Скачать 254.27 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. ОБЩАЯ ИХТИОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы Селюков А.Г. /Ф.И.О./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 13 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНИТ «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. Тюмень - 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра зоологии и ихтиологииСелюков А.Г. ОБЩАЯ ИХТИОЛОГИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Селюков А.Г. Общая ихтиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: ОБЩАЯ ИХТИОЛОГИЯ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. © Селюков А.Г., 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Целью дисциплины «Общая ихтиология» является совершенствование знаний по биологии, эволюции и современной систематике надкласса Рыбы мировой и региональной ихтиофауны. В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи: детальное ознакомление с происхождением и эволюцией рыб; изучение особенностей регуляции размножения и других жизненноважных систем рыб; распределения основных систематических групп хрящевых и костных рыб по водоемам планеты; анализ антропогенного влияния на природные популяции рыб. Учебно-методический комплекс «Общая ихтиология» соответствует паспорту специальности 03.02.06 Ихтиология.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; - иметь адекватное представление о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов, механизмах гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем; - применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: принципы организации живых систем применительно к ихтиологическим объектам. Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями в области ихтиологии и биологии в целом, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований. Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания ихтиологии и естественно-научных дисциплин, ведения научной дискуссии на конференциях любого уровня.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы аспирантов
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
1. Введение. Системы рыбообразных и рыб. Системы рыб по Мюллеру, Агассицу, Ригэну, Стеншо, Бергу, Ромеру, Никольскому, Рассу и Линдбергу, Нельсону. Систематика бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных. Систематика хрящевых рыб. Систематика двоякодышащих и кистеперых. Систематика многоперов, хрящевых и костных ганоидов. Систематика костистых рыб с важнейшими надотрядами. 2. Трофология рыб Классификация рыб по типам питания. Типы пищеварения: полостное, пристеночное (мембранное), внутриклеточное. Индуцированный аутолиз. Симбионтное пищеварение. Всасывание питательных веществ, макро- и микромолекулярный транспорт. Эндогенная экскреция. Желудочное и кишечное пищеварение. Эвакуаторная и двигательная функция пищеварительного тракта рыб. Топография пищеварительных и транспортных процессов. Влияние факторов среды на процессы пищеварения и всасывания. 3. Физиология кровеносной системы у хрящевых и костных рыб Состав, свойства и функции крови у рыб. Форменные элементы крови. Типы гемоглобина. Защитная функция крови. Белки крови рыб, их видовая специфичность. Сродство гемоглобина различных видов рыб к кислороду. Кривые диссоциации оксигемоглобина. Эффекты Бора, Рута, Холдена. Сезонные и возрастные изменения гематологических показателей крови. Лимфатическая система рыб. 4. Организация и регуляция иммунной системы у хрящевых и костных рыб. Организация иммунной системы рыб: строение и функция центральных (головная почка, тимус) и периферических (туловищная почка, селезенка; лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми; кровь) лимфоидных органов. Клетки иммунной системы: В-, Т-лимфоциты, клетки-киллеры, фагоциты (моноциты и макрофаги, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, тромбоциты). Сходство и различие в организации иммунной системы у рыб и млекопитающих. Механизмы регуляции иммунной системы у рыб. 5. Организация дыхательной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Органы дыхания у рыб на разных этапах онтогенеза. Эмбриональные органы дыхания. Организация жаберного аппарата у морских и пресноводных хрящевых и костных рыб. Организация жаберного эпителия: структурные и функциональные особенности жабр у костистых рыб. Хлоридные комплексы у рыб; их значение в осморегуляции. Слизистые и респираторные элементы жаберного эпителия. Интенсивность дыхания и методы его оценки. Механизмы регуляции дыхания. Органы воздушного дыхания. Плавательный пузырь как многофункциональный орган. 6. Гормональная регуляция основных систем у хрящевых и костных рыб. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у хрящевых и костных рыб. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, урогипофиза, гонад. Гормоны щитовидной железы, интерреналовой и хромаффиновой тканей. Половые гормоны. Роль гормонов в дифференцировке пола. Эндокринная функция поджелудочной железы у рыб. Ультимобранхиальная железа и гормональная регуляция кальциевого обмена. Сезонные изменения эндокринной активности. 7. Сенсорные системы у хрящевых и костных рыб. Функциональные характеристики сенсорных систем. Абсолютный и дифференциальны пороги, пороги обнаружения и распознавания. Чувствительность, адаптация, латентность. Контактная и дистантная рецепция. Зрение, адаптация, ретиномоторная реакция. Зрительные центры, их фунциональная организация и связь с другими отделами мозга. Роль зрения в поведении. Обоняние, обонятельный эпителий, рецепторные, опорные и слизистые клетки. Макро- и микросматики. Роль обоняния в поведении рыб: пищевом, защитном, репродуктивном, коммуникационном, миграционном и др. Феромоны. Формирование обонятельной системы в онтогенезе рыб. Влияние токсикантов на обонятельную систему рыб. Слух. Принцип работы слуховой системы, отолиты. Веберов аппарат. Диапазоны слуха рыб; чувствительность и острота слуха, их особенность в связи с экологией. Электрорецепция. Ампулированные и бугорковые органы, их структура, расположение на теле рыб и функциональные характеристики. Терморецепция. Тепловая и холодовая чувствительность рыб. Органы температурной рецепции. Термопреферендум и терморегуляционное поведение. 8. Организация нервной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Организация центральной и периферической нервной системы, строение головного и спинного мозга у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Морфологические и функциональные особенности строения отделов головного мозга у рыбообразных и рыб. Особенности развития отделов головного мозга в связи с экологией вида. Строение и функции головных нервов. Периферическая нервная система.
Устный опрос (по теме №1). Обсуждаемые темы: 1. Систематика рыбообразных и рыб с важнейшими отрядами. Практическое занятие «Трофология рыб» (по теме №2). Объекты исследования: плотва и окунь. Оборудование: кювета, ножницы хирургические, скальпель, пинцет анатомический, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 3, бинокуляр. Для ознакомления с функционированием пищеварительной системы рыб использовать следующую литературу: 1. Павлов Д.С., Касумян А.О. Структура пищевого поведения рыб // Вопросы ихтиологии. 1998. Т.38. №1. С. 123-136 2. Уголев А.М., Кузьмина В.В. Пищеварительные процессы и адаптации у рыб. С-Пб.: Гидрометеоиздат. 1993. – 238 с. Устный опрос (по теме №3). Обсуждаемые темы: 1. Защитная функция крови у рыб в различных экологических условиях. 2. Белки крови рыб, их видовая специфичность. 3.Сезонные и возрастные изменения гематологических показателей крови. Лимфатическая система рыб. Использовать следующую литературу: Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М.:Мир. 1982, т.I, II. – 785с. Устный опрос (по теме №4) Обсуждаемые темы: 1. Строение и функционирование центральных и периферических лимфоидных органов у рыб. 2. Механизмы регуляции иммунной системы у рыб. Для подготовки к опросу следует использовать следующую литературу: Смит Л. Введение в физиологию рыб. М.:Агропромиздат. 1986. – 168 с. http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/1-1.php; http://www.scorcher.ru/journal/art/immun_iz_kogi.php Практическое занятие «Организация дыхательной системы» (по теме №5) . Гистологические препараты из фондов лаборатории реконструкции биосистем. Объекты исследования: жабры сиговых, карповых и окуневых рыб. Для практических занятий можно использовать следующую литературу:
Устный опрос (по теме №6) Обсуждаемые темы: 1. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у рыб. 2. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, урогипофиза, гонад у хрящевых и костных рыб. 3. Сезонные изменения эндокринной активности. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: 1.Баранникова И.А. Функциональные основы миграций рыб. Л.:Наука. 1975. – 206с. 2.Гинецинский А.Г. Физиологические механизмы водно-солевого равновесия. М.-Л.:АН СССР. 1964. – 411с. 3.Проссер С. Сравнительная физиология животных. М.:Мир. 1978. – 117с. 4.Смит Л. Введение в физиологию рыб. М.:Агропромиздат. 1986. – 168 с. Устный опрос (по теме №7). Обсуждаемые темы: 1. Функциональные характеристики сенсорных систем у рыб. 2. Роль обоняния в поведении рыб и влияние токсикантов на обонятельную систему рыб. 3. Электро- и терморецепция у рыб. Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу: 1. Хочачка П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация. М.:Мир, 1988. – 568. 2. Шилов И.А. Физиологическая экология животных. М.:Высшая школа. 1985. – 328с. 3. Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М.:Мир. 1982, т.I, II. – 785с. Практическое занятие «Организация нервной системы у рыб» (тема № 8). Объекты исследования: свежеумерщвленные особи плотвы и окуня. Оборудование: кювета, ножницы хирургические, скальпель, пинцет анатомический, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 3, бинокуляр. Муляжи головного мозга рыб. Для практических занятий можно использовать следующую литературу:
1. Введение. Системы рыбообразных и рыб. Темы рефератов с презентациями:
2. Трофология рыб. Темы рефератов с презентациями: 1. Типы пищеварения: у рыб. 2. Индуцированный аутолиз у рыб. 3. Особенности симбионтного пищеварения у рыб. 4. Макро- и микромолекулярный транспорт в процессах пищеварения у рыб. 5. Эвакуаторная и двигательная функция пищеварительного тракта рыб. 6. Влияние факторов среды на процессы пищеварения и всасывания. 7. Ксенобиотики и процессы пищеварения у рыб. 3. Физиология кровеносной системы у хрящевых и костных рыб Темы рефератов с презентациями: 1. Состав, свойства и функции крови у рыб. 2. Белки крови рыб, их видовая специфичность. 3. Сродство гемоглобина различных видов рыб к кислороду. 4. Естественные криопротекторы в крови и тканях организма рыб. 5. Сезонные и возрастные изменения гематологических показателей крови. 6. Организация лимфатической системы рыб. 7. Защитная функция крови у рыб. 4. Организация и регуляция иммунной системы у хрящевых и костных рыб. Темы рефератов с презентациями: 1. Cтроение и функционирование головной почки и тимусаю 2. Cтроение и функционирование туловищной почки и селезенки у рыб. 3. Клетки иммунной системы: В-, Т-лимфоциты, клетки-киллеры. 4. Клетки иммунной системы: моноциты и макрофаги, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, тромбоциты. 5. Сходство и различие в организации иммунной системы у рыб и млекопитающих. 6. Механизмы регуляции иммунной системы у рыб. 5. Организация дыхательной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Темы рефератов с презентациями: 1. Эмбриональные органы дыхания у рыб разных систематических групп. 2. Строение и организация жаберного аппарата у морских и пресноводных хрящевых и костных рыб. 3. Организация жаберного эпителия: структурные и функциональные особенности жабр у костистых рыб. 4. Интенсивность дыхания у рыб и методы его оценки. 5. Механизмы регуляции дыхания у рыб. 6. Органы воздушного дыхания у костистых рыб. 7. Плавательный пузырь рыб как многофункциональный орган. 6. Гормональная регуляция основных систем у хрящевых и костных рыб. Темы рефератов с презентациями: 1. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у хрящевых рыб. 2. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у костных рыб. 3. Механизмы гормональной регуляции репродуктивной функции у рыб. 4. Механизмы гормональной регуляции функция поджелудочной железы у рыб. 5. Гормоны гипоталамуса, гипофиза и урогипофиза у рыб. 6. Гормоны щитовидной железы, интерреналовой и хромаффиновой тканей. 7. Механизмы гормональной регуляции дифференцировки пола. 8. Сезонные изменения эндокринной активности у рыб. 7. Сенсорные системы у хрящевых и костных рыб. Темы рефератов с презентациями: 1. Функциональные характеристики сенсорных систем у рыб. 2. Зрительные центры и их функциональная организация у рыб. 3. Клеточная организация у рыб обонятельного эпителия. 4. Роль обоняния в поведении рыб. 5. Влияние токсикантов на обонятельную систему рыб. 6. Организация у рыб электрорецепторной системы. 7. Органы температурной рецепции у рыб разных таксонов. 8. Организация нервной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Темы рефератов с презентациями: 1. Организация центральной нервной системы у рыбообразных и рыб. 2. Морфологические и функциональные особенности отделов головного мозга у рыбообразных и рыб. 3. Развитие отделов головного мозга в связи с экологией вида. 4. Строение и функции головных нервов. 5. Организация периферической нервной системы.
8.1. Основная литература: 1. Петров К.М. Биогеография океана. М.:Академический проект; Альма Матер, 2008. – 328 с. 2. Никольский Г.В. Избранные труды: Теория динамики стада рыб. М.: ВНИРО, 2012. – 464 с. 3. Нельсон Дж.С. Рыбы мировой фауны. М.:Книжный дом «Либроком», 2009. – 880 с 4. Кузьмина В.В. Физиология питания рыб. Влияние внешних и внутренних факторов. Борок. 2008. – 275 с. 8.2. Дополнительная литература:
8.3. Периодические издания: 1. Журнал «Вопросы ихтиологии» М.: Академиздат. «Наука». 2. Журнал «Экология» М.: Академиздат. «Наука» 8.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://www.ichthyo.ru/ http://www.ixtio.ru/ http://www.aquaria2.ru/ http://club-fish.ru/ http://www.copy-right.su/ichtyologiya84/html Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля). По всем темам тематического плана имеются презентации. В учебных аудиториях установлено стационарное мультимедийное оборудование. В качестве учебной базы используется Лаборатория реконструкции биосистем, оснащенная современным научным оборудованием, полной «гистологической линейкой», включающей приборы для проводки, заливки, резки (автоматизированный роторный микротом), окраски и микроскопов для фото- и видеорегистрации гистологических срезов. При кафедре имеется автоматизированный Рыбоводный модуль для инкубации, содержания и выращивания в условиях замкнутого водообеспечения различных объектов товарного и декоративного рыбоводства. Дополнения и изменения в рабочей программе на 201 / 201 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г. Заведующий кафедрой ___________________/___________________/ Роспись Ф.И.О. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... |