АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Криминология» Направление подготовки: 030501.65 Юриспруденция
Профиль подготовки: уголовно-правовой
Квалификация (степень) юрист 1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Цели освоения дисциплины: усвоение студентами теоретических знаний и методов криминологических исследований, научных рекомендаций по изучению преступности и мер борьбы с нею, получение и использование практических навыков определения показателей количественных и качественных преступности, типизации явлений, связанных с преступностью; получение целостного представления о социальном явлении преступности.
В связи с этим задачами обучения являются:
– формирование у студентов понимания уголовной политики государства и получение ими правовых знаний в области учения о преступности и мерах борьбы с нею;
– ознакомление студентов с методикой криминологических исследований;
– овладение приемами определения показателей преступности, принципами типологизации явлений, связанных с преступностью. 2. Компетенции обучающегося, формируемые освоения дисциплины.
Требования по уровню подготовки специалиста:
иметь представление:
– о предмете, системе и методологии науки криминологии;
– о ее взаимосвязи с другими науками;
– об истории развития и тенденциях криминологии; основных криминологических школах;
– о закономерностях, связях и отношениях в криминальной среде, природе и причинах преступности, формах ее проявления, о личности преступников, предупреждении и профилактике преступлений;
– об уголовной политике государства в области противодействия преступности;
– об изменениях в структуре преступности, появлении новых видов и форм преступности;
– о новых методологических подходах к изучению преступности;
знать:
– основные методы криминологических исследований, а также методы прогнозирования преступности;
– частные криминологические теории;
– генезис и криминологические характеристики отдельных типов преступности;
– типологизацию и основные черты личности преступника;
– характеристику криминологической ситуации;
уметь:
– определять и интерпретировать основные показатели преступности;
– определять субъектов и уровни криминологической профилактики в зависимости от характера мер профилактики преступности;
– различать факторы, имеющие свойства причин преступности, и свойства условий, способствующих развитию преступности;
иметь навыки:
– проведения криминологических исследований;
– разработки мер криминологической и виктимологической профилактики;
– оценки достоверности сведений о состоянии преступности. 3. Основная структура дисциплины.
Вид учебной работы
| Трудоемкость, часов
| Всего
| Семестр
| №7
| №
| №
| Общая трудоемкость дисциплины
| 144
| 144
|
|
| Аудиторные занятия, в том числе:
| 72
| 72
|
|
| лекции
| 36
| 36
|
|
| лабораторные работы
| -
| -
|
|
| практические/семинарские занятия
| 36
| 36
|
|
| Самостоятельная работа (в том числе курсовое проектирование)
| 72
| 72
|
|
| Вид промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине), в том числе курсовое проектирование
| зачет
| зачет
|
|
|
4. Содержание дисциплины
4.1. Краткий перечень основных разделов и тем (дидактических единиц) теоретической части дисциплины: предмет методы криминологии и ее место в системе наук; становление криминологии как науки; зарубежные криминологические теории преступности; преступность: природа, свойства, причины; личность преступника; индивидуальное преступное поведение; жертва преступления; предупреждение (профилактика) преступлений; насильственная преступность; экономическая преступность; неосторожная преступность; преступность несовершеннолетних, рецидивная преступность; пенитенциарная преступность; профессиональная преступность; организованная преступность; международное сотрудничество в борьбе с преступностью. 4.2. Перечень рекомендуемых лабораторных работ.
1. решение казусов
2 деловая игра
3 тестирование 4.3. Перечень рекомендуемых практических занятий
Предмет, методы криминологии и ее место в системе наук
Становление криминологии как науки
Современные криминологические теории преступности
Преступность: природа, свойства, причины
Личность преступника
Индивидуальное преступное поведение
Жертва преступления
Предупреждение (профилактика) преступлений
Насильственная преступность
Экономическая преступность
Неосторожная преступность
Преступность несовершеннолетних
Рецидивная преступность
Пенитенциарная преступность
Профессиональная преступность
Организованная преступность
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью 4.4. Перечень рекомендуемых видов самостоятельной работы
1. чтение и изучение учебной, учебно-методической и дополнительной литературы
2. выполнение контрольной работы
2. составление рефератов, конспектов
3. подготовка докладов
4. ознакомление со статистическими данными МВД и Судебного Департамента при Верховном Суде РФ о состоянии преступности
5. подготовка к зачету. 5. Образовательные технологии, применяемые для реализации программы.
В ходе обучения применяются традиционные образовательные технологии, включающие в себя информационную лекцию и практическое занятие, технологии проблемного обучения (проблемная лекция, практическое занятие в форме практикума и на основе кейс-метода), такие игровые технологии как деловая игра, а также интерактивные технологии, в частности, семинары-дискуссии. 6. Оценочные средства и технологии.
В целях контроля качества обучения применяются такие диагностические средства как тесты, устные опросы; текущий контроль включает в себя анализ конкретных профессиональных ситуаций (кейсов), дискуссии, мониторинг результатов семинарских занятий; промежуточная аттестация включает в себя выполнение письменной контрольной работы и зачет (рейтинговая система). 7. Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины
Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 2-е изд., М.:Юнити-Дана: Закон и право, 2010
Криминология: учебник /под ред. Г.Л.Касторского. – СПб.: МИЭП, СПбИГО, ООО «Книжный Дом», 2007
Криминология/ под ред.В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. 4-е изд. –М.: Норма, 2009.
Курганов С.И. Криминология/учеб.пособие. 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2010. |