Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж





НазваниеДополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж
страница1/3
Дата публикации26.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кафедра теории и методики физической культуры и ОБЖ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ПРЕПОДАВАНИЮ Основ безопасности жизнедеятельности в ЛОГИКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Южно-Сахалинск

2012

Утверждена «__» ______.2012 г.

на заседании Ученого совета

ГБОУ ДПО ИРОСО

Протокол № __

Современные подходы к преподаванию Основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта: программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации/ сост. Н.М. Савостин, М.Д. Воробьева, О.В. Хохрина, 2012. – 34 с.

Оглавление

Пояснительная записка 4

Учебные планы и учебно-тематические планы 9

Учебные программы модулей 12

Сводный список литературы,
других видов учебно-методических материалов и пособий,
ресурсов сети Интернет 27

Приложение 30


I. Пояснительная записка
Основной целью развития человечества является улучшение качества жизни на каждом этапе своего развития, что ведёт к постоянному росту человеческих потребностей. Степень и качество удовлетворения этих потребностей зависят от состояния окружающей среды, социально-экономических условий, научно-технического прогресса, а также от безопасности жизнедеятельности как особой области научных знаний и системы образования в области безопасности жизнедеятельности в целом.

Качество современного образования является важнейшим условием выживания и развития российского общества в условиях новых опасностей и угроз, глобализации, является фундаментом национальной безопасности, необходимым средством повышения конкурентоспособности России на мировой арене. Состояние образования во многом определяет развитие всех слагаемых государственности, материальное и духовное благополучие общества и конкретного человека.

Сегодня дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» может и должна стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств у подрастающего поколения с целью повышения готовности личности к восприятию опасностей современного мира, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природозащитной деятельности на основе развития мировоззренческой культуры безопасности.

Образовательная область безопасности жизнедеятельности, охватив различные сферы жизни человека, общества и государства, стала интегративной, синтетической учебной дисциплиной, развивающейся на межпредметной комплексной основе. Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» органично связана с содержанием всех без исключения предметов, изучаемых на всех ступенях и уровнях системы образования. Поэтому содержание этой образовательной области зависит от состояния системы образования и от проводимых в ней преобразований.

Таким образом, реализация закономерностей развития образовательного пространства «Основы безопасности жизнедеятельности» позволит правильно выбрать задачи, содержание, методы обучения, определить организацию учебно-познавательной деятельности и контроля, произвести учёт имеющихся педагогических условий и принять меры к их возможному улучшению, что в дальнейшем будет способствовать достижению прочных, осознанных и действенных результатов в образовательном процессе.

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта» предназначена для учителей ОБЖ общеобразовательных школ, учителей начальных классов, ведущих предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», преподавателей-организаторов ОБЖ.

Цель программы: повышение уровня компетентности слушателей в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности школьников в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО).

Программа направлена на решение комплекса задач, в числе которых:

  • освоение слушателями нормативной правовой базы, формирование теоретических представлений о концептуальных основах, сущности, назначении и функциях ФГОС НОО и ООО;

  • формирование умения самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования;

  • оказание содействия слушателям в разработке рабочей программы по ОБЖ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

  • способствовать внедрению в образовательный процесс современных эффективных подходов к преподаванию ОБЖ в общеобразовательной школе, учитывающих индивидуальные психологические, физиологические особенности развития детей и подростков, региональные особенности;

  • систематизировать и совершенствовать технологию оценочно-аналитического компонента результативности процесса воспитания школьников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.

Программа подготовлена в соответствии с содержанием приказа Министерства общего и профессионального образования РФ № 1221 от 18.06.97, приказа Министерства образования Российской Федерации №14-55-784 ин/15 от 26.06.03, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

В содержании программы учитываются требования Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др., а также постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года №43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» и от 24 июля 1995 года №738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Актуальность программы обусловлена введением ФГОС начального и основного общего образования, как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования, что возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Ключевыми педагогическими компетенциями современного учителя ОБЖ являются: компетентность в области постановки целей и задач обучающихся, в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности, в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений, в области организации учебно-воспитательного процесса.

В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Особое внимание в новых стандартах отведено формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся, реализуемому в урочной и внеурочной формах занятий. В рамках реализации Стратегии Министерством образования и науки Российской Федерации определены меры, направленные на модернизацию системы воспитания в образовательных учреждениях, к числу которых относятся: внедрение мониторинга состояния здоровья и подготовленности обучающихся; внедрение инновационных методик в области преподавания ОБЖ, в том числе проведение Всероссийских олимпиад школьников, повышение квалификации педагогических работников.

В целом актуальность программы определяется необходимостью оказания поддержки и сопровождения учителей ОБЖ для успешного вхождения в систему ценностей современного образования, составляющих аксиологический потенциал ФГОС, осмысления его ключевых особенностей, сущности, содержания, формирования мотивации, готовности и способности реализовать его требования.

Критерии компетентности слушателя по итогам прохождения курсов.

В результате прохождения курсов слушатель должен знать:

  • Нормативно-правовые основы реализации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» начальной, основной и средней школы;

  • Основные природные, антропогенные и техносферные опасности, их свойства и характеристики;

  • Характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;

  • Правила техники безопасности и оказания первой доврачебной помощи.

В результате прохождения курсов слушатель должен уметь:

  • применять полученные знания в учебно-воспитательном процессе в соответствии с реальной действительностью на практике;

  • выявлять основные опасности природной и техногенной среды, оценивать риск их реализации;

  • выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизни;

  • определять уровень подготовленности обучающихся, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программного материала по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Нормативно-правовая база:

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 № 313-ФЗ).

    2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

    3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

    4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.– М. : Просвещение, 2009. – 48 с.

    5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Проект. В 2 ч. – 3-е изд. дораб. – М. : Просвещение, 2010. – 361 с.

    6. Программы общеобразовательных учреждений основная школа, 5 – 9 классы и средняя (полная) школа, 10 – 11 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2011 г. (один урок в неделю).

    7. Приказ Минобрнауки РФ № 889 от 30 августа 2010 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Структура программы курсов представлена введением, кратким содержанием курсов по модулям, разделам и темам, методическими рекомендациями по реализации учебной программы, примерными контрольными заданиями, списком основной и дополнительной литературы.

Учебно-тематический план программы курсов рассчитан на 108 часов, из которых 36 часов практических занятий может проводиться как в очной, так и заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Обучение слушателей по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по теме «Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности в логике федерального государственного образовательного стандарта» завершается итоговой аттестацией. Формой итоговой аттестации является зачет.

Документ об окончании курсов получает только тот слушатель, который сдал все зачеты и защитил исследовательский проект (в случае использования дистанционных образовательных технологий).

Разделы и темы дополнительной профессиональной образовательной программы могут использоваться для проведения разовых лекций и семинаров.

II. Учебные планы и учебно-тематические планы
Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

______________

УТВЕРЖДАЮ

Ректор института

_________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации учителей ОБЖ
Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности

в логике федерального государственного образовательного стандарта
Цель: повышение уровня компетентности слушателей в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности школьников.

Категория слушателей: учителя ОБЖ, учителя начальных классов, ведущие предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», педагоги учреждений дополнительного образования.

Срок обучения: 108 часов.

Форма обучения: очная (очно-заочная), с отрывом от работы.

Режим занятий: 8 часов в день.

Место проведения: ИРОСО, г. Южно-Сахалинск.


п/п

Наименование разделов и модулей

Всего

(часов)

В том числе

Форма

контроля

лекции

практ.

др.

I.

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

20

10

10







1

Модуль 1. Общество и образование

4

4










2

Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

6

6













Вариативная часть. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программного материала по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Формирование универсальных учебных действий.

10




10







II.

Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования

34

14

20







3

Модуль 3. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности

16

10

6




зачет

4

Модуль 4. Современные педагогические технологии

8

4

4







5

Модуль 5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

4




4










Вариативная часть. Формирование методического и технологического инструментария учителя ОБЖ, обеспечивающего реализацию требований ФГОС

6




6







III.

Раздел 3. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности

54

24

30




зачет

6

Модуль 6. Нормативно-правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

8

8










7

Модуль 7.Классификация опасных социальных процессов. Защита человека от социальных опасностей.

8

4

4







8

Модуль 8. Основы национальной безопасности.

8

4

4







9

Модуль 9. Методика оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах .

8

4

4







10

Модуль 10. Обеспечение военной безопасности государства.

8

4

4










Вариативная часть. Особенности возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в условиях Сахалинской области. Защита жителей островного края от чрезвычайных ситуаций (землетрясения, наводнения, оползни, сели, сход снежных лавин).

14




14




зачет




Итоговый контроль













зачет

Итого:

108

48

60








Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Сахалинской области»

СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

______________

УТВЕРЖДАЮ

Ректор института

_________________
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курсов повышения квалификации учителей ОБЖ
Современные подходы к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности

в логике федерального государственного образовательного стандарта
Цель: повышение уровня компетентности слушателей в вопросах совершенствования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности школьников.

Категория слушателей: учителя ОБЖ, учителя начальных классов, ведущие предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», педагоги учреждений дополнительного образования.

Срок обучения: 108 часов.

Форма обучения: очная (очно-заочная), с отрывом от работы.

Режим занятий: 8 часов в день.

Место проведения: ИРОСО, г. Южно-Сахалинск.


п/п

Наименование разделов и модулей

Всего

(часов)

В том числе

Форма

контроля

лекции

практ.

др.

I.

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

20

10

10







1

Модуль 1. Общество и образование

4

4










1.1.

Тема 1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

2

2










1.2.

Тема 1.2. Структура содержания образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

2

2










2

Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

6

6










2.1.

Нормативно-правовые основы реализации предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях

2

2










2.2.

Тема 2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании». Трудовые отношения в образовании

2

2










2.3.

Правовые основы аттестации работников образования

2

2













Вариативная часть. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программного материала по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Формирование универсальных учебных действий

10




10







II.

Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работника образования

34

14

20







3

Модуль 3. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности

16

10

6




зачет

3.1.

Тема 3.1. Развитие психологической компетентности педагога в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов

4

2

2







3.2.

Тема 3.2. Психологические основы профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС

6

4

2







3.3.

Тема 3.3. Формирование эмоциональной компетентности у учащихся и педагогов

6

4

2







4

Модуль 4. Современные педагогические технологии

8

4

4







4.1.

Тема 4.1. Современные педагогические технологии

4

4










4.2.

Тема 4.2. Здоровьесбережение в образовательном процессе

4




4







5

Модуль 5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании

4




4







5.1.

Тема 5.1. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности

4




4










Вариативная часть. Формирование методического и технологического инструментария учителя ОБЖ, обеспечивающего реализацию требований ФГОС

6




6







III.

Раздел 3. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности

54

24

30




зачет

6

Модуль 6. Нормативно-правовые основы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

8

8










6.1.

Тема 6.1. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Законодательная и нормативная правовая база РСЧС

4

4










6.2.

Тема 6.2. Организация гражданской обороны (ГО). Законодательная и нормативная правовая база ГО

4

4










7

Модуль 7.Классификация опасных социальных процессов. Защита человека от социальных опасностей

8

4

4







7.1.

Тема 7.1. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Прогнозирование и предупреждение ЧС

4

4










7.2.

Тема 7.2. Мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций

4




4







8

Модуль 8. Основы национальной безопасности

8

4

4







8.1.

Тема 8.1. Современные средства поражения

4

4










8.2.

Тема 8.2. Мероприятия по защите населения от современных средств поражения

4




4







9

Модуль 9. Методика оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах

8

4

4







9.1.

Тема 9.1. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

2

2







9.2.

Тема 9.2. Предупреждение травматизма и правила оказания первой доврачебной помощи

4

2

2







10

Модуль 10. Обеспечение военной безопасности государства

8

4

4







10.1.

Тема 10.1. Вооружённые силы Российской Федерации – основа обороны государства

4

4










10.2.

Тема 10.2. Основы военной службы

4




4










Вариативная часть. Особенности возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в условиях Сахалинской области. Защита жителей островного края от чрезвычайных ситуаций (землетрясения, наводнения, оползни, сели, сход снежных лавин).

14




14




зачет




Итоговый контроль













зачет

Итого:

108

48

60








III. Учебные программы модулей

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

Модуль 1. Общество и образование

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения"
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconКонкурс проводится в рамках федеральных и региональных мероприятий,...
Гбоу дпо «Институт развития образования Сахалинской области», кафедра филологического образования проводит конкурс рефератов, посвященный...
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconИнформационная справка
Кафедра: теории и методики физической культуры и спорта, e-mail
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября...
Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Спортивные сооружения»
Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconУчебно-методический комплекс дисциплины история олимпийского движения «Физическая культура»
Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconКафедра теории и методики танцевального спорта Информационная справка
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Программа обсуждалась на совместном заседании кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры и...
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Нетрадиционные формы физической культуры»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconОбразовательная программа основного общего образования
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconПоложение регионального конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов...
«единая россия» и общественной организацией «Липецкая областная федерация фитнес-аэробики» при поддержке Управления физической культуры...
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Детско-юношеский спорт и спорт высших достижений»
Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж icon«Институт развития образования»
Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования
Дополнительного профессионального образования «институт развития образования сахалинской области» Кафедра теории и методики физической культуры и обж iconУрок русского языка
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск