В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения





Скачать 430.09 Kb.
НазваниеВ настоящем документе могут использоваться следующие сокращения
страница1/3
Дата публикации28.08.2013
Размер430.09 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3

В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения:


МАДОУ – муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

ИОМКР – муниципальное автономное образовательное учреждение»Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов»

КИР – комплексы инновационного развития

КО – комитет по образованию Администрации Великого Новгорода

КОО – комитет образования Новгородской области

НовГУ – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

НИРО – государственное автономное образовательное учреждение «Новгородский институт развития образования»

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум

УТВЕРЖДЕНА


решением Педагогического совета

от 11.11.2010 № 2

программа

«Развитие муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад №9 «Журавлик» компенсирующего вида»

Великого Новгорода на 2010–2014 годы»

Паспорт Программы


Наименование Программы:

Программа «Развитие муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад №9 «Журавлик» компенсирующего вида» Великого Новгорода на 2010–2014 годы»


Правовая основа Программы:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»

Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Областной закон от 01.12.2004 № 341-ОЗ «О реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории области»

Долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011-2015годы»




Программа «Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода на 2010-2014 годы»

Разработчики

Программы:

муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №9 «Журавлик» компенсирующего вида» (далее – учреждение или МАДОУ)

Исполнители Программы:

Коллектив МАДОУ

Обоснование

Программы:

В соответствии с частью 1 статьи 1 областного закона от 01.12.2004 № 341-ОЗ «О реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» на территории области» организационной основой политики по вопросам образования являются Федеральная целевая программа развития образования и разрабатываемые на ее основе областные и муниципальные целевые программы развития образования, программы развития учреждений.

Результативность развития МАДОУ характеризуется следующими основными показателями:

доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу – 100%;

удовлетворенность населения качеством услуги (по итогам самоанализа) – 78%;

доля получающих образование детей-инвалидов от числа детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение в

МАДОУ – 100%;

введение новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений – 100%;

доля дошкольников, занимающихся дополнительным образованием в кружках, секциях, созданных на базе

МАДОУ – 89%;

переход образовательного учреждения в статус автономного.

Вместе с тем в работе учреждения сохраняются следующие проблемы:

незначительная динамика кадрового обновления за счет молодых специалистов;

недостаточный уровень развития инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья;

значительная степень износа основных средств;

неудовлетворенность работников размерами заработной платы;

недостаточное использование современных образовательных технологий;

несформированность механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг.


Цели

Программы:

обеспечение доступности качественного образования, соответствующего потребностям граждан.

Задачи

Программы:

модернизация дошкольного образования как инструмента социального развития;

развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг.


Механизм

реализации

Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложение к Программе)


Сроки

Реализации

Программы:



2010–2014 годы







Ожидаемые

результаты

реализации

Программы:

Повышение результативности образования за счет:

внедрения новой Общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития «Журавлик», составленной педагогическим коллективом МАДОУ на основе федеральных государственных требований к структуре программы;

развития новых форм дошкольного образования;

внедрения и эффективного использования в учреждении новых информационных технологий, электронных образовательных ресурсов для педагогов;

разработки и реализации программ дополнительного образования.

Повышение экономической эффективности системы образования за счет:

снижения доли неэффективных расходов;

использования высвободившихся за счет экономии средств на увеличение заработной платы работников и стимулирование педагогов к достижению более высоких результатов деятельности;

разработки и внедрения эффективных моделей финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

увеличения объемов финансового обеспечения из внебюджетных источников и внедрения механизмов частно - государственного партнерства.

Повышение удовлетворенности населения качеством образования путем:

разработки и внедрения современных моделей информирования населения о состоянии образования в МАДОУ, городе, области;

совершенствования деятельности Совета учреждения, Наблюдательного совета, привлечения представителей общественности к экспертизе качества образования.

Система

организации

контроля

реализации

Программы:

Координатором работы по реализации Программы является Совет учреждения.

Информация о ходе реализации Программы МАДОУ представляется в Комитет по образованию Великого Новгорода ежегодно до 1 июля согласно заданной форме. Представление ежегодного доклада заведующего о ходе реализации Программы проходит ежегодно на августовском педагогическом совете учреждения. На заседании педагогического совета подводятся итоги реализации очередного этапа Программы, ставятся задачи на следующий этап.

В целях управления реализацией Программы и координации деятельности ее участников Совет учреждения совместно с заведующим учреждения разрабатывает документы, необходимые для выполнения Программы и контроля за ходом программных мероприятий.


Описание Программы
1. Введение

Стратегической целью политики органов местного самоуправления Великого Новгорода в области образования является повышение доступности качественного общего образования, соответствующего современным потребностям жителей новгородского сообщества.

Стратегической целью МАДОУ «Детский сад №9 «Журавлик» компенсирующего вида» является повышение качества и доступности специального коррекционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, дающего право на получение одинаковых стартовых возможностей выпускникам компенсирующего детского сада для обучения в массовой школе.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач, которые МАДОУ ставит перед собой:

-модернизация ДОУ как инструмента социального развития, включая:

совершенствование системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от их состояния здоровья и социального положения;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

-обеспечение инновационного характера образования;

создание системы сохранения здоровья юных новгородцев;

формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг;

обеспечение увеличения оплаты труда работникам МАДОУ;

-развитие кадрового потенциала учреждения, включая:

применение инновационных форм повышения квалификации педагогов и руководителей учреждения;

создание механизмов привлечения молодых специалистов в МАДОУ;

поддержку программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;

-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем:

создания прозрачной, открытой системы информирования жителей Великого Новгорода об образовательных услугах МАДОУ, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

совершенствования системы объективной оценки индивидуальных достижений воспитанников;

разработки механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.

Программа ориентирована на создание социально-экономических, нормативно-правовых и организационно-педагогических условий для дальнейшего развития учреждения. Задачи Программы конкретизируются в направлениях, которые учитывают результаты реализации Программы развития учреждения на 2007-2010 гг., а также демографические, социально-экономические, культурно-образовательные и нормативно-правовые особенности городского округа.

Направление 1. «Доступность качества дошкольного образования» (содержание воспитания и образования, качество образования в детском саду в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями; новые модели дошкольного воспитания (группы кратковременного пребывания; центр педагогического сопровождения для детей с ОНР и ЗПР); результаты и достижения воспитанников; развитие системы мониторинга достижений; поддержка инноваций педагогов; роль дополнительного образования в коррекции и развитии детей с ОВЗ; портфолио воспитанников).

Направление 2. «Здоровье» (применение здоровьесберегающих технологий; новые модели образовательной среды; организация питания; физическое здоровье; инновации детского сада; психологическое и медицинское сопровождение образовательного процесса).

Направление 3. «Воспитание» (духовно-нравственные ориентиры и воспитание юных новгородцев; технологии воспитания; роль системы дополнительного образования).

Направление 4. «Кадровый потенциал» (модернизация системы методического сопровождения; участие в сетевых моделях повышения квалификации; непрерывное образование; создание электронных портфолио педагогов; социальные льготы молодым специалистам; развитие неформальных форм работы с педагогическими кадрами, увеличение стимулирующей части заработной платы за достижение положительных результатов деятельности).

Направление 5. «Открытость» (общественно-государственное управление в образовании; переговорные площадки; родительские собрания; на различных уровнях, Интернет-ресурсы; взаимодействие со СМИ).

Направление 6. «Эффективное образование» (организационно-экономические задачи; совершенствование механизмов управления и развития учреждения; финансовая политика; материально-техническая база; информационные технологии в управлении; охрана труда и безопасность образовательного учреждения).

В основу развития учреждения положены принципы и методы проектной деятельности: открытость учреждения к внешним запросам, выявление и поддержка педагогов- лидеров, комплексный характер принимаемых решений.

Основными рисками в реализации Программы являются:

-отставание темпов роста заработной платы педагогических работников от средней заработной платы в экономике;

-несоответствие динамики обновления материально-технической базы образовательного учреждения темпам ее износа;

-отсутствие поддержки со стороны учредителя и населения инновационных процессов в образовании, связанных с их материальным обеспечением.

Для минимизации названных рисков предусматривается:

мониторинг хода реализации мероприятий и Программы в целом;

привлечение общественности к экспертизе Программы и деятельности по ее выполнению;

публичность промежуточных и годовых докладов о ходе реализации Программы.
2. Анализ ситуации и итоги реализации Программы развития

системы образования Великого Новгорода на 2007–2010 гг.

Выполнение мероприятий Программы развития учреждения 2007-2010 гг. позволили получить ряд важных результатов, связанных с повышением результативности деятельности учреждения, снижением неэффективных расходов, усилением общественного участия в управлении МАДОУ.

По уровню результативности деятельности учреждение стабильно на протяжении последних пяти лет занимает ведущие места среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Великого Новгорода, в 2009-2010 -3 место. В 2010 году по результатам деятельности учреждение включено во Всероссийский реестр лучших образовательных учреждений России.
В детском саду согласно муниципальному заданию функционируют 10 специализированных групп, которые посещают 120 детей с ОВЗ, что на 20 детей больше, чем регламентирует Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для групп компенсирующей направленности. Количество воспитанников с ОВЗ за последние годы стабильно увеличивается. В группы детского сада зачислено по 12 человек детей с диагнозами ЗПР и ОНР, а по Типовому положению у детей, имеющих сложный дефект (сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) должно быть 5 детей. Увеличение численного состава группы не решает проблему нехватки мест в специализированных садах, потребность в специальных образовательных услугах (из анализа обращений родителей) полностью не удовлетворена. В МАДОУ с целью увеличения оказываемой коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ открыт консультативный кабинет для населения. Услуги – платные.
Актуальным вопросом для учреждения является внедрение и корректировка образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР «Журавлик», составленной педагогическим коллективом самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы. Разработка и составление программы стало возможным благодаря высокому уровню профессионализма педагогов учреждения, чему способствует грамотная организация методической работы в учреждении.

Система методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических кадров, спроектирована на основе изучения реальных образовательных потребностей педагогической практики и сочетает обучение с профессиональной деятельностью. При этом используются современные информационные средства, активные и интерактивные методы обучения, ориентированные на развитие педагогического мышления с четко выраженной личностно-ценностной позицией, что привело за годы реализации программы к увеличению количества педагогов непрерывно повышающих свою квалификацию. Количество педагогических работников (без учёта молодых специалистов), которые прошли повышение квалификации за период с 2005-2006 учебного года по 2010 – 2011учебный год составляет 32 педагога, и 3 руководящих работников.

Осознание администрацией учреждения необходимости непрерывного образования педагогов, способных участвовать в процессах обучения других, приводит к востребованности корпоративного обучения, как внутри учреждения, так и за его пределами.

Организация методической и опытно-экспериментальной работы в МАДОУ поставлена на хорошем уровне, что позволяет добиваться стабильных результатов в деятельности. На уровне МАДОУ действуют 2 опытно-экспериментальные площадки («Экологическая тропа», «Чтение без мучения»), 3 творческие группы педагогов по направлениям деятельности. На базе детского сада более 10 лет работает консультативная площадка по направлению «Коррекционное образование», где постоянно в рамках семинаров или консультаций происходит трансляция и обмен педагогическим опытом на уровне МАДОУ, города и области. Уникальность педагогических практик и профессиональных ситуаций требует все большей индивидуализации процессов сопровождения.
Важнейшим социально-экономическим параметром развития системы образования в целом является ее обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами. В учреждении сократилось количество педагогов пенсионного возраста и увеличилось число педагогов в возрасте от 25-35 лет. Кадровое обеспечение образовательного процесса в предыдущие годы находилось на стабильном уровне. В коллективе работают 64 сотрудника. Укомплектованность МАДОУ педагогическими кадрами по нормативу составляет 100%. Количество педагогических работников – 37, из них имеют квалификационные категории: 23 – высшую, 5 – первую, 9 - вторую. В 2010 году показатель аттестованных педагогов на высшую категорию составил 56%, что ниже среднего показателя по городу 64,3%. Снижение данного показателя произошло из-за приёма на работу молодых специалистов, выпускников ВУЗов, и увольнения опытных педагогов в вязи с их выходом на заслуженный отдых. Доля молодых специалистов, продолжающих работать в учреждении в течении последних трёх лет составляет более 75 %, двое молодых педагогов уволились в связи со сменой места жительства. Кадровая ситуация остается сложной не только из-за возрастного ценза, а чаще из-за существующей на сегодняшний момент оплаты труда всех сотрудников детского сада.

В качестве одной из основных нерешённых проблем следует назвать низкую оплату труда сотрудников, заниженное финансирование из бюджета на содержание объекта.
Повышение качества образования в учреждении являлось одной из приоритетных программных задач. Система оценки качества образования включает в себя показатели и процедуры, регламентированные органами управления образованием, а также модель, разработанная и принятая на уровне МАДОУ. Из 48 выпускников 2010 – 2011 учебного года 45 детей, а это 94%, продолжат своё образование в массовых школах, а трое детей - в специализированных ОУ. В муниципальной политике по повышению качества образования приоритет отдается независимым формам оценки качества образовательных достижений воспитанников, а также изучению уровня удовлетворенности родителей и детей различными аспектами качества образования. Данные формы работы необходимо развивать и совершенствовать. Несмотря на объективно высокие показатели результативности дошкольного образования в целом по Великому Новгороду, уровень удовлетворенности населения его качеством составляет всего 75,14%, а по учреждению - 78% (по итогам самоанализа за 2010 -2011 год).
Внедрение здоровьесберегающих технологий, организация деятельности по созданию условий для инклюзивного образования детей, безбарьерной образовательной среды детей с ограниченными возможностями здоровья – остаются приоритетными задачами не только для новгородского образования в целом, но и ля нашего учреждения. Количество дней, пропущенных одним ребёнком по болезни ниже среднего по городу (11,5) и равно 10,43. Коэффициент посещаемости детьми детского сада выше среднего по городу (0,66) и составляет 0,72. По здоровьесберегающим гигиеническим регламентам учреждение относится к 1 группе санэпидемблагополучия, набирая 186 баллов. Данный результат говорит о слаженной работе всех сотрудников детского сада в области здоровьесберегающей деятельности.

Учреждением предоставляются дополнительные услуги на бюджетной основе (группа «Здоровье») для детей, имеющих медицинские диагнозы, связанные с нарушениями ОДС.
Анализируя результаты реализации предыдущей Программы по воспитанию и дополнительному образованию, можно сделать вывод, что в учреждении прослеживается позитивная динамика качества воспитательного процесса, системность воспитательной деятельности, внедряются новые традиции, обновляется структура методического обеспечения воспитательного процесса, система информирования населения о системе воспитания. Одним из ключевых направлений воспитательной работы учреждения является организация занятости детей, привлечение населения, в том числе и родителей в процесс проведения спортивных и досуговых мероприятий. Успешность в решении проблем воспитания зависит от согласованности межведомственного взаимодействия и целенаправленности педагогического влияния разных структур. Позитивным опытом, влияющим на формирование профессиональной компетентности сотрудников в области воспитания, явились встречи со специалистами, работающими в рамках городской программы «Солнечный круг – воспитание детей в семье». Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты в воспитании детей, необходимы управленческие действия для решения проблем негативного воспитания в семье, жестокого обращения с детьми.

В МАДОУ сложилась оптимально востребованная система дополнительного образования детей. Развитие творческих и интеллектуальных способностей и возможностей детей, их гражданское становление осуществляется в системе дополнительного образования учреждения. В МАДОУ функционируют 3 кружка по интересам, где занимаются 89% воспитанников. Можно отметить тенденцию стабильного роста востребованности дополнительного образования со стороны семьи.

Важной проблемой является то, что длительное время не обновлялось материально-техническое оснащение образовательного учреждения, что в свою очередь тормозит развитие не только дополнительного образования, но и воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в учреждении, в целом.
За последние годы достигнуты изменения в экономике образования города и области. 100% муниципальных образовательных учреждений переведено на новую систему оплаты труда и подушевое финансирование.

Утверждение в нормативных документах на муниципальном уровне зависимости оплаты труда педагогов и руководителей образовательного учреждения от его результатов в рамках перехода на новую систему оплаты труда, не привело существенно к повышению качества образования в учреждении и совсем не улучшило материальное положение сотрудников. Вместе с тем, на наш взгляд, новая система оплаты труда нуждается в совершенствовании. Базовый оклад любого из работников не должен быть меньше прожиточного уровня.

Отмечается незначительная динамика роста заработной платы педагогических работников по сравнению с 2009 годом – 7 880 рублей, в 2010 – 10 711 рублей.

На 1 января 2011 года средняя заработная плата по учреждению – 10 661 рубль.

Перевод образовательного учреждения в статус автономного в декабре 2010 года не позволяет на данный момент говорить о каком-либо достигнутом экономическом эффекте.

За 2010 год удалось привлечь внебюджетных средств:

- за счёт оказания платных дополнительных образовательных услуг в размере 183 889,05 рублей;

- от иной приносящей доход деятельности – 295 412,00 рублей;

- подарки в виде оборудования, мебели – 84 846,00 рублей.

Одной из главных проблем является несоответствие динамики обновления материально-технической базы образовательного учреждения темпам ее износа. Доля финансирования расходов на учебно-материальную базу в общем объеме расходов на протяжении трёх лет (2009-2011г.г.) не изменилась и составляет около 1,6%. Износ основных средств составляет свыше 60%. Здание детского сада построено в 1979 году и ни разу капитально с тех пор не ремонтировалось. В последний год незначительно увеличено финансирование ремонтных работ (в 2010 году средств не выделено, а в 2011 году – 300 тыс. руб.), но решить проблему в полном объеме пока не удается. В результате воспитательно-образовательный процесс проходит в условиях не соответствующих современным требованиям.

Решение названных проблем программно-целевым методом более эффективно по сравнению с планово-нормативным, поскольку обеспечивает возможность учета стратегических приоритетов социально-экономического развития. Снижает риск неэффективного использования финансовых ресурсов, создает условия для комплексной реализации мер по развитию учебно-материальной базы образовательного учреждения, способствует внедрению механизмов, направленных на усиление связи заработной платы педагогических работников с результативностью и качеством труда.

Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

3. Механизм реализации Программы

Координатором Программы выступает Совет учреждения, который разрабатывает в пределах своих полномочий акты, необходимые для выполнения мероприятий Программы.. Готовит и публикует в средствах массовой информации ежегодные доклады о ходе реализации Программы. Осуществляет постоянный мониторинг программной деятельности; утверждает состав и проблематику заседаний общественных советов по направлениям реализации Программы; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы. Заведующий обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

Комплексное научно-методическое, экспертно-аналитическое, информационное сопровождение реализации мероприятий Программы осуществляет администрация учреждения.

Руководитель учреждения организуют разработку и реализацию программы развития образовательного учреждения с учетом задач федеральной, областной и муниципальных программ; утверждает программу после обсуждения на педагогических и управляющих советах; отвечает за достоверность данных по показателям Программы.

Каждый год разрабатывается и утверждается план-график, в соответствии с которым осуществляется мониторинг выполнения мероприятий и достижения запланированных значений показателей.
4. Оценка эффективности реализации Программы

Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2010

год

(базовый)

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

1.

Результативность деятельности

1.1.

Доля детей старшего дошкольного возраста, осваивающих программы дошкольного образования в соответствии с муниципальным заданием

%

120

100

100

100

100

1.2

Доля воспитанников, занимающихся дополнительным образованием в кружках, секциях, студиях на базе учреждения

%

89

90

90

90,1

90,5

2.

Экономическая эффективность деятельности

2.1.

Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы педагогов и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в экономике области

%

7,4














3.

Удовлетворенность населения качеством образования

3.1.

Удовлетворенность населения качеством образования (итоги самоанализа)

%

78

80

85

90

95

3.2.

Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования, оказываемого на базе учреждения (итоги самоанализа)

%

80

90

99

100

100
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconРешение по вакцинопрофилактике населения Термины и сокращения
В данном документе соответствует нормативно закрепленному понятию иммунопрофилактики
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconТребования к оформлению дипломной работы
Внимание! В настоящем документе желтым выделены фрагменты текста, которые должны быть заполнены студентом
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Люди с этой картой рождения весьма честолюбивы и амбициозны, и эти качества могут завести их чересчур далеко. Но в предыдущих жизнях...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения icon1. «Файлы и папки»
Выберите цепочки символов, которые могут использоваться в качестве имен файлов (отметьте «галочками»)
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconВпо высшее профессиональное образование; ооп
В настоящей Примерной основной образовательной программе высшего профессионального образования по направление подготовки 021900 Почвоведение...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconВильсон А. Дж. Энтропийные методы моделирования сложных систем
Полученные модели относятся к классу поведенческих и могут использоваться при решении задач управления, диагностирования качественных...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Освоить различие употребления в связной речи глаголов в настоящем простом и настоящем продолженном временах
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения icon«Имена существительные собственные и нарицательные»
Описание опыта может быть использовано для обучения начинающих педагогов-филологов, а также использоваться в практике. Подходы к...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconЗаседание Координационного совета «Московский Комсомолец Нальчик»
Фсс рф, являются авторскими материалами. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconИспользована информация пресс-службы фсс РФ
Фсс рф, являются авторскими материалами газет. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фсс рф, являются авторскими материалами. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconПояснительная записка к методической разработке
В., Разумовская М. М., другие – и является одним из компонентов подготовки к гиа. Также элементы этого урока могут использоваться...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая программа разработана для работы по учебнику: Геометрия: Учеб для 7 – 9 кл общеобразоват учреждений/ А. В. Погорелов. –...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconVii. Оптические свойства коллоидных систем
При падении луча света на дисперсную систему могут наблюдаться следующие явления
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconВозможность сокращения срока созревания сорта винограда ливия в связи с внекорневой подкормкой
Реферат. Проведены исследования по возможности сокращения срока созревания сорта Ливия в связи с внекорневой подкормкой макро- и...
В настоящем документе могут использоваться следующие сокращения iconНаправляем вам ежедневный обзор российских средств массовой информации...
Фсс рф, являются авторскими материалами. Они не обязательно согласованы с руководством Фонда, могут содержать ошибки и не должны...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск