Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер99.4 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос
Урок 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI—IX вв.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА


      Историческая проблема. «Откуда есть пошла Русская земля?» В каких условиях и на какой основе образовалось Древнерусское государство?
Археологические данные о происхождении славян


Хронологические рамки

Название археологической культуры

Территория распространения, достижения, взаимодействия

1500—1200 гг. до н. э.

Культура курганных могил

Древнеевропейская общность, территория между Рейном и Тисой

1200 — начало железного века (VIII—VII вв. до н. э.)

Культура полей погребальных урн (умерших сжигали, а прах хоронили в глиняных урнах). На северо-востоке расселения формируется лужицкая культура

Среднеевропейская культурно-историческая общность, земледельцы, знавшие плуг, знакомые с металлургией (бронзовое литье). Жили неукрепленными поселениями в наземных постройках

Начало железного века — середина 1-го тысячелетия до н. э.

Миграция представителей балтской поморской культуры в район лужицкой культуры. Формирование культуры поклёшевых погребений (остатки трупосожжения накрывают колоколовидным сосудом)

Раннеславянская культура. Расселение от Одера до Волыни и Припяти. Земледельцы и скотоводы знали плуг, но не были знакомы с железными орудиями. Возделывали просо, пшеницу, ячмень, горох, бобы, лен. Занимались рыбной ловлей, охотой, собирательством. Контакты с западными балтами, германцами, на юго-востоке — с ираноязычными племенами

IV—II вв. до н. э.

В результате миграции кельтов формируется пшеворская культура

Из рейнских и верхнедунайских земель на восток продвигаются кельты, несут высокоразвитую технологию металлообработки и гончарства. Смешиваются с местным населением. Южные представители славянства ассимилируют кельтов (формируется пшеворская культура), северное славянское население этих контактов избежало

I в. до н. э. — V в. н. э.

Пшеворская, Черняховская культуры — «провинциально-римские цивилизации»

Характерны для различных этносов, в том числе и для славян. У римлян славяне заимствовали календарный цикл (русалии, коляда), меры веса. Славяне взаимодействуют с германцами (готами). В Верхнем и Среднем Поднепровье смешиваются с иранскими племенами (сарматами), которые начинают менять кочевой уклад, расселяются до Северского Донца. Так возникает славяно-иранский симбиоз, известный по источникам VI—VII вв. под названием «анты»


      Задания для организации самостоятельной работы :

1. В летописях часто говорится о том, как племена платили дань. Что означала уплата дани? На основании приведенных летописных отрывков объясните, что могла включать дань.
      1) Напали на полян хазары и сказали: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали по мечу от дыма. И принесли их хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот добыли мы дань новую»... И молвили старцы хазарские: «Не добра эта дань, княже: мы добыли ее саблями — оружием, острым лишь с одной стороны, их же оружие — меч — обоюдоостро; будут они собирать дань и с нас, и с других земель».
      2) Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
      3) Олег начал ставить города и установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето.
      4) Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

      2. Откуда произошло название Русской земли? Чем название «Русская земля» отличается от названия «Славянская земля»?
Урок 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ

      Историческая проблема. Характер и особенности развития Древнерусского государства.
   

      Задание для организации самостоятельной работы :

Какие изменения произошли в Древнерусском государстве к XI в.? Что сохранилось как пережитки племенного строя?       

Позиции для сравнения

Государство в XI в.

Пережитки племенного строя

Верховная власть в государстве и обществе

 

 

Вооруженные силы

 

 

Правила, которым подчиняется общество

 

 

Религия

 

 

Урок 3. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

 Историческая проблема. В чем заключается самобытность культуры Киевской Руси?


      Задание для организации самостоятельной работы :

Вставьте пропущенные слова.
      После принятия христианства на Руси началось строительство каменных ______________. Первые сооружения строили мастера из ___________________ . Князь Владимир отдал десятую долю княжеских доходов на строительство в Киеве _________________, посвященной Успению Богородицы. Это сооружение не дошло до наших дней — оно сгорело вместе с киевлянами во время нашествия Чингисхана в 1240 г. На месте победы над ______________ в 1037 г. по желанию __________ был заложен киевский ___________________ — резиденция русского митрополита. Через восемь лет __________________ был заложен в Новгороде. Святой Софии — Премудрости Божией, символу крещения Руси — был посвящен и ______________ в городе Полоцке.
      (Варианты ответов: Софийский собор, Византия, храм, печенеги, Ярослав Мудрый, Десятинная церковь.)

Урок 4. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII — НАЧАЛЕ XIII в.
НАСЛЕДНИКИ КИЕВСКОЙ РУСИ


      Историческая проблема. Особенности и перспективы развития Древнерусского государства в период феодальной раздробленности. Какие альтернативы политического развития проявились в период.

Феодальная раздробленность

Предпосылки

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1. Единство Руси держалось на личном авторитете и военном могуществе киевского князя.
2. Падает значение Киева в связи с перемещением мировых торговых путей.
3. Рост населения провинциальных центров в XI — начале XII в.
4. В условиях натурального хозяйства отсутствует экономическое взаимодействие с центром и центральной властью.
5. Отсутствие в середине XII в. серьезной внешней опасности.
6. В условиях развития феодальных отношений местное боярство нуждается в местных династиях.
7. Заинтересованность местных династий в развитии своего домена

Открывает новые возможности для прогрессивного развития феодализма, развития экономики и культуры

Княжеские усобицы, которые сопровождаются гибелью людей и экономическим ослаблением территорий. Снижение общей обороноспособности (отсутствие единой системы обороны и единого командования). Дальнейшее дробление княжеств



Урок 5 . МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

      Историческая проблема. Оценка влияния монгольского нашествия и его последствий на Русь

      Задание для организации самостоятельной работы :
Источник 1

      Карта «Борьба с иноземными завоевателями в XIII в.» на цветной вклейке в учебнике.

Источник 2

С. М. Соловьев. История России с древнейших времен

 (извлечение)

      Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтобы князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам...; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа... которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий... если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует, чего только захочет, и получает. <...> В самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.

Источник 3

      В. О. Ключевский. Курс русской истории

      (извлечение)

      Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью.<...> Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар, их князья звались холопами «вольного хана»...

Источник 4

Л. Н. Гумилев. От Руси к России. Очерки этнической истории

(извлечение)

      Великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку — город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.

Источник 5

Н. А. Макаров. Русь. Век тринадцатый7

(извлечение)

      При всем множестве связующих нитей между культурными явлениями «киевского» и «удельного» периодов для археолога очевидны глубокие качественные различия между древнерусской культурой второй половины XII и первой половины XIV в. Абстрагируясь от деталей, отмечу лишь наиболее значимые изменения. Во-первых, исчезла из обихода значительная часть повседневных вещей, составлявших материальный мир Древней Руси и являвшихся в глазах ее обитателей яркими индикаторами ее культурного своеобразия и экономического достатка. Во-вторых, это пресечение или угасание ряда ремесел и производств, в том числе тех, продукция которых предназначалась для элиты древнерусского общества. В-третьих, отказ от целого ряда культурных символов и традиций, важных для общественных отношений и религиозного сознания предшествующей эпохи, таких, как, например, парадный женский убор, знакомый нам по кладам XI — первой половины XIII в., или курганный обряд погребения.

Источник 6

В. А. Кучкин. Русь под владычеством Золотой Орды8

(извлечение)

      После нашествия Батыя перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества, пришло в упадок Черниговское. Сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники. Западные и южные княжества постепенно подпали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского населения стали лесистое Волго-Окское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности.
      Под воздействием военных нападений монголо-татар жители плодородного владимиро-суздальского ополья стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра вел к образованию новых периферийных княжеств, усиливавших феодальную разобщенность русских земель. К 70-м гг. XIII в. на русском Северо-Востоке помимо домонгольских княжеств: великого Владимирского, Переяславского, Юрьевского, Ростовского, Ярославского, Углического, Суздальского и Стародубского — возникли княжества Московское, Тверское, Галицко-Дмитровское, Белозерское, Костромское, Городецкое.

      Вопросы и задания к источникам :

1. Сравните точки зрения на взаимоотношения Руси и монголов в источниках 2, 3, 4. 

2. Используя источники и свои знания, сделайте вывод о взаимоотношениях Руси и монголов.

Урок 6. УСИЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
В XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.


      Историческая проблема. Какие факторы обусловили превращение Московского княжества в ядро объединения и централизации русских земель?

      Задание для организации самостоятельной работы :

  Соотнесите исторический термин и его определение.       

Исторические термины

Определения

1) Единое государство
2) Флорентийская уния
3) Поместье
4) Централизованное государство
5) Вотчина
6) Юрьев день

A) Договор, заключенный между папой римским и константинопольским патриархом, о переходе православной церкви под власть католической при сохранении православных обрядов и богослужения
Б) Наследственное владение, которое можно продать, купить, завещать
B) Государство, в котором вошедшие в его состав территории образуют единое целое с общим центром и внешней границей
Г) Срок, ограничивающий переход крестьян от одних землевладельцев к другим
Д) Государство, в котором существует единый центр власти, создающий и подчиняющий себе местную власть
Е) Земельное держание, которое давалось при условии военной службы князю. Формально его нельзя было продать, купить, передать монастырю

      Ответ:       

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск