Скачать 294.78 Kb.
|
Автономное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский профессиональный колледж» Сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по обществознанию для студентов I курса (уровень образования НПО) 2013 Учебное пособие дисциплине «Обществознание» (вид учебной дисциплины - базовая). Cургутский профессиональный колледж . Составитель: преподаватель М.В.Старцева, Т.В.Старцева. Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит 13 самостоятельных внеаудиторных работ, время выполнения определяется учебным планом. Пособие охватывает темы: Понятия общества. Природа человека, врожденные и приобретенные качества; Типология общества; Развитие общества; Бытие человека, соотношение бытия и создания; Понятие познания; Истина; Научное познание; Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры; Рынок. Фирма. Роль государства в экономике; Важнейшие социальные общности и группы. Семья. Молодежь; Механизм государства. Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной, для каждого студента. В учебном пособии предусмотрены задания по формированию практических умений и навыков составления схем и таблиц, конспектирования текста, работа со словарями, оставление кроссворда, работа с текстом. Одобрено на заседании методического объединения «История, право» СПК, протокол №1 от 14.09.2011г. Рекомендовано к печати Методическим советом 15.03.2012. протокол №5 от 15.03.2012г. Содержание
Самостоятельная работа №1: Понятия общества. Природа человека, врожденные и приобретенные качества………………………….. Самостоятельная работа № 2: Типология общества………………………………… Самостоятельная работа № 3: Развитие общества………………………………….. Самостоятельная работа № 4: Бытие человека, соотношение бытия и создания... Самостоятельная работа № 5: Понятие познания…………………………………… Самостоятельная работа № 6: Истина………………………………………………… Самостоятельная работа № 7: Научное познание……………………………………. Самостоятельная работа № 8: Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры………………………………………….…. Самостоятельная работа № 9: Рынок. Фирма. Роль государства в экономике……. Самостоятельная работа №10: Роль государства в экономике……………………... Самостоятельная работа №11: Элементы международной экономики………….… Самостоятельная работа №12: Важнейшие социальные общности и группы. Семья. Молодежь……………………………………………. Самостоятельная работа №13: Механизм государства……………………………… Пояснительная записка Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Цель самостоятельной работы:
Виды самостоятельной работы:
Формы организации самостоятельной работы: Самостоятельная работа осуществляется как
Студентам предоставляется возможность в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. II. Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.
Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.
Памятка-алгоритм для составления схем.
Памятка-алгоритм составления рецензии ответа.
Памятка-алгоритм составления таблицы.
Памятка-алгоритм написания реферата.
Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда. Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:
План рецензии реферата:
Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).
Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.
Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.
Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
Памятка-алгоритм написания конспекта.
Памятка-алгоритм написания эссе.
III. Критерии оценивания.
IV. Темы самостоятельных внеаудиторных работ по обществознанию. Самостоятельная работа №1: Понятия общества. Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Выполните задания, используя материалы учебника А.Г. Важенин (стр. 11-16). Задание 1. Законспектируйте понятие и определение. Природа - Биосфера - Матриархат - Патриархат – Присваивающая экономика - Производящая экономика - Задание 2. Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке. 1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения. 2. Разделение общества на земледельцев и скотоводов. 3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства. Задание 3. Заполните пропуски в таблице. Таблица. Сравнение родовой и соседской общин
Задание 4. Составьте конспект « Потребности человека» (с.24-25), используя текст учебника, дополнительную литературу. Задание 5. Составьте презентацию по данной теме. Критерии оценивания: Задания №1-3- оцениваются оценкой 3; Задание №1,2,3,4 - (с использованием дополнительной литературы) оцениваются оценкой 4; Задание №5 – оцениваются оценкой 5. Самостоятельная работа № 2: Развитие общества. Выполните задания, используя материалы учебника Важенин А. Г. (с 28-32). Задание 1. Установить соответствие между понятием и определением. Революция - это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Эволюция - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития Развитие общества - это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Социальные изменения - это использование новых методов производства, опирающихся на достижения НТП. Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях. 1. Диалектика изучает искусство спора, диалога. 2. Понимание развития как процесса количественных изменений произошло в средне вековой христианской философии. 3. Различные изменения не связанны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов. Задание 3. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. 1. Революции бывают: ............... долговременные. 2. К долговременным революциям относятся: неолитическая революция .............. 3. Г. Гегель выявил основные принципы диалектики: .............. .............. мотивационные Задание 4. Составьте таблицу, используя текст учебника, дополнительную литературу.
Критерии оценивания: Задания №1-2-оцениваются оценкой 3; Задание №1,2,3 - оцениваются оценкой 4; Задание №4 (с использованием дополнительной литературы) оцениваются оценкой 5. Самостоятельная работа № 3: Типология общества. Выполните задания, используя материалы учебника А.Г. Важенин (стр. 52-57). Задание 1. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ. Заполнить таблицу.
Задание 2. Перечислите общественно-экономические формации, основанные на марксистской теории. Задание 3. Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке. 1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения. 2. Разделение общества на земледельцев и скотоводов. 3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства. Критерии оценивания: Задания №1 - оценивается оценкой 3; Задание №1,2 оцениваются оценкой 4; Задание №1,2,3 – оцениваются оценкой 5. Самостоятельная работа № 4: Бытие человека, соотношение бытия и создания. Выполните задания, используя материалы учебника А.Г. Важенин (стр. 62-66). Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. 1. Бытие - это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны нашим сознанием. 2. Общественная психология- это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий. 3. Сознание- это вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне. 4. Самосознание- это бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия. 5. Реальное бытие- это категория, которая означает существование, основанное на положении "я есть". 6. Бессознательная информация- это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. Задание 2. На основании учебника перечислите формы бытия. 1) ...... 2) ...... 3) ...... 4) ...... Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. 1. Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной системой индивида. 2. Язык - один из ярких примеров несоответствия индивидуализированного и объективированного духовного. 3. отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности - идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию. Задание 4. Составьте схему «бытия», используя текст учебника. Критерии оценивания. Задания №1-2 - оцениваются оценкой 3; Задание №1,2,3 - оцениваются оценкой 4; Задание №1,2,3, 4 – оцениваются оценкой 5. Самостоятельная работа № 5: Понятие познания. Выполните задания, используя материалы учебника А.Г. Важенин (стр. 96-102). Задание 1.На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. • Выделяют два вида познания: ……………. чувственное; ……………. • Различают три вида памяти: ……………….. краткосрочную; ……………… • В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные. Ими являются: творчество; • Важнейшими элементами процесса познания являются: ………….. понимание. • Теория познания различает следующие виды объяснения: структурное; ………….. ………….. Задание 2. Законспектируйте понятие и определение: Рациональное познание - Образ предмета – Познание - Восприятие - Знание - Представление - Ощущение - Сенсуализм - Творчество – Понятие - Абстрагирование – Реинтерпретация - Дивергенция - Интерпретация - Конверсия - Задание 3.Составьте схему «Формы чувственного познания». Задание 4.Заполните попуски в схеме «Формы рационального познания» Формы рационального познания понятие суждение совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам Задание 5.В чем сходство и различие знания и информации? Приведите примеры ситуаций, когда информация становиться знанием, а когда – нет. Задание 6. Составьте конспект по данной теме. Критерии оценивания. Задания №1-2- оцениваются оценкой 3; Задание №3-4 - оцениваются оценкой 4; Задание №5-6 – оцениваются оценкой 5. Самостоятельная работа № 6: Истина. Составьте презентацию по теме, используя, используя материалы учебника А.Г. Важенин (стр. 102-106). Критерии оценивания. Задание оценивается оценкой 5. Самостоятельная работа № 7: Научное познание. Время выполнения: 2ч. Цель:
Задание 1. На основании материала учебника (стр.96-102) дайте определение понятиям:
Задание 2. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания, на основании материала учебника (с.110). Задание 3. Проанализируйте высказывание Ф.Энгельса и ответьте на вопросы: «Индукция и дедукция, связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а это можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов познания? ПОЗНАНИЕ Задание 5. На основании материала учебника составить таблицу: « Отличительные черты научного познания от вненаучного познания»
Вывод: Задание 6. Ответьте на вопросы и задания учебника с.112 (вопросы №1, 6,7) Критерии оценивания: Задания №1,2,3,6 оцениваются оценкой 3; Задание №1,2,3,4- оцениваются оценкой 4; Задание №1,2,3,4,5 – оцениваются оценкой 5. Самостоятельная работа № 8: Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Время выполнения: 2ч. Цель:
Задание 1. Синонимом морали является понятие «нравственность». Прочитайте высказывания. Какое значение имеет нравственность в жизни общества, отдельного человека? Л. Фейербах: «Хорошо и нравственно - это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других». И. Гёте: «Главное условие нравственности - желание стать нравственным». Г. Флобер: «Все, что прекрасно, - нравственно». Конфуций: «Когда ясно, В чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно». Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением». Л. Н. Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать ... Жизнь без нравственного усилия есть сон». И. Кант: «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья». Задание 2. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие долга? Платон: «Долг - это уважение к праву другого»; «Наша честь состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее». Конфуций: «Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой». А. Смит: «Долг - это уважение к общим правилам нравственности». И. Бентам: «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересами низшего порядка». Г. Гегель: «Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе ... других». Задание 3. Заполните таблицу: «Основы вероучения».
Вывод: Задание 4. На основании материала учебника (с.128-130) дайте определение терминам: Церковь - Культ - Религия - Вера - Секта - Тотемизм - Магия - Фетишизм – Анимизм – Язычество- Задание 5.Напишите краткий план – конспект о мировых религиях используя учебник (стр. 130-136). Задание 6. Проанализируйте высказывания. Какую роль играет искусство в жизни общества? Отдельного человека? Ж. Брак: «Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться». В. О. Ключевский: «Искусство любят те, кому не удалась жизнь». А. Шопенгауэр: «Жизнь никогда не бывает прекрасна; прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства». И. Репин: «Суть искусства заключается в его очаровании. Все недостатки можно простить художнику, если его создание очаровывает». Г.Ландау: «Искусство - диалог, в котором собеседник молчит». О. Уайльд: «Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни». Д.Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». И.А Крылов: «Искусство аккумулирует в себе опыт переживания мира». Ф. Грильпарцер: «Искусство - это цветок живой природы». Л. ван Бетховен: «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо». Г. Гегель: «Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности». И. Гёте: «Вполне возможно, что про изведение искусства имеет нравственные последствия, но требовать от художника, чтобы он ставил перед собой какие-то нравственные цели и задачи, это значит портить его работу». К. Маркс: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». И. Шиллер: «Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности». Критерии оценивания: Задания №1,2,3,4 - оцениваются оценкой 3; Задание №5 - оценивается оценкой 4; Задание № 6 – оценивается оценкой 5. Самостоятельная работа № 9: Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Время выполнения: 2ч. Цель:
Задание 1. На основании материала учебника (с.167-173) установите соответствие между понятием и определением: Конкуренция - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Кредитная карточка - это металлические деньги: со строго фиксированным весом и стоимостью. Обмен - это выпуск новых партий бумажных денег. Эмиссия - это переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска. Монеты - это именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением (банком), удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными деньгами. Товар - это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Инфляция - это денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи. Задание 2. Заполните таблицу: «Роль денег в обществе»
Вывод: Задание 3. На основании материала учебника (с.170) составьте схему: «Функции рынка» Задание 4. На основании материала учебника (с.170) составьте схему: «Условия существования рынка». Задание 5. Составьте план – конспект, используя учебник (с. 171-172) по теме: Конкуренция и ее виды. Задание 6. Выполните реферат на тему: «Экономические реформы в Российской Федерации: От экономики сырьевой к экономике инновационной» используя дополнительную литературу. Критерии оценивания. Задания №1-2 - оцениваются оценкой 3; Задание №1,2,3 - оцениваются оценкой 4; Задание №1,2,3, 4 – оцениваются оценкой 5. Задание №6 – оценивается оценкой 5. Самостоятельная работа №10: Роль государства в экономике. Время выполнения: 2ч. Цель:
Выполните задание, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 174- 179). Задание: Составьте презентацию по теме:
Критерии оценивания. Задание оценивается оценкой 5. Самостоятельная работа №11: Элементы международной экономики. Время выполнения: 2ч. Цель:
Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 184-190). Задание 1. Заполните таблицу.
Задание 2. Составьте презентацию по теме:
Критерии оценивания. Задание №1 - оценивается оценкой 4; Задания №2 - оценивается оценкой 5. Самостоятельная работа №12: Важные социальные общности и группы. Семья. Молодежь. Время выполнения: 2ч. Цель:
Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 204- 218). Задание 1. Составьте схему, используя приведенные ниже понятия. «Молодежный экстремизм», «особенности молодежного экстремизма», «причины молодежного экстремизма», «стихийность », «бескомпромиссность», «отсутствие опыта», «решительность», «условия жизни», «война в Чечне», «усиление миграционных процессов», «невнимание государства к проблемам молодежи», «массовая культура». Задание 2. Заполните таблицу
Задание 3. Составьте конспект по теме: Важнейшие социальные общности и группы. Задание 4. Выполните реферат по теме: «Семья как малая социальная группа», используя дополнительную литературу. Критерии оценивания. Задания №1,2 - оцениваются оценкой 3; Задание №3 - оценивается оценкой 4; Задание №4 – оценивается оценкой 5. Самостоятельная работа №13: Механизм государства. Время выполнения: 4ч. Цель:
Выполните задания, используя, материалы учебника Важенин А.Г. (стр. 233- 244). Задание 1. Составьте таблицу:
Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. Составьте презентацию по данной теме. Критерии оценивания. Задание №1 - оценивается оценкой 3; Задание №1,2 - оцениваются оценкой 4; Задание №3 – оценивается оценкой 5. |