Скачать 293.57 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы _____________________/_Н.К. Фролов_/ __________________/_Т.Н. Рацен_/ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры общего языкознания ___20.04_2011, протокол № _10__. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ___14______стр. Завкафедрой ______________________________/Фролов Н.К./ «____20__»____04_______ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011, протокол № __1_ Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./ «______»_____________2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра общего языкознанияФролов Н.К., Рацен Т.Н. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Фролов Н.К., Рацен Т.Н. История отечественного языкознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, ___ стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История отечественного языкознания [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Оригинал хранится в учебной части Института гуманитарных наук. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К., заведующий кафедрой общего языкознания© Тюменский государственный университет, 2011. © Фролов Н.К., Рацен Т.Н., 2011. Пояснительная записка:
Теория и история языкознания имеют ту особенность, которая характеризует их взаимопроникновение с момента их появления на историческом небосклоне: нет истории без теории, как и невозможна теория без истории. Их эволюция отличается синхронным взаимовлиянием и взаимодействием, что обеспечивало динамизм развития того и другого. В современном языкознании вполне определено различают такие понятия, как способ и метод, представляющий собой понятие о познании и пути познания, обоснование системы знаний, как совокупности приемов и операций теоретико-практического освоения языковой действительности. Способ же — это образ действий, помогающий осуществить или материализовать сам процесс знания. Способы организации и построения теоретико-практической деятельности находятся в органической связи с методами познания окружающего человека мира как раз и репрезентируют суть методологии, т.е. учения о научном познании и принципов организации теоретико-практических штудий. История отечественного языкознания - раздел лингвистики, изучающий сущность языка как объективного социального явления. Он охватывает существенное и общее во всех языках, так как природа языка и его свойства инвариантны для всех конкретных языков. Единым является и понимание языка как семантической структуры, и как знаковой системы особого рода. Краткая история теории языкознания предваряет основные разделы курса и служит ориентиром в понимании современных аспектов теории науки о языке. Цель дисциплины – сформировать у аспирантов осмысленное понимание методологии и теории языка. Основными задачами являются:
В учебном плане обучения в аспирантуре по специальности 10.02.01 «Русский язык» дисциплина «История отечественного языкознания» относится к факультативным дисциплинам цикла. Курс является продолжением и логическим завершением нормативного теоретического курса учебного плана бакалавров и специалистов «Общее языкознание» и предполагает основным объектом курса – основополагающий раздел теоретического языкознания, предметом познания которого является теоретическая история поэтапного развития языкового сознания, совершенствования знания о функциях языка и речи.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Семестр _____2________. Форма промежуточной аттестации зачет, Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетные единицы ______72___ часа, из них лекционных – 22 часа.
Таблица 1 Тематический план
Таблица3. 4. Планирование самостоятельной работы аспирантов
6. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Объект и предмет истории отечественного языкознания. Общие проблемы курса. Предмет и объект истории отечественного языкознания. Общие проблемы курса. Основная проблематика истории отечественного языкознания на современном этапе его развития. Связь истории отечественного языкознания с другими гуманитарными и негуманитарными дисциплинами. Тема 2. Методы и способы, методология и методика лингвистических исследований. Когнитивные способы лингвистики. Методы изучения лингвистики. Сравнительная и сопоставительная методика. Математические приемы описания языка. Типология приемов лингвистического анализа. Методы прикладного языкознания. Тема 3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Первый этап. Труды Расмуса Раска. Теория агглютинации Франца Боппа. "Немецкая грамматика" Якова Гримма. Иосиф Добровский и Александр Христофорович Востоков. Значение "Рассуждения о славянском языке" Востокова для развития отечественного сравнительного языкознания. Тема 4. Второй этап в развитии сравнительно-исторического языкознания. Основные этапы творческого пути Гумбольдта. Интерпретация сущности языка и мышления. Учение о происхождении и развитии языка. Определение внутренней формы языка и его антиномии. Натуралистическая концепция А. Шлейхера. Психологизм в лингвистических воззрениях Г. Штейнталя. Пути становления общего языкознания. Значение этих лингвистических достижений для отечественного языкознания. Тема 5. Развитие русского языкознания в середине XIX века. Труды И.И.Срезневского и Я.К. Грота по лексикографии и истории русского языка. Вклад Ф.И. Буслаева в развитие сравнительно-исторического языкознания. Лингвистические взгляды А.А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова. Тема 6. Третий этап в развитии сравнительно-исторического языкознания. Младограмматическое направление и взгляды ученых младограмматической школы. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции. Учение о звуковых законах и диалектах. Проблемы синтаксиса. Достижения и недостатки учения младограмматиков. Сторонники младограмматического направления В России. Тема 7. Развитие лингвистики в России (конец XIX – начало XX вв.). Лингвистические концепции И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.О. Шахматова и М.М. Покровского. Московская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа. Тема 8. Четвертый этап развития общего и сравнительного языкознания. Структуральные течения в лингвистике. Жизненный и творческий путь Ф. де Соссюра. Теория языка и речи. Язык как система. Проблемы знаковой природы языка. Учение о синхронии и диахронии. Влияние взглядов Ф. де Соссюра на последующее развитие отечественной науки о языке. Пражская лингвистическая школа (функциональная лингвистика). Датский структурализм (глоссематика). Американский структурализм (дескриптивная лингвистика). Тема 9. Развитие советского языкознания в довоенный период. Языкознание в 1920-е годы: Н.Я. Марр, И.И.Мещанинов, Л.В. Щерба, В.А. Богородицкий. Языкознание в 1930-40 гг. Д.Н.Ушаков, Е.Д. Поливанов, С.П. Обнорский, В.В.Виноградов и др. Языкознание на современном этапе. Лингвистические школы Москвы, Ленинграда и др. Тема 10. Развитие отечественного языкознания в 50-90-е г. XX в. Преодоление культа личности в отечественном языкознании. Структурализм и отечественное языкознание. Развитие лингвистической мысли в трудах Т.П. Ломтева, С.И. Ожегова, Ф.П. Филина, П.С. Кузнецова, Б.А. Ларина и др. Зарождение психолингвистики и социолингвистики. Тема 11. Современное языкознание. Основные направления современных лингвистических учений. Основное направления современных лингвистических учений: коммуникативная лингвистика, лингвистика текста, когнитивная лингвистика. Компьютерная лингвистика. Психо- и социолингвистика.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Темы для самостоятельного изучения:
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности... |