АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
дисциплины «факультетская хирургия, урология»
по специальности «Лечебное дело»
1) Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет - 5 зачетных единиц, 180 академических часов.
2) Цели дисциплины: на основании теоретического и практического изучения нозологических форм хирургических и урологических заболеваний формирование у студентов элементов клинического врачебного мышления, формирование умения постановки диагноза хирургического и урологического заболевания, в том числе и ургентного, в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знание современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической и урологической помощи при неотложных хирургических и урологических заболеваниях.
3) Задачи дисциплины:
ознакомить студентов с вопросами этиологии, патогенеза и основными клиническими проявлениями наиболее часто встречающихся хирургических и урологических заболеваний;
научить выявлять у пациентов наиболее типичные симптомы и синдромы хирургических и урологических заболеваний:
научить умению составлять план обследования хирургического и урологического больных;
научить умению обследовать больных с наиболее типичными хирургическими заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, щитовидной и молочной желез, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, сосудов нижних конечностей, легких;
научить умению обследовать больных с наиболее типичными урологическими заболеваниями;
приобретение навыков, позволяющих на основании анамнестических данных, результатов клинического и лабораторно-инструментального обследования больного сформулировать и обосновать развернутый диагноз и провести дифференциальный диагноз;
научить студентов принципам комплексного патогенетического лечения и профилактики заболеваний;
совершенствовать полученные ранее практические навыки и овладевать новыми навыками;
формирование умений, необходимых для решения отдельных научно-исследовательских задач в области актуальных вопросов хирургической патологии с использованием знаний информационной безопасности;
ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;
привить студентам основы медицинской этики и деонтологии, умение общения с коллегами, больными и их родственниками;
4) Содержание разделов учебной программы: Тематический план практических (клинических) занятий по факультетской хирургии
№
| Темы практических занятий
| Семестр
| часы
| 1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
| Вводное занятие, история хирургических кафедр ВолГМУ, курация больного.
Грыжи.
Осложнения грыж.
Острый аппендицит и его осложнения.
ЖКБ. Острый холецистит и его осложнения.
Острый панкреатит.
Хронический панкреатит.
Всего часов
| VII VII
VII
VII
VII
VII
VII
| 4 4
4
5
5
5
4 31
| 10.
11.
12.
13. 14.
15.
16.
17.
18.
19.
| Язвенная болезнь желудка и 12п.к
Осложнения язвенной болезни желудка и 12 п.к.
Варикозное расширение вен н/конечностей.Острый тромбофлебит. Посттромбофлебитический синдром.
Атеросклеротическое поражение артерий. Облитерирующий эндартериит.
Механическая желтуха.
Синдром портальной гипертензии.
Перитонит.
Острая кишечная непроходимость.
Нагноительные заболевания легких.
Тестирование
Всего
| VIII
VIII
VIII
VIII VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
VIII
| 4
5
5
4 5
5
4
4
4
2
42
|
Тематический план практических (клинических) занятий по урологии
№
| Темы практических занятий
| Семестр
| часы
| 1.
2.
3. 4.
5.
6. 7.
8.
9. 10.
11.
12.
13.
| Симптоматология урологических заболеваний.
Инструментальные методы лечения
Рентгенологические, радиоизотопные, ультразвуковые методы обследования
Нефролитиаз
Пиелонефрит и нефрогенная гипертензия
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы и рак предстательной железы
Экстренная урология
Опухоль почки и мочевого пузыря
Гидронефроз и аномалии развития органов мочеполовой системы
Туберкулез мочеполовой системы
Острая и хроническая почечная недостаточность
Амбулаторная урология
Тестирование
Всего часов
| VII
VII
VII VII
VII
VII VII
VII
VII VII
VII
VII
VII
| 2
3
3 2
2
2 2
2
2 2
2
2
2
28
|
5) В результате освоения дисциплины «факультетская хирургия с урологией» студент должен:
Знать:
Определение понятия «болезнь».
Этиологию и патогенез хирургических заболеваний органов брюшной полости и грудной клетки, а также сосудов нижних конечностей, молочной и щитовидной железы.
Классификации болезней, картину морфологических изменений.
Наиболее характерную клиническую картину часто встречающихся хирургических заболеваний, основные клинические симптомы и синдромы.
Характеристику лабораторных и инструментальных методов исследования (диагностическую информативность, чувствительность, инвазивность, стоимость и т.д.).
Правила формулирования диагнозов с использованием диагностических алгоритмов – предварительного, клинического.
Основные принципы выбора методов лечения часто встречающихся хирургических заболеваний (медикаментозный, хирургический, физиотерапевтический, санаторно-курортный), схемы лечения заболеваний.
Вопросы профилактики часто встречающихся хирургических заболеваний, их осложнений и рецидивов заболевания.
Уметь: составить план обследования больного;
обследовать по системам и органам больных с наиболее часто встречающимися хирургическими заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, молочной железы, печени, желчного пузыря и поджелудочной железы и т.д.;
интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;
сформулировать и обосновать предварительный и окончательный диагноз, уметь провести дифференциальную диагностику;
дифференцировать этиологию, патогенез и основные клинические проявления наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;
осуществлять проведение комплексного патогенетического лечения и профилактику заболеваний;
применять на практике основы медицинской этики и деонтологии.
оказывать необходимую ургентную помощь;
Владеть: общения с больным и его родственниками;
проводить объективное обследование больного, получать объективные данные при физикальном обследовании, интерпретировать полученные данные и результаты дополнительных методов исследования;
ведения истории болезни больного – заполнения всех разделов, заполнения листа назначений;
составлять план основных лечебных и профилактических мероприятий для конкретного больного.
6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
Общекультурные компетенции (ОК):
- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способность и готовность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);
- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в общественно-моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
Профессиональные компетенции (ПК):
а) общепрофессиональные:
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, родственниками пациента (ПК -1);
способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК- 4);
способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК- 7);
способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
б) профилактическая деятельность:
способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);
в) диагностическая деятельность:
способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК- 16);
способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК- 17);
способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам для успешной лечебно-профилактической деятельности с учетом физиологических особенностей организма человека, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК- 18);
г) лечебная деятельность:
способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК- 19);
способностью и готовностью назначать больным адекватное хирургическое лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (ПК- 20);
способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК- 22);
д) реабилитационная деятельность:
способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма (ПК - 23);
способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении пациентов (ПК- 24);
е) психолого-педагогическая деятельность:
способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала, пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК- 26);
ж) организационно-управленческой деятельности:
способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений стационарного и амбулаторного типа (ПК-27);
способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности лечебно-профи-лактических учреждений различного типа по оказанию медицинской помощи населению, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг, оценку качества оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи пациентам, своевременного направления к врачам-специалистам, в том числе к специалистам, осуществляющим реабилитацию (ПК- 28);
з) научно-исследовательская деятельность:
способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);
способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
6) Виды учебной работы: лекции и практические занятия.
8) Изучение дисциплины заканчивается: факультетской хирургии - экзаменом; курса урологии - зачетом. Зав. кафедрой факультетской хирургии
с курсом эндоскопии и эндоскопической
хирургии ФУВ, с курсом сердечно-
сосудистой хирургии ФУВ /А.Г. Бебуришвили/ |