Урок русского языка





Скачать 33.63 Kb.
НазваниеУрок русского языка
Дата публикации28.09.2013
Размер33.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Ишмаева Людмила Альбертовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской области

Урок русского языка.

Звукопись. 5 класс

(Изучение темы «Фонетика» на основе УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова)

Цели урока:

1. дать учащимся представление о звукописи как изобразительно-выразительном фонетическом средстве;

2. создать условия для восприятия учениками эстетической функции русского языка;

3. содействовать развитию эмоциональной сферы учащихся;

4. способствовать формированию у школьников лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Ход урока.

1. Повторение.

Учитель. – На сегодняшнем уроке мы будем говорить о роли звуков речи в художественных произведениях. Тему урока мы сформулируем позже.

­ – Для чего служат звуки речи? Какой раздел языкознания изучает звуки речи? На какие группы делятся звуки речи?

Ответ.

1. Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.

2. Звуки речи изучает фонетика.

3. Звуки речи делятся на гласные и согласные звуки.

2. Беседа.

Учитель. – А что ещё могут звуки речи? Вспомните, как вас учили произносить звуки, если вы какие-нибудь из них не выговаривали? Были ли у вас такие ситуации в жизни? Какие звуки речи были для вас «трудными»?

Возможные ответы.

1. Обычно трудно произносить звук [р]. (Возможны другие варианты).

2. Родственники советовали произносить скороговорки для тренировки произношения.

3. Фонетическая разминка. Конкурс скороговорок.

Учитель. – Произнесите скороговорку. Кто произнесёт скороговорку чётко несколько раз, тот и выиграл.

Сушила осень сухие листья в осеннем саду.

4. Анализ языкового материала. Презентация.

Учитель. – Прочитайте, пожалуйста, выразительно отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова «Сухие листья». Спишите отрывок. Найдите его в упражнении 27 (часть 2, страница 15).

Слайд 1. Портрет В.Я. Брюсова

Слайд 2. Отрывок из стихотворения «Сухие листья»

Слайд 3. Фотоиллюстрация к уроку.

Учитель. – Какие звуки повторяются? Какие ассоциации, впечатления вызывает повтор этих звуков? Для чего автор использует такой приём?

5. Определение темы урока.

Учитель. – Приём, который использует В.Я. Брюсов в стихотворении, называется звукописью.

Как будет звучать тема нашего урока? (Звукопись)

6. Усвоение теоретических сведений. Работа с учебником русского языка (страница 14).

Чтение теоретического материала. Формулировка учащимися вопросов к тексту и ответы на них.

Возможные вопросы:

– Где используется звуковое богатство русской речи? (В художественных произведениях)

– Что называется звукописью? (Повтор того или иного звука)

– Для чего в тексте используется приём звукописи? ( Для придания тексту особой выразительности)

7. Подготовка к выполнению домашнего задания. Слайд 6

Упражнение 27 (страница 15).

Учитель. – Прочитайте, пожалуйста, задания к упражнению 27. Задания 1, 3 мы выполним на уроке, а задание 2 – дома.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание (по выбору):

1) Упражнение 27, задание 2 (письменно).

2) Задание по выбору (интегрированное): упражнение 29.

Язык и литература. В произведениях художественной литературы или устного народного творчества найдите примеры звукописи. Определите, в чём заключается художественный смысл использования этого приёма в каждом примере. Выучите один отрывок наизусть.

3) Задание по выбору (интегрированное). В произведениях художественной литературы или устного народного творчества найдите примеры звукописи. Определите, в чём заключается художественный смысл использования этого приёма в каждом примере. Нарисуйте иллюстрацию или создайте презентацию по теме.

8. Практическая работа по учебнику. Упражнение 27 (части 1, 3)

9. Проверка усвоения материала. Рефлексия.

Слайд 5. Анализ отрывка из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»)

Учитель. – Прочитайте отрывок из стихотворения. Выполните задание.

Какие звуки повторяются?

Почему?

Дайте определение звукописи.

Какое из стихотворений, звучавших на уроке, вам понравилось и почему?

Приложение: презентация «К уроку русского языка. Звукопись»

Используемая литература.

1. С.И. Львова, В.В. Львов. Учебник русского языка. 5 класс – М.: Мнемозина, 2009

2. С. И.Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. – М.: Дрофа, 2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка
Урок русского языка iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок русского языка iconШальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского...
Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном...
Урок русского языка iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»
Урок русского языка iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск