Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело»





НазваниеРабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело»
страница1/5
Дата публикации18.05.2015
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор_________________Маммаев С.Н.

«____»__________________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЭПИДЕМИОЛОГИИ

для специальности: 060101 -«лечебное дело»

факультет- лечебный

кафедра - эпидемиологии

форма обучения - очная

курс- 5, 6

семестр – 10,11

всего трудоемкость (в зачетных ед./часах)-72/2,0


лекции - 18 (часов)

практические (семинарские) занятия -36(часов)

самостоятельная работа -18(часов)
зачет -10,11 семестры

Махачкала 2013
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 060101 - «лечебное дело», с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки ________________________________________________________

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

_ от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой ___________________________ (_______________________)

подпись ФИО

Рабочая программа согласована

1.Директор НМБ ДГМА _______________________ (_______________________)
2.УМО _______________________ (_______________________)

подпись ФИО

3.Зам. декана по____курсу_______________________ (_______________________)

подпись ФИО

по____курсу_______________________ (_______________________)

подпись ФИО

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________

Председатель СФ ______________________________ (_____________________)

подпись ФИО


Составители:



(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензент:


(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
I. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по специальности лечебное дело (2010 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины.

1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является освоение студентами теоретических и практических навыков для проведения профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний в лечебных учреждениях, среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях, а также в чрезвычайных ситуациях.

Задачами освоения дисциплины являются:

- формирование умения использовать описательные, аналитические и экспериментальные эпидемиологические исследования для выявления факторов риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний с оценкой эффективности профилактических и лечебных мероприятий в рамках рандомизированных клинических исследований;
- формирование представлений о принципах организации профилактической работы среди различных контингентов населения на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях (первичный, вторичный и третичный уровни профилактики);
- освоение методов организации и проведения мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях ;
- освоение навыков использования нормативных и правовых актов, регламентирующих профилактические и противоэпидемические мероприятия и санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ.

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 - «лечебное дело»

Эпидемиология относится к базовой части профессионального цикла ООП подготовки специалистов.
2.1. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Семестр

Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Микробиология

2,3




+































Физиология

5,6,7





































Биология

1,11





































Общая и неорганическая химия

1










+

























Основы экологии и гигиены

10, 11







+




























Биофизика

2



















+
















Инфекционные болезни

9,10,

11



















+

+

+

+

+

+



- биология: проявления биологических свойств возбудителей (паразитов) на основах эволюционно- обусловленных уровнях; состав клетки; роль отдельных элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки; строение и функции наиболее важных органических соединений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот;

- основы экологии и гигиены: экологические и гигиенические факторы, их влияние на окружающую среду; экозащитная безопасность, экозащитная техника в фармацевтическом и химическом производстве; техногенные загрязнения природной среды; загрязнения, вязанные с производством лекарственных и химических веществ; методы их анализа; понятия о ПДК загрязняющих веществ атмосферы, гидросферы, почвы. Эпидемическое благополучие населения на основе качественной воды, воздуха, почвы, пищи. Гигиеническое содержание МДОУ, ЛПУ и др.

- биофизика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на пациентов, Воздействие шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения на организм человека.

- общая и неорганическая химия: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;

- физиология: основные механизмы регуляции функции физиологических систем организма (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системно-органный, организменный); основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды;

- микробиология: патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды; теоретические основы иммунитета, как одна их форм инфекционного процесса.

инфекционные болезни: знание клиники, патогенеза, профилактики при нозологических формах с различными путями и механизмами передачи возбудителя инфекции.



















3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 академических часа.
4. Результаты обучения

В результате освоения дисциплины (практики) обучающийся должен:

Знать:
- предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;

- средства и методы дезинфекции и стерилизации медицинских инструментов, материалов, дезинфекцию рабочего места;
- плановую и экстренную иммунопрофилактику;
- профилактику внутрибольничной инфекции;
- первичные профилактические и противоэпидемические мероприятия, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
- типы эпидемиологических исследований;
- принципы доказательности при принятии решений по проведению профилактических меро
приятий в лечебных учреждениях разного профиля;
- правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований;
- эпидемиологию и профилактику социально значимых инфекционных болезней;
- эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных неинфекционных болезней.
- принципы врачебной деонтологии и медицинской этики;
- санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в больницах;
- принципы осуществления противоэпидемических мероприятий, защиты населения в очагах особо опасных инфекций и при стихийных бедствиях.

Уметь:

- собирать эпидемиологический анамнез;

- выявить причины (факторы риска) развития болезней, в том числе полости рта;
- проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактических илекарственныхпрепаратов;
- принимать обоснованные решения по организации и проведению профилактических мероприятий в ЛПУ;
- использовать в повседневной деятельности инструктивно-методические документы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу;
- поддерживать систему санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических стационарах различного профиля;
- использовать противоэпидемические средства в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий по поддержанию санитарно-противоэпидемического режима в лечебных учреждениях, ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;
- осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний;
- использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания.

Владеть:

- эпидемиологическим анализом, типами эпидемиологических исследований;
- алгоритмом проведения первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах наиболее распространенных инфекционных болезней;
- методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки.

5. Образовательные технологии

В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма.

2.Применение активных методов обучения:- ситуационный анализ (решение ситуационных задач);

3. Деловые и ролевые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессиональной деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих задач.

4. Дискуссии

5.Методика малых групп.
Ситуационный анализ применение методики ситуационного анализа в решении клинической задачи. Студентам предлагаются задачи с описанием реальной клинической ситуации и вопросами к ней. На занятии обсуждаются возможные варианты решений, осуществляется поиск ошибок в действии специалистов. Преподаватель задает вопросы, делает обобщения.

Преимущества: рассматриваемая клиническая ситуация может воз-никнуть в будущей профессиональной деятельности врача, что осознается студентами. Дополнительные ресурсы: коллективное обсуждение ситуации обеспечивает некоторую анонимность высказываний, позволяет студентам участвовать в дискуссии. Последние 3-4 минуты занятия можно уделить четкой оценке показанных студентами результатов.
Деловая игра модель конкретной клинической ситуации, в которой студенты со-обща выполняют роли, соответствующие врачебным должностям и пациенту. Обучение проводится в процессе диалогового общения друг с другом, студентами усваивается предметное содержание (эпидемиология инфекционных болезней) и социальное содержа-ние (коммуникабельность, компетенция) в ситуации врач – врач, врач – больной, врач – родственники больного. Деловая игра позволяет предотвратить ошибки, которые наме-ренно может вводить преподаватель, и позволяет оценить собственные знания.
Подготовительный этап:

- Выбор темы и постановка цели.

- Повторение базисных разделов с предшествующих кафедр, параллельно изучае-мых предметов. Студентам указывается источник информации (лекции, учебники, допол-нительная литература).

- Подготовка сценарного плана (логическая и правдоподобная совокупность собы-тий, следующих друг за другом): придумывается реальная исходная ситуация, выбирается место действия, назначается эксперт (как правило – лучший студент), оценивающий ситуацию, можно ввести реального больного.

- Оснащение: реальная ситуация, необходимая документация.

Ход игры: Роли распределяются на занятии самими студентами (пациент, участко-вый врач, врач скорой помощи, терапевт, инфекционист, эпидемиолог). Если студент ос-тался без роли, он может быть дублером, если же явно не грамотен, его можно «уволить».

Преподаватель в ход игры не вмешивается, он может задавать вопросы по ходу иг-ры («Каковы Ваши дальнейшие действия?», «Что Вам это даст?» и т.д.), вводить уточ-няющую информацию (возможно социального характера, например: наличие в семье пе-дикулеза (при сыпном тифе), отказ пациента от госпитализации др. Все действия прогова-риваются вслух.

Анализ деловой игры (слово эксперту и преподавателю).

Преимущества деловой игры: раскрепощенность, взаимосотрудничество, положи-тельный эмоциональный фон, проблемность, коммуникативность, высокий уровень моти-вации (стремление показать себя хорошим специалистом), снимается проблема отсутст-вия тематических больных, можно обучаться, не причиняя вреда больному путем проб и ошибок, ярко выраженный предметный характер, максимальное использование наглядных средств обучения, студент переживает эту ситуацию в реальном, но сжатом виде.

Место применения деловой игры – вместо итогового занятия, опроса, как часть практического занятия, в кружке по инфекционным болезням.

Продолжительность деловой игры 40-80 минут. Недостаток деловой игры – упрощение действительности.

Деловые игры по эпидемиологии проводятся на примере расследования вспышек брюшного тифа и сыпного тифа на основании достоверных архивных сведений. Студен-там предоставляется общая информация о санитарно-эпидемиологическом состоянии на-селенных пунктов, где возникает групповая заболеваемость тифом (брюшным или сып-ным), а также конкретные сведения о каждом случае болезни.

Необходимо, сопоставив отдельные данные о конкретном заболевшем и его контактах (время заболевания и кон-тактов, место, прочие обстоятельства), установить связь между отдельными случаями бо-лезни (т.е. выявить особенности распространения инфекции среди жителей населенного пункта) и составить схему вспышки с учетом длительности инкубационного периода, пу-ти передачи и прочих условий, охарактеризовав заболеваемость (количество заболевших, возрастная структура, сезонность и пр.)

Также в задачи входит установление причин возникновения групповой заболеваемости и устранение ошибок в тактике медработников. В конечном итоге уточняются конкретные противоэпидемические мероприятия, которые необходимо проводить в подобных ситуациях (три группы воздействий на основные звенья эпидпроцесса). При выполнении такой работы тренируется логическое мышление, применяются теоретические знания для анализа ситуации и формулировки выводов.
Ролевая игра – методика аналогичная деловой игре, но проводится экспромтом, без подготовки. Участвуют 2 человека.
Дискуссия помогает развитию профессиональных отношений, мышления. Методика: 1012 человек делятся на 2 группы. Выбирается тема, подходящая для дискуссии. Каждой группе задается 12 вопроса. На подготовку выделяется около 30 минут. Затем спрашивается мнение каждой группы по данному вопросу.
Методика малых групп группа студентов разбивается на подгруппы по 34 человека в каждой. Обязательно сочетание сильных и более слабых студентов в подгруппе. Каждой подгруппе предлагается составить итоговую модель заболевания или группы болезней: условия, вопросы и ответы к задачам, таблицам. Можно также раздать результаты лабораторных исследований или задачи и попросить студентов поставить диагноз на основании опорных признаков заболевания, определить качество проведенных противоэпи-демических мероприятий. Время проведения: 10-15 минут на каждую подгруппу.
Проведение миниконференций предполагает целью углубление в отдельные темы дисциплины, выходя за рамки материала, обсуждаемого на практическом занятии.

При этом все студенты группы готовят краткие устные доклады (без оформления рефератов) на актуальные темы по материалам научных публикаций. После сообщения предполагаются ответы на вопросы, заданные преподавателями и другими студентами.

В результате приобретается навык работы с научной литературой (поиск, отбор, анализ информации, обобщение) и опыт публичных выступлений.

Подобные конференции целесообразнее проводить на XI семестре после изучения основного материала по общей и частной эпидемиологии, учитывая тематику занятий для VI курса («Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций, ВИЧ-инфекции и парентеральных гепатитов», «Особо опасные инфекции. Санитарная охрана территории страны».

6. Формы промежуточной аттестации

Формы промежуточной аттестации (зачет).

Этапы проведения зачета.

1. Этап – тестирование.

2. Этап - решение ситуационной задачи.



п/п

Тестирование

Сроки проведения




Х -семестр






Общие вопросы профилактики инфекционных болезней

(исходный уровень).

2 занятие



Учение об эпидемическом процессе.

2 занятие



Дезинфекция. Стерилизация. Дезинсекция. Дератизация

4 занятие



Иммунопрофилактика. Экстренная профилактика

Эпидемиология кишечных инфекций.

5 занятие



Эпидемиология инфекций дыхательных путей и кровяных инфекций.

7 занятие





Эпидемиология зоонозных инфекций и сапронозов

8 занятие



Эпидемиологические исследования


10 занятие




Х1 семестр






ВИЧ-инфекция,

2 занятие



Гепатиты В, С, Д.









Внутрибольничная инфекция






III. Учебная программа дисциплины

Лекционный курс для студентов v курса лечебного факультета

(x семестр)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая программа по элективному курсу «экг» для специальности 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060101. 65 Лечебное дело, утверждённым приказом Минобрнауки России от 8 ноября...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 7
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине патологическая анатомии,...
По специальности- лечебное дело- 060101 (по направлению подготовки- социальная работа 040400)
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconФорма освоения основной профессиональной образовательной программы...
Квалификационная характеристика выпускника по специальности 060101 Лечебное дело
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconПрограмма Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101...
...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности...
Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая программа по дисциплине б история Отечества по направлению...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 060101. 65 Лечебное дело
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconСамостоятельная работа 17 (час.). Всего 75 часов. Зачет 10 семестр....
Государственного образовательного стандарта по специальности: 060101 – Лечебное дело мо рф, Москва, 2002
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 09 основы микробиологии...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» icon«Антидотная детоксикация» для специальности «Лечебное дело»
Дисциплина «Антидотная детоксикация» является федеральным компонентом базовой части профессионального цикла очной формы обучения...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconРабочая программа дисциплины здоровый человек и его окружение специальность...
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по эпидемиологии для специальности: 060101 -«лечебное дело» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Квантовая биофизика»
«060101 Лечебное дело» и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск