Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы





Скачать 290.23 Kb.
НазваниеРабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы
страница1/2
Дата публикации22.04.2015
Размер290.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2
Рабочая программа

по мировой художественной культуре
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 10-11-х классов
Сроки освоения программы: 2 года
Объем учебного времени: 68 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля:
-викторины
- творческие задания
- анализ художественных произведений
- тесты
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  2. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.

  3. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).

  4. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Составитель Данилова Г.И.- М.: Дрофа, 2010.

  7. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  8. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).



Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Место предмета в базисном учебном плане

Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004г., предусматривает изучение предмета «Мировая художественная культура» в 10-11 классах в объеме 68 учебных часов.

Примерная адаптированная программа рассчитана на 68 учебных часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Учащиеся должны знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.




    Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • пользоваться искусствоведческими терминами;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);

  • использовать приобретённые знания и умения в жизни.


Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.


Минимум содержания образования по разделам

10 класс

Древние цивилизации

Первые художники Земли.

Архитектура страны фараонов.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Художественная культура Древней Передней Азии.

Искусство доколумбовой Америки.
Культура Античности

Золотой век Афин.

Архитектура Древнего Рима.

Театральное и музыкальное искусство античности.
Средние века

Мир византийской культуры.

Архитектурный облик Древней Руси.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Изобразительное искусство Средних веков.

Театральное искусство и музыка Средних веков.
Культура Востока

Индия – «страна чудес».

Художественная культура Китая.

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Художественная культура Ислама.
Возрождение

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Золотой век Возрождения.

Возрождение в Венеции.

Северное Возрождение

Музыка и театр эпохи Возрождения.
Содержание курса (68 ч.)

10 класс (34 ч.)

Художественная культура древнейших цивилизаций (6 ч.)

Художественная культура античности (3 ч.)

Художественная культура Средневековья (10 ч.)

Средневековая культура Востока (7 ч.)

Художественная культура возрождения (8 ч.)
Тематическое планирование 10 класс


Раздел

Тема

Основная цель

Важнейшие результаты учащихся

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Первые художники Земли

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы.

Знать произведения древнего искусства (наскальная живопись, Венера из Виллендорфа, памятники архитектуры)

Архитектура страны фараонов

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

Знать историю создания и характерные особенности архитектуры Древнего Египта. Уметь использовать полученные знания для создания творческих работ

Изобразительное искусство и музыка Египта

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.

Знать о существовании культа смерти в Древнем Египте. Уметь видеть отличительные черты изображений на фресках и рельефах гробниц

Художественная культура Древней Передней Азии.

Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Знать выдающиеся достижения культуры народов Древней Передней Азии.

Искусство доколумбовой Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.

Знать оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Уметь видеть отличительные черты в архитектуре и рельефах (Паленке, Теночтитлан)

Золотой век Афин

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации.

Знать выдающиеся достижения культуры Древней Греции. Уметь рассказать об основных стилях греческой вазописи, скульптурных творениях.

Архитектура Древнего Рима

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Знать произведения архитектуры Древнего Рима. Уметь видеть отличия римского скульптурного портрета от произведений египетских и греческих мастеров.


Театральное и музыкальное искусство Античности.


Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Знать истоки театрального искусства Древней Греции, особенности развития театральной и музыкальной культуры Древнего Рима.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Знать основные достижения художественной культуры Византии. Уметь прослеживать ее связь с античным искусством.

Архитектурный облик Древней Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Знать, какие черты византийского стиля в архитектуре были унаследованы зодчими Древней Руси. Уметь сопоставлять архитектурный облик Софийского собора в Константинополе.

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Знать, в чем заключается своеобразие зодчества Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества. Уметь рассказать о памятниках архитектуры

Архитектура Московского княжества

Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля.

Знать шедевры архитектуры Московского княжества. Уметь, используя полученные знания, создавать творческую работу «Путешествие по древнерусскому городу»

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси. Уметь по характерным признакам определять работы А. Рублева, Дионисия, Ф. Грека.

Архитектура западно-европейского Средневековья

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.

Знать характерные черты романского и готического стилей. Уметь определять, что было заимствовано зодчими из римской и византийской архитектуры.

Изобразительное искусство Средних веков

Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Знать особенности скульптуры романского стиля. Уметь рассказать об искусстве витража, создавать творческую работу «Витраж».



Театральное искусство и музыка Средних веков.



Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Знать историю развития средневекового театрального искусства. Уметь разыграть один из эпизодов средневекового фарса, мистерии или литургической драмы.

КУЛЬТУРА ВОСТОКА

Индия – «страна чудес»

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.

Знать особенности художественной культуры Индии, излюбленные сюжеты индийской скульптуры. Уметь объяснить ее назначение и происхождение.

Художественная культура Китая.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

Знать особенности художественной культуры Китая. Уметь в творческой работе «Мое путешествие по Китаю» раскрыть особенности культуры этой страны.

Искусство Страны восходящего солнца

( Япония )

Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

Знать характерные черты японского зодчества, садово-паркового искусства, пластики нэцкэ. Уметь выделять жанровые особенности японской гравюры.

Художественная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Знать какие черты присущи архитектуре ислама. Уметь называть основные типы архитектурных сооружений, определять их назначения и характерные особенности.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло.

Знать, почему Флоренцию называют колыбелью итальянского Возрождения. Уметь создавать творческую работу, используя полученные знания.

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.

Знать основные вехи жизни и творчества Леонардо да Винчи. Уметь рассказать об основных шедеврах, созданных художником.

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

Знать, какие черты отличают художественное творчество Микеланджело.

Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди равных»

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

Знать живописные шедевры Рафаэля. Уметь создавать творческую работу, используя полученные знания.

Возрождение в Венеции

Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика

Знать характерные черты венецианской живописи. Уметь создавать творческую работу, используя полученные знания.

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера-гравёра.

Знать основные достижения нидерландских живописцев. Уметь анализировать картины художников этого периода.

Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.

Знать характерные особенности музыкальной и театральной культуры эпохи Возрождения. Уметь создавать творческую работу «Экскурсия в «Глобус»




Заключительный урок

Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.

Уметь работать в рамках проекта, используя полученные знания.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Основой для создания данной рабочей программы явились Примерная программа по Мировой художественной культуры 2004 года и Программа...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 11 классе...
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 5 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10-11 (общеобразовательных)...
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Изучение...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 8-11 классе...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа По мировой художественной культуре 11 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (Базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса на 2013 2014 учебный год
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре (базовый уровень)
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 классы
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими...
Рабочая программа по мировой художественной культуре Тип программы iconЕмохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 кл:...
Рабочая учебная программа для параллели 8-х классов составлена на основании Примерной программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск