Скачать 218.68 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт гуманитарных наукКафедра русского языкаКупчик Е.В. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РЕЧИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Купчик Е.В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.01 – РУССКИЙ ЯЗЫК очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011. 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Функциональный аспект исследования русской речи [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Оригинал хранится в отделе аспирантуры и докторантуры ТюмГУ. Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой русского языка О.В. Трофимова© Тюменский государственный университет, 2011. © Купчик Е.В., 2011. 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель. В соответствии с ООП ППО по направлению Филология общей целью дисциплины является формирование у аспирантов понимания связей современной филологии и гуманитарных наук, получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности и осуществлять на этой основе научно-исследовательскую деятельность. Цель преподавания дисциплины – опираясь на знания, полученные бакалаврами и специалистами при изучении лингвистических дисциплин, сформировать представление о функциональном аспекте исследования русской речи. Задачи дисциплины:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Преподавание дисциплины профессионального цикла ОПД.В1 (Дисциплины по выбору) предусматривается на первом курсе, в первом семестре. Курс является продолжением и логическим завершением нормативного теоретического курса учебного плана бакалавров и специалистов «Стилистика современного русского языка».
Выпускник по направлению подготовки «Филология» с квалификацией (степенью) «аспирант» должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра (специалиста) и магистра: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК):
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Таблица 2 4. Планирование самостоятельной работы аспирантов
Тема 1. Функционирование средств языка как предмет функционально-коммуникативных дисциплин. Фундаментальные понятия функциональной стилистики «Проблема языкового строя» и «проблема языкового употребления (Г.О. Винокур) Функционально-коммуникативные дисциплины: стилистика, культура речи, ортология, социолингвистика и др. Стилистика как наука об использовании языка (языковых единиц и категорий, составляющих языковую систему) в ходе устного и письменного речевого общения. Взаимосвязь стилистики и описательного языкознания. Фундаментальные понятия функциональной стилистики: функциональная разновидность (литературного языка), функциональный стиль, функционально-стилевая сфера (литературного языка), стилеобразующий фактор и т.д. Многомерность функционально-стилевой системы русского литературного языка. Тема 2. Функционирование выразительных средств в русской речи Выразительные средства языка как традиционный объект риторики и стилистики. Тропы и фигуры речи как объект систематизации. Параметры классификаций тропов и фигур. Соотнесение тропов и фигур с качествами речи. Тема 3. Метафора как объект филологических исследований Метафора как традиционный объект филологических исследований. Сфера парадигматических связей метафоры. Семантическая и формальная классификации метафор. Функциональная классификация метафор. Специфика когнитивной метафоры. Сферы функционирования метафор. Тема 4. Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии Традиционные образы русского поэтического языка. Устойчивые языковые формулы в современной поэзии. Языковые процессы, показательные для изучения эволюции поэтического языка. Конкретизация образов, гиперболизация образов, снижение высокого как тенденции развития тропов в поэзии XX – XXI вв. Тема 5. Поэтический язык и идиостиль Понятие словесного поэтического образа. Работа Н.В. Павлович «Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке». Поэтический образ как объект классификации. Словесный поэтический образ и образ поэтического мира. Картина мира в зеркале тропов. Картина образного мира и средства ее выражения. Поэтический язык, идиолект и идиостиль. Тема 6. Функциональная семантика оценки. Функционирование языка в связи с его носителем Изучение вопросов оценочной семантики в работах Е.М. Вольф, Н.Д. Арутюновой. Языковое выражение оценки как ценностного аспекта значения. Семантические особенности оценки. Элементы оценочной структуры. Функциональные особенности оценки. Категоричность оценки как прагматическая категория. Мотивировка оценки. Оценка и эмоциональные состояния. Соотношение эмоции и оценки как отражение философских концепций, трактующих природу эмоций. Язык как «орган внутреннего бытия человека» (В. фон Гумбольдт). Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и А.А. Шахматова о реальности бытия языка каждого индивида. Языковая личность а) как носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них средств языка для отражения его картины мира и б) как наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов. Сущность комплексного подхода к исследованию языка через языковую личность. Автор текста, носитель языка, информант, говорящий, речевой портрет и другие синонимичные (и квазисинонимичные) по отношению к языковой личности термины.
Занятие 1-2. Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии Вопросы для обсуждения:
Задание. Проанализировать показатели функционирования устойчивых образов в предложенном для анализа поэтическом тексте. Занятие 3-4. Поэтический язык и идиостиль Вопросы для обсуждения:
Задание 1. Проанализировать приметы идиостиля поэта в предложенных для анализа подборках текстов. Задание 2. Сравнить результаты исследования поэтического языка разных авторов, выявить общее и индивидуально-авторское. Занятие 5. Функциональная семантика оценки. Функционирование языка в связи с его носителем Вопросы для обсуждения:
Задание. Проанализировать средства выражения оценки в предложенном для анализа поэтическом тексте.
8.1. Формы контроля за самостоятельной работой аспирантов: 1. Проверка усвоения курса в виде мини-тестов на лекциях. 2. Проверка контрольных работ. 3. Проверка реферата. 4. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам самостоятельных и контрольных работ. 5. Зачёт. 8.2. Контрольные вопросы к зачету
8.3. Тематика рефератов
8.4. Требования к выполнению и оформлению реферата: 1. Выполняющий реферативную работу должен опираться минимум на пять работ. 2. В тексте реферата может быть представлено лингвистическое или социологическое исследование, самостоятельно проведённое аспирантом. 8.5. Тематика контрольных работ 1. Контрольная работа по теме «Функционирование устойчивых образов в языке русской поэзии». 2. Контрольная работа по теме «Поэтический язык и идиостиль» Для выполнения контрольных работ необходимо проанализировать функционирование репрезентантов устойчивых образов и примет индивидуального стиля по параметрам, предложенным в научной литературе, в текстах по выбору аспиранта (в том числе выбранных аспирантом для выполнения диссертационного исследования).
9.1. Тематика презентаций
9.2. Тематика деловых игр 1. Перевод и редактирование перевода нарративного художественного текста. 2. Составление словарной статьи для словаря поэтических образов и её редактирование. 3. Составление словарной статьи для словаря идиостиля поэта и её редактирование
Дополнения и изменения в рабочей программе на 201 / 201 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г. Заведующий кафедрой ___________________/___________________/ Роспись Ф.И.О. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальностей Русская литература, 10. 01. 09 Фольклористика, 10. 02. 01 Русский язык, 10. 02. 02 Языки народов Российской Федерации (татарский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Культурология» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Введение в теорию журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности... |