Скачать 103.67 Kb.
|
Урок истории в 6-м классе Тема: «Откуда есть пошла земля Русская...» Цель: сформировать обобщенные представления учащихся о закономерностях и особенностях процесса возникновения государственности (на примере государственности у восточных славян). Задачи:
Тип урока: урок - диалог Программное обеспечение: Microsoft Word Microsoft Power Point Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран, сканер, принтер. Этапы урока:
Средства обучения: Цифровые информационные ресурсы - Ссылки на мультимедиа и Интернет-ресурсы, иллюстрации в книгах, художественная литература для чтения. Раздаточный материал. Технология проведения урока: технология критического мышления, с элементами метапредметного подхода. Ход урока. Орг. момент (1 мин.) Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель раздаёт рабочий лист урока (Приложение № 1). Основная часть урока. СТАДИЯ ВЫЗОВА
О чём же мы будем с вами говорить сегодня на уроке? -О возникновении государство у восточных славян. Сегодня на уроке мы с вами ответим на такие вопросы как: что такое государство, каковы предпосылки возникновения государства, при каких обстоятельства государство возникло у восточных славян, какие существуют теории возникновения государственности у наших предков, постараемся определить свою позицию по поводу того, каковы же истоки возникновения государственности у славян? Метапредмет «Знание» - работа с понятием. Какое понятие темы нашего урока является у нас ключевым? - Государство Какие ассоциация у вас вызывает слово государство? -управление -власть -правительство -закон -порядок -стабильность (учитель фиксирует понятия на доске) Продолжите фразу: государство – это… Какие затруднения у вас вызвало выполнение этого задания (определения не-знания) (Учащиеся поясняют: недостаточность знаний по этой теме) Итак государство является одним из понятий, изучение которых занимается наука политология, существует множество определений этому понятию, мы познакомимся только с некоторыми из них. Государство – это
Как вы думаете, какое из понятий наиболее полно раскрывает сущность понятия государство? (Учащиеся выбирают и выделяют в рабочем листе урока это понятие текстовыделителем) СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Метапредмет «знак» Задание №1 учащимся : используя текст, предложенный вам в рабочем листе урока составьте схему «Предпосылки возникновения государства». «Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся: 1) переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов; 3) рост городов, как центров ремесла и торговли; 4) появление письменности; 5) появление имущественного неравенства; 6) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества; 7) необходимость защиты от внешних врагов». Предпосылки возникновения государства Экономические Социальные Внешне-политические Итак, мы выяснили, что такое государство, каковы предпосылки его возникновения. Давайте вспомним где и когда расселились восточные славяне, назовите основные славянские племенные союзы. (работа с картой). Что такое источник, какие источники вы знаете? Источник– любой предмет прошлого, из которого историки могут получить фактический материал для изучения. Это могут быть письменные, вещественные и устные источники. Какой письменный источник является одним из основных при изучении истории Древнерусского государства? «Повесть временных лет », автор монах Киево-Печерской лавры Нестор Метапредмет «Проблема» В российской историографии существует несколько теорий, объясняющих происхождение государства у восточных славян, какая из них, по вашему мнению, наиболее полно раскрывает обстоятельства возникновения государственности у славян? Чтобы решить эту проблему, нам необходимо познакомиться с этими теориями, для этого мы будем с вами работать в группах, наша работа будет состоять из следующих этапов: I – индивидуальная работа с источником, используя приём ИНСЕРТ. II- обсуждение в группах, полученной информации, поиск ответов на поставленные вопросы, III – афиширование результатов работы. Задание к документам:
Группа №1 Нестор «Повесть временных лет» В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» Группа № 2 Норманнская теория Государственность на Русь была привнесена извне, варягами. Аргументы:
Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, по имени Князей Варяго-Русских». Группа № 3 Рыбаков Б. А. «Первые века русской истории» Отрицание роли варягов в образовании древнерусского государства и призвания их на княжение. «В старом земледельческом районе лесостепи на берегах реки Роси существовало племя рос, или рус. Племя в основном было славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси. У славян к VIII-IX веку созрели все предпосылки возникновения государства. Когда в IX в. сформировалось первое феодальное государство у восточных славян, оно по давней 300-летней традиции продолжало именоваться Русью. В глазах иноземцев «русом», «русским» был каждый житель государства Руси, каждый подданный киевского князя, правившего Русью. Даже варяги, приезжавшие в Киевскую Русь в качестве наёмных воинов или купцов и жившие в Киеве, получали наряду с другими наименование русов. Первые же русские князья Рюрик, Синиус и Трувор скорее всего являлись выходцами из племенного союза Руси, а в летописи на место рассказа о Полянах и Киеве чужой рукой была вставлена новгородская легенда о мнимом «призвании» князей-варягов в Новгород». Группа № 4 Центристская теория Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов. Аргументы:
Рюрик – реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов (свеев), захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства. Слово «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя, которым называли людей, занимающихся морским разбоем и торговлей» По результатам афиширования учащиеся заполняют таблицу:
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Сформулируйте свою точку зрения по поводу того, какая из предложенных теорий соответствует исторической действительности? (Учащиеся формулируют свою точку зрения, аппелируя к предпосылкам возникновения государства.) Подведение итогов Д/З: выучить параграф 3, составить вопросы к документу на ст.28 учебника так, чтобы набрать 10 баллов. Условие: вопросы, начинающиеся на Кто? Что? Когда? и т.д. оцениваются в 1 балл, а вопросы типа Зачем? Почему? С какой целью? и т.д. - в 2 балла. Приложение№1 Приём «Пометки на полях» «V» – это я знаю «+» - узнал новое «-» - думал иначе «?» - хотел бы узнать подробнее. |
Темы рефератов по истории. «Откуда есть пошла земля Русская» Общественно-политическая мысль в России в XVIII веке (Татищев, Новиков, Радищев) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект урока истории в 6 классе Тема: «О, светло-светлая и прекрасно... Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста | «Откуда есть пошла славянская письменность» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | Урок по математике во 2 классе Есть у китайцев такая поговорка: даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами. Вспомните как звучит русская... | ||
Урок. Тема: Земля отцов моя Земля Цель : познакомить с геополитическим положением региона в XVII-XVIII вв., полиэтническим составом населения; развивать навык работы... | Урок по окружающему миру в 1 классе по умк «Школа России» Тема: «Куда... Автор: Меньшикова Лилия Геннадиевна, учитель начальных классов мбоу сош №8 города Мытищи Московской области | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Урок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против» Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных... | ||
Урок физики в 10-м классе "Третий закон Ньютона" Слово учителя: в истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры,... | Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны... | ||
Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка» Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу | Урок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,... Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике | ||
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок №7 в теме «Земля – часть Солнечной системы») | Урок «Земля отцов моя земля» А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г |