Скачать 353.9 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра русского языкаБайдуж Л.М. СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Байдуж Л.М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 19 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: семантический синтаксис [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Оригинал хранится в отделе аспирантуры и докторантуры ТюмГУ. Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка О.В. Трофимова© Тюменский государственный университет, 2011. © Байдуж Л.М., 2011. 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у аспирантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность. Цель преподавания дисциплины – углубление знаний, сформированных у филологов-специалистов, о семантике предложения и текста, знакомство с современным состоянием научного знания в этой области. Задачи дисциплины:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Преподавание дисциплины цикла ФД.2 (Факультативные дисциплины) предусматривается на втором курсе, когда аспирант прослушает базовые курсы Функциональный аспект исследования русской речи, Дериватология, Актуальные проблемы русской грамматики и получит достаточные для восприятия курса фоновые знания, касающиеся функционирования в тексте и дискурсе разных языковых средств, выражающих субъективную (модусную) информацию предложения и текста. Курс является продолжением базового курса программы обучения филологов «Современный русский язык. Синтаксис» и посвящен системному изучению субъективного аспекта семантической структуры предложения. В последние три десятилетия в отечественном языкознании наблюдается настоящий модусный взрыв. Изучаются самые разные модусные категории – категория достоверности, категория оценки, категория авторизации, метакатегории. Привлечено внимание к изучению диалогичности модуса. «Развитие учения о модальном смысле предложения вылилось в особую теорию речевых актов» (Е.Н. Ширяев). В основной курс синтаксиса, за недостатком времени, введено мало информации о модусе. Между тем углубление знаний в этой области является необходимым элементом подготовки филолога. Помимо расширения базы теоретических знаний, знаний об устройстве языка и речевого общения, изучение данного материала актуально в плане корректировки представлений магистрантов о нормативности устной и письменной речи, повышения их пунктуационной грамотности. В центре изучения в курсе находятся дискурсивные слова, которые традиционно считаются главным средством выражения модусной (субъективной) семантики предложения, включающей информацию об участниках и других коммуникативных аспектах речевой ситуации, в которой было произведено высказывание. Известно, что индивидуальная семантика дискурсивной лексики трудноуловима и плохо поддается описанию. Однако в последние годы и в отечественной, и в мировой лексикографической практике появляются многочисленные попытки создания «портретов» как отдельных дискурсивных единиц, так и их групп; идет интенсивная работа над словарями данной незнаменательной и полузнаменательной лексики. Большое внимание уделяется этим словам в «Новом объяснительном словаре синонимов» под ред. Ю.Д.Апресяна. Тематика курса находится, таким образом, на пересечении проблем синтаксиса и лексикографии. Курс разработан с учетом программы МГУ «Синтаксис. Основной курс» /В.А. Белошапкова; И.В. Галактионова, Е.Б. Степанова (изменения и дополнения); программы М.В. Всеволодовой «Теория функционально-коммуникативного синтаксиса» // Русский язык и его история: Программы кафедры русского языка для филологических факультетов государственных университетов. Специальность 2001 – русский язык и литература». 2-е изд., испр. и доп. /Под общей редакцией М.Л. Ремневой. М.: МАКС Пресс, 2007. При разработке конкретных тем курса учитывались сведения из новейших публикаций по теории синтаксиса, а также проблемам изучения и преподавания синтаксиса современного русского языка.
Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «аспирант» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста) и магистра: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК):
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Таблица 2 4. Планирование самостоятельной работы аспирантов
6. Содержание дисциплины |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности... |