Аннотированное содержание программы по дисциплине
«Гигиена детей и подростков»
1).Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 ЗЕТ (324 часов).
2).Цели дисциплины: приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих будущему специалисту заниматься целенаправленным развитием и применением технологий, средств и методов врачебной деятельности, направленных на обеспечение санитарно–эпидемиологического благополучия детского и подросткового населения, сохранение и улучшение его здоровья, путем оказания лечебно–профилактической, медико–социальной и других видов помощи, а также на осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.
3).Задачи дисциплины:
— осуществление мероприятий по формированию мотивированного отношения у населения к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, к выполнению рекомендаций, направленных на повышение двигательной активности;
— проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения, распределение пациентов на группы для занятий физической культурой с учетом их состояния здоровья;
— проведение санитарно–просветительской работы среди населения и медицинского персонала, гигиенического воспитания среди детей, подростков, с целью формирования здорового образа жизни, с привлечением прикрепленного контингента к активным занятиям физической культурой и спортом;
— оценка состояния здоровья населения;
— организация проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний;
— оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
— диагностика состояния здоровья населения и среды его обитания;
— владение алгоритмом постановки клинического, гигиенического и эпидемиологического диагноза;
— оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, своевременное направление к врачам–специалистам, в том числе к специалистам, осуществляющим реабилитацию;
— медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
— проведение реабилитационных мероприятий среди пациентов, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство;
— использование средств физической культуры, лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и др.) у пациентов, нуждающихся в реабилитации;
— гигиеническое воспитание и обучение, в том числе распространение среди населения навыков, способствующих поддержанию на должном уровне двигательной активности;
— формирование у населения позитивной мотивации, направленной на сохранение и повышение уровня здоровья;
— формирование у населения мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья;
— обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболевания и укреплению здоровья;
— организация и управление подразделениями федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на потребительском рынке и деятельностью ЛПУ;
— ведение деловой переписки;
— организация работы с медикаментозными средствами, соблюдение правил их оборота и хранения и утилизации;
— проведение научно–практических исследований;
— анализ научной литературы и официальных стат. обзоров;
— написание рефератов по современным научным проблемам;
— участие в решении отдельных научно–исследовательских задач по разработке новых методов и технологий в области медицины и профилактики.
-овладение навыкам планирования, организации и проведении проверок объектов
- овладение правовым и организационным основам деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей,
-основами правоприменительной практики в работе врача-гигиениста
4).Основные дидактические единицы (разделы): Гигиена детей и подростков ее развитие и современность. Формирование здоровья детской популяции Гигиена образовательной деятельности. Влияние загрязнений окружающей среды на состояние здоровья детского населения. Медико-профилактическая оценка физического воспитания детей и подростков. Гигиена трудового воспитания и обучения и профессиональное образование учащихся Гигиеническая оценка питания детей и подростков. Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков. гигиеническое обучение и воспитание. Медико–профилактическое обеспечение детского и подросткового населения. Правовые и законодательные основы деятельности специалистов по гигиене детей и подростков. Деятельность органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по обеспечению благополучия детей и подростков.
5). В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
— основы законодательства РФ, основные нормативно–технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;
— основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента;
— основы организации медико-профилактичекой помощи населению;
— основы законодательства о здравоохранении и санитарно–эпидемиологическом благополучии населения; основные официальные документы, регламентирующие противоэпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций; правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики;
— основы социального страхования и социального обеспечения; основные показатели деятельности различных учреждений системы здравоохранения;
— основы планирования, финансирования и управления системы здравоохранения;
— основы маркетинга и менеджмента в здравоохранении; основы управлением качеством медицинской помощи;
— основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;
— научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;
— методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;
— основные принципы построения здорового образа жизни;
— показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе СГМ; методы установления причинно–следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;
— основы радиационной безопасности; действие ионизирующих излучений на здоровье человека; биологические механизмы и клинику радиационных поражений человека;
— учение об эпидемиологическом процессе; эпидемиологический подход к изучению болезней человека; виды эпидемиологических исследований и их предназначение;
— эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях мероприятия;
— цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно–эпидемиологического надзора на объектах жилищно–коммунального хозяйства и социально–бытовой среды, в лечебно–профилактических учреждениях, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на производственных объектах, в учреждениях для детей и подростков;
— нормативные, нормативно–технические, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;
— основы и принципы организации рационального питания различных возрастных и профессиональных групп; гигиенические основы организации лечебно–профилактического питания;
— санитарно–эпидемиологические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и пищевого сырья;
— принципы гигиенического нормирования химических, физических и биологических факторов среды обитания человека в условиях населенных мест;
— гигиенические требования к качеству питьевой воды; санитарно–гигиенические требования к качеству воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы;
— принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;
— современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков;
— физиолого–гигиенические принципы организации учебно–воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
— принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия
. -правовые и организационные основы деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, основы правоприменительной практики в работе врача-гигиениста.
Уметь:
— производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;
— самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
— использовать компьютерные медико–технологические системы в процессе профессиональной деятельности;
— использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценить их эффективность; проводить текстовую и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств; пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности;
— оценивать параметры деятельности систем организма;
— определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду;
— выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них;
— самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы.
Владеть:
— методикой сбора социально–гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения; статистической информации о деятельности врачей, подразделений ЛПУ, медицинских учреждений в целом; методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов;
— методами органолептического исследования воды, пищевых продуктов, полимерных материалов; методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;
— методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;
— методикой контроля состояния здоровья детского и подросткового населения, условий жизни с разработкой практических мероприятий по их улучшению;
— методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека; методикой изучения состояния здоровья работающих
6). Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина
а) Общекультурных (ОК):
способностью к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности (ОК-1);
владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-2);
способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-3);
способностью и готовностью к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4);
готовностью к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов (ОК-5);
способностью и готовностью к пониманию роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения и роли религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества, к развитию художественного восприятия, к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-6);
владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);
готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).
б) Профессиональных (ПК):
общепрофессиональные:
готовностью к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способностью к кооперации с коллегами, умением анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владением политической культурой, владением способами разрешения конфликтов, умением организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1);
способностью и готовностью к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, методикой расчета показателей медицинской статистики (ПК-2);
способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);
владением основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации (ПК-4);
владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);
в профилактической деятельности:
способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека (ПК-6);
способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению противоэпидемической защиты населения (ПК-7);
способностью и готовностью к организации и проведению санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК-8);
способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию, распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников (ПК-9);
способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов (ПК-10);
способностью и готовностью к анализу санитарно-эпидемиологических последствий катастроф и чрезвычайных ситуаций (ПК-11);
способностью и готовностью к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, в том числе с целью преодоления дефицита микронутриентов, и для проживающих в зонах экологической нагрузки (ПК-12);
способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений (ПК-14);
в диагностической деятельности:
способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15);
способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16);
способностью и готовностью к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров (ПК-18);
способностью и готовностью к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики (ПК-19);
способностью и готовностью к постановке предварительного клинического диагноза (ПК-20);
в лечебной деятельности:
способностью и готовностью к оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, а также в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения (ПК-21);
в психолого-педагогической деятельности, гигиеническом воспитании:
способностью и готовностью к применению гигиенической терминологии, основных понятий и определений, используемых в профилактической медицине (ПК-22);
способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач (ПК-23);
способностью и готовностью к планированию и проведению гигиенического обучения детей, подростков, их родителей и персонала учреждений для детей и подростков (ПК-24);
способностью и готовностью к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками (ПК-25);
способностью и готовностью к обучению медицинского персонала правилам общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами (ПК-26);
способностью и готовностью к обучению населения правилам медицинского поведения, к проведению гигиенических процедур, формированию навыков здорового образа жизни (ПК-27);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека (ПК-28);
способностью и готовностью к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях (ПК-29);
способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов (ПК-30);
способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля (ПК-31);
способностью и готовностью к осуществлению санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации и материалов по отводу земельных участков под строительство различных объектов (ПК-32);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику (ПК-33);
способностью и готовностью к оценке (описанию и измерению) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней по территории, группам населения и во времени (ПК-34);
способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения (ПК-35);
способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-36).
7). Виды учебной работы: лекции (лекция-визуализация, проблемная лекция), практические занятия (разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, групповые дискуссии, подготовка и разбор акта санитарно-гигиенического обследования объекта контроля, подготовка и защита рефератов) , самостоятельная работа (освоение отдельных разделов теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, написание акта санитарно-гигиенического обследования объекта контроля, рефератов, учебно-исследовательская работа студента).
8). Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 12 семестре.
|