Скачать 156.25 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное право Education Law Язык обучения: русский Трудоемкость: 2 зачётных единицы Регистрационный номер рабочей программы
Санкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины 1.1. Цели и результаты изучения дисциплины Цели изучения дисциплины: исследование действующей системы правового регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования; анализ федеральных законов (в том числе, ГК РФ, НК РФ, БК РФ), нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ на предмет согласованности действий этих актов; уяснение места и роли судебных актов в системе правового регулирования сферы высшего профессионального образования; изучение российской и зарубежной доктрины в сфере образования, анализ сложившейся судебной практики и выявление тенденций ее изменения. Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов целостной картины правового регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования; оценка ее конституционности и эффективности в связи с модернизацией российской экономики; обучение студентов навыкам составления письменных документов юридического содержания; развитие умений по применению образовательных норм к конкретным ситуациям на примере арбитражных споров; по аргументации в процессе принятия решений, в том числе, с учетом возможных последствий, анализу нестандартных практических ситуаций и выработке различных вариантов решений; квалифицированному толкованию нормативных актов в их взаимосвязи. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) Требуется освоение и получение аттестаций по учебным дисциплинам «Конституционное право»; «Административное право» 1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины:
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся:
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы – 12 часов; во-вторых, самостоятельная работа студентов с использованием методических материалов – 6 часов . 1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины Модуль 1. Образовательное право – комплексный правовой институт современной правовой системы России. Тема 1. Правовые основы образовательной деятельности в РФ. Система правового регулирования образовательных отношений в РФ: компетенция Российской Федерации; компетенция субъектов РФ; компетенция муниципальных образований. Реформа образовательной системы современной России. Тема 2. Международное регулирование образовательных отношений. Болонский процесс и обязательства России. Тема 3. Зарубежный опыт правового регулирования образовательных учреждений. Система высшего профессионального образования в США. Система высшего профессионального образования в Германии. Система высшего профессионального образования во Франции. Система высшего профессионального образования в Италии. Тема 4. Система современного российского образования. Уровни образования. Уровни высшего профессионального образования: бакалавриат и магистратура. Послевузовское образование. Дополнительное профессиональное образование. Государственные образовательные стандарты. Контроль качества высшего профессионального образования: государственный, общественный, самоконтроль. Самостоятельная работа студентов по подготовке презентаций по вопросам правового регулирования образовательных отношений в зарубежных странах (по заданию преподавателя) – 6 часов Модуль 2. Правовой статус студента. Тема 1. Правовой статус обучающегося, его соотношение с правовым статусом студента. Конституционное право на образование. Права, обязанности и ответственность студентов, предусмотренные в федеральном законодательстве. Судебная практика по вопросам защиты прав студентов. Тема 2. Правовой статус обучающегося в СПбГУ. Устав СПбГУ о правах, обязанностях и ответственности студентов. Правовое регулирование статуса студентов иными локальными актами. Самостоятельная работа студентов – 8 часов Модуль 3. Правовой статус преподавателя. Тема 1. Профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения. Требования, предъявляемые к преподавателям в современном ВУЗе. Порядок замещения должностей. Обязательная научная работа преподавателей. Научные звания и степени. Ответственность преподавателей ВУЗов. Тема 2. Трудо-правовое регулирование статуса преподавателя ВУЗа. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха. Стаж преподавательской деятельности. Профессиональные награды и звания. Модуль 4. Финансово-экономическая основа образовательного учреждения. Гражданско-правовой статус образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений: бюджетное учреждение; автономное учреждение; иная некоммерческая организация. Бюджетно-правовой статус бюджетного и автономного образовательных учреждений. Налогово-правовой статус образовательных учреждений. Судебная практика по бюджетным и налоговым делам с участием образовательных учреждений. Модуль 5. История развития правового регулирования статуса Санкт-Петербургского государственного университета. Правовой статус Петербургского Императорского университета. Правовой статус Ленинградского государственного университета. Особый правовой статус Санкт-Петербургского государственного университета. Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины 2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины 2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины. 2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы: Подготовка студентами презентаций о системе образования США; Германии; Франции; Италии; Нидерландов; Украины на основании самостоятельно собранных материалов и утверждении структуры работы преподавателем. 2.1.3. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания (с образцом задания). Методика письменного зачета Зачет проводится в письменной форме на компьютерах с использованием правовых баз данных и иных учебных материалов (конспектов лекций, научных статей, текстов нормативных актов и судебной практики и т.д.). В качестве задания на зачёт выносится один теоретический вопрос, предполагающий развернутый ответ с указанием проблем и существующих позиций в правоприменительной практике. Пример задания: определите правовую природу отношений, возникающих между образовательным учреждением и обучающимся. 2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы). 2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины 2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Образовательное право», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать конституционное право; административное право. Требуется наличие ученой степени доктора юридических наук или кандидата юридических наук и/или ученого звания. 2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал. 2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса. Не предусмотрены. 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий Для проведению занятия по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет 2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, а также приложение ShаrePoint 2.3.3. Требования к специализированному оборудованию. Не требуется. 2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению. Не требуется. 2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов. 2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины 2.4.1. Обязательная литература 2.4.2. Дополнительная литература 1. Бердашкевич А. Российская система образования в период мирового кризиса экономики//Образовательные технологии, 2009, № 2 2. Вахштайн В. Континентальная модель образовательных систем //Образовательные технологии, 2009, № 2 3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 2000. 4. Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе//Право, 2010, № 3, с.118-128 5. Васенев Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения: Учеб.пособие. – СПб, 2007. 6. Глайсснер С.Ю. Из практики применения системы кредитных единиц в вузах Германии//Вестник высшей школы, 2009, №6. С.57 - 64 7. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом. СПб, 2006. 8. Ерусалимский Я.М., Узнародов И.М. Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ//Высшее образование в Росии, 2009, №9, с.3-8 9. Кузьминов Я., Мау В., Синельников-Мурылев С. Страна, где много – много плохих вузов//Эксперт, 2009, №37 10. Мингазова Д.Н., Мовчан Н.И., Романова Р.Г., Сопин В.Ф. Анкетирование студентов как один из эффективных инструментов самооценки вуза//Вестник нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, 2009, №2, с.17-23 11. Миннигулова Д.Б. Проблемы понятия и структуры образовательного права//Право и образование, 2009, №8, с. 4- 11 12. Фрумин И. Полмиллиарда долларов и головная боль//Эксперт, 2009, № 39 13. Чупрунов Е.В., Гурбатов С.Н. Классические университеты как база формирования федеральных и национальных исследовательских университетов// Высшее образование в Росии, 2009, №9, с.56-66 14. Шевелева Н.А. Юридическое образование: движение к практической ориентированности\\Судья, 2011. № 9, с.10 – 12 15. Шевелева Н.А. СПбГУ в евразийском правовом пространстве//Евразийский юридический журнал, 2011, №9. С.5-9. Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины Разработчики рабочей программы учебной дисциплины
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины
Утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Рецензент: Коновалова Е. Ю., председатель пцмк социально-правовых дисциплин гбоу спо «пгк» | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего образования, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе среднего... | ||
Правительство Российской Федерации Санкт Петербургский государственный... Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» | Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Учебно-исследовательская практика – важный этап подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих основами своей профессиональной... | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное... Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Уставом Университета, решениями Ученого совета Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами, принятыми... | Российской Федерации Санкт Петербургский государственный университет Физический факультет Цель изучения дисциплины: Обучение магистрантов аналитическим методам анализа структуры и эволюции нелинейных полей | ||
Санкт-Петербургский Государственный университет В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное... ... |