Скачать 0.57 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» Кафедра теории и методики физической культуры и ОБЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ Основ безопасности жизнедеятельности в ЛОГИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Южно-Сахалинск 2012 Утверждена «__» ______.2012 г. на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО Протокол № __ Современные подходы к преподаванию Основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации/ сост. Н.М. Савостин, М.Д. Воробьева, О.В. Хохрина, 2012. – 34 с. Оглавление Пояснительная записка 4 Учебные планы и учебно-тематические планы 9 Учебные программы модулей 12 Сводный список литературы, других видов учебно-методических материалов и пособий, ресурсов сети Интернет 27 Приложение 30 I. Пояснительная записка Основной целью развития человечества является улучшение качества жизни на каждом этапе своего развития, что ведёт к постоянному росту человеческих потребностей. Степень и качество удовлетворения этих потребностей зависят от состояния окружающей среды, социально-экономических условий, научно-технического прогресса, а также от безопасности жизнедеятельности как особой области научных знаний и системы образования в области безопасности жизнедеятельности в целом. Качество современного образования является важнейшим условием выживания и развития российского общества в условиях новых опасностей и угроз, глобализации, является фундаментом национальной безопасности, необходимым средством повышения конкурентоспособности России на мировой арене. Состояние образования во многом определяет развитие всех слагаемых государственности, материальное и духовное благополучие общества и конкретного человека. Сегодня дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» может и должна стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения с целью повышения готовности личности к восприятию опасностей современного мира, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе развития мировоззренческой культуры безопасности. Образовательная область безопасности жизнедеятельности, охватив различные сферы жизни человека, общества и государства, стала интегративной, синтетической учебной дисциплиной, развивающейся на межпредметной комплексной основе. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» органично связана с содержанием всех без исключения предметов, изучаемых на всех ступенях и уровнях системы образования. Поэтому содержание этой образовательной области зависит от состояния системы образования и от проводимых в ней преобразований. Таким образом, реализация закономерностей развития образовательного пространства «Основы безопасности жизнедеятельности» позволит правильно выбрать задачи, содержание, методы обучения, определить организацию учебно-познавательной деятельности и контроля, произвести учёт имеющихся педагогических условий и принять меры к их возможному улучшению, что в дальнейшем будет способствовать достижению прочных, осознанных и действенных результатов в образовательном процессе. Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта» предназначена для учителей ОБЖ общеобразовательных школ, учителей начальных классов, ведущих предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», преподавателей-организаторов ОБЖ. Цель программы: повышение уровня компетентности слушателей в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности школьников в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО). Программа направлена на решение комплекса задач, в числе которых:
Программа подготовлена в соответствии с содержанием приказа Министерства общего и профессионального образования РФ № 1221 от 18.06.97, приказа Министерства образования Российской Федерации №14-55-784 ин/15 от 26.06.03, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». В содержании программы учитываются требования Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др., а также постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года №43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» и от 24 июля 1995 года №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Актуальность программы обусловлена введением ФГОС начального и основного общего образования, как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования, что возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Ключевыми педагогическими компетенциями современного учителя ОБЖ являются: компетентность в области постановки целей и задач обучающихся, в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности, в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений, в области организации учебно-воспитательного процесса. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Особое внимание в новых стандартах отведено формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся, реализуемому в урочной и внеурочной формах занятий. В рамках реализации Стратегии Министерством образования и науки Российской Федерации определены меры, направленные на модернизацию системы воспитания в образовательных учреждениях, к числу которых относятся: внедрение мониторинга состояния здоровья и подготовленности обучающихся; внедрение инновационных методик в области преподавания ОБЖ, в том числе проведение Всероссийских олимпиад школьников, повышение квалификации педагогических работников. В целом актуальность программы определяется необходимостью оказания поддержки и сопровождения учителей ОБЖ для успешного вхождения в систему ценностей современного образования, составляющих аксиологический потенциал ФГОС, осмысления его ключевых особенностей, сущности, содержания, формирования мотивации, готовности и способности реализовать его требования. Критерии компетентности слушателя по итогам прохождения курсов. В результате прохождения курсов слушатель должен знать:
В результате прохождения курсов слушатель должен уметь:
Нормативно-правовая база:
Структура программы курсов представлена введением, кратким содержанием курсов по модулям, разделам и темам, методическими рекомендациями по реализации учебной программы, примерными контрольными заданиями, списком основной и дополнительной литературы. Учебно-тематический план программы курсов рассчитан на 108 часов, из которых 36 часов практических занятий может проводиться как в очной, так и заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Обучение слушателей по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по теме «Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта» завершается итоговой аттестацией. Формой итоговой аттестации является зачет. Документ об окончании курсов получает только тот слушатель, который сдал все зачеты и защитил исследовательский проект (в случае использования дистанционных образовательных технологий). Разделы и темы дополнительной профессиональной образовательной программы могут использоваться для проведения разовых лекций и семинаров. II. Учебные планы и учебно-тематические планы Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области»
курсов повышения квалификации учителей ОБЖ Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта Цель: повышение уровня компетентности слушателей в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности школьников. Категория слушателей: учителя ОБЖ, учителя начальных классов, ведущие предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», педагоги учреждений дополнительного образования. Срок обучения: 108 часов. Форма обучения: очная (очно-заочная), с отрывом от работы. Режим занятий: 8 часов в день. Место проведения: ИРОСО, г. Южно-Сахалинск.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области»
курсов повышения квалификации учителей ОБЖ Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта Цель: повышение уровня компетентности слушателей в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности школьников. Категория слушателей: учителя ОБЖ, учителя начальных классов, ведущие предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», педагоги учреждений дополнительного образования. Срок обучения: 108 часов. Форма обучения: очная (очно-заочная), с отрывом от работы. Режим занятий: 8 часов в день. Место проведения: ИРОСО, г. Южно-Сахалинск.
III. Учебные программы модулей Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности Модуль 1. Общество и образование |
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного... Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | Российской Федерации Карельский государственный педагогический университет... В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания.... | ||
Конкурс проводится в рамках федеральных и региональных мероприятий,... Гбоу дпо «Институт развития образования Сахалинской области», кафедра филологического образования проводит конкурс рефератов, посвященный... | Информационная справка Кафедра: теории и методики физической культуры и спорта, e-mail | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября... Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации | Учебно-методический комплекс дисциплины «Спортивные сооружения» Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины история олимпийского движения «Физическая культура» Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации | Вопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории... | ||
Кафедра теории и методики танцевального спорта Информационная справка Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Нетрадиционные формы физической культуры» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | Образовательная программа основного общего образования Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» | ||
Положение регионального конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов... «единая россия» и общественной организацией «Липецкая областная федерация фитнес-аэробики» при поддержке Управления физической культуры... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Детско-юношеский спорт и спорт высших достижений» Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации | ||
«Институт развития образования» Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования | Урок русского языка Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» |