Скачать 244.33 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра картографии и ГИСНовохатин В.В. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕЛИОРАЦИИдля студентов специальность 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» очной формы обучения Тюменский государственный университет 2012 Новохатин В.В. Гидротехнические мелиорации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203.65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» очной формы обучения, Тюмень, 2011г., 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и профиля подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Гидротехнические мелиорации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой картографии и геоинформационных систем. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой картографии и геоинформационных систем, д.т.н., профессор Новохатин В.В.© Тюменский государственный университет, 2011. © Новохатин В.В. 2011.
1.1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Гидротехнические мелиорации» - показать студентам сущность мелиорации земель, познакомиться с методами и технологическими приемами, которые используются при выполнении мелиоративных работ, освоить принципы выбора различных видов мелиорации земель и применение их в различных природно-климатических условиях регионов. Изучение современных методов и способов мелиорации земель, конструктивных особенностей и последовательности проектирования мелиоративных систем, а также определение их экономической эффективности является важными этапами при подготовке специалистов в области садово-паркового и ландшафтного строительства. Задачи дисциплины: - студенты должны научиться проектировать простейшие мелиоративные системы; - правильно размещать основные элементы систем на осваиваемой территории; - выполнять гидравлические расчеты; - определять стоимость мелиоративных работ. Освоение дисциплины базируется на знании всего комплекса основных дисциплин по направлению «Ландшафтной архитектуры» 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Гидротехнические мелиорации» в учебном плане специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» относиться к блоку дисциплин профессионального цикла и позволяет заложить основы для освоения смежных наук о Земле. Она неразрывно связана с рядом дисциплин: почвоведение, земледелие, гидрология, гидрогеология, гидравлика, экология, геодезия и т.д., изучаемых студентами данной специальности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - задачи мелиоративного обустройства территории в зависимости от направления ее будущего использования; - связь типа водного питания, метода и способа регулирования водного режима мелиорируемых земель; - понятие осушаемых и орошаемых земель, мелиоративные системы и их устройства; - виды и особенность культуртехнических работ на мелиорируемых землях. Уметь: - обосновывать метод и способ осушения в зависимости от типа водного питания; - запроектировать простейшую мелиоративную систему с эколого-экономическим обоснованием ее основных параметров; - правильно расположить гидротехнические сооружения в комплексе с другими элементами системы на проектируемом ландшафте. Владеть: - навыками выполнения гидравлических расчетов отдельных элементов систем; - современными нормативными документами на проектирование мелиоративных систем; - методическими основами мелиорации земель. Для закрепления теоретического курса студенты выполняют контрольную работу: «Проектирование осушительной системы»
Семестр 6. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет, 124 часа. 3. Тематический план Таблица 1
4. Самостоятельная работа студентов Таблица 2
4. Тематический план заочной формы Таблица 3
5.Содержание дисциплины Модуль 1.
Общие понятия и виды мелиорации. Задачи мелиорации. Основные этапы развития мелиорации. Специальные виды гидротехнических мелиораций. Значение мелиорации на современном этапе.
Значение оптимизации водного режима почв. Режим орошения сельскохозяйственных культур, поливные и оросительные нормы. Водопотребление и методы его определения. Основные требования, предъявляемые к проектированию мелиоративных объектов.
Виды водных ресурсов, их формирование. Использование и охрана водных ресурсов, качество поверхностных и подземных вод.
Поверхностные и подземные воды. Гидравлическая связь подземных вод. Характеристика водоисточников. Модуль 2
Виды и задачи осушительных мелиораций. Классификация переувлажненных земель. Водный баланс переувлажненных земель. Режим и норма осушения.
Связь типов водного питания избытачно-увлажненных земель с методом и способом осушения. Модуль 3
Основные элементы осушительных систем. Регулирующая сеть открытая и закрытая. Разновидности дренажа. Проводящая открытая и закрытая сеть. Гидравлические расчеты осушительной сети. Ограждающая сеть, водоприемники.
Осушение территории населенных пунктов и промышленных комплексов. Организация поверхностного стока. Борьба с подтоплением промышленных комплексов и населенных пунктов. Осушение лесов. Осушение болот для торфодобычи.
Общие сведения об орошении. Потребность земель в орошении, Виды орошения. Влияние орошения на почву и микроклимат. Выбор способов и техники полива. Режим и способы орошения 6. Лабораторные работы 1. Анализ природно-климатических условий района проектирования. 2. Определение типа водного питания и обоснование метода и способа осушения.или орошения. 3. Проектирование оросительной системы 4. Проектирование осушительной системы в плане. 5. Гидравлический расчет мелиоративной сети. 6. Определение объема работ и экспликация земельного фонда. 7. Определение капитальных затрат на строительство мелиоративной системы и их эффективность. 7. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7.1. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
7.2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
7.3. Темы рефератов и докладов
8. Образовательные технологии В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по следующим темам:
Применяются такие типы лекций: вводная, обзорная, проблемная, лекция-презентация. По большинству тем обязательным является компьютерный практикум.
9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
9.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных занятий. Компьютерный класс для проведения лабораторных занятий. Программы для проектирования мелиоративных систем ГИС, учебный фонд карт в бумажном варианте, а также цифровых карт и снимков. |
Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Цель дисциплины – углубленное изучение правовых основ предпринимательской деятельности, предметного соотношения экономики и права,... | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой... | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины... Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная | ||
Пояснительная записка : Цели и задачи дисциплины. Учебная цель дисциплины... «Государственное и муниципальное управление» Магистерская программа «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной формы... | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3 | Рабочая программа по дисциплине : Криминальная виктимология Пояснительная записка ( цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины гос) | ||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины 3 Обязательный... Место дисциплины в структуре ооп впо: относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. 3 | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Цель курса – изучение основных методов документоведческого исследования и методик рационализации документационного обеспечения управления... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины (модуля) Цель изучения дисциплины. Выработка у магистрантов теоретического мышления, воспитание уважительного отношения к праву и закону,... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины... ... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи,... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент» Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное... | Пояснительная записка 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Геодезия» Новохатин В. В. Геодезия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальность 250203. 65 «Садово-парковое... |