Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета





Скачать 241.64 Kb.
НазваниеДоцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета
Дата публикации06.04.2015
Размер241.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
И.А.Емельянова, доцент

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПОСЛЕ

ЗАКРЫТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(1919 — 1927 гг.)
Освещаемые нами вопросы имеют прямое отношение к проблематике системы наук, преподававшихся на юридическом факультете Казанского и других университетов России в XIX — начале XX в проблематика входит в план научных исследований кафедры уголовного права юридического факультета Казанского университета.

После Октябрьской революции прежнее традиционное правоведение и сам юридический факультет
Казанского университета были упразднены. На базе юридического и исторического (также упраздненного) факультетов в университете был создан факультет общественных наук (ФОН) Даже в таких
исключительных условиях юридические науки и учебные предметы показали не только свою
жизнеспособность, но и приспособляемость к новым экономическим, политическим, правовым, этико-культурным условиям. И произошло, казалось бы, невероятное: факультета нет, а науки преподаются
и начинают преобразовываться в соответствии с новыми условиями. Перипетии этого процесса с точки
зрения университетского правоведения, несомненно, составят важную страницу его истории.

Этот период времени в жизни Казанского университета вообще и юридического факультета в
частности слабо освещен в литературе: отметим работу бывшего ректора университета М.К.Корбута
«Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина за 125 лет (1805/06 — 1929 г.г. )».
Написанное во второй половине 20-х годов это сочинение проникнуто классово-политическими
мотивами; не ставя перед собой задачу исследования учебных процессов на факультетах, автор стремился
показать развитие университетского организма как единого целого, подвергавшегося различным
изменениям. Заслуживает внимания утверждение М.К.Корбута о том, что в течение первого, 1917 —
1918-го послереволюционного учебного года университет как бы не существовал, ощущая свою
ненужность новой власти; не лучше был и 1918 — 1919-й учебный год, который характеризуется им
как «самый нежизненный»1. Какими бы субъективными не были подобные утверждения, их нельзя
полностью игнорировать, поскольку М.К.Корбут в то переходное время сам был студентом юридического факультета, а затем ФОНа; более того, он был представителем революционного студенчества в совете университета.

Следует отметить и коллективный труд историков, подготовленный к 150-летию университета, но
оставшийся в качестве рукописи для обсуждения. Хотя и в нем преобладают классово-политические
мотивы, тем не менее в целом он более объективен, чем предыдущий2.
' См КорбутМК Казанский государственный университет им В И Ульянова-Ленина В 2-х т — Казань, 1929

— Т 2 — С 6, 300 — 301, 303 — 304, 310, 319, 321, 329, сн 64

2 См История Казанского университета им В И Ульянова-Ленина//Материалы к обсуждению на правах рукописи

— Казань, 1954
Постараемся показать, что юридический факультет, его ученые и в послереволюционных условиях
сохранили свою работоспособность: они показали себя активными, способными, несмотря на прежнюю
методологическую ориентацию, к перестройке учебных курсов, к их обновлению новыми идеями и
тенденциями. Подавляющее большинство ученых остались на своем преподавательском посту, они
перестраивали не только учебные курсы, но и самих себя... К сожалению, об этих сложных процессах
не осталось ни воспоминаний, ни литературных заметок; сохранились лишь документальные архивные
данные, на которых основано настоящее исследование.

Советская власть начисто отвергла содержание, отрасли, методологию дореволюционного право-
ведения, что выразилось в повсеместном закрытии юридических факультетов российских университетов.
В постановлении Народного Комиссариата Просвещения такое решение обосновывалось «совершенной
устарелостью учебных планов» и «полным несоответствием их как требованиям научной методологии,
так и потребности советских учреждений в высококвалифицированных работниках»1. Постановление
было принято в самые последние дни 1918 г. А весной 1919 г. в составе университета был открыт
факультет общественных наук, поглотивший и юридический, и исторический факультеты (до этого
времени юридический факультет был «пристегнут» к историческому, как его «общественное отделение»).

Реализация революционного закона «отрицание отрицания» в отношении прежних форм и
содержания юридического и исторического образования имела свои плюсы и минусы. После революции
прежнее юридическое образование с его «Основными законами» о царской власти, X томом «Свода
законов» (гражданское право), церковным правом было, конечно, «не ко двору» новой власти. Однако
в реализации этой реформы были и перекосы, объясняемые личностями реформаторов — В.И.Ленина,
М.Н.Покровского, яростно отвергавших прежнюю дворянско-буржуазную Россию, ее культуру,
деятелей. Поэтому реформу Ленина — Покровского (назовем ее так) нельзя оценивать однозначно.
В ней помимо разрушительного, находящегося на поверхности событий элемента, был заложен и
созидательный элемент, начавший проявлять себя сразу же в ходе реализации.

Применительно к научному правоведению это выразилось в том, что в традиционное научное
правоведение ворвались социологические и философские обобщения, давно уже «стучавшиеся в двери»
юридических наук; начала складываться теоретическая часть правоведения, его проблемно-историческая
часть; прежний интерес к методологии приобретал постепенно приоритетный характер.

И все это ложилось на плечи профессорско-преподавательского состава, годами, а то и
десятилетиями служившего делу дореволюционного правоведения. Как свидетельствует В.И.Писарев,
каких-либо серьезных изменений в личном составе университета в то время не произошло2. А
И.М.Климов утверждает, что «подавляющее большинство ученых Казанского университета, воспитанных в старой высшей школе, честно стали трудиться на благо советского народа под руководством
большевистской партии и советского правительства»3. К чести преподавателей бывшего юридического
факультета эти слова следует отнести и на их счет. Более того, в условиях гонения на юриспруденцию
как таковую (вспомним уничтожительные характеристики В.И.Ленина!) они мужественно стремились

1ЦГА РТ, ф.1337, оп.1, д.14 «а», л..л. 3, 10.

2 См.: Писарев В.И. Казанский университет в период Великой Октябрьской социалистической революции,
гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917 — 1920 гг.)//Материалы к обсуждению. — Казань, 1954
— С.90.

3 К л и м о в И.М. Казанский университет в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства
и период социалистической индустриализации//Материалы к обсуждению. — С.129.
сохранить юридическую предметность, не дать ей раствориться в безбрежном море социологии,
приобретшей в то время особое научно-методологическое значение.

Все это происходило в труднейших условиях революции и гражданской войны. Следует отметить
обстановку недоверия к старой профессуре со стороны части студенчества, его рабоче-крестьянского
состава, пошедшего в ФОН, особенно на «рабочий факультет». История сохранила для нас некоторые
свидетельства этих сложных отношений. Так, рукописная газета «Красный студент» в 1921 г. сообщала,
что после Октябрьской революции пришлось оставить все высшие учебные заведения в руках
дореволюционной профессуры; среди некоторой ее части, а также части студенчества царили
оппозиционные отношения к Советам. Но если бы Советская власть попыталась подчинить себе высшую
школу, то были бы забастовки и саботаж1.

Октябрьскую революцию юридический факультет встретил в следующем составе кафедр,
профессоров и приват-доцентов:

Кафедры

1. Энциклопедии права и истории философии права В.Ф. Залеский

2. Римского права Г.Ф. Дормидонтов

3. Государственного права В.В. Ивановский

4. Гражданского права и судопроизводства А.А. Симолин

5. Церковного права В.К. Соколов

6. Финансового права В.П. Доманжо

7. Международного права Н.Н. Кравченко

8. Политической экономии П.А. Никольский

9. Статистики А.А.Овчинников

10. Судебной медицины В.П.Неболюбов

«Не обязательные, но рекомендуемые» курсы вели приват-доценты Г.Ю.Манне (криминалистика), П.К.Жузе (мусульманское право), И.А.Антропов (промышленное право), М.М.Агарков (рабочее
право).

Для приготовления к профессорской деятельности были оставлены В.П.Денике, А.А.Пионтковский
(сын), И.В.Победоносцев, В.С.Манасеин, И.Н.Крыльцов, Б.Б.Черепахин; чуть позже аспирантами
стали Ю.Н.Фармаковский, Я.С.Венецианов, А.Ф.Мухитдинова, И.И.Сакс2.

Ректором университета был Г.Ф.Дормидонтов, деканом юридического факультета — В.В.Ивановский
(он же замещал ректора во время его болезни), секретарем — А.А.Симолин. Числилось 369 студентов,
получили выпускные свидетельства 163, окончательно прошел все испытания 81 человек3.
1 См.: Красный студент. — 1921. — №4. — Л.1-об. ОРРК н/б им. Н.И.Лобачевского. Но «красные студенты» не
во всем были правы. Так, профессура юридического факультета воздерживалась от каких-либо акций против Советской власти
и честно продолжала выполнять свой преподавательский долг. Ее не вдохновил даже пример бывших студентов и выпускников
— служащих судебно-прокурорского ведомства Казани, объявивших массовый бойкот всем мероприятиям Советской власти
в области следствия и суда. (См.: Емельянова И.А. Из истории судебной системы ТАССР. Очерки. — Казань,
1970).В.И.Писарев свидетельствует даже о том, что «ряд профессоров активно включился в агитационно-пропагандистскую
работу» (см.: Материалы к обсуждению. — С.97). Известно, что из профессуры юридического факультета беседы среди
населения (в уездах Казанской губернии) проводил Н.Н.Кравченко и некоторые другие преподаватели.

23ная уровень и качество преподавания названных ученых и преподавателей, можно ли к ним применить эпитеты, щедро
раздаваемые М.К.Корбутом, — «посредственные», «серые»? (См.: К о р б у т М.К. Указ. соч. — С.303).

3См.: ЦГА РТ, ф.1337 оп.1, д.4, л. 1 — 2. Профессор Ивановский дожил до восстановления факультета правовых
наук и вошел в первый состав его преподавателей (1926 — 1927 уч.г.).

Из «обозрения преподавания» узнаем, что на рубеже 1917 — 1918 гг. студентам были прочитаны
лекции по системе римского частного права и его истории, истории русского права, государственному
праву, политической экономии, церковному праву, энциклопедии и истории философии права,
гражданскому праву, статистике, международному праву и судебной медицине (разумеется, в прежней
интерпретации)1.

Поглощение юридического факультета ФОНом повлекло за собой ощутимые потери: новый
факультет принял от прежнего всего несколько кафедр — политической экономии, статистики,
финансового и международного права; кафедра государственного права была преобразована в кафедру
советского законодательства; кафедра судебной медицины отошла к медицинскому факультету

В обязанности ФОНа по Положению о факультете общественных наук, поступившему из
Народного Комиссариата Просвещения (март 1919 г.), входило общее социальное образование как
обязательное условие для получения образования специального; последнее давали следующие отделения
— экономическое, юридико-политическое и историческое2.

Как свидетельствует В.И.Писарев, самым трудным делом стала разработка учебных планов и
программ. Она была поручена Социальной академии общественных наук РСФСР с привлечением
университетских кругов; при этом специально была оговорена возможность вносить в эти программы
изменения в зависимости от местных условий и потребностей3.

Совет университета поручил профессору Ивановскому представить к лету 1919 г. свои соображения
по поводу нового учебного курса «Советское законодательство». К сожалению, в нашем распоряжении
оказалась только его программа по предмету «Современное государственное право»:

1. Декларация прав (какая именно, не уточнено);

2. Общие положения Конституции Советской республики;

3. Конструкция Советской власти;

4. Активное и пассивное право выборов;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге Советской республики4.

К иным вопросам советского законодательства ученый относил школьную и просветительскую
деятельность республики, избирательную технику, вопросы федеративного устройства5. Нетрудно
представить, какую работу над собой и имеющимся материалом должен был проделать немолодой уже
профессор, создавая принципиально новый учебный курс6. Преодолевать методологические трудности

'См.: ЦГА РТ, ф.1337, оп.27, д.1, л.5.

2 См., там же, оп.1, д.15, л.41-об В рукописи «Казанский университет» отмечено, что «профессорско-преподавательские кадры юридического факультета были сохранены» (с.116).

3См.: там же оп.27, д.2, л.13, 17-об. Текст «Положения» см. Народное просвещение. — 1919. — №31.

4 См.: ЦГА РТ, ф.1337, оп.21, д.4 «а», л.26.

5 См там же, оп 27, д 4, л.4д-об.

6 Однако наиболее разительный пример полной переориентации своих учебных занятий и научного мышления мы
находим в трудах б. профессора церковного права В.К Соколова; частично она началась еще до революции, когда у него
сложилось широкое социальное видение церковных проблем. Так, он приветствовал Декрет об отделении церкви от
государства, увидев в нем свободу совести, веротерпимость, автономию различных конфессий. Именно этим, по его мнению,
завершился «вековой процесс развития взаимоотношений между двумя формами человеческого общения» — церковью и
государством; эту проблематику он раскрыл в историческом, догматическом, политико-правовом аспектах Предложенный
им спецкурс назывался «Церковь и государство». В общий курс социологии он включил эволюцию государства и права,
культа, собственности, семьи; занимался изучением анархизма и социализма, иных социальных учений применительно к
проблеме своего спецкурса. Особый его интерес вызывала разработка методологии социологии. (См. ЦГА РТ, ф. 1337, оп I, д.14 «а», л 26 — 27, д.18, л.53, оп 27, Д2, л 15, 18, 46 — 47, д.4, л.7, 39).

ученым помогало их юридическое мышление, складывавшееся годами. Их труды способствовали тому,
что менее чем через 10 лет правовой факультет в составе университета был восстановлен.

Деканом факультета общественных наук был назначен профессор международного права
Н.Н.Кравченко1.

Благодаря усилиям Наркомпроса и университетских деятелей уже весной 1919 г. студенты
юридического отделения ФОНа прослушали лекции по истории институтов частного права, современному русскому государственному праву, истории народного хозяйства, формам рабочего движения,
основам социологии, логике и методологии, учению о развитии народного хозяйства, общему учению о
развитии государства, то же — о развитии права, международным отношениям европейских держав в
связи с началом первой мировой войны, методологии общественных наук2. В летнем триместре появляется
«уголовная социология»3.

С осени 1919 г. в учебные планы вносятся социология, философия, общая теория права (термин
появляется впервые, а сам предмет отнесен к кафедре государственного права), государственное право
иностранных держав в связи с общей теорией государства (термин появляется впервые); международное
право публичное и частное, судебно-процессуальное право (термин появляется впервые)4.

Такая многопредметность потребовала при проведении экзаменов объединения предметов:
публичного международного права с внешней политикой иностранных государств; уголовного права с
криминалистикой; эволюции политической и юридической мысли с учением о праве; истории права и
государства с общим учением о государстве; социологии с историей развития общественных форм; права
управления с административным правом5.

Такая калейдоскопичность учебных предметов объясняется развитием самого учебного процесса и
реформами внутри ФОНа. Кроме того, факультет постепенно отходил от своего уставного требования
о том, чтобы специализация начиналась на III курсе, сначала она была передвинута на II, а затем
специальные предметы стали читаться уже на I курсе. В связи с этим на юридическом отделении
распределение учебных предметов по семестрам 1918 — 1919 учебного года было следующим:

1 Кравченко Николай Николаевич (родился в 1880 г. в Могилеве) после окончания гимназии поступил в Новороссийский
(Одесса) университет, на юридический факультет, по окончании курса был оставлен для приготовления к профессорской
деятельности; подготовку заканчивал в европейских университетах. Хотя первоначальные научные интересы Кравченко
лежали в области рабочего вопроса, но окончательно его научную проблематику определила первая мировая война. Свои труды
по вопросам международного права военного времени он печатал в заграничных и отечественных изданиях. После возвращения
из заграницы Кравченко некоторое время работал в Томском университете, в 1916 г. принял кафедру международного права
в Казанском университете. В должности декана ФОНа Кравченко вел большую организаторскую и административную
работу, поднимая совершенно новое учреждение в университете. Кроме того, на его долю выпала трудная задача сохранить
трудоспособный коллектив юридического факультета, дать новое направление его деятельности, уберечь традиционное
университетское правоведение от «распыления» среди прочих учебных предметов, зачастую не имевших никакого отношения
к юриспруденции. При этом им двигало сознание, что именно университет «был и остается во всем обширном Камско-Волжском крае центром культивирования и распространения правовых и экономических знаний».

В 1922 г., незадолго до ликвидации ФОНа, в связи с обострением отношений с «красными студентами» (рабочий
факультет) Кравченко сначала ушел в отставку с поста декана, а затем навсегда покинул Казань. См.: ЦГА РТ, ф.1337,
оп 27, д.13, л. 66 — 67, 78 — 79, 262; д.6, л.75. Отчет Кравченко о деятельности ФОНа см. там же, д.2 «а», л.4, а также-
Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России. 1647 — 1917. М., 1958).

2 См.: ЦГА РТ, ф.1337, оп.1, д.15, л.52; д.4, л. 123-об.

3См., там же, д.18, л 30.

4См., там же, оп.87, д.2, л.47.

5 См.: ЦГА РТ, ф.1337, оп.87, д.11, л. 152-об.
I — II семестры: Энциклопедия права; Обзор источников русского права с юридической
библиографией; Политическая экономия; Государственное право; Сравнительное правоведение (с
историей римского права); История русского права.

III — IV семестры: Административное право; Система римского права; История хозяйственного
быта; Статистика; Сельскохозяйственная экономия; Финансовое право.

V — VI семестры: Правовая история культа; Мусульманское право; Уголовное право;
Международное право; Гражданское право; История философии права.

VII — VIII семестры: Судебная медицина; Судебная психиатрия; Обычное право мусульманских
народов; Международное право; Торгово-промышленное право; Гражданское и уголовное судопроизводство1.

В октябре 1919 г. учебный план юридического отделения ФОНа выглядел следующим образом:
публичное право Советской республики; право государственного устройства, право государственного
управления (появляется впервые); теория капиталистического хозяйства; история народного хозяйства
и экономической мысли; социология (общий курс); социальное право (семейные отношения, личные и
имущественные отношения); статистика; хозяйство современной Европы и России; история международных отношений, международное право; эволюция политической мысли; история права и государства (объединяющая терминология появляется впервые); эволюция юридической мысли.

В тематике семинариев появляются следующие темы: история римского государственного строя;
политическая литература эпохи Возрождения и нового времени; основные вопросы учения о преступлении
и наказании в связи с эволюцией общества2.

Активизация юридического образования от семестра к семестру вызывала у остальных ученых
ФОНа нарекания в том, что ФОН повторяет бывший юридический факультет. Да и удельный вес
юридических кафедр в ФОНе был весьма заметным: из 19 кафедр 7 имели юридический профиль:
1) эволюция юридической и политической мысли; 2) история права и государства; 3) публичное право
Советской республики; 4) история международных отношений и международного права; 5) рабочее
право и социальная политика; 6) криминальная социология и политика; 7) социальное право3; статистика
(традиционно преподававшаяся на юридическом факультете).

Юридические предметы читались и на историческом отделении ФОНа: история институтов
частного права, общее учение о развитии государства, современное русское государственное право, общее
учение о развитии права.

С другой стороны, юридические науки весьма активно «разбавлялись» социальными. Так, в 1920 г.
появляются такие учебные предметы, как логика, методология наук, психология (общий курс),
социальная психология, эволюция религиозного культа, история и теория кооперации, моральная
статистика (в чем она состояла осталось непонятным), история античного социализма, история
социализма в новое время, социалистические идеи западного сектантства, индивидуализм и коллективизм, теория исторического процесса. Если не все, то часть этих наук преподавалась студентам-юристам.
Для них были запланированы также государственное устройство РСФСР и антропология-этнология4.

1 См.: там же, оп 1, д.18, л.30.

2См- ЦГАРТ, ф.1337, оп.1, л.53.

3См.- ЦГА РТ, ф 1337, оп.27, д.4, л. 117-об.

4 См. там же Для чтения предметов не юридического профиля приглашались преподаватели исторического факультета-
В.В.Адоратский, А Д.Гуляев, Ф.Т.Дитякин, Н.П.Грацианский, С.П.Сингалевич, И.А.Стратонов, Н.Н.Фирсов.

В смысле расширения познавательности предметов юридического цикла интересен план 1919 —
1920 учебного года: философия права; сравнительное правоведение в связи с всеобщей историей права
(термин заимствован из научного обихода XIX в.); уголовная политика в связи с уголовной социологией;
правовое положение церкви и государства; обычное право народностей Поволжья; мусульманское право
в связи с исламоведением; право профессиональных союзов и организаций; охрана общественной
безопасности (терминология появляется впервые); социальное страхование и обеспечение; здравоохранение; народное образование; народный суд; наряду с судебной медициной и психиатрией появляется
«судебная психопатология».

Обращает на себя внимание детализированная роспись учебных предметов.

Социология: Основы, методология социальных наук. Развитие общественных учреждений (социальная история права и государства, семьи, собственности, культа). История социалистических учений. История социализма и анархизма.

Философия: Введение в философию. История философии. Логика и общая методология. История
этики. Общая психология, коллективная психология. Философия общественности.

Русская история: Общий курс истории России. История Поволжья. История общественных
движений в России.

Всеобщая история: Курс всеобщей истории. Философия истории.

Общая теория права: Общее учение о праве. История философии права.

Государственное право иностранных держав: История политических учений. Государственное право
иностранных держав.

Русское государственное право: История государственного права в России. Современное русское
государственное право.

Административное право: Общий курс административного права. Современное право государственного управления России.

Международное публичное право: Международное публичное право. История международных
отношений. Внешняя политика государства.

Частное право (национальное): Теория частно-правовых отношений. История институтов частного
права. Обозрение позитивных частноправовых систем.

Рабоче-промышленное право: Рабочее законодательство. Промышленное право. Право профессиональных союзов и организаций.

Уголовное право и криминалистика: Эволюция учений о преступлении и наказании. Общий курс
уголовного права. Тюрьмоведение, уголовная социология, уголовная политика.

Судебно-процессуальное право: Общее учение о судоустройстве. Гражданский процесс. Уголовный
процесс.

Судебная медицина: Общий курс судебной медицины. Судебная психиатрия. Судебная психопатология..

Финансовое право: Общий курс о финансах. Финансы в России. Финансы иностранных
государств. Кредит, банки.

Теоретическая политическая экономия: Теория политической экономии. История экономических
теорий.

Прикладная политическая экономия: Кооперация. Сельскохозяйственная экономия. Городское и
деревенское хозяйство. Экономическая политика.

Статистика: Общий курс статистики. Промышленная статистика.

Мусульманское право: История институтов мусульманского права. Современное мусульманское
право в связи с исламоведением1.

На основании этой росписи можно сделать выводы как о развитии учебного процесса в сравнении
с 1917 — 1918 учебным годом, так и об определенной академичности предметов, несмотря на
«разбавление» их некоторыми новыми методологическими категориями.

Названные предметы объединялись следующими кафедрами: 1) социологии, 2) истории научной
мысли, 3) истории права и государства, 4) публичного права Советской республики, 5) криминальной
социологии и политики, 6) истории международных отношений и международного права, 7) рабочего
права и социальной политики, 8) теории капиталистического хозяйства, 9) статистики, 10) истории
рабочего движения, 11) истории социализма. Академические занятия шли без перебоев, но оставались
вакантными история техники, эволюция юридической и политической мысли, социальное право,
социальная гигиена и санитария, история народного хозяйства и экономической мысли, хозяйство
современной Европы и России, экономическая политика, экономия сельского хозяйства, государственное
и местное хозяйство2. В то же время неоднократно поднимался вопрос об организации кафедры
мусульманского права ввиду «этнографического состава населения обширного Казанского края». Но ни
это обстоятельство, ни наличие специалиста П.К.Жузе не смогли подтолкнуть совет университета к
положительному решению вопроса3.

Вместе с расширением учебных планов и разработкой учебных программ (к сожалению, тексты их
не обнаружены) развивалась и методика обучения студентов; она включала в себя теоретические лекции,
реферативные занятия, семинарии и подсеминарии, практические занятия, написание рефератов, решение
казусов, коллоквиумы4. Было разработано специальное «Положение об учебной повинности учащихся
высших учебных заведений»5. Позднее, после возрождения факультета правовых наук, в 1926 — 1927
учебном году эта методика пополнилась работой с газетными и журнальными материалами, вырезками.

Освещение вопроса о системе правовых наук в Казанском университете после ликвидации его
юридического факультета не будет полным, если не коснуться ее в связи с проектами реорганизации

1См.- ЦГА РТ, ф. 1337, оп.27, д.2, л. 46 — 47.

Проблематика административного права представлена программой: а) структура государственного управления РСФСР
(наркоматы, ВСНХ, советы и их отделы, профсоюзы и Коммунистическая партия как органы пролетарского государства);
б) структура государственного управления буржуазных стран; в) организационные типы Советов и их эволюции (советы
столичных и промышленных центров, советы губерний, уездов, волостей, слитные советы), г) снабжение и финансирование
органов Советской власти, д) типы организации делопроизводства центральных и местных учреждений, е) типы счетоводства
в советских учреждениях; ж) экономическая политика РСФСР; з) внутренняя организация профсоюзов и ВЦСПС и ее
эволюция; и) трудовая повинность в социалистическом обществе; к) государственный контроль; л) теория и практика
кооперации, м) типы организационных норм и метод их составления (декреты, положения, уставы, инструкции, приказы и
распоряжения). (См. ЦГА РТ, ф.1337, оп.27, д.13, л. 5-об).

2 См. там же, оп.1, д.15, л. 117 — 119.

3См. там же, оп.1, д. ЗО, л.29-об., л.119-об.—121.

4 См. там же, оп.27, д.2, л.79.

См. там же, л.82. Помимо учебной, студенчество обязывалось и к «трудовой повинности» — участие в работе
правительственных и общественных учреждений, где могли быть использованы знания, получаемые на факультете. (См. там
же, оп.27, д.13, л.120). Вот что писал об этом один из педагогов: «общественно-полезный труд... приложим не только к педвузу
и педагогу, но и ко всякому другому вузу и специалисту — врачу, агроному, лесоводу, ветеринару, юристу, инженеру...» (См..
Новый педагог. Итоги пяти лет работы педвуза. 1922 — 1927. — Казань, 1927. — С.92). Профессор В.И.Писарев считал,
что «учебная повинность» студентов аналогична дополнительной трудовой повинности, установленной в те годы для граждан
России; нам представляется, что студенты несли свою «трудовую повинность» .
ФОНа и всего университета в целом. А по свидетельству М.К.Корбута, учебные планы в первые
послереволюционные годы пересматривались неоднократно1. При этом ни один проект не обходился без
той или иной комбинации правовых наук с науками социально-политологическими и экономическими.
Не имея возможности дать глубокий и всесторонний анализ самих проектов, обратимся к их содержанию
с точки зрения государствоведения и правоведения, к последнему периоду истории ФОНа (закрыт в 1922 г.).

1. Это учебное новообразование внутри университета по разным причинам не удовлетворяло ни
университетские круги, ни Народный Комиссариат Просвещения. Новые схемы объединяемых им наук
стали возникать уже с 1920 г. По одной из них ФОН должен был быть преобразован в гуманитарно-
общественный факультет, состоящий из 8 институтов (они мыслились тогда как учебно-научные
кабинеты); отделениями же этого учреждения должны были стать политико-правовое, политико-
экономическое и социологическое2.

Однако даже в отделении социологии предполагались такие кафедры: 1) политическая социология
(эволюция государственной власти и представительных учреждений; эволюция правовой и политической
мысли); 2) криминальная социология; 3) эволюция права (первобытное право, история права новых
народов); 4) сравнительного правоведения и 5) эволюции международной жизни3.

Что касается самих «научных институтов» (кабинетов), то они предполагались по социологии,
историческому правоведению, государствоведению, международному праву и дипломатии, криминологии, экономике, статистике и философии. Таким образом, из 8 кабинетов 3 отдавались правоведению.

В институте правоведения и государствоведения (отделение политико-правовых наук) должен был
действовать следующий учебный план: государственное право Советской республики, государственное
право иностранных держав, наука об управлении и право государственного управления Советской
республики, международное право, история международных отношений, отношения церкви и государства, социальная основа частноимущественных и личных отношений (впервые!), проблемы правовой
организации производства и распределения (впервые!), рабочее право и социальная политика,
хозяйственное право, санитарное законодательство и судебная медицина, основы судопроизводства и
судоустройства РСФСР (судебно-процессуальное право).

Единый гуманитарно-общественный факультет должен был знакомить студентов с основами
правоведения и государствоведения, экономики, социологии (введение в социологию). С этой целью
должны были полностью читаться общие курсы: общее учение о праве и государстве, конституционное
право иностранных держав, Конституция РСФСР, общее учение о международных отношениях,
история и теория народного хозяйства, современное хозяйство России, основы экономики и финансовая
политика, статистика, введение в социологию, методология социальных наук4.

2. Другой проект преобразования университета (в связи с предполагаемым закрытием ФОНа)
предлагал Н.Н.Кравченко: по аналогии с физико-математическим институтом создать институт
гуманитарных наук, одним из факультетов которого должен был стать социально-политический с
кафедрами: социологии, эволюции юридической и политической мысли, истории права и государства,
науки о государстве, науки об управлении (включая право укрепления РСФСР), истории международных

1 См : К о р б у т М.К. Указ. соч. — С.321.

2 См.: ЦГА РТ, ф.1337, оп.27.

3См. там же, ф.1337, оп.1, д. 30, л.33.

4 См. там же, ф.1337, оп.1, л.17, 31 — 32.

отношений и международного права, социального права, рабочего права и социальной политики,
криминальной социологии и политики, судебного права, включая учение о суде РСФСР, мусульманское
право, теоретическую экономику, науку о финансах, эволюцию экономической мысли, экономическую
историю, теоретическую статистику1.

Так юридический факультет боролся за свое выживание и развитие университетского правоведения
Представляется, что коллектив факультета (отделения ФОН), руководимый Н.Н Кравченко, с
задачами своими справился. Это было время устремленности юридических наук в будущее, освещенное
подлинно научными идеями и принципами, юридическая наука была еще далека от того, чтобы стать
служанкой государственной и партийной политики, сделавшей впоследствии из права орудие уголовных
и политических репрессий.

Для ученых же ортодоксального толка (М.К.Корбут) это было время борьбы старых, дореволюционных ученых за «автономию университета», что рассматривалось как явление негативного характера. По его мнению, только начало первой пятилетки и последующие события позволили советским ученым придать учебным планам и программам «более стабильный характер», «заняться тщательным
пересмотром учебных программ»2.

О том, во что это вылилось в области университетского правоведения, можно судить по первому
учебному плану восстановленного в 1926 г. правового факультета Казанского университета.

I курс

История классовой борьбы на Западе. История классовой борьбы в России Статистика
Политическая экономия. Основы конституций в связи с марксистским учением о праве и государстве.

II курс

История институтов частного права. История институтов публичного права Хозяйственное право
Уголовное право (общая часть). Административное право. Государственное право СССР и союзных
республик в связи с государственным устройством буржуазных государств Исторический материализм
Новый язык3.

III курс

Уголовный процесс. Гражданский процесс. Судебная медицина и психиатрия. Криминальная
психология Земельное право Торгово-промышленное и кооперативное право Международное
публичное право Международное частное право. Пенитенциарная политика Исправительный кодекс
и тюрьмоведение Счетоводство и бухгалтерия.

'См. ЦГАРТ, ед. Хр. 30, л 31-об -32.

2 См. Корбут М. К. Указ. Соч.

3 Государственное и хозяйственное право рекомендовалось изучать в связи с учением марксизма-ленинизма о
государстве. Оба предмета читались В К Корбутом.


IV курс

История ВКП(б) и ленинизма. Профсоюзное движение. Экономическая политика. Уголовное
право (особенная часть). Хозяйственное право. Финансовое право. Судоустройство. Брачное и семейное
право. Новый язык1.

Из прежних преподавателей на правовом факультете остались В.В.Ивановский, И.Ф.Победоносцев
(доработал в юридическом институте до начала Великой Отечественной войны), Н.Д.Колотинский,
М.М.Агарков, И.А.Антропов, В.М.Глушков, Б.Б.Черепахин, С.Я.Венецианов, Ю.Н.Фармаковский,
Л.Я.Шишков. В числе новых преподавателей были Б.Н.Сыромятников, П.Н.Галанза, В.К.Корбут.

В отчете Б.Н.Сыромятникова о первом годе существования правового факультета в его новом
качестве говорилось, в частности, о курсе теории государства и права, порученном П.Н.Галанзе.
Частичная его проблематика включала в себя «Право и нравственность», школу естественного права,
историческую школу права, гегелевскую теорию права, психологическую теорию права; П.Н.Галанзой
была составлена программа по разделу «Источники права», «Классификация права» (в архиве их нет);
в разделе государствоведения особо стоял вопрос о фашистском государстве. В 1927 г. Казанский
университет получил из Наркомата Просвещения программы по общественным дисциплинам. В нашем
распоряжении нет этих программ, но яркий пример политизации государственно-правовой науки дает
перечень вопросов по «Учению о государстве» в правовом отделении Восточно-педагогического
института, созданного на базе ФОНа:

1. Классовая природа советского государства;

2. Социальная сущность диктатуры пролетариата, методов ее действия;

3. Вопрос о союзе рабочего класса с деревенским середняком и деревенской беднотой, политика
по отношению к кулаку;

4. Разбор ленинского учения о диктатуре пролетариата;

5. Взгляды на государство оппозиционного блока с критикой его теоретиками II Интернационала;
«социал-демократический» уклон нашего «оппозиционного блока»;

6. Национальный вопрос как одна из сторон вопроса о связи рабочего класса с крестьянством (1926
— 1927 уч. год)2.

Эти программные вопросы были определены установкой на то, что «преподавание общественных
наук в высшей школе должно отражать в себе те изменения и те новые явления, которые имеют место
в жизни общества и государства»3.
1 Составлением учебных планов занимались Векслин, Корбут, Змиев, деканом факультета стал Сегал.

2 См.: ЦГА РТ, ф.1337, оп.1, д.113, л.31, д.106, л.1,2, д.132. л.13, 45 — 46, 54.
3ЦГА РТ, ф.1487, оп.1, ед. хр. 115, л.7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconУчебное пособие по курсу «философская мысль в казанском университете»
Работа публикуется по рекомендации учебно-методической комиссии философского факультета. Кгу. Протокол №2 от 18 марта 2009 г
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconУчебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconАбдуллин а. Р. Основы глобалистики
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconИсследование биологии околосмертельного и мистического опыта
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconIv. Обязательственное право Подраздел II. Охранительные обязательства
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconА. Артов В. боков А. дулицкий А. ена А. паршинцев
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconРасставить их по жизни как вехи. Через них вернуться в прошлое
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconСтановление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804
Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconЮридический факультет кафедра теории и истории государства и права
Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета рудн, Профессор, д ю н. Немытина М....
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconФедеральное агенство по культуре и кинематографии федеральное государственное...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconАппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического...
Аналитического управления Оробец В. М, доктор юридических наук, профессор; Баринов Д. О., стажёр практикант юридического факультета...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconНовости образования
Образовательные программы компании аскон в Казанском государственном техническом университете / 09. 03. 2008
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconНародов поволжья
Конференция состоится в Казанском государственном университете культуры и искусств по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт,...
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconРекомендовано к изданию оргкомитетом международной конференции
Декан юридического факультета Уральского института – филиала ранхиГС, к ю н., доцент социального права Иванчина Ю. В
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Доцент юридические науки в казанском университете после закрытия юридического факультета iconМетодические рекомендации по организации и контролю самостоятельной...
Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск