Скачать 36.07 Kb.
|
«Посиделки у казачат» (конспект занятия из образовательной области «Социализация» Федеральных государственных требований) Штомпиль Елена Владимировна Воспитатель МДОУ детский сад № 40 «Теремок» ст. Терской, Моздокского района, РСО – Алании, 2011 год Программное содержание:
Методические приемы: беседа, показ, пояснение, указания, вопросы, способствующие активизации мыслительной деятельности детей. Активизация словаря: казаки, кнут («ехш»), плетка. узелок, папаха, головной платок казачки, казачья станица, посиделки, мужская и женская работа, мережка, ремесло. Оборудование: большой и маленькие головные платки, кнут («ехш»), казачья плетка. папахи, заготовки для работы: мальчикам – плетки, девочкам – платочки, слайды ст.Терской, детского сада, мультимидийная система. ХОД занятия I часть. Раздается стук в дверь и в группу входит воспитательница, которая одета в национальную одежду казачки. В руках у нее «узелок» она здоровается с детьми и гостями. - Дети, давайте с вами познакомимся. Меня зовут тетушка Аксинья. А как зовут вас? (дети здороваются и называют сои имена). Затем «казачка» спрашивает у детей название группы, детского сада, города, реки и республики. (Во время опроса детей хвалит их за хорошие ответы) - Дети, я тоже живу в Северной Осетии, в Моздокском районе, в станице Терской. Она называется так потому, что находится на правом берегу самой большой, бурной и красивой реки – реки Терек. В станице живут казаки, а я потомственная казачка, потому что я родилась и выросла в станице. - Дети, а как вы думаете, кто такие казаки? (ответы детей) - Казаки – это не особая национальность. Это русские люди, со своими обычаями и традициями. Они давно поселились на реке Терек, чтобы охранять границы Российского государства. Казаки были не только хорошими воинами, но и хорошими тружениками и соседями. Они дружили с людьми разных национальностей: осетинами, грузинами, чеченцами и другими. Давайте познакомимся поближе с жизнью казаков. Нам поможет в этом особый волшебник компьютер. (дети смотрят слайды , а воспитатель во время показа рассказывает о казачестве). - Дети, как вы думаете, как называется село где живут осетины? Грузины? (ответы детей: осетинское, грузинское) - А как называется станица, где живут казаки? (казачья станица) - Я работаю в детском саду «Теремок» воспитателем. В мою группу каждый день приходят такие же, как вы, мальчишки и девчонки. Они живут в казачьей станице. А как еще их можно назвать по - другому? (ответы детей – казачата). II часть. – Дети, я вам принесла «узелок», как вы думаете что в нем находится? (ответы детей воспитатель развязывает узелок (это большой платок в котором находятся атрибуты для занятия). Закрепляет название казачьей одежды «папаха», «платок», «узелок» и надевает на детей. - Дети, а как вы думаете, на кого вы сейчас похожи? (на маленьких казачат) Воспитатель развязывает второй узелок , в котором находятся казачья плетка и осетинский кнут («ехш»), спрашивает детей об их назначении, предлагает рассмотреть и сравнить. - Дети, этот кнут называется по - осетински «ехш». Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей). Затем показывает казачью плетку, дети рассматривают ее и сравнивают с осетинским кнутом. - Дети, как вы думаете кнут и плетка нужны были мужчинам или женщинам ? Для чего? (воспитатель активизирует ответы детей и подводит их к формированию первичных гендерных представлений) - Дети, казаки коня рукой не погоняли, а использовали для этого плетку, потому что рука коня кормит и ласкает. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто самый ловкий? Цель игры: воспитание ловкости, быстроты и передаче предмета по кругу. (Во время игры отмечает самых ловких и умелых) III часть. - Дети, в свободное время зимой, вечерами казачки и казаки занимались ремеслами и рукоделием. Как вы думаете, чем занимались мужчины? (ответы детей) Чем занимались женщины? (ответы детей). Воспитатель подводит детей к тому, что работа разделялась на мужскую и женскую. Они собирались вместе в «хате» и устраивали вечерами «посиделки». - Дети, давайте с вами устроим и мы «посиделки». Садитесь ко мне ближе. Мальчики будут делать мужскую работу – плести плетки; а девочки – женскую – украшать платочки мережкой. Показ воспитателем приемов выполнения «плетки» и «мережки» на платочках. Во время работы звучит мелодия песни «Казачата». Работа длится 5 – 7 минут. IV часть. Подведение итогов занятия. Закрепление понятий «мужская» и «женская» работа, рассматривание изделий выполненных детьми. |