Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации»





Скачать 244.33 Kb.
НазваниеПояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации»
Дата публикации29.02.2016
Размер244.33 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра картографии и ГИС



Новохатин В.В.

ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕЛИОРАЦИИ


для студентов специальность 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2012

Новохатин В.В. Гидротехнические мелиорации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» очной формы обучения, Тюмень, 2011г., 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и профиля подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Гидротехнические мелиорации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н., профессор Новохатин В.В.






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Новохатин В.В. 2011.

  1. Пояснительная записка


1.1 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» - показать студентам сущность мелиорации земель, познакомиться с методами и технологическими приемами, которые используются при выполнении мелиоративных работ, освоить принципы выбора различных видов мелиорации земель и применение их в различных природно-климатических условиях регионов. Изучение современных методов и способов мелиорации земель, конструктивных особенностей и последовательности проектирования мелиоративных систем, а также определение их экономической эффективности является важными этапами при подготовке специалистов в области садово-паркового и ландшафтного строительства.

Задачи дисциплины:

- студенты должны научиться проектировать простейшие мелиоративные системы;

- правильно размещать основные элементы систем на осваиваемой территории;

- выполнять гидравлические расчеты;

- определять стоимость мелиоративных работ.

Освоение дисциплины базируется на знании всего комплекса основных дисциплин по направлению «Ландшафтной архитектуры»
1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Гидротехнические мелиорации» в учебном плане специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» относиться к блоку дисциплин профессионального цикла и позволяет заложить основы для освоения смежных наук о Земле. Она неразрывно связана с рядом дисциплин: почвоведение, земледелие, гидрология, гидрогеология, гидравлика, экология, геодезия и т.д., изучаемых студентами данной специальности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- задачи мелиоративного обустройства территории в зависимости от направления ее будущего использования;

- связь типа водного питания, метода и способа регулирования водного режима мелиорируемых земель;

- понятие осушаемых и орошаемых земель, мелиоративные системы и их устройства;

- виды и особенность культуртехнических работ на мелиорируемых землях.

Уметь:

- обосновывать метод и способ осушения в зависимости от типа водного питания;

- запроектировать простейшую мелиоративную систему с эколого-экономическим обоснованием ее основных параметров;

- правильно расположить гидротехнические сооружения в комплексе с другими элементами системы на проектируемом ландшафте.

Владеть:

- навыками выполнения гидравлических расчетов отдельных элементов систем;

- современными нормативными документами на проектирование мелиоративных систем;

- методическими основами мелиорации земель.

Для закрепления теоретического курса студенты выполняют контрольную работу: «Проектирование осушительной системы»



  1. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 6. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет, 124 часа.


3. Тематический план

Таблица 1

N

п/п

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоёмкость (в часах)

Форма контроля

Итого количество баллов







Л

Лаб

СР










Модуль 1
















1.

Введение. Понятие о мелиорации и её видах

2

2

5

Индивидуальный опрос.

0 - 2

2.

Специальные виды гидротехнических мелиораций

6

2

5

Индивидуальный опрос.

0 - 6

3.

Водные ресурсы и их формирование. Качество поверхностных и подземных вод.

2

2

5

Индивидуальный опрос.

0 - 7

4.

Классификация переувлажнённых земель. Понятие метода и способа осушения

6

2

5

Индивидуальный опрос. Контрольная работа.

0 - 5




Всего

16

8

20




0 - 20




Модуль 2
















5.

Виды и задачи осушительных мелиораций. Основные требования, предъявляемые к осушительным мелиорациям

4

2

10

Индивидуальный опрос.

0 - 20

6.

Типы водного питания земель. Водный баланс осушаемой территории.

4

2

10

Индивидуальный опрос. Контрольная работа.

0 - 20




Всего

8

4

20




0 - 40




Модуль 3
















7.

Основные элементы осушительных систем. Проектирование регулирующей, нагорной и транспортирующей сети в плане.

4

2

10

Индивидуальный опрос.

0 - 15

8.

Осушение лесов, парков. Особенности осушения застроенных территорий.

4

2

10

Индивидуальный опрос.

0 - 15

9.

Определение потребности в орошении земель. Виды орошения. Способы орошения. Влияние орошения на почву и микроклимат. Выбор способов и техники полива. Режим орошения

4

2

10

Индивидуальный опрос.

0 - 10




Всего

12

6

30




0 - 40




Итого

36

18

70

экзамен

0 -100


4. Самостоятельная работа студентов

Таблица 2



Модули и темы

Виды СРС

неделя семестра

объем часов

кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

Работа с литературой, источниками




1-5

2

0-3

1.

Введение. Понятие о мелиорации и её видах

Реферат




1

3

0 - 2

2.

Специальные виды гидротехнических мелиораций

Контрольная работа;


Доклад по изучаемой теме

2

5

0 - 5

3.

Водные ресурсы и их формирование. Качество поверхностных и подземных вод.

Конспект;


Составление презентации (по выбору)

3

5

0 - 5

4.

Классификация переувлажнённых земель. Понятие метода и способа осушения

Контрольная работа;

подготовка к собеседованию

Выполнение заданий по программе

4-5

5

0 - 5




Всего по модулю 1:

20

0-20

Модуль 2

Работа с литературой, источниками




6-10

2

0-6

5.

Виды и задачи осушительных мелиораций. Основные требования, предъявляемые к осушительным мелиорациям

Контрольная работа;

подготовка к собеседованию

Доклад по изучаемой теме.

6-7

8

0-17

6.

Типы водного питания земель. Водный баланс осушаемой территории.

Контрольная работа;

подготовка к собеседованию

Составление презентации (по выбору).

8-10

10

0-17




Всего по модулю 2:

20

0-40

Модуль 3

Работа с литературой, источниками




11-16

2

0-3

7.

Основные элементы осушительных систем. Проектирование регулирующей, нагорной и транспортирующей сети в плане.

Конспект; выполнение расчётно-графической работы.


Составление презентации (по выбору)

11-12

10

0-15

8.

Осушение лесов, парков. Особенности осушения застроенных территорий.

Контрольная работа

Доклад по изучаемой теме.

13-14

8

0-12

9.

Определение потребности в орошении земель. Виды орошения. Способы орошения. Влияние орошения на почву и микроклимат. Выбор способов и техники полива. Режим орошения

Конспект; контрольная работа

Доклад по изучаемой теме

15-16

10

0-10




Всего по модулю 3:

30

0-40




ИТОГО:

70

0-100



4. Тематический план заочной формы

Таблица 3

N

п/п

Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу и трудоёмкость (в часах)

Форма контроля







Л

П

СР




1.

Введение. Понятие о мелиорации и её виды Специальные виды гидротехнических мелиораций

1

-

10

Индивидуальный опрос.

2.

Водные ресурсы и их формирование. Качество поверхностных и подземных вод.

1

-

15

Индивидуальный опрос.

3.

Классификация переувлажнённых земель. Понятие метода и способа осушения

1

-

10

Индивидуальный опрос. Контрольная работа.

4.

Виды и задачи осушительных мелиораций. Основные требования, предъявляемые к осушительным мелиорациям

1

2

15

Индивидуальный опрос.

5.

Типы водного питания земель. Водный баланс осушаемой территории.

1

-

15

Индивидуальный опрос. Контрольная работа.

6.

Основные элементы осушительных систем. Проектирование регулирующей, нагорной и транспортирующей сети в плане.

1

2

15

Индивидуальный опрос.

7.

Осушение лесов, парков. Особенности осушения застроенных территорий.

1

-

15

Индивидуальный опрос.

8

Определение потребности в орошении земель. Виды орошения. Способы орошения. Влияние орошения на почву и микроклимат. Выбор способов и техники полива. Режим орошения

1

2

15

Индивидуальный опрос.




Итого

8

6

110

экзамен



5.Содержание дисциплины

Модуль 1.

  1. Введение. Понятие о мелиорации и её видах

Общие понятия и виды мелиорации. Задачи мелиорации. Основные этапы развития мелиорации. Специальные виды гидротехнических мелиораций. Значение мелиорации на современном этапе.

  1. Специальные виды гидротехнических мелиораций

Значение оптимизации водного режима почв. Режим орошения сельскохозяйственных культур, поливные и оросительные нормы. Водопотребление и методы его определения. Основные требования, предъявляемые к проектированию мелиоративных объектов.

  1. Водные ресурсы и их формирование. Качество поверхностных и подземных вод.

Виды водных ресурсов, их формирование. Использование и охрана водных ресурсов, качество поверхностных и подземных вод.

  1. Классификация переувлажнённых земель. Понятие метода и способа осушения

Поверхностные и подземные воды. Гидравлическая связь подземных вод. Характеристика водоисточников.

Модуль 2

  1. Виды и задачи осушительных мелиораций. Основные требования, предъявляемые к осушительным мелиорациям

Виды и задачи осушительных мелиораций. Классификация переувлажненных земель. Водный баланс переувлажненных земель. Режим и норма осушения.

  1. Типы водного питания земель. Водный баланс осушаемой территории.

Связь типов водного питания избытачно-увлажненных земель с методом и способом осушения.

Модуль 3

  1. Основные элементы осушительных систем. Проектирование регулирующей, нагорной и транспортирующей сети в плане

Основные элементы осушительных систем. Регулирующая сеть открытая и закрытая. Разновидности дренажа. Проводящая открытая и закрытая сеть. Гидравлические расчеты осушительной сети. Ограждающая сеть, водоприемники.

  1. Осушение лесов, парков. Особенности осушения застроенных территорий

Осушение территории населенных пунктов и промышленных комплексов. Организация поверхностного стока. Борьба с подтоплением промышленных комплексов и населенных пунктов. Осушение лесов. Осушение болот для торфодобычи.

  1. Определение потребности в орошении земель. Виды орошения. Способы орошения. Влияние орошения на почву и микроклимат. Выбор способов и техники полива. Режим орошения

Общие сведения об орошении. Потребность земель в орошении, Виды орошения. Влияние орошения на почву и микроклимат. Выбор способов и техники полива. Режим и способы орошения
6. Лабораторные работы

1. Анализ природно-климатических условий района проектирования.

2. Определение типа водного питания и обоснование метода и способа осушения.или орошения.

3. Проектирование оросительной системы

4. Проектирование осушительной системы в плане.

5. Гидравлический расчет мелиоративной сети.

6. Определение объема работ и экспликация земельного фонда.

7. Определение капитальных затрат на строительство мелиоративной системы и их эффективность.
7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7.1. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Выбор участка освоения и определение его размеров на топографическом плане.

  2. Определение водного режима почв, типа водного питания, метода и способа осушения.

  3. Размещение элементов осушительной системы на топографическом плане.

  4. Оформление пояснительной записки и чертежей к проекту осушительной системы.


7.2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Понятие о мелиорации и её видах.

  2. Задачи мелиорации.

  3. Основные этапы развития мелиорации.

  4. Специальные виды гидротехнических мелиораций.

  5. Методические основы мелиорации земель – рациональное природопользование.

  6. Значение мелиорации на современном этапе.

  7. Водные ресурсы и их формирование.

  8. Использование и охрана водных ресурсов.

  9. Качество поверхностных и подземных вод.

  10. Антропогенная нагрузка на водные ресурсы.

  11. Классификация переувлажнённых земель.

  12. Виды и задачи осушительных мелиораций.

  13. Основные требования, предъявляемые к осушительным мелиорациям.

  14. Типы водного питания земель.

  15. Водный баланс осушаемой территории.

  16. Понятие метода и способа осушения.

  17. Обоснование способа осушения.

  18. Причины переувлажнения земель.

  19. Основные элементы осушительных систем.

  20. Проектирование регулирующей сети в плане.

  21. Проектирование транспортирующей сети в плане.

  22. Проектирование нагорно-ловчей сети.

  23. Осушение лесов, парков.

  24. Осушение торфяных месторождений.

  25. Особенности осушения застроенных территорий.

  26. Понятие нормы осушения.

  27. Понятие режима осушения.

  28. Определение потребности в орошении земель.

  29. Виды орошения.

  30. Способы орошения.

  31. Влияние орошения на почву и микроклимат.

  32. Выбор способов и техники полива.

  33. Режим орошения.

  34. Определение поливной и оросительной нормы.

  35. Водопотребление и методы его определения.


7.3. Темы рефератов и докладов

  1. Классификация мелиораций. Категории осушаемых земель и объекты осушения.

  2. Заболачивание суши и образование болот. Виды заболачивания. Типы водного питания болот.

  3. Мелиорация переувлажнённых земель. Методы и способы.

  4. Культуртехнические мелиорации ландшафтов. Виды и способы.

  5. Этапы мелиоративного обустройства природно-техногенных ландшафтов.

  6. Лесоразведение в садово – парковых ландшафтах. Конструкция лесных полос.

  7. Защитные насаждения вдоль транспортных путей, берегов рек, водохранилищ, прудов.

  8. Подбор видового состава и типов смешения лесного насаждения соответственно условиям среды.

  9. Формирование береговой растительности искусственных водемов.

  10. Формирование растительного покрова на отвалах.

  11. Противоэрозионные гидротехнические мероприятия при борьбе с оврагами. Мероприятия при борьбе с эрозией.

  12. Использование мелиорируемых ландшафтов в садово–парковом строительстве.



8. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по следующим темам:

  1. ГИС-технологии в проектировании мелиоративных систем..

  2. Особенности гидротехнических расчётов мелиоративных систем.

  3. Представление линейных и площадных объектов мелиорации на электронных картографических документах.

  4. Методы проектирования мелиоративных систем.

  5. Способы мелиорации избыточно увлажнённых почв..

  6. Понятие гидротехнической системы, её конструктивные особенности, специальные виды мелиоративных систем.

Применяются такие типы лекций: вводная, обзорная, проблемная, лекция-презентация.

По большинству тем обязательным является компьютерный практикум.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Сабо, Е.Д. Гидротехнические мелиорации объектов ландшафтного строительства. М.: Академия, 2008 – 336 с. Гриф УМО

    2. Абрамов, Н.В. Мелиорация и почвоведение. Учебно-справочное пособие/ТГСХА; Состовители: Н.В. Абрамов, Н.И. Сулима, М.Г. Уфимцева, В.И. Чиков. – Тюмень: ТюмГУ, 2003. – 135с.

    3. Добровоквский В.В. География почв с основами почвоведения/ учебное пособие для вузов. – М.:ВЛАДОС,2006 – 384 с.

    4. Зайдельман, Ф. Р. Генезис и экологические основы мелиорации почв и ландшафтов: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020701 "Почвоведение"/ Ф. Р. Зайдельман. - Москва: КДУ, 2009. - 720 с.

    5. Новохатин В.В. Мелиорация болотных ландшафтов Западной Сибири/ Науч..ред. В.Л. Телицын. Тюмень: ТюмГУ, 2008 – 200с.

    6. Природообустройство: учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. 280400 "Природообустройство", 280300 "Вод. ресурсы и водопользование"/ ред. А. И. Голованов. – М.: КолосС, 2008. - 552 с.

9.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев, В. П. Болота Западной Сибири: кн.-альбом/ сост. Л. И. Инишева. - Томск: Томский ЦНТИ, 2007. - 62 с.

  2. Современные глобальные изменения природной среды: в 2 т./ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Рос. академия естеств. наук ; отв. ред. Н. С. Касимов, Р. К. Клиге. – М.: Научный мир Т. 2. - 2006. - 776 с.

  3. Шуравилин А.В. Мелиорация./А.В. Шуравилин, А.И. Кибека. Учебное пособие. – М.: ИФК ЭКМОС, 2006 – 944 с.

  4. Алексеев, В. Р. Криология Сибири: избр. тр./ В. Р. Алексеев ; науч. ред. А. Н. Антипов, В. П. Мельников; Ин-т географии им. В. Б. Сочавы СО РАН. - Новосибирск: ГЕО, 2008. - 483 с

  5. Андрющенко П.Ф., Дюков А.Н., Деденко Т.П. Гидротехнические сооружения в садово-парковом и ландшафтном строительстве. Воронеж: ВГЛТА (Воронежская государственная лесотехническая академия). – 2009. 111 с. [электронный ресурс; режим доступа]: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4062 (дата обращения 20.01.2012).

  6. Ерхов Н.С. Мелиорация земель/ Н.С. Ерхов, И.И. Ильин, В.С. Мисенёв – 2е изд. Перераб. И доп. – М.: Агропромиздат, 1991 – 319 с.

  7. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской облости. – Екатеринбург: Срен. – Урал.Кн. Из-во, 1996. – 24с.

  8. Система мелиорации земель Тюменской области: Рекомендации РАСХН. Сиб. Отделение. Зап.СибНИМИП. – Новосибирск, 1997. – 168с. Ерхов Н.С. Мелиорация земель/ Н.С. Ерхов, И.И. Ильин, В.С. Мисенёв – 2е изд. Перераб. И доп. – М.: Агропромиздат, 1991 – 319 с. Каретин Л.Н. Почвы Тюменской области. – Новосибирск: Наука Сиб. Отделения, 1990. – 286 с.

  9. Каретин Л.Н. Почвы Тюменской области. – Новосибирск: Наука Сиб. Отделения, 1990. – 286 с.

  10. Епифанова, Т.В., Романенко, Н.Г. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (постатейный) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Т.В. Епифанова, Н.Г. Романенко. - М.: Юстицинформ. 2010. - 148 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=10555 (дата обращения 20.01.2012).


10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий.

Компьютерный класс для проведения лабораторных занятий.

Программы для проектирования мелиоративных систем

ГИС, учебный фонд карт в бумажном варианте, а также цифровых карт и снимков.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины
Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка : Цели и задачи дисциплины. Учебная цель дисциплины...
«Государственное и муниципальное управление» Магистерская программа «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной формы...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconРабочая программа по дисциплине : Криминальная виктимология
Пояснительная записка ( цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины гос)
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный...
Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель изучения дисциплины. Выработка у магистрантов теоретического мышления, воспитание уважительного отношения к праву и закону,...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины...
...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи,...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент»
Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» iconПояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия»
Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск