Скачать 0.56 Mb.
|
Приложение к приказу проректора по учебно-методической работе от ________________________ № ________ Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общественное здоровье и здравоохранение Public Health and Health Care Management Язык(и) обучения русский Трудоемкость в зачетных единицах: 6 Регистрационный номер рабочей программы: 002947 Санкт-Петербург 2014 Раздел 1. Характеристики учебных занятий 1.1. Цели и задачи учебных занятий Цели изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»: - дать студентам основные понятия касающиеся здоровья, показателей заболеваемости и смертности, в нашей стране и за рубежом, социальных болезней, медицинской статистики, медико-социальных аспектов и факторов риска образа жизни населения, структуру и функционирование, управление государственным, муниципальным частным здравоохранением в различных правовых системах – в системе континентального права, в сферу которой входят Россия, Германия и др., и в системе общего права, используемой в Англии, США, и др., а также на основе права ЕС. Изучить социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организации лечебно-профилактической помощи при них. Организацию амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и других видов медицинской помощи. Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов целостной картины о государственной политике в сфере охраны здоровья в РФ, современного состояния общественного здоровья и мер по его поддержанию; иметь четкое представление о структуре и принципах построения систем здравоохранения, основанных на разных организационно-правовых механизмах в зарубежных странах и Российской Федерации; умение применять на практике методы медицинской статистики, правильно интерпретировать показатели здоровья и смертности, показатели деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений здравоохранения; иметь четкое представление о принципах планирования деятельности учреждений здравоохранения и органов управления субъекта РФ. 1.2. Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Нет требований. 1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes) По результатам обучения магистр должен знать: - основные этапы развития здравоохранения в России и за рубежом; - развитие правовых основ здравоохранения в России и за рубежом; - понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность и методы его изучения; - основные понятия, используемые в демографических показателях заболеваемости, смертности, инвалидности, физического развития; тенденции в состоянии здоровья населения РФ и в мире; - социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организация лечебно-профилактической помощи при них; - основы управления здравоохранением; - принципы организации амбулаторно-поликлинической, стационарной, акушерско-гинекологической, стоматологической, лечебно-профилактической помощи детям, медицинской помощи работникам промышленных предприятий, скорой медицинской помощи населению; - административно-правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы в Российской Федерации; - основные факторы риска образа жизни и их медико-социальное значение; - основы профилактики и ее основные виды; - международное сотрудничество в области здравоохранения, роль Всемирной организации здравоохранения. По результатам обучения магистр должен уметь: -рассчитать, оценить и интерпретировать показатели физического здоровья населения; - использовать полученную информацию о показателях физического здоровья для анализа общественного здоровья, правовой оценки эффективности управления региона, отдельных субъектов управления; - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели заболеваемости населения; - использовать полученную информацию о показателях заболеваемости для анализа общественного здоровья, деятельности учреждений здравоохранения; - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели экономической деятельности учреждений здравоохранения с целью их правовой оценки; - рассчитывать, оценивать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и женщинам; - использовать полученную информацию в юридическом сопровождении деятельности амбулаторных и стационарных учреждений здравоохранения; - разбираться в первичной учетной медицинской документации всех звеньев учреждений здравоохранения; - составить аналитическую информации о демографической ситуации в соответствующем регионе, состоянии общественного здоровья, с учетом конечных результатов деятельности системы здравоохранения и обоснования медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья. По результатам обучения магистр должен обладать навыками: - применять Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) в практической деятельности юриста лечебно-профилактического учреждения; - применять методики расчета и анализа показателей физического развития, заболеваемости; - применять методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений; - применять полученные знания в деятельности юриста лечебно-профилактического учреждения системы здравоохранения РФ; - составлять письменные документы юридического содержания, с использованием полученных знаний по изучаемому предмету; - составить план выступлений по правовым вопросам в сфере медицинского права, с учетом полученных знаний по предмету «Общественное здоровье и здравоохранение» в том числе, в состязательных процедурах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в устной полемике, особенно с учетом полученных знаний; - составить экспертное заключение на основе полученных знаний. 1.4. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: 1.4.1. классические лекционные методы - 6 часов; 1.4.2. активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 14 часов; 1.4.3. активная форма аудиторной учебной работы в виде интерактивных занятий – 10 часов; 1.4.4. самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя - 62 часа. Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий 2.1. Организация учебных занятий 2.1.1 Основной курс
2.2. Структура и содержание учебных занятий Тема 1 Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Развитие. История. Основные понятия. Предмет. Понятия «жизнь», «здоровье» и «медицинская помощь», их связь и конституционно-правовое значение. Закрепление этих понятий в международных правовых нормах и его конституционно-правовое значение. Действие принципа справедливости и равенства в сфере оказания медицинской помощи. Влияние религиозных и культурных традиций на подходы к охране здоровья и медицинскую помощь. Факторы риска. Качество жизни и здоровье. Основные этапы развития здравоохранения России в сравнении с рядом зарубежных стран. Классическая лекция: 2 часа. Тема самостоятельной работы. История здравоохранения России и ряда зарубежных стран. Самостоятельная работа: 10 часов. Студенты готовят самостоятельные письменные рефераты на ниже перечисленные темы. Используется дополнительная литература, рекомендованная для самостоятельной работы. Студенты в работах должны отразить свое отношение к зарубежной системе здравоохранения и дать сравнительный анализ организационно-правовой системы той или иной страны применительно к Российской Федерации, или определенного этапа развития российского здравоохранения и наших дней. Темы для рефератов: 1. Здравоохранение России периода реформ Александра II. 2. Период становления советского здравоохранения (1917-1920гг.) 3. Особенности здравоохранения России в период 1921-1925гг. 4. Здравоохранение в послевоенный период с 1952года. 5. Всеобщая диспансеризация населения СССР основная задача здравоохранения советского периода (1970-87 г.г.), причины неудач и положительные итоги. 6. Здравоохранение США, особенности построения системы, суть реформ президента Обамы. 7. Здравоохранение Великобритании, отличие от системы современного здравоохранения Российской Федерации. 8. Принцип справедливости и равенства в сфере предоставления медицинской помощи в международных правовых актах. Краткая характеристика и оценка с точки зрения соблюдения в отечественном законодательстве по охране здоровья граждан РФ. Основная литература: 1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. Для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 656 с. Дополнительная литература: 1. Азаров А.А. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи: Учебное пособие. - М.: Гэотар Медицина,2007.-197 с. 2. Из истории земства в России (1864 - 1918). – М., 1993. – 84 с. 3. Игумнов С.Н. Земства и медицинская помощь. – Харьков, 1918. – 8 с. 4. Игумнов С.Н. Земские вольные аптеки и земская медицина. - Харьков, 1908. – 6 с. 5. История медицины. \\ Под ред. Б.Д. Петрова. – М.: Медгиз, 1954. т. 1. 283 с. 6. История медицины СССР. \\ Под ред. Б.Д. Петрова. – М.: Медицина, 1964. – 646 с. 7. Пристанскова Н.И. Правовое регулирование врачебно-санитарной деятельности в Российской империи (XIX – начало XX вв.) / Под ред. д.ф.н., проф. В.Ю. Сморгуновой. Монография. СПб, 2007. – 172 с. 8. Тобес, Б. Право на здоровье: теория и практика – М., 2001. – 129 с. 9. Andre den Exter (ed.) Human Rights and Biomedicine – Antwerpen | Apeldoorn | Portland Maklu, 2010. – 274 pag. (www.isbs.eu) Тема 2. Организационно - правовые основы здравоохранения в Российской Федерации. Краткое изложение истории развития правовых основ здравоохранения в России. Правовое положение врачей в XI-XV веках (Устав великого князя Владимира Святославовича, «Русская Правда» и др.). Свод законов Российской империи 1833 года и вопросы охраны здоровья. Дореволюционное здравоохранение и право. Правовые основы советского здравоохранения – плюсы и минусы. Современное законодательство в сфере охраны здоровья и его влияние на состояние здоровья населения РФ. Система законодательства о государственном и муниципальном здравоохранении и проблемы ее развития. Классическая лекция – 2 часа. Интерактивное занятие – 2 часа Форма интерактивного занятия: Дискуссия (1) по следующим вопросам: - особенности различных организационно-правовых систем здравоохранения различных стран: государственной системы здравоохранения (система Бевериджа); медицинского страхования (система Бисмарка); частная система здравоохранения, основанная на свободной конкуренции предоставления медицинских услуг; - обсуждение исторического взгляда и влияние на мировое здравоохранение возникновение института земского врача и его правовые основания. К этому занятию преподаватель должен проверить подготовленные рефераты на данные темы и оценить экспертные заключения сделанные студентами в своих работах. Задача для разбора: Депутаты Государственной Думы, обеспокоенные катастрофическим положением учреждений сферы здравоохранения, снижением рождаемости и ростом смертности населения России потребовали от Президента РФ представления доклада о государственной политике в области охраны здоровья населения. В Администрации Президента РФ пояснили, что данный доклад может быть представлен не иначе как составная часть ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. Вопросы: |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |