Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык»





Скачать 404.34 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык»
страница1/3
Дата публикации10.04.2015
Размер404.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 201__г.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАДИСКУРСА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов магистерской программы «Русский язык» направления подготовки 032700.68 «Филология», форма обучения очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Трофимова О.В./

«______»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры русского языка 13.04.2011, протокол № 9.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Трофимова О.В./

«______»___________ 201__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 21.04.2011, протокол № ___.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________201__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка



Трофимова Ольга Викторовна


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАДИСКУРСА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов магистерской программы «Русский язык»

направления подготовки 032700.68 «Филология»,

форма обучения очная

Тюменский государственный университет

2011

Трофимова О.В. Лингвистические аспекты медиадискурса. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» направления подготовки 032700.68 «Филология», форма обучения очная. Тюмень, 2011. 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Лингвистические аспекты медиадискурса [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка.

Оригинал хранится в учебной части Института гуманитарных наук.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка д-р

филол. наук Трофимова О.В.





© Тюменский государственный университет, 2011.

© Трофимова О.В., 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у магистрантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность.

Цель преподавания дисциплины – углубление знаний, сформированных у филологов-специалистов и бакалавров, о функциональной природе текста как высшей синтаксической и коммуникативной единицы на примере медиатекста как единицы медиадискурса.
Задачи дисциплины:

  • формирование представления о медиапотоке как разновидности функционирования русской речи;

  • формирование целостного представления о медиадискурсе как о незамкнутой, трансформирующейся, подвижной систе­ме, обладающей тем не менее стабильным ядром характеристик тек­стовых категорий;

  • выработка навыков обнаружения и анализа различных проявлений диктумной и модусной информации в медиатексте.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Преподавание дисциплины профессионального цикла М.2 (Дисциплины по выбору) предусматривается на втором курсе, в третьем семестре, когда студент прослушает и получит достаточные для восприятия курса фоновые знания, касающиеся функционирования в медиадискурсе разных языковых средств, выражающих объективную (диктумную) и субъективную (модусную) информацию предложения и текста.

Курс является продолжением базового курса программы обучения филологов «Современный русский язык. Синтаксис» и посвящен системному изучению одного из вариантов высшей синтаксической единицы – текста в его функциональной разновидности (в структуре дискурса) – медиатекста.

По словам Т.Г. Добросклонской, «В современных условиях становления информационного общества особую актуальность приобретает изучение дискретных единиц медиапотока. Вне всякого сомнения, основной такой единицей является медиатекст, рамки которого позволяют объединить такие разноплановые и многоуровневые понятия, как газетная статья, радиопередача, телевизионные новости, Интернет-реклама и прочие виды продукции средств массовой информации. Появившись в 90-х годах ХХ века в англоязычной научной литературе, термин “медиатекст” быстро распространился как в международных академических кругах, так и в национальных медиадискурсах. Быстрое закрепление концепции медиатекста в научном сознании было обусловлено всё возрастающим интересом исследователей к изучению проблем медиаречи, особенностей функционирования языка в сфере массовой коммуникации».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста):

а) общекультурными (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

б) профессиональными (ПК):

- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

- владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

прикладная деятельность:

    - способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);

    - способность к трансформации различных типов текстов (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

    - готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14).



В результате освоения дисциплины аспирант должен:

  • Знать: основные положения и концепции в области лингвистического анализа текста и медиатекста; современные принципы описания семантики публицистического дискурса

  • Уметь: применять полученные знания в области теории медиатекста и практики продуцирования медиатекстов, проводить под научным руководством локальные исследования устной и письменной медиаречи разной жанровой природы с формулировкой аргументированных выводов

  • Владеть: свободно русским языком в его литературной форме, методами коммуникативно-прагматического анализа речевых произведений, методами классификации и моделирования



  1. Трудоемкость дисциплины

    Курс второй, семестр третий. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

    3. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план



    Тема

    Всего часов

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    практичес-кие занятия

    самостояте-льная работа

    1

Публицистический стиль: принципы лингвистического анализа. Дискурс. Медиадискурс

10

2

8




реферат

    2

Медиалингвистика: комплексный подход к изучению языка СМИ. Медиатекст как основная единица языка СМИ

10

2

8

1

тест

    3

Типология медиатекстов. Методы изучения медиатекстов

10

2

8

1,5

тест

    4

Лингвомедийные свойства новостных текстов

10

2

8

1

тест

    5

Лингвомедийные свойства аналитических текстов

10

2

8

1

тест

    6

Язык СМИ и картины мира. Идиостиль субъекта медиадискурса

10

2

8

1,5

контрольная работа

    7

Комплексный лингвистический анализ единиц медиадискурса

12

2

10




контрольная работа



Итого

72

14

58

6






из них часов в интерактивной форме




6




6





Таблица 2

    4. Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Публицистический стиль: принципы лингвистического анализа. Дискурс. Медиадискурс

конспект научной литературы по теме

реферат, презентация

8

2

Медиалингвистика: комплексный подход к изучению языка СМИ. Медиатекст как основная единица языка СМИ

-//-

реферат, презентация

8

3

Типология медиатекстов. Методы изучения медиатекстов

-//-

реферат, презентация

8

4

Лингвомедийные свойства новостных текстов

-//-

реферат, презентация

8

5

Лингвомедийные свойства аналитических текстов

-//-

реферат, презентация

8

6

Язык СМИ и картины мира. Идиостиль субъекта медиадискурса

-//-

реферат, презентация

8

7

Комплексный лингвистический анализ единиц медиадискурса

подготовка к контрольной работе




10




ИТОГО:







58



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 07 Для студентов очной
Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. И. А. Крым; Кузбасский институт...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconОсобо охраняемые природные территории и устойчивое развитие учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по магистерской программе «Ландшафтное планирование» направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Рацен Т. Н. Культура речи в аспекте рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700. 68 Филология....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Русский язык» iconМинистерство образования и науки федеральное государственное бюджетное...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской программы «Прикладная экономика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск