификации. Выделим темы, вопросы содержания стандартов, при изучении которых сведения, задания по антикоррупционной тематике могут сделать уроки более интересными, действенными, воспитывающими2. Всеобщая история
История России
|
Признание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей... Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),... | Курортного района санкт-петербурга Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль... | ||
Рабочая учебная программа Организационно методический раздел Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,... | Рабочая учебная программа Организационно методический раздел Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,... | ||
I. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской... Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся... | I. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской... Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся... | ||
Петербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга... Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений... | Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07. 06. 2011 №731... Кировском районе Санкт-Петербурга. План разработан с учетом задач, стоящих перед районом в условиях социально-экономического развития... | ||
Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)... Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,... | Основная образовательная программа начального общего образования... Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 01. 06. 2012 бессрочно, и свидетельства об аккредитации оп 017877, выданного... | ||
Доклад для выступления на заседании Правительства Санкт-Петербурга... «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Реконструкция и техническое перевооружение научно-производственной базы... | План работы Комитета по образованию Санкт-Петербурга на сентябрь 2010 года О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31. 07. 2009 №883 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поддержка: Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты... | Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №11 (712), 4 апреля 2011 г Открытие новых социальных объектов Санкт-Петербурга. Подробности в разделе Аппарата вице-губернатора Л. А. Косткиной |