Скачать 439.27 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История цивилистической мысли» History of civil law mind Язык обучения русский Трудоемкость 3 зачетных единицы Регистрационный номер рабочей программы:
Cанкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
Цели изучения дисциплины: Обучение студентов правильному пониманию правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (далее – изучаемые отношения) с учетом того, что основные понятия и конструкции современного гражданского права являются плодом многовекового развития европейской цивилистической традиции; привитие студентам навыков исторического толкования правовых норм, регулирующих изучаемые отношения; выработка у студентов способности распознавания в действующем праве возможных логических связей правовых явлений, имеющих давнюю историю, а равно причин их отличий от исторических предшественников и возможных практических последствий таких отличий в процессе правоприменения; выработка у студентов навыков использования истории догматики частного права для поиска возможных решений актуальных правовых проблем современности. Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов целостной картины исторического развития основных институтов гражданского права, понимания наиболее сложных теоретических проблем европейской цивилистической традиции, причин эволюции институтов гражданского права и исторической обусловленности современной догматики частного права, умения применять эти знания при интерпретации действующего российского и зарубежного права.
Требуется освоение учебных дисциплин: «Теория государства и права», «Римское право», «Гражданское право. Общая часть», «Гражданское право. Особенная часть», «Семейное право».
1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:
1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:
1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:
Для освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Аудиторные занятия (всего – 32 часа), а именно: 1) классические лекционные методы - 6 часов; 2) активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; 3) интерактивные занятия – 10 часов. 4) Cамостоятельная учебная работа студентов - под руководством преподавателя - 62 часа. Итого, трудоемкость дисциплины – 94 часа. 1.6. Организация учебных занятий
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины Тема 1. Понятие европейской цивилистической традиции Ius commune (“современное римское право”) и его действие в современных правопорядках, избежавших кодификации. Цивилистические доктрины канонического права. Соотношение пандектного права и ius commune. Причины и основные этапы рецепции римского частного права в континентальной Европе. “Кодексы естественного права”: общая характеристика, основные черты (ALR, ABGB, Code Civil). Соотношение пандектного права и доктрины “естественного права”. Проблема метода, воззрение на соотношение системы права и позитивного права. Пандектистика и германистика: общая сравнительная характеристика. Германское Гражданское Уложение (BGB): обстоятельства принятия, общая характеристика. Пандектное право и российская юриспруденция. Феномен советской цивилистики. Дискуссии о соотношении гражданского права и “хозяйственного права” в немецкой и советской цивилистике. Неопандектистика и гармонизация европейского частного права. Классические лекции: 4 часа Семинарские занятия - нет Дискуссии на темы – 2 часа: 1) «Причины экспансии пандектистики за пределы Германии»-1 час. 2) «Может ли Гражданский кодекс представлять собой замкнутое интерпретационное пространство?» - 1 час Самостоятельная работа студентов по подготовке к обсуждению и дискуссии – 14 часов 1) подготовка к дискуссии: изучение конспекта лекций; изучение работ: Аннерс Э. История европейского права. М., «Наука». 1994. С. 217-356; Гьяро Т. Правовая традиция Восточной Европы: эпитафия // Цивилистические исследования. Ежегодник гражданского права. Вып.2. М., «Статут». C. 127 – 147; Кабрияк Р. Кодификации. М., «Статут». 2007. С. 29 – 110; Пахман С.В. История кодификации гражданского права. М., 2004.С.33-136; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 34-120; подготовка в письменном виде вывода по обсуждаемой теме. Объем письменной работы – не более 3 000 знаков (без пробелов). 2) подготовка к дискусии: изучение конспекта лекций; изучение работ : Кабрияк Р. Кодификации. М., «Статут». 2007. С.110-475; Карапетов А.Г. Политика и догматика частного права: исторический очерк // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. № 4. 2010.С.6-69; № 5.2010.С.6-56; Муромцев С.А. Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., «Центр ЮрИнфоР».2004.С.220-257; 505-552; формулирование в письменном виде аргументов pro et contra (не менее 5 аргументов). Объем письменной работы – не более 3 000 знаков (без пробелов) Тема 2. Лица. Общие учения о сделках. Понятия лица в гражданском праве. Лица физические и юридические. Теория фикции юридического лица. Теории юридического лица как бессубъектного целевого имущества. “Органические теории” юридического лица и “теория коллектива”. Теория тождества юридического лица и его администратора (теория директора). Понятие сделки и теория недействительности сделки в пандектном праве. Каузальные и абстрактные сделки в истории европейской цивилистической мысли. Теория “права оспаривания” во французской цивилистике, ее разновидности. Недействительность сделок в советской цивилистической доктрине. Классические лекции: 2 часа Семинарские занятия: 4 часа Семинарское занятие: Лица физические и юридические. Теории юридического лица. Общие учения о юридической сделке и их отражение в российской доктрине и правоприменительной практике. Задания к семинарскому занятию: Задача № 1. А под угрозой физической расправы со стороны своего родственника С согласился подарить свой дом лицу Б. Через 25 лет С, который держал А в постоянном страхе, умер, и А решил оспорить сделку и вернуть дом назад. Однако он узнал о том, что Б через 3 года после получения дома в дар также умер, а его наследник продал дом третьему лицу Д. А обратился за консультацией к юристу, попросив его ответить на следующие вопросы: 1) Вправе ли он потребовать возврата дома от того лица, которому его продал наследник Б? 2) Вправе ли он взыскать стоимость проданного объекта с наследника Б, и если вправе, то в каком размере, учитывая тот факт, что за время, прошедшее с момента передачи, и до настоящего времени рыночная стоимость недвижимости значительно возросла? Дайте ответ на заданные вопросы с точки зрения различных теорий недействительности юридической сделки, обращая внимание на следующие проблемы: 1) правовые последствия оспоримой сделки до момента эффективного оспаривания 2) правовые последствия эффективного оспаривания в случае последующего отчуждения переданного по оспоримой сделке имущества. Задача № 2. А., будучи наследником по завещанию, в июне принял наследство Б, умершего в январе. Принадлежавшее умершему имущество оценивалось в 3800 000 у.е.. В ноябре к наследнику предъявил требование С, которому согласно завещательному отказу Б наследник обязан был передать определенные движимые вещи из состава наследства общей стоимостью 800 000 у.е.. Наследник отказался это сделать, ссылаясь на то, что он в августе того же года по соглашению с кредитором наследодателя Х передал последнему эти вещи в счет долга в размере 2 млн. у.е.., оставшуюся часть которого в размере 1200 000 у.е. наследник выплатил деньгами. Кроме того, самому наследнику завещатель при жизни задолжал 1800 000 у.е. С возразил на это, что долг Х наследник не должен был выплачивать, поскольку договор займа между Х и Б не был оформлен письменно, и единственным подтверждением его наличия было упоминание о нем в предсмертном письме Б к наследнику. Что касается долга Б наследнику, то по данному требованию еще при жизни Б истекла исковая давность. Следовательно, завещательный отказ должен быть исполнен. Тогда А предложил С истребовать причитающиеся ему вещи у Х, что тот и сделал, предъявив иск к Х. Подлежит ли исполнению требование С к Х, притом что в ноябре того же года к наследнику было предъявлено требование о возмещении вреда в размере 1 млн. у.е., причиненного из-за имевшей место в апреле утечки ядохимикатов, которые хранились на даче умершего, в ближайшую реку? Предложите различные варианты решения спора, используя аргументацию из опыта истории цивилистической мысли, и обращая внимание на следующие проблемы: 1) соотношение понятий «лицо» и «универсальное преемство» 2) проблема «юридической личности лежачего наследства». 3) влияние несоблюдения формы сделки на ее действительность 4) специфика завещательного отказа как односторонней сделки Задача № 3. А продал и передал Б свою вещь под условием, что покупатель станет собственником товара в момент уплаты покупной цены. Затем А получил эту же вещь от Б в безвозмездное пользование, и вскоре из-за его неосторожности вещь была у него украдена. Каковы будут юридические последствия этих событий при наступлении условия (полной уплате Б покупной цены)? Предложите варианты решения, исходя из различных доктринальных конструкций юридических последствий отлагательно обусловленной сделки, которые имели место в европейской цивилистической традиции. Задача № 4. Х, будучи единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью, предоставил этому обществу кредит под залог имущества данного общества. Из-за неудачно изменившейся коньюнктуры рынка общество оказалось несостоятельным. Х решил обратить взыскание на имущество общества преимущественно перед остальными кредиторами, которые в таком случае не получили бы ничего. Обоснуйте позицию Х и предложите контраргументы против нее, исходя из различных теорий юридического лица, выработанных в истории цивилистической мысли. Дискуссии на тему: 1) Обсуждение следов влияния различных исторически сложившихся теорий юридического лица в действующем российском законодательстве и правоприменительной практике 2): «Опыт российского права и проблема недействительности сделок» - 1 час Самостоятельная работа студентов– 14 часов 1) подготовка к дискуссии по анализу действующего российского законодательства о юридических лицах с целью определения того, какой теорией или какими теориями юридического лица из числа выработанных в европейской цивилистической традиции руководствовался российский законодатель: изучение работ:: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. М., 2000. С. 83-90; 125 – 131; 274 – 328; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 120-190; Суворов Н. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 29-188 и составление в письменной форме перечня примеров, почерпнутых из действующего законодательства, иллюстрирующих тему дискуссии (не менее 5); выявление следов влияния теории юридического лица на правоприменительную практику и письменный анализ судебного решения (по выбору студента), указывающего на это влияние (не более 3 решений). Объем письменной работы – не более 5 000 знаков (без пробелов) 2) Подготовка к дискуссии: анализ опыта российского права по вопросу недействительности юридической сделки в контексте европейской цивилистической традиции на основе изучения работ: Тузов Д.О. Ничтожность и оспоримость юридической сделки: пандектное учение и современное право. М., 2006; Рудоквас А.Д. Opus magnum: монографии Д.О. Тузова о недействительности сделок в гражданском праве // Вестник Гражданского права. № 2. 2009. том 9. С.273 – 321 и подготовка письменных эссе по теме (не более 3) (объем – не более 4 000 знаков) 3)письменное решение не менее 3 задач по теме, приведенных в настоящей программе. Объем письменной работы – не более 3 000 знаков (без пробелов). Тема 3. Вещные права Собственность и право собственности. Теория права собственности как социальной функции (Леон Дюги). Владение и собственность. Разграничение вещных и обязательственных прав в пандектистике. Категория вещных прав и концепция “разделенной” собственности. Критика понятия вещных прав в советской цивилистической доктрине. Объекты права собственности: эволюция понятия “недвижимость” в истории европейского права. Идея “бестелесных вещей” в истории европейского права. Петиторная и посессорная (владельческая) защита: исторические модели. Виндикация и Публицианов иск в истории европейского права. Вещный иск в германской цивилистической традиции (сейзина, Gewere) и понятие “относительной собственности”. Вещно-правовые способы защиты и посессорная защита по Германскому Гражданскому Уложению. Виндикационный иск в советском гражданском праве. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Приобретение права собственности по договору. Понятие вещного договора. Абстрактность и каузальность традиции (исторические модели возможного соотношения традиции и ее каузы). Защита добросовестного приобретателя и варианты ее догматического обоснования в истории европейского права. Способы обеспечения публичной достоверности приобретения прав в германской юридической традиции и их закрепление в BGB. Приобретательная давность в римском праве и каноническом праве (сравнительный анализ). Влияние модели приобретательной давности римско-канонического права на последующие кодификации. Сфера применения приобретательной давности в европейской цивилистической традиции и в дореволюционной России. Классические лекции: нет Семинарские занятия: – 6 часов. Задачи № 1. У крестьянина A его сосед B самовольно захватил двух быков с целью обеспечения исполнения А претензии В о возврате ранее взятой у него взаймы крупной суммы. Через несколько дней A увидел этих быков пасущимися в поле, и воспользовался случаем, чтобы возвратить их себе, а затем срочно передал их своему брату в счет якобы существующего долга. В предъявляет требование о восстановлении владения. Каков должен быть результат спора в зависимости от избранной в данном правопорядке модели владельческой защиты? При решении задачи следует обратить особое внимание на понятие «пороки владения», а также на основание и предмет требования и определение пассивной легитимации по владельческим искам. Задача № 2. Рассмотрите проект закона и дайте экспертное заключение по поводу того, как этот проект соотносится с идеями, высказанными в европейской цивилистической традиции. Какие правовые проблемы затрагивает возможное принятие такого закона и посредством каких конструкций эти проблемы разрешаются по мысли законодателя? |
«Исполнительное производство» Язык обучения русский Трудоемкость 4 зачётные единицы Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | «Корпоративное право» «Corporat e law» Язык обучения: русский Трудоемкость: 4 зачетные единиц Цель изучения дисциплины: совершенствование профессионального уровня подготовки юристов в сфере правового регулирования деятельности... | ||
Аннотации программ дисциплин Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) | «Теоретическая и прикладная лексикография» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, общий объем часов – 72, в том числе | ||
Дискретная математика Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, в том числе 72 аудиторных часа | Тематический план изучения дисциплины «экология» Семестр Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа | ||
Задачами изучения дисциплины являются Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) | Задачами изучения дисциплины являются Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов) | ||
История права и государства зарубежных стран the history of law and state of foreign countries Новицкий И. Б. Римское право: учеб для юрид высш учеб заведений и фак. 2011. 298 с. 30 экз | «Международный коммерческий арбитраж» «International Commercial Arbitration»... М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы.... | ||
Курс, 1 семестр Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных... России, ее место в системе мировой культуры, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей | Рабочая программа дисциплины б. 1 Психология(Общая психология) Опоп в блок Б. 3 по направлению подготовки 44. 03. 05 «Педагогическое образование». Трудоёмкость изучения «Общей психологии» по плану... | ||
Характеристика направления подготовки Общая трудоемкость ооп– 240 зачетных единиц без факультативов; с учетом факультативов – 246 зачетных единиц | История России Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет... Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых... | ||
Задания для дистанционного обучения Русский язык Каковы основные направления общественной мысли в России в первой четверти XIX века? | Программа подготовки 010200. 68. 02 Вычислительная математика Аннотации... Целями изучения дисциплины является углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и... |