Скачать 218.97 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Власовой Татьяны Спиридоновны учителя начальных классов 1 категории по предмету «Окружающий мир» 3 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 2 от «13»09.2013 г. 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 общеобразовательного класса МБОУ СОШ№1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№1 2012-2016 гг., Примерной программой по окружающему миру , Программой «Окружающий мир» ОС « Школа 2100», авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Положением МБОУ СОШ№1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией А. А. Вахрушева, Д.Д. Данилова. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. II. Общая характеристика учебного предмета Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. III. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Объём учебного времени в 3 классе составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. IV. Содержание учебного предмета Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С. Вещество и энергия Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды. Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Оболочка планеты, охваченная жизнью Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. Экологическая система Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса». Живые участники круговорота веществ Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч). Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В. Твои родные и твоя Родина в потоке времени) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен. Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия! История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. Времена Древней Руси. IX – XIII века Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица. Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды. Времена Московского государства. XIV – XVII века Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва. Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. Времена Российской империи. XVIII – начало XX века Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Современная Россия Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан. Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов 68 В неделю 2 часа Планирование составлено на основе Программы по окружающему миру ОС «Школа 2100», авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Начальная школа . – М.: Баласс, 2012. Учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», ч. 2 « Мое Отечество» 3-й класс– М.: Баласс,2013
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Выполнение программы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений. Часть 1 Обитатели Земли 1-я линия – уметь объяснять мир
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. Часть 2 . Моё Отечество 1-я линия – уметь объяснять мир
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. VII. Материально-техническое, учебно-методическое обеспечение 1.Наглядные пособия: 1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; 5) географические и исторические карты; 6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. 2.Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, средства фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). 3.Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/) 3 УМК Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли», ч. 2 « Мое Отечество» 3-й класс– М.: Баласс,2013 Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.Рабочая тетрадь. к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь. к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс. - М.: Баласс, 2010 Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Турчина М.Е. Методические рекомендации для учителя Окружающий мир («Моё Отечество»). 3-й класс 4. Электронный адрес http://www.school2100.ru/eresources/platform.php |
Рабочая программа по математике для обучающихся 2 общеобразовательного... Рабочая программа по математике для обучающихся 2 общеобразовательного класса мбоу сош №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского... | Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса, обучающихся... Село Троицкое” Нанайского муниципального района Хабаровского края. Рабочая программа составлена на основе | ||
Рабочая программа Завалиной Александры Александровны учителя по предмету... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «село троицкое» нанайского... | Публичный доклад Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского... | ||
Протокол №1 от 29 августа 2012 года Присутствовало: 21 человек Повестка Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского... | Литература и средства обучения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) мкоу оош имени Тимофея... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии... Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по окружающему... Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, на основе Примерной основной образовательной программы... | ||
Рабочая учебная программа по литературе составлена для учащихся 11... Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального... | Рабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л.... «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | ||
Казьменко Артем Анатольевич 10 класс мбоу сош №2 сельского поселения... Но в то же время, нисколько не тревожась, употребляют продукты, содержащие искусственные пищевые добавки и консервирующие вещества.... | Программа по окружающему миру для 1 класса составлена в соответствии... Федерации. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена примерной программы авторской программы А. А. Вахрушева,, Д. Д.... | ||
Рабочая программа по предмету «окружающий мир» для 4Б общеобразовательного... «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Кошкина Галина Федоровна, учитель английского языка мбоу сош сельского... | Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай свой край» «Познай свой край» для обучающихся 2 а класса мбоу сош №2 г. Тайшета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного... |