Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников





Скачать 121.05 Kb.
НазваниеПринципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников
Дата публикации17.06.2013
Размер121.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Принципы и особенности организации новой системы

государственной (итоговой) аттестации выпускников

9 классов общеобразовательных учреждений

Основная идея обновления системы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы связана с важнейшей задачей модернизации российского образования — совершенствованием контроля и управления его качеством. Вместе с тем введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, диктует создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы старшей ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования. Поэтому одним из направлений эксперимента по введению профильного обучения стало создание новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

В ходе двух лет эксперимента были разработаны и прошли апробацию новые модели организации государственной (итоговой) аттестации учащихся; новые экзаменационные материалы и процедуры проведения обязательных экзаменов по алгебре и русскому языку, а также двух экзаменов из числа предметов по выбору учащихся — по истории и географии.

Упорядочение, перевод на более объективную и прозрачную для общества основу вопросов приема в профильные школы и классы потребовали перехода к «внешней» процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен традиционной се­годня внутришкольной процедуры.

В этом отношении важно, что в принятых «Изменениях и до­полнениях в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учрежде­ний Российской Федерации» (приказ Минобразования России от 21.01.2003 г. № 135) записано: «Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создавать экзаменационные комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по предметам профильного обучения в классах III ступени общего образования». Это дополнение обеспечивает необходимое правовое поле для соз­дания муниципальных экзаменационных комиссий (МЭК), которые являются основным механизмом перехода к «внешним» формам оценивания учебных достижений учащихся.

В функции МЭК входит решение всех организационных вопросов, связанных с проведением государственной (итоговой) аттестации, в частности создание предметных экзаменационных комиссий, которые осуществляют проверку и оценивание работ учащихся.

В ходе эксперимента отработаны три основные организационные модели:

модель 1 — создание в рамках МЭК межшкольных предметных экзаменационных комиссий по алгебре и русскому языку и экзаменам по выбору выпускника;

модель 2 — создание в рамках МЭК школьных предметных комиссий по алгебре и русскому языку и экзаменам по выбору выпускника с включением в их состав представителей МЭК;

модель 3 — создание в рамках МЭК межшкольных предметных экзаменационных комиссий по алгебре и русскому языку, создание школьных предметных экзаменационных комиссий с включением в их состав представителей МЭК для проведения экзаменов по выбору.

Создание МЭК позволило реализовать такой ключевой принцип построения новой системы итоговой аттестации выпускников основной школы, как разделение функции обучения и функции проверки учебных достижений обучаемых. Новая процедура проведения экзамена не предусматривает присутствие в аудитории, в которой проводится экзамен, учителя, преподававшего в этом классе. Однако он может входить в состав предметной экзаменационной комиссии. Это возможно благодаря еще одному принципу, положенному в основу создаваемой системы, — анонимности проверки экзаменационных работ учащихся. Тип шифра разрабатывался в каждой муниципальной экзаменационной комиссии самостоятельно с учетом рекомендованного порядка шифрования и имеющихся условий.

Новая система итоговой аттестации девятиклассников естественным образом вписывается в систему итоговой аттестации за среднюю школу, однако экзамены для выпускников основной школы должны иметь ряд существенных отличий от экзаменов для старшеклассников. Это определяется главным образом различием самих ситуаций продолжения образования — бывший девятиклассник, как правило, остается в своем муниципалитете, а чаще всего и в своей школе, переходя лишь в 10 класс выбранного им профиля. Таким образом, результаты экзамена в первую очередь должны содействовать осознанности выбора учеником, его родителями профиля обучения в старшей школе, а образовательному учреждению помочь в комплектовании 10 классов и разработке оптимальной стратегии обучения сформированных классов. Это существенно отличается от ситуации с выпускником старшей школы, который выходит на общероссийское образовательное пространство и здесь должен предъявить свои образовательные достижения высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов по выбранной им специальности.

Таким образом, адекватность организационной схемы проведения экзамена задачам аттестации выпускников 9 классов еще один принцип, положенный в основу новой системы аттестации выпускников основной школы. Проверка и оценивание экзаменационных работ учащихся в полном объеме осуществляются членами предметных экзаменационных комиссий.

Использование компьютерных технологий на стадии проверки экзаменационных работ не предполагается.

Соответствие организационных схем и процедур возрастным психологическим особенностям учащихся было реализовано проведением экзаменов в родных для выпускников стенах, в своих классных коллективах. Кроме этого, учащиеся обеспечивались индивидуальными пакетами с текстами экзаменационных работ, все ответы заносились ими непосредственно в эти же листы (специальные бланки для записи ответов не применялись).

Поставленные цели предопределили не только внесение изменений в организационные вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации, но и разработку новых форм экзаменационных работ, имеющих иную структуру и иное содержание, нежели действующие в настоящее время, а также применение более информативной системы оценивания. При этом действует принцип преемственности с действующей системой итоговой аттестации девятиклассников, который выражается в соответствии Обязательному минимуму содержания основного общего образования, в открытости для всех участников образовательного процесса требований к подготовке выпускников, структуры экзаменационной работы, критериев оценивания, в однозначности формирования оценки и однозначности ее понимания.

В то же время, по сравнению с экзаменационными материалами, применяемыми в рамках действующей системы итоговой аттестации, экзаменационные материалы нового поколения нацелены на обеспечение более глубокой дифференциации подготовки учащихся, более полно охватывают содержание предметной области. Это осуществляется за счет использования заданий различных типов, включающих в себя различные виды деятельности.

Особенностью содержания новых экзаменационных материалов является реализация современного представления о базовой подготовке учащихся, которая в частности выражается в смещении акцентов с проверки знаниевого компонента содержания образования на овладение учащимися ключевыми предметными компетенциями. Для оценивания результатов выполнения экзаменационных работ применяются два количественных показателя — отметка по 5-балльной шкале и 30-балльный рейтинг.

Открытость и прозрачность системы оценивания обеспечиваются тем, что итоговый результат определяется простым суммированием изначально заданных и выставляемых в случае правильного выполнения задания баллов, при этом пересчет первичных баллов с учетом результатов выполнения отдельных заданий работы всей совокупностью сдающих экзамен не производится.

Разработанная система предусматривает возможность применения компьютерных технологий для мониторинга качества подготовки выпускников.

Вышеназванные принципы и особенности организации новой системы итоговой аттестации девятиклассников нашли реализацию в документах и рекомендациях федеральных органов управления образованием, а также в экзаменационных материалах, которые использовались для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения в 2004 и 2005 годах.

Успешное создание новой системы оценивания учебных достижений выпускников основной школы осуществилось благодаря заинтересованному обсуждению и детальной проработке основных ее положений, а также содержания, процедур, инструментария, инструктивно-методического сопровождения в профессиональном сообществе, включавшем специалистов органов управления образованием, методистов, учителей-предметников.

Реализация вышеперечисленных принципов построения и особенностей организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы позволит не только успешно решать задачи, стоящие перед ней в настоящее время, но и стать одним из ключевых элементов создаваемой общероссийской системы оценки качества образования.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО АЛГЕБРЕ

ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ

В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ПРОФИЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ

В задачи эксперимента в части отработки новых моделей государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы входит отработка структуры экзаменационной работы, ее содержания и уровня сложности, критериев оце­нивания, определение оптимального времени, отводимого на экзамен.

Экзамен предназначен для итоговой аттестации всех выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению, включая выпускников классов с углубленным изучением математики.

Характеристика экзаменационных работ. Задания, которые будут предлагаться учащимся в ходе экзамена, по своей тематике соответствуют «Обязательному минимуму содержания образования» по математике для основной школы. Однако дифференцирующие возможности экспериментальных экзаменационных работ по сравнению с действующими работами существенно усилены. Они включают задачи широкого диапазона сложности — от уровня обязательной подготовки до достаточно трудных, требующих глубокого владения материалом, обширных системных знаний, а в ряде случаев нестандартного мышления.

В ходе отработки новых подходов к проведению итоговой аттестации будут проверяться две формы экзаменационной работы

(модель 1 и модель 2), каждая из которых отвечает поставленным задачам. В каждом случае работа состоит из двух частей: первая направлена на проверку базовой подготовки школьников, вторая — на дифференцированную проверку более высоких уровней владения материалом.

Модель 1 характеризуется тем, что ее первая часть представлена в виде набора заданий с выбором ответа и со сво­бодным ответом, а вторая содержит задания, требующие письменной записи решения. Модель 2 разработана на осно­ве модели экзамена, проводимого по «Сборнику заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс» авторов Л. В. Кузнецовой и др., ее отличает увеличение диапазона сложности заданий и изменение соотношения первой и второй частей.

Оценивание работ. Для оценивания результатов выполнения работ учащимися предлагается применять два количественных показателя: традиционную отметку по 5-балльной шкале и рейтинг от 0 до 30 баллов; назначение рейтинга — расширение диапазона отметок «4» и «5». Конкретные рекомендации по критериям оценивания для каждой модели при­ведены ниже в соответствующих разделах.

Критерии оценивания должны оптимизироваться путем уточнения и корректировки по итогам проверки экзаменационных работ. Если по результатам экзамена предметная комиссия посчитает, что количество заданий, необходимых для получения минимальной положительной отметки, завышено, она вправе снизить этот критерий, обязательно зафиксировав это в протоколе работы предметной комиссии по математике. Если предметная комиссия посчитает критерии заниженными, рекомендуется оценить работы с использованием предложенных критериев и внести предложения по их изменению в протокол.

Организационные вопросы. На проведение экзамена отводится 4 часа. Каждому ученику выдается текст экзаменационной работы, бумага для письменного выполнения экзамена, бумага для черновика. *

После завершения экзамена все выполненные экзаменационные работы в обязательном порядке шифруются членом муниципальной экзаменационной комиссии; тип шифра определяет МЭК. Шифр работы указывается на титульном листе и на всех страницах экзаменационной работы; титульные листы хранятся до выставления экзаменационных отметок.

Структура экзаменационной работы, правила ее проведения, критерии оценивания должны быть известны учащимся и их родителям не позднее чем за 1 месяц до проведения государственной (итоговой) аттестации.

Для подготовки к экзамену (по обеим моделям) рекомендуется использовать «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс» авторов Л. В. Кузнецовой и др. (издательство «Дрофа», издание 5-е и последующие), так как в значительной мере содержание работ опирается на указанный сборник. А именно, первая часть экзамена по модели 2 формируется из заданий первого раздела сборника; первые три задания второй части экзаменационной работы (как по модели 1, так и по модели 2) выбираются из второго раздела этого же сборника в полном соответствии с уровнем указанной в пособии сложности.

Проведение экзамена по модели 1

Содержание экзаменационной работы. Первая часть экзаменационной работы содержит 16 заданий. Основная их часть — это задания с выбором ответа; кроме того, есть задания со свободным ответом и одно или два задания на соотнесение. Работа выполняется непосредственно на бланке с текстами заданий. Если к заданию даются варианты ответов, то ученик отмечает тот ответ, который считает верным; если варианты ответов не приводятся, то учащийся вписывает полученный им ответ в отведенное для этого место; если в задании требуется установить соответствие между предлагаемыми объектами, то ученик соединяет соответствующие объекты произвольными линиями. Все необходимые вычисления, преобразования и пр. учащиеся выполняют в черновике.

Вторая часть работы содержит 5 заданий. Задания выполняются на отдельном листе с записью хода решения. Формулировки заданий не переписываются, рисунки не перечерчиваются. Жестких требований к оформлению решения не предъявляется. Исправления и зачеркивания, если они сделаны аккуратно, не являются основанием для снижения отметки.

Организация экзамена. На выполнение первой части работы отводится 60 мин (по решению предметной комиссии это время может быть увеличено до 90 мин), на выполнение второй части — остальное время.

В начале экзамена учащимся выдаются сразу тексты пер­вой и второй частей работы, которые выполняются последо­вательно. По истечении 60(90) мин учащиеся сдают первую часть работы и приступают к выполнению второй части. Тот, кто справился с заданиями первой части за более короткое время, может приступить к выполнению второй части, не до­жидаясь установленного срока. Школьники, которые считают для себя достаточной удовлетворительную отметку, могут уйти после завершения первой части экзамена.

Проверка экзаменационных работ осуществляется не позднее следующего дня после проведения экзамена.

Критерии оценивания. Оценивание работы (отметка по 5-балльной шкале плюс рейтинг от 0 до 30 баллов) осуществляется по принципу сложения: оно зависит от числа и уровня сложности заданий, которые ученик выполнил верно. При этом рекомендуется исходить из следующих критериев.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся выполнил верно от 9 до 16 заданий из первой части и ни одного задания из второй.

Для получения отметки «4» или «5» необходимо выполнить некоторое число заданий второй части, при этом какая именно из этих отметок будет выставлена ученику, определяется рейтингом.

Рейтинг формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимся за выполнение первой и второй частей работы. За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 0,5 балла. Таким образом, максимально за первую часть работы можно получить 8 баллов. Во второй части работы около каждого задания в скобках указано количество баллов, которые засчитываются в рейтинговую оценку ученика в случае его верного выполнения. Задание считается выполненным верно, если учащийся выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждений, получен верный ответ. Если в решении допущена ошибка, не носящая принципиального характера, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньше указанного. Если общий рейтинг выражается дробным числом, то его надо округлить с избытком до целого числа.

Исходя из вышесказанного отметка «4» выставляется, если учащийся набрал от 8 до 14 баллов и при этом выполнил хотя бы одно задание из второй части. Отметка «5» выставляется ученику, набравшему от 15 до 30 баллов.

Например, отметку «4» получает ученик, верно выполнивший 12 заданий из первой части и какое-либо одно задание из второй части. Отметка «5» может быть выставлена за верное выполнение 12 заданий из первой части и первых трех заданий из второй части или же всех заданий теста и второго и третьего заданий из второй части работы. Выполнение большего числа заданий из второй части уже не повлияет на отметку, но существенно повысит рейтинг учащегося

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПриказ №01- 624 «Об организации и проведении государственной (итоговой)...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconВзаимоотношений
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПояснительная записка к образовательным программам
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconСанкт-петербургский военный институт внутренних войск мвд россии
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconРегламен т по организации и проведению государственной (итоговой)...
Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПравила приема настоящие правила разработаны на основании Закона...
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconИнструкция №3 для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений,...
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconМетодические рекомендации по разработке экзаменационных материалов...
Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПрограмма элективного курса для 9 класса «Подготовка к государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconАнализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведению государственной...
Проведение собрания с учащимися 9 классов для ознакомления с нормативно- правовой базой государственной (итоговой) аттестации
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведения государственной...
...
Принципы и особенности организации новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников iconПоложение по организации итоговой государственной аттестации выпускников
Перечислите основные линии чертежа. Укажите особенности их начертания в соответствии с государственными стандартами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск