Санкт-петербурга





НазваниеСанкт-петербурга
страница1/8
Дата публикации01.04.2015
Размер0.89 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

__________________________________________________________________
Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования






Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся

Методические рекомендации

Санкт-Петербург

2009

Под общей редакцией С.В. Жолована, ректора СПбАППО, к.п.н.


А в т о р – с о с т а в и т е л ь

О.Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования СПбАППО, кандидат педагогических наук, доцент;


Рекомендовано Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: методические рекомендации для учителей истории и обществознания, методистов, преподавателей системы повышения квалификации педагогов. СПб.: СПбАППО, 2009.

Введение
Коррупция должна быть не просто незаконной.

Она должна стать неприличной.

Д.А. Медведев
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности.

Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» был сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций»1.

Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям.

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

  • дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и т. п., поэтому важно обогатить содержаниие программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности. Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т.п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.

На школьных уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развивать навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и др. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение.

Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов(элективов) для старшеклассников, а также изучаться педагогами в виде отдельных модулей в системе повышения квалификации.

Выделим темы, вопросы содержания стандартов, при изучении которых сведения, задания по антикоррупционной тематике могут сделать уроки более интересными, действенными, воспитывающими2.

Всеобщая история

Изучаемые темы3

Вопросы содержания

Цивилизации Древнего мира и Средневековья.

Социальные нормы и духовные ценности.

Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право.

Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.

Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе.

Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Новое время: эпоха модернизации.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики.

Идеология Просвещения. Становление гражданского общества.

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в сер. ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Формирование социального правового государства. Демократизация общественно-политической жизни. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг. Складывание международно-правовой системы. Развертывание интеграционных процессов в Европе.

Человечество на этапе перехода к информацион-ному обществу.

Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета.


История России

Изучаемые темы

Вопросы содержания

Русь в IX–начале XII вв.

Развитие норм права на Руси. «Русская Правда».

Российское государство во второй половине XV–XVII вв.


Формирование новой системы управления страной. Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.

Россия в XVIII – середине XIX вв.


Петровские преобразования. Новая система государственной власти и управления.

Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм.

Новая система государственной власти и управления. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления.

Особенности русского Просвещения. Формирование русского литературного языка.

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.


Роль государства в экономической жизни страны. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Духовная жизнь российского общества на рубеже XIX-XX вв.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России

Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Кризис власти. Маргинализация общества.

Утверждение Советской власти. Первые декреты Советской власти.

Советское общество в 1922-1941 гг.


Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.

Противоречия социалистической модернизации. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура.

СССР в первые послевоенные десятилетия.


Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Духовная жизнь в послевоенные годы. Демократизация общественной жизни в период «оттепели».

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.


Экономические реформы середины 1960-х гг. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

Советское общество

в 1985-1991 гг.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни.

Российская Федерация.


Становление новой российской государственности. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности.

Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт-петербурга iconПризнание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей...
Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),...
Санкт-петербурга iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Санкт-петербурга iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
Санкт-петербурга iconРабочая учебная программа Организационно методический раздел
Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,...
Санкт-петербурга iconI. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской...
Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся...
Санкт-петербурга iconI. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской...
Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся...
Санкт-петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Санкт-петербурга iconПостановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07. 06. 2011 №731...
Кировском районе Санкт-Петербурга. План разработан с учетом задач, стоящих перед районом в условиях социально-экономического развития...
Санкт-петербурга iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Санкт-петербурга iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 01. 06. 2012 бессрочно, и свидетельства об аккредитации оп 017877, выданного...
Санкт-петербурга iconДоклад для выступления на заседании Правительства Санкт-Петербурга...
«О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Реконструкция и техническое перевооружение научно-производственной базы...
Санкт-петербурга iconПлан работы Комитета по образованию Санкт-Петербурга на сентябрь 2010 года
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31. 07. 2009 №883
Санкт-петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поддержка: Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике Санкт-Петербурга
Санкт-петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты...
Санкт-петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этот день исполнительные органы государственной власти Санкт- петербурга, органы местного самоуправления в Санкт- петербурге, адвокаты...
Санкт-петербурга iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №11 (712), 4 апреля 2011 г
Открытие новых социальных объектов Санкт-Петербурга. Подробности в разделе Аппарата вице-губернатора Л. А. Косткиной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск