Скачать 179.17 Kb.
|
Теория государства и права. Тема 6. Аппарат государства и механизм государства Тема 6. Аппарат государства и механизм государства
Функции государства реализуются посредством деятельности его механизма. Механизм государства является структурным воплощением государства. Это та реальная организованная сила, с помощью которой государство осуществляет свою власть. Непосредственное управление обществом кроме государства осуществляется рядом организаций, обладающих специальной или общей компетенцией. Можно выделить три группы организаций, входящих в политическую систему:
В данной теме мы будем рассматривать преимущественно первую группу организаций — те организации, которые обладают политической властью. Реализация функций государства предполагает, что основные направления деятельности государства осуществляют либо компетентные органы государственной власти, либо негосударственные, но делегированные государством органы. Первые осуществляют такие функции государства, как экономическая, политическая, функции обороны страны, взаимоотношения с другими государствами и др. Вторые осуществляют идеологические, экологические, социальные и другие функции. Мы видим, что существуют органы, обладающие государственной властью, и органы, государственной властью не обладающие, но в то же время они все осуществляют функции государства. В кругу современных теоретиков существуют разные мнения на счет соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». Понятие «механизм государства» нередко отождествляется с понятием «аппарат государства». Некоторые юристы отмечают что, понятие «механизм государства» шире понятия «аппарат государства». Рассмотрим точку зрения В. В.Лазарева и В. С. Афанасьева. Аппарат государства — это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства. Государственный аппарат состоит из:
Механизм государства — совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею. Таким образом, в механизм государства можно включить:
На разных этапах существования человечества механизм различных государств имел неодинаковую структуру, выполнял разные функции. На каждой ступени исторического развития создавались государственные органы, способные обеспечить нормальное функционирование общества и защиту его интересов.
Тем не менее все многообразие известных примеров государственного механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.
Структура и деятельность механизма государства строятся на основе принципов, под которыми понимаются законодательные отправные начала его формирования, организации и функционирования. Применительно к демократическому государству выделяют следующие принципы. Принцип гуманизма предполагает уважение прав человека в деятельности государственных органов. В деятельности государства интересы личности должны стоять на первом месте. В ст. 2 Конституции Российской Федерации сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Принцип демократизма состоит в признании народа источником государственной власти, в признании права народа на участие в принятии политических решений (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Близко к принципу демократизма примыкает принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки. Принцип гласности предполагает информированность общества о деятельности государственных органов, признание права каждого на получение информации, которая касается его законных интересов. Этот принцип закреплен в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, где говорится, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Принцип законности означает, что все государственные органы обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Принцип разделения властей. Структура органов государственной власти, составляющих государственный аппарат, в Российской Федерации является примером осуществления теории разделения властей, родоначальником которой является Ш.Л. Монтескье. В России в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляют управление в обществе. Главой государства является Президент (п. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации), он также наряду со множеством других полномочий обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент имеет влияние на все ветви государственной власти. А ветви государственной власти со своей стороны имеют рычаги воздействия друг на друга и на Президента, в чем и заключается система сдержек и противовесов. Принцип федерализма проявляется как в равноправии субъектов федерации между собой, так и в разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно ч. 2 ст. 77 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия обеспечивает соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата. Оба начала имеют свои достоинства и недостатки. В случае единоначалия решения принимаются быстро, что способствует эффективному осуществлению управленческой деятельности, но принятие решений большинством голосов позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. Принцип профессионализма предполагает использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата. Это основные принципы. Называют также принципы иерархичности, сочетания выборности и назначаемости, национального равноправия и т.п. Рассмотренные принципы, взятые во взаимосвязи, создают необходимые условия успешного функционирования механизма государства.
Органы аппарата государства обладают государственной властью, осуществляют управление обществом, реализуя функции государства, и являются элементами политической системы. В каждой стране существует аппарат государства, в который входят указанные органы государственной власти, но в зависимости от особенностей страны, обычаев и традиций он может содержать различные элементы, иметь более или менее разветвленную систему государственных органов. Мы будем рассматривать систему государственных органов на примере Российской Федерации. Для рассмотрения системы государственных органов необходимо дать понятие государственного органа и указать его признаки. Государственный орган — часть государственного аппарата, осуществляющая государственные функции и наделенная для этого властными полномочиями. Признаки, отличающие органы государства от других организационных структур в государстве, таковы.
Классификация государственных органов важна для практических работников. Можно выделить несколько критериев такой классификации. По характеру выполняемых функций (или по принципу разделения властей):
По порядку формирования государственных органов:
В настоящее время в России происходят изменения в механизме организации власти на местах. Если раньше, например, губернаторы избирались населением и являлись выборными представительными органами, то теперь губернаторы будут назначаться, но при этом так же представлять интересы населения, как если бы их население избирало. По месту в системе государственных органов страны:
По характеру компетенции:
По способу принятия решений:
По срокам полномочий:
По пространственным границам деятельности:
Несмотря на разнообразие подходов к классификации органов государства, примеры, иллюстрирующие их видовое многообразие, во многом совпадают. Поэтому подробнее остановимся на основных, существующих в современном мире, органах государства. Высшим представительным и законодательным органом многих государств является парламент. В странах парламенты имеют разные названия: Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное собрание в Российской Федерации и т. д. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в федеративных государствах. Нижняя палата наделена непосредственными законодательными полномочиями, а верхняя палата, представляя интересы субъектов федерации, одобряет или не одобряет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов. Однопалатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах. Основная функция парламента — законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью власти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех или иных вопросов (комитет по бюджету, комитет по законодательству, комитет по социальным вопросам и т. д.). Важной прерогативой парламента является составление и утверждение государственного бюджета — ежегодного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются специальные контрольные структуры, например, Счетная палата при Федеральном собрании Российской Федерации. Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. Он осуществляет назначение главы правительства и его членов или одобрение состава правительства, предложенного президентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или верхняя его палата при двухпалатной системе, назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру. Парламент может контролировать деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятельности правительства и, наконец, выражать недоверие правительству. В последнем случае одним из вариантов решения проблемной ситуации является уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должности (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отрешения обставлен достаточно жесткими условиями, что практически не позволяет довести его до конца (например, Россия, США). Депутаты парламента обладают неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишение неприкосновенности возможно только решением парламента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут занимать другие государственные и общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью. Это правило установлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях. Центральные органы исполнительной власти государства представлены главой государства, правительством, министерствами. Главой государства, по общему правилу, в монархиях является монарх, в республиках — президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, см например, в России, президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, президент согласно традиции и специфике деятельности все-таки ближе к исполнительной власти и оказывает большее влияние именно на нее. Как глава государства президент представляет страну на международной арене, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Президент, как правило, является верховным главнокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных законом ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»). В президентских республиках президент самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед ним. Он обладает правом законодательной инициативы и правотворчества (издания указов) в части, не противоречащей законам. Наиболее ярким примером сильной президентской власти являются США, где президент сочетает в себе полномочия главы государства и главы правительства. В парламентских республиках объем полномочий президента меньше, чем в президентских. Формирование правительства является прерогативой парламента. Президент представляет исполнительную власть лишь формально. Реально же ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы. Правительство — это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно возглавляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств. Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внешней и внутренней политики и т. д.). Основная функция правительства — управление основными сферами государственной и общественной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативно-правовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к кому они относятся. По составу правительства бывают однопартийными,т. е.со- го стоящими из представителей одной партии, и коалиционными, в состав которых входят представители двух и более партий. Это может быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из представителей своей партии. Коалиционное правительство создается, если законодательством предусмотрено замещение министерских должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте. Такое правило обычно действует в парламентских республиках. Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнительной власти, основное место среди которых занимают министерства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т. д.). Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. Органы правосудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функции конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ. Он разрешает споры о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел. Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и возглавляет систему арбитражных судов. Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок. Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Механизм современного государства призван выполнять многоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене. Источники:
|
1. Теории и формы государства Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе | Программа курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика... Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство... | ||
Основы социального государства основные разделы/темы курса Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации | Символы государства Цели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать... | ||
Интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы... Равенство: возможностей, перед законом, социальная помощь государства незащищённым категориям населения | Реферат по дисциплине: «Теория государства и права» на тему: «Методология... Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права | ||
Программа курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права... | План Развитие и формирование принципов социального государства Понятие... В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти... | ||
Тематический план по курсу истории государства и права зарубежных... История государства и права зарубежных стран: Учебно – методическое пособие для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности... | История государства и права зарубежныхстран Андреева О. А. Проблемы методологии истории государства и права // История государства и права. – 2004. № С. 13 | ||
Программа по спецкурсу исламская концепция государства автор программы... Целью спецкурса является усвоение студентами принципов и ведущих начал организации исламского государства, различных способов занятия... | Реферат по теме «Форма государства» Форма государства – это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной... | ||
Фгбоу впо Роль государства в международной торговле. Инструменты торговой политики государства | 1. Образование Древнерусского государства. Русская Правда История отечественного государства и права. Ч. 1 Под ред проф. О. И. Чистякова. М., 1999 |