Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология





Скачать 254.27 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология
Дата публикации21.04.2015
Размер254.27 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

ОБЩАЯ ИХТИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы Селюков А.Г. /Ф.И.О./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК биологического отделения ИМЕНИТ «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

Тюмень - 2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра зоологии и ихтиологии



Селюков А.Г.

ОБЩАЯ ИХТИОЛОГИЯ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Селюков А.Г. Общая ихтиология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.06 - ихтиология очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 13 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: ОБЩАЯ ИХТИОЛОГИЯ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Селюков А.Г., 2011.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины «Общая ихтиология» является совершенствование знаний по биологии, эволюции и современной систематике надкласса Рыбы мировой и региональной ихтиофауны.

В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи: детальное ознакомление с происхождением и эволюцией рыб; изучение особенностей регуляции размножения и других жизненноважных систем рыб; распределения основных систематических групп хрящевых и костных рыб по водоемам планеты; анализ антропогенного влияния на природные популяции рыб.

Учебно-методический комплекс «Общая ихтиология» соответствует паспорту специальности 03.02.06 Ихтиология.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- иметь адекватное представление о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов, механизмах гомеостатической регуляции, применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;

- применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать: принципы организации живых систем применительно к ихтиологическим объектам.

    Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями в области ихтиологии и биологии в целом, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований.

    Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания ихтиологии и естественно-научных дисциплин, ведения научной дискуссии на конференциях любого уровня.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 6. Форма промежуточной аттестации: экзамен, Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов.

  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. Всего

    Фор-мы конт-роля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    самостоятельная работа

    из них в интерактивной форме

    1

    2

    3

    4

    5

    8

    6

    7

    8

    1

    Введение. Системы рыбообразных и рыб.

1

2

2

12





14

Реферат

    2

    Трофология рыб

2

4

4

20

2


28

Реферат

    3

    Физиология кровеносной системы у хрящевых и костных рыб

3-4

4

4

20

2


28

Устный опрос

    4

    Организация и регуляция иммунной системы у хрящевых и костных рыб

5-6

4

4

20

2


28

Устный опрос

    5

    Организация дыхательной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб

7-8

4

4

20

2


28

Реферат

    6

    Гормональная регуляция основных систем у хрящевых и костных рыб

9-11

6

6

20

2


32

Реферат

    7

    Сенсорные системы у хрящевых и костных рыб

12-13

4

4

20

2

28

Устный опрос

    8

    Организация нервной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб

14-15

4

4

20

2


28

Реферат



    Итого:

    15

    32

    32

    152

    14

    216

Экзамен



    из них часов в интерактивной форме









    14







Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРА

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

1

    Введение. Системы рыбообразных и рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

1

12

2

    Трофология рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

2

20

3

    Физиология кровеносной системы у хрящевых и костных рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

3-4

20

4

    Организация и регуляция иммунной системы у хрящевых и костных рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

5-6

20

5

    Организация дыхательной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

7-8

20

6

    Гормональная регуляция основных систем у хрящевых и костных рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

9-11

20

7

    Сенсорные системы у хрящевых и костных рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

12-13

20

8

    Организация нервной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб

Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

14-15

20

ИТОГО:




15

152


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Нет































  1. Содержание дисциплины.


1. Введение. Системы рыбообразных и рыб.

Системы рыб по Мюллеру, Агассицу, Ригэну, Стеншо, Бергу, Ромеру, Никольскому, Рассу и Линдбергу, Нельсону. Систематика бесчелюстных, панцирных и челюстножаберных. Систематика хрящевых рыб. Систематика двоякодышащих и кистеперых. Систематика многоперов, хрящевых и костных ганоидов. Систематика костистых рыб с важнейшими надотрядами.
2. Трофология рыб

Классификация рыб по типам питания. Типы пищеварения: полостное, пристеночное (мембранное), внутриклеточное. Индуцированный аутолиз. Симбионтное пищеварение. Всасывание питательных веществ, макро- и микромолекулярный транспорт. Эндогенная экскреция. Желудочное и кишечное пищеварение. Эвакуаторная и двигательная функция пищеварительного тракта рыб. Топография пищеварительных и транспортных процессов. Влияние факторов среды на процессы пищеварения и всасывания.
3. Физиология кровеносной системы у хрящевых и костных рыб

Состав, свойства и функции крови у рыб. Форменные элементы крови. Типы гемоглобина. Защитная функция крови. Белки крови рыб, их видовая специфичность. Сродство гемоглобина различных видов рыб к кислороду. Кривые диссоциации оксигемоглобина. Эффекты Бора, Рута, Холдена. Сезонные и возрастные изменения гематологических показателей крови. Лимфатическая система рыб.
4. Организация и регуляция иммунной системы у хрящевых и костных рыб.

Организация иммунной системы рыб: строение и функция центральных (головная почка, тимус) и периферических (туловищная почка, селезенка; лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми; кровь) лимфоидных органов. Клетки иммунной системы: В-, Т-лимфоциты, клетки-киллеры, фагоциты (моноциты и макрофаги, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, тромбоциты). Сходство и различие в организации иммунной системы у рыб и млекопитающих. Механизмы регуляции иммунной системы у рыб.
5. Организация дыхательной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

Органы дыхания у рыб на разных этапах онтогенеза. Эмбриональные органы дыхания. Организация жаберного аппарата у морских и пресноводных хрящевых и костных рыб. Организация жаберного эпителия: структурные и функциональные особенности жабр у костистых рыб. Хлоридные комплексы у рыб; их значение в осморегуляции. Слизистые и респираторные элементы жаберного эпителия. Интенсивность дыхания и методы его оценки. Механизмы регуляции дыхания. Органы воздушного дыхания. Плавательный пузырь как многофункциональный орган.
6. Гормональная регуляция основных систем у хрящевых и костных рыб.

Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у хрящевых и костных рыб. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, урогипофиза, гонад. Гормоны щитовидной железы, интерреналовой и хромаффиновой тканей. Половые гормоны. Роль гормонов в дифференцировке пола. Эндокринная функция поджелудочной железы у рыб. Ультимобранхиальная железа и гормональная регуляция кальциевого обмена. Сезонные изменения эндокринной активности.
7. Сенсорные системы у хрящевых и костных рыб.

Функциональные характеристики сенсорных систем. Абсолютный и дифференциальны пороги, пороги обнаружения и распознавания. Чувствительность, адаптация, латентность. Контактная и дистантная рецепция. Зрение, адаптация, ретиномоторная реакция. Зрительные центры, их фунциональная организация и связь с другими отделами мозга. Роль зрения в поведении. Обоняние, обонятельный эпителий, рецепторные, опорные и слизистые клетки. Макро- и микросматики. Роль обоняния в поведении рыб: пищевом, защитном, репродуктивном, коммуникационном, миграционном и др. Феромоны. Формирование обонятельной системы в онтогенезе рыб. Влияние токсикантов на обонятельную систему рыб. Слух. Принцип работы слуховой системы, отолиты. Веберов аппарат. Диапазоны слуха рыб; чувствительность и острота слуха, их особенность в связи с экологией. Электрорецепция. Ампулированные и бугорковые органы, их структура, расположение на теле рыб и функциональные характеристики. Терморецепция. Тепловая и холодовая чувствительность рыб. Органы температурной рецепции. Термопреферендум и терморегуляционное поведение.
8. Организация нервной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

Организация центральной и периферической нервной системы, строение головного и спинного мозга у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб. Морфологические и функциональные особенности строения отделов головного мозга у рыбообразных и рыб. Особенности развития отделов головного мозга в связи с экологией вида. Строение и функции головных нервов. Периферическая нервная система.


  1. Планы практических занятий.


Устный опрос (по теме №1).

Обсуждаемые темы:

1. Систематика рыбообразных и рыб с важнейшими отрядами.

Практическое занятие «Трофология рыб» (по теме №2).

Объекты исследования: плотва и окунь.

Оборудование: кювета, ножницы хирургические, скальпель, пинцет анатомический, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 3, бинокуляр.

Для ознакомления с функционированием пищеварительной системы рыб использовать следующую литературу:

1. Павлов Д.С., Касумян А.О. Структура пищевого поведения рыб // Вопросы ихтиологии. 1998. Т.38. №1. С. 123-136

2. Уголев А.М., Кузьмина В.В. Пищеварительные процессы и адаптации у рыб. С-Пб.: Гидрометеоиздат. 1993. – 238 с.
Устный опрос (по теме №3).

Обсуждаемые темы:

1. Защитная функция крови у рыб в различных экологических условиях.

2. Белки крови рыб, их видовая специфичность.

3.Сезонные и возрастные изменения гематологических показателей крови. Лимфатическая система рыб.

Использовать следующую литературу:

Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М.:Мир. 1982, т.I, II. – 785с.
Устный опрос (по теме №4)

Обсуждаемые темы:

1. Строение и функционирование центральных и периферических лимфоидных органов у рыб.

2. Механизмы регуляции иммунной системы у рыб.

Для подготовки к опросу следует использовать следующую литературу:

    Смит Л. Введение в физиологию рыб. М.:Агропромиздат. 1986. – 168 с.

http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/1-1.php; http://www.scorcher.ru/journal/art/immun_iz_kogi.php
Практическое занятие «Организация дыхательной системы» (по теме №5) .

Гистологические препараты из фондов лаборатории реконструкции биосистем.

Объекты исследования: жабры сиговых, карповых и окуневых рыб.

Для практических занятий можно использовать следующую литературу:

  1. Матей В.Е. Функциональная морфология жаберного эпителия пресноводных костистых рыб // В кн.: Физиология, биохимия и токсикология пресноводных животных. Л.: Наука. 1990. С. 104-141.

  2. Шилов И.А. Физиологическая экология животных. М.:Высшая школа. 1985. – 328с.

  3. Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М.:Мир. 1982. т.I, II. – 785с.


Устный опрос (по теме №6)

Обсуждаемые темы:

1. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у рыб.

2. Гормоны гипоталамуса, гипофиза, урогипофиза, гонад у хрящевых и костных рыб.

3. Сезонные изменения эндокринной активности.

Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

1.Баранникова И.А. Функциональные основы миграций рыб. Л.:Наука. 1975. – 206с.

2.Гинецинский А.Г. Физиологические механизмы водно-солевого равновесия. М.-Л.:АН СССР. 1964. – 411с.

3.Проссер С. Сравнительная физиология животных. М.:Мир. 1978. – 117с.

4.Смит Л. Введение в физиологию рыб. М.:Агропромиздат. 1986. – 168 с.
Устный опрос (по теме №7).

Обсуждаемые темы:

1. Функциональные характеристики сенсорных систем у рыб.

2. Роль обоняния в поведении рыб и влияние токсикантов на обонятельную систему рыб.

3. Электро- и терморецепция у рыб.

    Для подготовки к опросу можно использовать следующую литературу:

    1. Хочачка П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация. М.:Мир, 1988. – 568.

2. Шилов И.А. Физиологическая экология животных. М.:Высшая школа. 1985. – 328с.

3. Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М.:Мир. 1982,

т.I, II. – 785с.
Практическое занятие «Организация нервной системы у рыб» (тема № 8).

Объекты исследования: свежеумерщвленные особи плотвы и окуня.

Оборудование: кювета, ножницы хирургические, скальпель, пинцет анатомический, иглы препарировальные - 2, булавки - 10-15, вата гигроскопическая, марлевые салфетки – 3, бинокуляр. Муляжи головного мозга рыб.

Для практических занятий можно использовать следующую литературу:

  1. Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа. 1976. 351 с.

  2. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. СПб.:СПбГУ. 1991. – 296 с.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины




    1. Введение. Системы рыбообразных и рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

  1. Хрящевые рыбы: черты сходства и различия вымерших и ныне живущих представителей.

  2. Древние и современные двоякодышащие и кистеперые рыбы.

  3. Акантоды и палеониски как предки современных таксонов рыб.

  4. Происхождение Хрящевых и Костных ганоидов.

  5. Генеалогические отношения в отряде Сельдеобразные.

  6. Генеалогические отношения в отряде Лососеобразные.

  7. Генеалогические отношения в отряде Карпообразные.

  8. Генеалогические отношения в отряде Трескообразные.

  9. Генеалогические отношения в отряде Окунеобразные.

  10. Генеалогические отношения в отряде Камбалообразные.


2. Трофология рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

1. Типы пищеварения: у рыб.

2. Индуцированный аутолиз у рыб.

3. Особенности симбионтного пищеварения у рыб.

4. Макро- и микромолекулярный транспорт в процессах пищеварения у рыб.

5. Эвакуаторная и двигательная функция пищеварительного тракта рыб.

6. Влияние факторов среды на процессы пищеварения и всасывания.

7. Ксенобиотики и процессы пищеварения у рыб.
3. Физиология кровеносной системы у хрящевых и костных рыб

    Темы рефератов с презентациями:

1. Состав, свойства и функции крови у рыб.

2. Белки крови рыб, их видовая специфичность.

3. Сродство гемоглобина различных видов рыб к кислороду.

4. Естественные криопротекторы в крови и тканях организма рыб.

5. Сезонные и возрастные изменения гематологических показателей крови.

6. Организация лимфатической системы рыб.

7. Защитная функция крови у рыб.
4. Организация и регуляция иммунной системы у хрящевых и костных рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

1. Cтроение и функционирование головной почки и тимусаю

2. Cтроение и функционирование туловищной почки и селезенки у рыб.

3. Клетки иммунной системы: В-, Т-лимфоциты, клетки-киллеры.

4. Клетки иммунной системы: моноциты и макрофаги, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, тромбоциты.

5. Сходство и различие в организации иммунной системы у рыб и млекопитающих.

6. Механизмы регуляции иммунной системы у рыб.
5. Организация дыхательной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

1. Эмбриональные органы дыхания у рыб разных систематических групп.

2. Строение и организация жаберного аппарата у морских и пресноводных хрящевых и костных рыб.

3. Организация жаберного эпителия: структурные и функциональные особенности жабр у костистых рыб.

4. Интенсивность дыхания у рыб и методы его оценки.

5. Механизмы регуляции дыхания у рыб.

6. Органы воздушного дыхания у костистых рыб.

7. Плавательный пузырь рыб как многофункциональный орган.
6. Гормональная регуляция основных систем у хрящевых и костных рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

1. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у хрящевых рыб.

2. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система у костных рыб.

3. Механизмы гормональной регуляции репродуктивной функции у рыб.

4. Механизмы гормональной регуляции функция поджелудочной железы у рыб.

5. Гормоны гипоталамуса, гипофиза и урогипофиза у рыб.

6. Гормоны щитовидной железы, интерреналовой и хромаффиновой тканей.

7. Механизмы гормональной регуляции дифференцировки пола.

8. Сезонные изменения эндокринной активности у рыб.
7. Сенсорные системы у хрящевых и костных рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

1. Функциональные характеристики сенсорных систем у рыб.

2. Зрительные центры и их функциональная организация у рыб.

3. Клеточная организация у рыб обонятельного эпителия.

4. Роль обоняния в поведении рыб.

5. Влияние токсикантов на обонятельную систему рыб.

6. Организация у рыб электрорецепторной системы.

7. Органы температурной рецепции у рыб разных таксонов.
8. Организация нервной системы у рыбообразных, у хрящевых и костных рыб.

    Темы рефератов с презентациями:

1. Организация центральной нервной системы у рыбообразных и рыб.

2. Морфологические и функциональные особенности отделов головного мозга у рыбообразных и рыб.

3. Развитие отделов головного мозга в связи с экологией вида.

4. Строение и функции головных нервов.

5. Организация периферической нервной системы.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

8.1. Основная литература:

1. Петров К.М. Биогеография океана. М.:Академический проект; Альма Матер, 2008. – 328 с.

2. Никольский Г.В. Избранные труды: Теория динамики стада рыб. М.: ВНИРО, 2012. – 464 с.

3. Нельсон Дж.С. Рыбы мировой фауны. М.:Книжный дом «Либроком», 2009. – 880 с

4. Кузьмина В.В. Физиология питания рыб. Влияние внешних и внутренних факторов. Борок. 2008. – 275 с.
8.2. Дополнительная литература:

  1. Андрияшев А.П. Рыбы Северных Морей. М.-Л.: АН СССР. 1954, – 566 с.

  2. Берг Л.С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. М.-Л. АН СССР. Ч.I-III. 1948-1949. 1370 с.

  3. Вершинин А.О. Жизнь Черного моря. Краснодар-М. 2007, – 191 с.

  4. Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа. 1976. 351 с.

  5. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных. М.: Аспект пресс, 2005. – 304 с.

  6. Жизнь животных. Рыбы / Гл.ред. Т.С. Расс. М.: Просвещение, 1971. Т.4. Часть I.

  7. Житенева Л.Д., Макаров Э.В., Рудницкая О.А. Основы ихтиогематологии. Ростов на Дону. 2004, – 312 с.

  8. Зенкевич Л.А. Избранные труды. Том II. Биология Океана. М.: Наука. 1977, – 244 с.

  9. Исаков П.В., Селюков А.Г. Сиговые рыбы в экосистеме Обской губы. Тюмень: ТюмГУ. 2010, – 184 с.

  10. Касумян А.О. Обонятельная система рыб. Учебное пособие. М.: МГУ. 2002, – 87 с.

  11. Касумян А.О. Боковая линия рыб. Учебное пособие. М.: МГУ. 2003, – 93 с.

  12. Касумян А.О. Вестибулярная система и чувство равновесия рыб. Учебное пособие. М.:МГУ. 2004, – 99 с.

  13. Мина М.В. Микроэволюция рыб: эволюционные аспекты фенетического разнообразия. М.: Наука. 1986, – 207 с.

  14. Никольский Г. В. Частная ихтиология. Изд-во «Высшая школа». М. 1971.

  15. Никольский Г. В. Экология рыб. Изд-во «Высшая школа». М. 1974, – 367 с.

  16. Никольский Г.В. Структура вида и закономерности изменчивости рыб. М.:Пищ. пром-сть. 1980, – 183 с.

  17. Павлов Д.С., Касумян А.О. Изучение поведения и сенсорных систем рыб в России. Часть 1. Основные формы поведения рыб. Учебное пособие. М.:МГУ. 2002, – 34 с.

  18. Павлов Д.С., Касумян А.О. Изучение поведения и сенсорных систем рыб в России. Часть 2. Сенсорные системы рыб. Учебное пособие. М.:МГУ. 2002, – 30 с.

  19. Павлов Д.С., Касумян А.О. Изучение поведения и сенсорных систем рыб в России. Часть 3. Высшая нервная деятельность рыб и прикладные аспекты исследований поведения и сенсорных систем. Учебное пособие. М.:МГУ. 2002, – 21 с.

  20. Павлов Д.С., Касумян А.О. Стайное поведение рыб. Учебное пособие. М.: МГУ. 2003, – 147 с.

  21. Проссер С. Сравнительная физиология животных. М.:Мир. 1978. – 117

  22. Селюков А.Г. Морфофункциональный статус рыб Обь-Иртышского бассейна в современных условиях. Тюмень: ТюмГУ. 2007, – 184 с.

  23. Решетников Ю.С. Экология и систематика сиговых рыб. М.: Наука. 1980, – 300 с.

  24. Шмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда. М.:Мир. 1982, т.I, II.


8.3. Периодические издания:

1. Журнал «Вопросы ихтиологии» М.: Академиздат. «Наука».

2. Журнал «Экология» М.: Академиздат. «Наука»
8.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://www.ichthyo.ru/

http://www.ixtio.ru/

http://www.aquaria2.ru/

http://club-fish.ru/

http://www.copy-right.su/ichtyologiya84/html
Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

По всем темам тематического плана имеются презентации. В учебных аудиториях установлено стационарное мультимедийное оборудование. В качестве учебной базы используется Лаборатория реконструкции биосистем, оснащенная современным научным оборудованием, полной «гистологической линейкой», включающей приборы для проводки, заливки, резки (автоматизированный роторный микротом), окраски и микроскопов для фото- и видеорегистрации гистологических срезов. При кафедре имеется автоматизированный Рыбоводный модуль для инкубации, содержания и выращивания в условиях замкнутого водообеспечения различных объектов товарного и декоративного рыбоводства.
Дополнения и изменения в рабочей программе на 201 / 201 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г.


    Заведующий кафедрой ___________________/___________________/

    Роспись Ф.И.О.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconКафедры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 06 ихтиология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск