Скачать 265.44 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета (курса) Мировая художественная культура среднего общего образования (базовый уровень) в 10 классе Учитель Курочкина Светлана Владимировна 2014/2015 уч. г. Пояснительная запискаРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном) классе составлена на основе нормативных документов: Конституция РФ. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) БУП – 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. История; Письмо Департамента образования Ярославской области «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и реализации обучения в общеобразовательных учреждениях». Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986) . Приказ Минобнауки от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников». Письмо Департамента образования Ярославской области от 14.05.2014 г. № 1172/01-10 «Об использовании учебников». Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004г.). Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (профильный уровень). Методическое письмо о преподавании образовательной области «Искусство». Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, В. Г. Горяев, М. А. Фоминова, А. В. Копылова, В. Ф. Реут (М., 2009). Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Мировая художественная культура. Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах: «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р); Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403). Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в федеральном базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. На базовом уровне федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета не менее 35часов, из расчета 1 учебный час в неделю для выпускных классов. В настоящее время осуществляется качественное обновление преподавания предмета «Мировая художественная культура» в связи с введением стандартов нового поколения. В рабочей программе отражены особенности планирования на основе нового БУП и стандарта:
Цели и задачи изучения курса МХК на базовом уровне Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития. Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…) В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:
Требования к результатам обучения В результате изучения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» обучающийся должен: знать/понимать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства; уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Формы контроля: устное сообщение, реферат, проект, тестирование. Нормы оценивания знаний учащихся Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом. Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры. Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры. Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке. Наиболее важными критериями оценки анализа являются: 1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства. 2. Полнота и глубина характеристики произведений. 3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором. 4. Умение логически связывать теоретический материал по искусству. 5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств). 6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность. 7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений. 8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью. УМК
Поурочно-тематическое планирование
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для обучающихся Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : рабочая тетрадь для 10 кл. / Л.Г.Емохонова. – М., 2007. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : учебник для 11 кл. / Л.Г.Емохонова. – М., 2008. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2008. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М., 2007. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М., 2007. Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001. Для преподавателей Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007. Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003. Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000. Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000. Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000. Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма / Л.Г.Емохонова. – М., 2007. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама / Л.Г.Емохонова. – М., 2007. Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989. История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. История уродства / под общ. ред. У.Эко. – М., 2007. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007. Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000. Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000. Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003. Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003. Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г. Краткая характеристика электронных УМК, используемых на уроках мировой художественной культуры
|
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном)... Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2004г.) | Рабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе... Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе... Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII... | Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе... Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по мировой художественной культуре в 5 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на... Программа предназначена для основной школы любого типа, и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах | ||
Рабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень) Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа составлена на основе: Государственного образовательного... Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного... | Пояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству | ||
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре (базовый уровень) Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 а профильном... Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII... |