Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/4
Дата публикации18.04.2015
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011 г.

ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (татарский язык и литература)

(очная форма обучения)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Х.Ч. Алишина/

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания_____________Протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Завкафедрой ______________________________/Н.К. Фролов/

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук______Протокол №

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Е.В. Тумакова/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра общего языкознания


Алишина Х.Ч.

ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология».

Профиль подготовки - Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения)

Тюменский государственный университет

2011

Алишина ХЧ. ТАТАРСКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки - Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения). Тюмень, 2011, _22__ стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Татарская диалектология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.К. Фролов, зав.кафедрой общего языкознания





© Тюменский государственный университет, 2011.

© Алишина Х.Ч., 2011.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ это раздел языкознания, изучающий местные, территориальные разновидности языка, диалекты. Подразделяется на описательную, изучающую современные исследователю местные разновидности языка, и историческую, изучающую развитие диалектов в истории данного языка.

Описательная диалектология изучает языковые особенности территориальных диалектов, устанавливая характер тех фонетических, грамматических, лексических черт, которые отличают данные диалекты и имеют определенное распространение в местных разновидностях. При выделении диалектов учитываются внеязыковые, социально-исторические факторы (элементы материальной и духовной культуры, культурно-исторические традиции и т.п.) Диалектные различия объединяют одни территории и разделяют другие. По совокупности определительных различий выделяются и противопоставляются отдельные диалекты данного языка. Однако совокупность диалектных различий может иметь разный характер, ибо диалектное членение языка многостепенно: диалекты, сходные по комплексу признаков, объединяются в более крупные группы, но могут распадаться на более мелкие по совокупности иных признаков. Поэтому в диалектологии наряду с понятием диалекта существуют понятия наречия, диалектной зоны и говора.

Диалекты являются бесписьменной формой языка, поэтому диалектологи для их изучения используют анкетный метод и метод непосредственного наблюдения. При анкетном методе сбор сведений о языковых особенностях диалекта осуществляется путем получения письменных ответов компетентных в языковом отношении людей (учителей, сельской интеллигенции и др.) на вопросы специально составленной анкеты; эти вопросы могут относиться к разным уровням языковой системы диалектов и рассчитаны на возможность сопоставления полученных данных. При методе непосредственного наблюдения диалектологи записывают живую речь носителей диалекта, опираясь на заранее составленную программу-вопросник. Запись живой речи (особенно на диктофон) позволяет проводить тщательный анализ языковых особенностей, характеризующих данный диалект.

Диалектология тесно связана с историей языка, т.к. диалекты сохраняют многие языковые явления, уже утраченные литературным языком, или развивают такие особенности, которые не получили развития или развились в ином направлении в литературном языке; она связана также с историей народа - носителя данного языка, ибо диалекты зачастую оказываются единственным источником знаний о прошлых связях населения различных территорий, об исторических процессах сближения и расхождения носителей разных диалектов и языков, о колонизационных и миграционных движениях; наконец, она связана с этнографией, т.к. многие этнографические и диалектные особенности в совокупности определяют ту или иную историческую территорию.

Курс татарской диалектологии ставит своей целью изучение современных татарских языков и диалектов. Даются сведения по исторической диалектологии разговорного литовско-польско-белорусского языка ХY-ХYI вв. Особое внимание обращается на тоболо-иртышский диалект языка сибирских татар как национально-региональный компонент программы.

Основными задачами изучения татарской диалектологии являются:

  • осмысление объекта и предмета татарской диалектологии, его места в кругу лингвистических и нелингвистических дисциплин;

  • ознакомление студентов с историей диалектологии;

  • изучение основных проблем и методов языкознания;

  • углубленное познание исторических процессов во всех языках, их интерпретация отечественными и зарубежными языковедами, философами, историками, психологами;

  • формирование у студента основных общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплины.

Дисциплина читается на 1 курсе ОДО во 2 семестре в рамках специальности “Татарский язык и литература” /бакалавриат/. На “Татарскую диалектологию” отводится 72 часа, 16 лекционных, 56 часов на самостоятельную работу.


    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Татарская диалектология» расположена в разделе «Общепрофессиональный цикл. Б.2 Базовая часть (Вариативная часть)», завершает языковедческое образование словесника, углубляет его общефилософскую подготовку, расширяет лингвистический кругозор. Этот курс синтезирует те знания, которые получены студентом в ходе освоения таких предшествующих дисциплин, как «Введение в языкознание», «Сравнительно-сопоставительное языкознание», «История русского языка», «Этнолингвистика», «Лингвистическое краеведение», «Классические языки»

Студент должен знать принципы основных лингвистических методов (сравнительно-исторический, сопоставительный, дескриптивный, типологический) и способов познания (наблюдение, моделирование, эксперимент, интерпретация), уметь применять знания в практике филологического анализа текста. На базе знаний по истории языкознания студент должен познакомиться с периодизацией лингвистических учений, знать основные научные школы и направления, уметь дать оценку тем или иным воззрениям отечественных и зарубежных языковедов, хорошо представлять себе сущность языка как общественного явления, уметь показать учащимся роль татарского языка в современном мире.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск