Скачать 1.64 Mb.
|
Серебряков Ф. Ф. ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ». КАЗАНЬ - 2009 РАБОТА ПУБЛИКУЕТСЯ ПО РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА. КГУ. Протокол № 2 от 18 марта 2009 г. Учебное пособие является первым общим («сквозным») обзором философского образования, связанного с историей кафедры философии Казанского университета, и обозрением деятельности её главнейших представителей в период от основания университета и до начала советского периода отечественной истории. В пособии представлен очерк истории кафедры философии, показаны разные стороны философского образования и преподавания философии за этот период, а также дано обозрение деятельности главнейших представителей кафедры. Учебное пособие построено в соответствии с УМК по данному курсу и предназначено, в первую очередь, для студентов КГУ, его изучающих. Пособие может представлять также интерес для всех тех, кто не равнодушен к истории Казанского университета, в частности к той стороне её, которая обозначена в названии пособия. Содержание. Вместо введения: Учебный курс «Философская мысль в Казанском университете»: предмет, задачи, цель и темы………………………………………………………… 4-8 1. Краткий очерк истории кафедры философии…………… 8- 17 2. Философское образование (университетская философия): курсы, программы, пособия.………………………………… 17-39 3. « Герои мыслящего разума»: преподаватели по кафедре философии, их судьба и творчество; философия за пределами кафедры философии…………………………… 39- 97 4. Литература……………………………………………… 97- 102 5. Тест по спецкурсу………………………………………… 102-109 6. Темы рефератов по смежным вопросам курса……….. 109-110 Приложение 1. Преподаватели по кафедре философии (1804 - 1921г.г.)………………………… 110-114 Приложение 2. Основные труды преподавателей по кафедре философии Казанского университета, имеющиеся в фонде Научной библиотеки КГУ. ….. 115-123 Приложение 3. Из работы Е. А. Боброва «Преподавание философии в университетах» (с комментарием).………… 124-139 Комментарий к работе Е. А. Боброва…………………… 139-145 Приложение 4. А. Д. Гуляев. «Программа по истории древней философии».…………………………………… 145-152 Вместо введения: Учебный курс (спецкурс) «Философская мысль в Казанском университете»: предмет, задачи, цель и темы. Спецкурс «Философская мысль в Казанском университете» читается на философском факультете университета (отделении философии) и на отделении социологии факультета журналистики и социологии. Читается один семестр на старших курсах (на отделении философии - на пятом курсе в осенний семестр). Хронологически он охватывает период от основания университета и до закрытия историко-филологического факультета (1921 г.), в состав которого кафедра философии входила с 1863 года. Учебный план предусматривают лекции, самостоятельную работу студентов и практические (семинарские) занятия. Последние представляют собой устное выступление (защиту) всеми студентами группы поочередно по материалам проведённого предварительно (во время самостоятельных занятий) письменного анализа и комментирования одной или нескольких философских работ преподавателей по кафедре философии и обсуждение этого выступления остальными студентами группы. Работы для анализа и комментирования выбираются студентами самостоятельно или по рекомендации преподавателя (список основных трудов преподавателей по кафедре философии, имеющихся в Научной библиотеке КГУ, приведён в Приложении 2 к настоящему пособию). Предусматривается в качестве практических занятий (и зачётного испытания) также написание реферата по творчеству одного из преподавателей по кафедре философии (см. Приложении 1) на основе нескольких его работ и соответствующей о нём литературы. Предметом спецкурса являются становление, функционирование и развитие философского образования (преподавания философских дисциплин) и философской подготовки, а также развитие, характер и формы проявления философской мысли, творчества в Казанском университете (и Казани) в указанный период. Вполне понятно, что, хотя определенное философское приготовление (знакомство) в той или иной мере с историей философии и введение в практику философской рефлексии происходило и за пределами кафедры философии (в преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин); хотя кафедра философии не была единственным каналом проникновения философии, философских традиций и философских учений в университет; хотя, наконец, домом философской мысли в университете (и в Казани) была не только кафедра философии, но именно с ней, в первую очередь, связано философское образование и философская подготовка в университете, становление и развитие философских учебных дисциплин, вхождение представителей казанского академического сообщества в пространство и лабиринты российской и европейской философии. История кафедры философии (за названный период), судьбы её преподавателей, профессоров, приват-доцентов и адъюнктов, философия как учебная дисциплина и философская мысль, как она нашла выражение в творчестве преподавателей кафедры, педагогическом, профессиональном (научном) и просветительско-культурном, занимают преимущественное место в содержании учебного курса « Философская мысль в Казанском университете». Целью спецкурса являются:
Названные цели предопределяют и характер задач, возникающих в ходе занятий по курсу. Они следующие: - Изложение общей истории философского образования в университете и истории кафедры философии; - Ознакомление студентов с расписанием и программами занятий по философским дисциплинам, с учебными пособиями; - Получение студентами представления о рекомендуемой в это время для занятий «руководствами», литературой и о ходе учёбы по философским дисциплинам. Всё это даёт возможность студентам сопоставить современный ход учёбы с тогдашним, получить представление о соответствующих уровнях образования, поразмышлять об этом, сделать самокритичные выводы. Далее. Ознакомление с жизнью и творчеством преподавателей по кафедре философии предоставляет конкретную возможность получить более ясное и осмысленное представление о «палитре» философии в России. Представление (знание) не только о «видных русских философах», чьё творчество получило освещение в разного рода учебниках и пособиях по истории философии, но и о тех подвижниках «любомудрия», которые не сподобились попасть в эти пособия, но чья философская образованность, исследовательская пытливость и интуиция, честное и добросовестное служение на ниве образования и культуры не менее заслуживают того, чтобы о них, по крайней мере, говорить в этих пособиях. Возможность достижения этого, однако, требует (и это одна из задач курса) того, чтобы студенты ознакомились с творчеством казанских философов непосредственно по их трудам, которые достаточно полно представлены в фонде библиотеки КГУ (см. Приложение 2), дали их анализ, составили комментарии к ним или написали реферат об их творчестве (на основе нескольких разноплановых сочинений философов). Подобная метода позволяет решить ещё одну задачу: у студентов закрепляются исследовательские навыки, умение анализировать и комментировать текст. Причём, в работе с данным материалом (текстами казанских философов, ранее им, чаще всего, незнакомым вовсе) студентам психологически легче провести самостоятельно и «безоглядно» такой анализ, чем при работе с текстами «великих», чей авторитет и, ещё более, хрестоматийные, «общепризнанные» и «неоспоримые» «научные» взгляды о последних, сковывают их, заставляют осторожничать, выглядеть «на уровне». Цели и задачи курса предопределили и темы, в рамках которых можно было бы раскрыть содержание его. Они следующие:
- «Герои мыслящего разума»: преподаватели по кафедре философии, их судьба и творчество; - Философская мысль за пределами университетской кафедры философии. К пособию прилагаются приложения, в третьем из которых с некоторыми купюрами приводится работа Е. А. Боброва « Преподавание философии в университетах», дающая полученное «из первых уст» яркое и достаточно полное представление о разных сторонах университетского философского образования (преподавания и учёбы) в дореволюционной России. Сведения, полученные из этой работы профессора Казанского университета, его наблюдения, скопившиеся за много лет преподавательской деятельности в трёх российских университетах, его размышления над предметом, занимавшим ум философа долгие годы – преподавание философии - весьма поучительны. Они позволяют провести сравнительный анализ сегодняшнего и тогдашнего состояния образования вообще, философского в частности, и в особенности, увидеть проблемы, «старые» или новые, задуматься о приобретённом или потерянном. Наконец, поучиться. Задачей данного пособия являются акцентирование внимания на некоторых важных моментах проблематики темы; разъяснение их значения и места в раскрытии содержания курса, в развернутом виде представленного в лекционном материале, а тем самым - изложение общего плана и логики курса. Кроме того, пособие даёт возможность (тест и контрольные вопросы) для проверки степени усвоения фактического материала; в нём приведён список почти всех трудов преподавателей по кафедре философии, имеющихся в Научной библиотеке КГУ, которые и должны стать материалом для самостоятельной практической (и зачётной) работы студентов (Приложение 2). Ту же, в числе прочего, цель - получить « сквозное» представление о истории кафедры философии - преследует и Приложение 1, в котором приведён список преподавателей по кафедре философии с 1804 г. по 1921 г. В Приложении 4 (с незначительными купюрами) в качестве образца университетских учебных программ начала XX века приводится « Программа по древней философии» (античной), составленная приват-доцентом по кафедре философии Гуляевым А. Д. |
Учебное пособие по курсу «Лыжный спорт» Техника и методика обучения классическим лыжным ходам. Учебное пособие по курсу «Лыжный спорт» /фгбоу спо «бгуор». Брянск, 2014 | Учебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет» Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык | ||
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования... | Учебное пособие включает материалы лекционных занятий по курсу «Социология... Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения всех специальностей, кроме специальностей социально-экономического... | ||
А. Л. Темницкий Социологические исследования Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, заинтересованных в исследовательском воплощении... | Учебное пособие по курсу «Философия науки» Литература, карточка обеспеченности учебной литературой по курсу библиотекой вгпу | ||
Новости образования Образовательные программы компании аскон в Казанском государственном техническом университете / 09. 03. 2008 | Учебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум) Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям... | ||
Народов поволжья Конференция состоится в Казанском государственном университете культуры и искусств по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт,... | Учебное пособие по курсу “Технология приборостроения” Москва,1998 | ||
Учебное пособие М.: Руссобит-М, 2001. 1 Cd-rom математика. 5 класс.... | Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | ||
Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,... Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе... | Учебное пособие представляет собой материалы к курсу «Немецкий язык» Материалы к курсу «Н язык». Казань: Казанский государственный университет, 2009. 40 с | ||
Учебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста» Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике | Лаборатория поликультурного образования и этнопедагогики Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции, которая состоится 1 ноября 2013 г в Казанском... |