Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология»





Скачать 405.79 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология»
страница1/4
Дата публикации13.04.2015
Размер405.79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Директором РОАТ

« » 2011 г.


Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: Серикова И.А., к.с.н.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для студентов специальности

080103 «Национальная экономика»

080507 «Менеджмент»

080111 «Маркетинг»

080504 «Государственное и муниципальное управление»
Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____3_____ Протокол № ____7____

«15» ___03___ 2011 г. «22» ___02____ 2011 г.
Москва, 2011 г.

Автор-составитель: Серикова И.А., к.с.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Региональный (вузовский) компонент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Выпускающая кафедра Директор РОАТ

«Экономическая теория»

«___» ________ 2011 г.


Кафедра: «Экономическая теория»
Автор: Серикова И.А., к.с.н., доцент
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для студентов специальности

080103 «Национальная экономика»

080507 «Менеджмент»

080111 «Маркетинг»

080504 «Государственное и муниципальное управление»


Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____3_____ Протокол № ____7____

«15» ___03___ 2011 г. «22» ___02____ 2011 г.


Москва 2011 г.
Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по указанным специальностям.

Аудиторных часов – 12

Лекционные занятия – 8

Практические (семинарские) занятия - 4

Самостоятельная работа – 113

Отчетность - Диф. зачет

Организационно-методический раздел

1. Цель изучения дисциплины
Важной частью общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов – экономистов является изучение конфликтологии. Конфликтология определяется как система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Цель курса – привить навыки конструктивного разрешения конфликтов и эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Формирование знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных, семинарских занятий, выполнения контрольных работ, осуществления самостоятельной работы с литературой.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучая конфликтологию, студенты должны усвоить:

- как распознавать истинные причины возникновения конфликтов;

- как научиться предупреждать появление конфликтов;

- как правильно вести себя с конфликтующими сторонами;

- как научиться управлять конфликтами и разрешать их на взаимовыгодной основе.

Изучение конфликтологии должно помочь распознавать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики, дает возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить лучшие решения в конфликтных ситуациях, находить самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

125 часов

Аудиторные занятия:

12 часов

лекции

8 часов

практические занятия

4 часа

Самостоятельная

работа

113 часов

Вид итогового тестирования

диф. зачет



4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины и тема

Виды занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Тема 1

2




Тема 2

2




Тема 3

2




Тема 4

2




Тема 5

2




Тема 6

2




Тема 7




11

Тема 8




12

Тема 9




12

Тема 10




12

Тема 11




12

Тема 12




12

Тема 13




12

Тема 14




10

Тема 15




10

Тема 16




10

Итого

12

113


4.2. Темы и краткое содержание курса

Тема 1. Введение. Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки

Источники конфликтологических знаний. Основные направления развития западной конфликтологии. История отечественной конфликтологии. Принципы исследования конфликтов.

Методы изучения конфликтов. Психологические методы в конфликтологии. Основные типы трудных ситуаций. Типы конфликтных личностей.

Поведение человека в трудной ситуации. Поведение психологически неустойчивой и устойчивой личности в трудной ситуации. Структура конфликтоустойчивости личности.

Выбор стратегии поведения в конфликте. Модели поведения в конфликте. Мотивация оппонентов в конфликте. Основные стратегии поведения в конфликте.

Общая типология конфликтов. Классификация конфликтов. Реакция человека на возникающие проблемы. Уход от конфликта и его подавление

(4, 5, 6)

Тема 2. Природа социального конфликта, источники и причины его возникновения

Виды конфликтов. Природа социального конфликта. Источники напряженности. Психологическая несовместимость.

Структура конфликтной ситуации. Эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликте. Классификация причин конфликтов.

(1, 2, 3)

Тема 3. Позитивные и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Процесс и динамика конфликта

Позитивные функции социальных конфликтов. Деструктивные функции социальных конфликтов.

Определение компонентов конфликта. Основные структурные элементы конфликта. Основные периоды и этапы динамики конфликта. Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний.

(1, 5, 6)

Тема 4. Проблема типологии конфликтов

Классификация конфликтов. Основные психологические подходы к пониманию и интерпретации конфликтов: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.

Условия возникновения внутриличностных конфликтов. Типология и последствия внутриличностных конфликтов. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.

Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали». Как подчиненному разрешить конфликт с руководителем.

Конфликты между социальными группами. Трудовые конфликты.

(1, 2, 6)

Тема 5. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей и типичное поведение в конфликтной ситуации

Особенности ощущений, восприятия, мышления и воображения как человеческих факторов, способных сыграть ту или иную роль в конфликтной ситуации.

Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации. Стили конфликтного поведения. Оценка реакции человека на конфликты. Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов.

(1, 5, 6)

Тема 6. Разрешение и предупреждение конфликтов

Особенности управления конфликтами. Зависимость успешного разрешения проблемной ситуации от ее точного прогноза. Технологии предупреждения конфликта. Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта.

Подготовка и принятие неконфликтогенного управленческого решения. Способы управления эмоциями. Возможности снижения агрессии в конфликте.

Формы завершения конфликта. Условия и этапы разрешения конфликтов. Основные тактики воздействия на оппонента в конфликте

Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта. Модели деятельности руководителя по урегулированию конфликтов.

(4, 5, 6)

Тема 7. Характеристика основных стилей: конфронтации, избежания, приспособления, компромисса, сотрудничества

Конфронтация и ее предполагаемая продуктивность. Избежание или уклонение. Приспособление или сглаживание. Компромисс. Сотрудничество или решение проблемы.

(1, 5, 6)

Тема 8. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях

Коммуникация в конфликтных ситуациях. Факторы, способствующие выравниванию напряжения. Методика конструктивного спора, стиль спора. Методика конструктивного спора, результат спора.

Переговоры как способ завершения конфликта. Психологические условия успеха на переговорах. Компромисс в процессе переговоров. Общие тактические приемы ведения переговоров.

(1, 6)

Тема 9. Коммуникации как источник конфликта

Факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре. Потери и искажения информации в процессе общения как причина конфликта.

Деструктивные характеристики стиля спора. Деструктивные результаты спора.

Роль коммуникативных барьеров в возникновении конфликтов.

Коммуникационные техники, способствующие возникновению конфликта.

(1, 5, 6)

Тема 10. Коммуникации как процесс с обратной связью

Необходимость обратной связи при коммуникации. Эффект «Ореола». Эффект внешней привлекательности. Эффект превосходства. Эффект отношения (другого человека) к нам. Сопереживание, как фактор обратной связи.

Нейтральные коммуникационные техники. Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера.

(1, 2, 3)

Тема 11. Механизм искажения информации

Искажение информации как одна из основных причин возникновения конфликтов.

Основные факторы механизма искажения информации: психологическое заражение, внушение, подражание, соревнование, убеждение и конформизм. Негативные психологические установки и восприятие. Эффекты негативных установок и восприятия.

(1, 4, 5, 6)

Тема 12. Основные функции коммуникаций

Три основные функции коммуникации в процессе разрешения конфликта: информационно-коммуникативная; регулятивно-коммуникативная; эмоционально-коммуникативная.

(1, 2, 3)

Тема 13. Барьеры коммуникации

Барьеры коммуникаций: определение понятия. Каналы восприятия информации. Фазы общения.

Ошибки в разговоре. Ошибки при слушании.

(1, 2, 3, 4)

Тема 14. Определение основных понятий – регулирования, разрешения, управления, предотвращения, минимизации последствий конфликта

Регулирование конфликта. Разрешение конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Предотвращение конфликта.

Функциональные последствия конфликтов. Дисфункциональные последствия конфликтов.

(1, 2, 6)

Тема 15. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов

Модели урегулирования конфликта. Конфликтные ситуации и виды поведения в конфликтах. Определение наличия конфликта интересов. Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его. Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон. Снижение уровня притязаний и поиски решения.

Направление движения специалиста по связям с общественностью при разрешении конфликта.

Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов. Условия успешного разрешения конфликта.

(1, 4, 5, 6)

Тема 16. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов

Основные приемы в разговоре с назревающим конфликтом.

«Связи с общественностью» как средство кризисного регулирования и предотвращения конфликта или минимизации его последствий. Управление проблемами в целях предотвращения кризисных ситуаций. Основные элементы процесса управления. Стратегия предупреждения конфликтов. Факторы, возникающие в кризисной ситуации, и типичные ошибки специалистов по связям с общественностью.

Тематика контрольных работ

Тема 1. Введение. Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки

  1. Основные направления развития западной конфликтологии.

  2. История отечественной конфликтологии.

  3. Методы изучения конфликтов.

  4. Общая типология конфликтов. Классификация конфликтов.

(1, 5, 6)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология»
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине Конфликтология
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс москва 2009 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Конфликтология» подготовлен на основе требований Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическая конфликтология
Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Башкирский государственный университет»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом
Учебно-методический комплекс «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск