Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс





Скачать 95.16 Kb.
НазваниеБелан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс
Дата публикации05.05.2015
Размер95.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс

Европа - это не только евро, банки и экономика:

она должна стать также и Европой знаний.

Совместная декларация по гармонизации

европейской системы высшего образования.

Париж, Сорбонна, 1998г.
Создание общеевропейского пространства высшего образования уже несколько лет является важнейшей целью министерств образования стран-участниц Болонского процесса. Проблема требует комплексного и поэтапного подхода, и каждый год на меж- и внутригосударственном уровнях решаются ее очередные задачи. В этом году работа будет сосредоточена вокруг стандартов образования в разных странах и образовательных кредитов.
Чтобы идея единого образовательного пространства была осуществимой, прежде всего, необходимо, насколько возможно, унифицировать учебные курсы и программы европейских вузов, т.е. найти тот общий знаменатель, под который будет подводиться вся система и от которого она впоследствии будет отталкиваться. В настоящее время мы видим, что учебные программы вузов (даже если взять одну конкретную сферу) различаются кардинально – как между несколькими странами, так и в пределах одной.

В частности, российские образовательные стандарты не идут ни в какое сравнение со стандартами немецкими.
Система высшего образования в Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание), и, следовательно, бесплатными для студентов – как немецких, так и иностранных.

 Основу системы составляют университеты (Universitäten) и приравненные к ним вузы (общее число – 78). В современной немецкой системе высшего образования представлены университеты трех типов.

Первый – классические «старые» университеты, история которых уходит корнями в Средневековье. Это Хайдельбергский университет, университеты во Фрайбурге, Тюрингене и ряде других городов. Первоначально в их состав входили лишь философский, медицинский и теологический факультеты. С течением времени добавились и другие направления подготовки, но эти факультеты остались ведущими.

 Второй тип – это университеты, которые получили свой статус в процессе преобразования технических и других отраслевых вузов (например, высшая техническая школа в Ганновере). К этой группе относятся также технические университеты (Technische Universitäten) и приравненные к ним по статусу высшие технические школы (Technische Hochschulen) в Ахене и Дармштадте. Граница между техническими и обычными университетами часто условна: многие технические университеты имеют отделения гуманитарных и общественных наук, и наоборот.

Третий тип университетов – вузы, возникшие в последние 30-40 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии. Это Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде, другие новые университеты и частные вузы. Почти никакие из них не могут конкурировать с классическими по разнообразию направлений подготовки. Зато в них ведутся эксперименты по внедрению современных методов обучения, они зачастую имеют кампусы, что в целом не характерно для немецких вузов.

К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen). Fachhochschulen возникли на базе инженерных школ, аналогов наших профессиональных училищ. В 1976 году они были включены в систему высшего образования. В настоящее время в Fachhochschulen учится около четверти всех студентов. Вузы этого типа готовят специалистов 120 профилей: инженеров, экономистов, дизайнеров и профессионалов в других областях. Некоторые – к примеру, экономический вуз в Ройтлингене – котируются даже выше иных университетов. Основной акцент специальные школы делают на практической составляющей (чем и отличается от традиционных университетов). Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав – это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Прикладной характер подготовки достигается также за счет введения семестров производственной практики. Выпускникам присваивается степень дипломированного специалиста с указанием типа вуза (Diplom FH).

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. Однако несколько лет назад некоторые престижные университеты ввели вступительные экзамены при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский). В ближайшее время прогнозируется дальнейший рост числа германских вузов, практикующих систему конкурсного отбора среди абитуриентов.

В качестве примера я предлагаю рассмотреть Гумбольдтский университет (Humboldt-Universität zu Berlin) – один из самых известных и крупных университетов Германии. Он известен далеко за пределами Федеративной Республики и стоит на одном уровне с французской Сорбонной и британским Оксфордом. В его стенах учились и преподавали 29 лауреатов Нобелевской премии, среди которых такие имена, как Альберт Эйнштейн, Макс Планк и Роберт Кох. Сегодня Гумбольдтский университет – крупнейший научно-исследовательский центр, в котором на 11 факультетах изучаются 224 дисциплины (естественнонаучные, гуманитарные, точные и технические). Университет поддерживает тесные связи фактически со всеми крупнейшими научными организациями по всему миру, участвует в европейских и интернациональных научных программах (например, в программе Европейского Сообщества Сократ/Эразм). Диплом ГУ признается во всех странах ЕС, а также во многих странах мира.

Впервые за время существования университета (одного из трех и самого старейшего в Берлине) руководство вуза решило в 1992 году отказаться от ректората в пользу президентства, и теперь Гумбольдтский университет возглавляет женщина, профессор Марис Дюркоп.

Академический год состоит в Германии из двух семестров. Летний семестр продолжается с 1 апреля по 30 сентября, зимний – с 1 октября по 31 марта. В некоторых высших специальных учебных (Fachhochschulen) заведениях семестр начинается и заканчивается на месяц раньше. Студент сам выбирает, с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр.

Академический год почти на треть состоит из студенческих каникул. Однако «каникулы» в этом случае не подразумевают отдых. Свободное от лекций время предназначено для выполнения письменных домашних работ, а на некоторых факультетах в это время студенты пишут контрольные и сдают экзамены.

Обучение в вузе делится на начальный (Grundstudium) и основной (Hauptstudium) курсы. Во время начального курса студенты овладевают навыками и методикой научной работы, получают основные знания по избранным академическим дисциплинам. После 3-4 семестров начального курса в большинстве вузов проходит так называемый «промежуточный экзамен» (Zwischenprüfung) и студентам присваивается степень лиценциата (Vordiplom). Затем следует основной курс обучения, в ходе которого студенты за 2-3 года (4-6 семестров) овладевают углубленными специфическими знаниями по избранным предметам и который завершается получением диплома, академической степени, степени бакалавра или сдачей государственного экзамена магистра (Magister Artium). В Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики.

Продолжительность обучения варьируется в зависимости от типа вуза и академической степени. Согласно Закону о высшей школе «стандартный период обучения» (Regelstudienzeit), т.е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на 4,5 года (9 семестров). Только в особых случаях правила могут меняться. Например, для получения академической степени бакалавра (Bachelor/ Bakkalaureusgrad) «стандартный период обучения» составляет минимум 3 – максимум 4 года. Затем можно сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера или магистра (Master или Magistergrad). Для получения этой степени «стандартный период обучения» рассчитан минимум на 1 – максимум на 4 года. Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень «доктора», требуется дополнительно от 2 до 5 лет. Из-за того, что учеба в университете связана с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки «стандартного периода обучения».

В немецких университетах студент может получить – в зависимости от специальности – диплом (Diplom), академическую степень магистра (Magister), либо сдать государственный экзамен (Staatsexamen) в качестве выпускного (все это – равноценные квалификационные звания). Кроме того, в последнее время вводятся программы обучения с всемирно признанными академическими степенями: бакалавра (Bachelor/ Bakkalaureus, B.A., B.Sc., B.Eng.) и мастера (Master, M.A., M.Sc., M.Eng.).

Высшие учебные заведения придерживаются принципа «академических свобод» («akademische Frieheit»). Предлагаемые более 400 предметов могут быть выбраны студентами в практически любых комбинациях, т.к. этот принцип подразумевает отсутствие четких курсов обучения и программ, не считая некоторых обязательных занятий и лекций. Таким образом, учеба полностью подчинена интересам студента, который сам в праве выбирать, что ему действительно нужно.

Запись на курсы и дополнительные семинары ведется до начала семестра, и обычно они оказываются переполненными. Поэтому студентам необходимо четко себе представлять, какие курсы им требуются, чтобы, не мешкая с выбором перед началом учебного года, успеть занять себе место. Каталог (список) курсов с описанием их содержания (Vorlesungsverzeichnis) студенты могут купить в самом институте.

Лекция (Vorlesung) - классическая форма обучения в университете, как и в России. Во время лекций профессора излагают материал, студенты делают записи по ходу лекции, а затем (вне лекции) прорабатывают тему дополнительно. Часто преподаватели проводят со студентами специальные занятия, на которых можно приобрести дополнительные навыки практического применения новых знаний. На некоторых факультетах эти мероприятия называются консультациями (Tutorium) и проводят их студенты старших курсов. На этих занятиях выполняются различные упражнения, углубляются и применяются на практике знания, полученные на лекции.

На семинарах (Seminar) студенты и преподаватели совместно прорабатывают учебный материал. Во многих университетах семинары на начальном курсе обучения называются «про-семинарами» (Proseminar), а в ходе основного курса обучения подразделяются на «средние» и «основные» семинары (Mittel-, Haupt- oder Oberseminar).

На многих факультетах принято, что студенты на семинарах выступают с рефератами, которые затем обсуждаются всеми студентами. После успешного посещения семинарских занятий учащиеся получают специальное свидетельство (Leistungsnachweis).

Подобные свидетельства об участии в семинарах, лекциях или практических занятиях являются важнейшими документами студенческой жизни. Существует несколько их видов. Например, Справка о присутствии (Sitzschein) лишь подтверждает «пассивное» участие в мероприятии. Для того чтобы получить другие свидетельства – «активного участия», необходимо выполнять разные задания: домашние работы (Hausarbeit), рефераты (Referat), контрольные (Kontrollarbeiten). К экзамену студента допускают лишь в том случае, если он может представить определенное количество подобных справок. С их перечнем и соответствующими требованиями можно ознакомиться в «Положении о порядке сдачи экзаменов» (Prüfungsordnung) каждого факультета. Такого разнообразия документов нет в российских университетах, правда, хорошо это или плохо – вопрос спорный…

Контроль знаний студентов является одним из важнейших пунктов. В Гумбольдтском университете проверка успеваемости студента проводится, как уже было отмечено, на основании его письменных работ (рефератов и контрольных), а также через его активность на семинарах и дискуссиях. Глубинная проверка на предмет подлога не осуществляется, так как преподаватели исходят из представления, что студент сам должен осознавать ответственность за качество своего образования. Предпосылка для этого простая: если студент хочет овладеть специальностью, то он намерен использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности. В современной Европе получить престижное и высокооплачиваемое рабочее место можно только при условии высокой квалификации и солидного диплома. Таким образом, контроль учебного процесса осуществляет не профессорско-преподавательский состав вуза и не компьютерная программа, а сама жизнь. Очень разумный и зрелый, надо сказать, подход: уже на этапе студенческой жизни у немцев формируется чувство ответственности, присущее всей нации.

Для студентов существует большое количество консультационных центров, где им могут помочь в решении возникающих проблем.

Создатель университета – Вильгельм фон Гумбольдт – мыслил себе университет в буквальном смысле этого слова (от латинского «universitas» – «совокупность»), т.е. высшее учебно-научное заведение, где изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний, в единстве образовательного и исследовательского процессов. Обучение и воспитание объединены и должны служить всестороннему образованию студентов. Можно сказать с определенной долей уверенности, что задумка великого немецкого философа, филолога и дипломата осуществилась.
Попробую подвести некоторый итог относительно различий между западной и отечественной системами образования. Отечественная система явно тяготеет к централизации и контролю учебного процесса, в то время как западная – к его свободе и гибкости. У обеих систем есть свои сильные и слабые стороны, которые обусловлены культурно-историческими различиями в развитии западной и восточной школ. Так, земельная (федеративная) структура Германии не позволяет вносить строгие стандарты в систему образования. Каждая из земель (субъектов федерации) устанавливает свои нормы, которые, в свою очередь, модифицируются под нужды образовательных институтов и организаций земли. В Германии не существует единого аккредитующего органа, который на федеральном уровне контролировал бы качество образования, не существует и общефедерального министерства образования. Все зависит от конкретных решений организаций на местах. Это приводит иногда к проблемам эквивалентности дипломов в учреждениях одного статуса (университеты, политехнические институты и т.д.). Для того чтобы преодолеть проблему взаимозачетности дипломов (причем на европейском уровне), уже несколько лет осуществляется проект Сократ/Эразм, нацеленный на приведение к единому стандарту образовательных систем стран-участниц. Программа предусматривает широкий спектр взаимодействия между европейскими вузами в целях выработки единой стратегии развития образования (в том числе и его новых форм) в ХХI в. Проект открыт и для нашей страны, что является заманчивой перспективой объединения нашей и европейской систем высшего профессионального образования. Введение нового стандарта позволит сгладить различия в системах образования различных стран и придти к компромиссу в определении статуса новых образовательных технологий.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПротокол №1 от
В основу данного элективного курс а положены матер иалы авторской программой учителя физики Леоненко Анны Николаевны размещенной...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconКурс лекций "концепции современного естествознания " для студентов факультета социологии
Рф и предназначен для студентов 2 курса дневного отделения Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПаспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» I семестр № п/п
Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ данных в...
«Анализ данных в социологии»: познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История социологии»
России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПротокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconКол-во
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПрограмма дисциплины чикагская школа в социологии
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии гу-вшэ николаев Владимир Геннадьевич
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconКонспект урока музыки просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки...
Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconЮжно-Уральский государственный университет кафедра социологии
Целью дисциплины является формирование целостной системы знаний о развитии системных представлений в социологии
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconОбщеобразовательных учреждений
Социология как наука. Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПрограмма дисциплины
Цель курса: Курс имеет основной целью дать представление о социологии как об академической дисциплине, а также как об исследовательской...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПрограмма дисциплины
Цель курса: Курс имеет основной целью дать представление о социологии как об академической дисциплине, а также как об исследовательской...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПрограмма дисциплины
Цель курса: Курс имеет основной целью дать представление о социологии как об академической дисциплине, а также как об исследовательской...
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс icon2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии
Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие
Белан Анны Сергеевны, ф-т социологии, 2 курс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Становление и развитие социологии как науки. Предмет и структура социологического знания. Функции социологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск