Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения





Скачать 194.94 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения
Дата публикации02.08.2013
Размер194.94 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Всероссийская академия внешней торговли
Кафедра «Технологии внешнеторговых сделок»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

________________А.А.Вологдин
« »_________________2011 г.


Программа по дисциплине
«Конфликтология»
для студентов 6 курса дневного отделения

факультета внешнеторгового менеджмента

(магистратура)


Москва, 2011



Разработчики программы:

кандидат технических наук, профессор МАЛЫШЕВ А.А.

кандидат психологических наук, доцент САВЁЛОВ В.П.

Рецензент:

доцент кафедры «Частное право»

кандидат психологических наук, кандидат юридических наук,

доцент ЗАБЕЛОВА Л.Б.
Содержание


  1. Организационно-методический раздел 4




  1. Распределение учебных часов по дисциплине 5




  1. Оценка успеваемости студентов 5




  1. Содержание дисциплины (темы и их содержание) 6




  1. Глоссарий 9




  1. Перечень вопросов к зачету 13




  1. Примерный перечень тем для самостоятельной работы 15




  1. Литература по дисциплине (основная и дополнительная) 16




  1. Интернет-ресурсы дисциплины 17




  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Конфликты играют существенную роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства и человечества в целом. Конфликты в организациях нередко несут в себе разрушительные последствия и для коллектива функционального подразделения внешнеторговой организации , и для каждого его члена, оказывая решающее влияние на эффективность деятельности компании.

В любом конфликте действуют одни и те же социальные и социально-психологические закономерности. И поэтому социальный конфликт предсказуем и управляем, но при одном условии – если сотрудники организации, прежде всего, менеджеры, знают эти закономерности и действуют, опираясь на них, а не вопреки им.

«Конфликтология» как учебная дисциплина нацелена на ознакомление студентов магистратуры с основными теоретическими и практическими проблемами изучения конфликтов, их предупреждения и регулирования.

Изучение конфликтов и формирование конфликтологического знания позволит обучаемым найти ответы на следующие практические вопросы: 1)как предотвратить конфликт по «вертикали» и по «горизонтали»; 2) как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его напряженность и минимизировать последствия; 3) как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам и др.

Изучение дисциплины «Конфликтология» связано с такими дисциплинами как «Основы менеджмента», «Психология менеджмента», «Управление персоналом», «Организационное поведение». Эти дисциплины по праву можно назвать «стратегией познания и оценки» роли «человеческого фактора» в практике внешнеторгового менеджмента.

Указанная в последнем разделе программы литература, а так же Интеренет-ресурсы помогут студентам более глубоко изучить конфликтологию в часы самостоятельной работы.


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




№ п/п

Наименование тем

Всего

Аудиторных часов (лекций/семинаров)

Самостоя-тельная работа

1.

Предмет и задачи конфликтологии. Теоретические и методологические основы конфликтологии.

6

2

4

2.

Сущность, виды, структура, причины и динамика социальных конфликтов.

6

2

4

3.

Особенности протекания конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия.

6

2

4

4.

Прогнозирование и профилактика конфликтов в организации.

9

2/2

5

5.

Теория и практика разрешения конфликтов в организации.

9

2/2

5

6.

Методы изучения менеджером конфликтов в организации.

6

2

4

Всего часов:

42

12/4

26


Итоговый контроль - зачет.

3. ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
Промежуточная аттестация студентов проводится в ходе текущего контроля с использованием балльно-рейтинговой системы по схеме:

  • присутствие на занятии – 2 балла;

  • активность и результативность в ходе семинарского занятия – 10 баллов;

  • выполнение контрольного теста – 12 баллов.

Таким образом, в течение семестра по результатам текущего контроля студент может набрать максимальную сумму баллов, равную 30.

Изучение дисциплины «Конфликтология» завершается итоговым контролем в форме зачета. Результат зачета оценивается максимально 70 баллами.

В ходе зачета проверяется глубина и качество усвоенного учебного материала по следующим показателям:

  • знание основных терминов – 15 баллов;

  • знание основных дидактических единиц учебной программы – 25 баллов;

  • умение применять полученные знания для анализа социальных конфликтов и принятия решений по управлению конфликтным взаимодействием в процессе профессиональной деятельности (решение практических задач) - 30 баллов.

Итоговая аттестация студента по учебной дисциплине «Конфликтология» складывается из результатов промежуточной аттестации и зачета. Ее максимальный результат равен 100 баллам. Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать 52 и более баллов.

Перевод 100-балльного результата в пятибалльную оценку осуществляется по схеме:

85-100 баллов – «отлично»

70-84 балла – «хорошо»

52-69 баллов – «удовлетворительно»

51 и менее – «неудовлетворительно»

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕМЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ)
Тема 1. Предмет и задачи конфликтологии. Теоретические и методологические основы конфликтологии.
Конфликтология как наука и практическая дисциплина. Предмет конфликтологии, ее задачи и связь с другими науками (философией, историей, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и т.д.).

Предпосылки формирования конфликтологических идей. Общая характеристика зарубежной конфликтологии (идеи К. Маркса, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, Л. Козера).

Методологические уровни исследования конфликтов: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический. Принципы исследования конфликтов: всеобщей связи, объективности, детерминизма, развития, системного подхода, личностного подхода и др.

Методы конфликтологии: методы изучения и оценки личности, методы диагностики и анализа конфликта, методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах, методы управления конфликтом.
Тема 2. Сущность, виды, структура, причины и динамика социальных конфликтов
Конфликт как тип трудных ситуаций. Общие признаки трудной ситуации. Трудные ситуации деятельности, взаимодействия, внутри личностного плана. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости. Основные классификации конфликтов. Причины возникновения конфликтов (объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные).

Структура конфликта: стороны (субъекты) конфликта, предмет и объект конфликта, окружающая среда. Особенности восприятия человеком ситуации. Динамика протекания конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности: рассогласованность взаимоотношений, отсутствие целевого и ценностного единства. Должностной и ролевой конфликты «по горизонтали» и «по вертикали».

Участники конфликта и их характеристика: противоборствующие стороны (конфликтанты), косвенные участники (подстрекатель, организатор, пособник), заинтересованные в успешном разрешении конфликта (медиатор, судья).

Понятие внутриличностного конфликта, его специфика: особенность структуры, специфичность форм протекания, латентность. Проявления внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной сфере, поведенческой сферах (по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову). Виды внутриличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, этический, ролевой.

Причины возникновения внутриличностных конфликтов - подходы: анатомо-антропологический (А. Крюков, Ч.Ломброзо и др.), социологический (Э.Дюркгейм), психопатологический подход (Д.Эскироль), социально-психологический (Э.Фромм, А.Адлер, Э.Эриксон).
Тема 3. Особенности протекания конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия.
Социально-политические, социально-экономические, межэтнические, межгосударственные конфликты.

Конфликты в организации (конфликты между руководителем и подчиненными, межгрупповые и инновационные конфликты).

Межгрупповой конфликт как столкновение противоположно направленных групповых целей, интересов, ценностей. Взаимосвязь конфликтов, возникающих в группе: внутриличностного, межличностного, межгруппового и группового конфликтов.

Причины межгрупповых конфликтов в профессиональных коллективах: несовершенство организационной структуры; стремление к доминированию; распределение ресурсов; структурная перестройка, взаимная зависимость по выполняемым задачам, нарушения правовых норм различия во взглядах на трудовую дисциплину; формы и методы стимулирования; и т.д.

Социально-психологическая характеристика межгрупповых конфликтов (деиндивидуализация восприятия и мышления, неадекватное социальное, групповое сравнение, групповая атрибуция, корпоративная солидарность, внутригрупповой фаворитизм).

Внутригрупповые конфликты и их последствия: конструктивные (снятие социального напряжения, решение проблемы, изменение в ценностно-нормативной системе, организационные изменения в группе); негативные (распад группы, образование подгрупп, выбор «виновных» и др.).

Внутригрупповые конфликты в процессе групповой динамики. К.Левин: «пространство свободного движения». Конфликтность группы и уровень ее развития (Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская).

Семейные конфликты и их специфика.
Тема 4. Прогнозирование и профилактика конфликтов в организации.
Концепции управляемости конфликтом. Проблема управления конфликтом в исследованиях Р.Дарендорфа, К.Левина, Дж.Морено, М.Дойча. Формы управления конфликтами (переговоры, посредничество, арбитраж, суд).

Конфликты в деятельности менеджера: постановка проблемы. Особенности прогнозирования и профилактика конфликтов. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов.

Мероприятия менеджмента организации по профилактике конфликтов.

Технология предупреждения конфликтов. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней. Способы и приемы воздействия менеджера на поведение подчиненных. Антиконфликтное стимулирование сотрудников.

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов.

Компетентная оценка результатов деятельности и ее влияние на предупреждение конфликтов.

Тема 5. Теория и практика разрешения менеджером конфликтов в организации.

Конструктивное разрешение конфликтов. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Логика, стратегия и способы разрешения конфликтов. Правила поведения менеджера в конфликтной ситуации.

Разрешение конфликтов с участием третьей стороны. Этапы деятельности менеджера по урегулированию конфликта между подчиненными.

Способы урегулирования межгрупповых и групповых конфликтов в организации: «легитимизация» и «институциация» конфликта; признание статуса каждой личности в группе с учетом доминирования лидеров; сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы и др.

Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Психологические механизмы переговорного процесса. Психологические условия успеха на переговорах.
Тема 6. Методы изучения менеджером конфликтов в организации.
Методологические принципы изучения конфликтов: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип системного подхода, принцип единства теории и практики, принцип объективности. Применение методов психологии в конфликтологии. Наблюдение, опросы, эксперимент, тестирование, социометрия, ретроспективный анализ, изучение документов как методы изучения конфликтов. Сущность и особенность модульной методики диагностики межличностных конфликтов. Модульный социотест А.Я. Анцупова.

Выявление конфликтных диад в профессиональной группе. Оценка условия конфликтности членов коллектива с помощью индивидуального и персонифицированного индексов конфликтности.
5. ГЛОССАРИЙ
АГРЕССИЯ — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

АНТАГОНИСТ — непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.

АНТИПАТИЯ — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

АСИММЕТРИЧНОЕ РЕШЕНИЕ - решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются интересы только одной стороны.

АУТОАГРЕССИЯ — агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).

БЛЕФ — тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключается в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта,

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА — внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

ДИНАМИКА КОНФЛИКТА - ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ - иерархически организованная система интересов, ценностных ориентации, установок и мотивов, определяющих готовность личности к тому или иному поведению в конфликте.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.

ИНЦИДЕНТ — (от лат. incident – случающийся) первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон, в попытке с помощью воздействия на оппонента решить имеющуюся проблему в свою пользу.

КОМПРОМИСС — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

КОНКУРЕНЦИЯ — 1) в широком смысле — один из основных видов социального взаимодействия; 2) в узком смысле — соперничество, активное соревнование на каком-либо поприще между отдельными субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ - конфликт, происходящий внутри личности между ее различными психическими структурами, элементами и составляющими.

КОНФЛИКТ ЛАТЕНТНЫЙ — 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной, латентной фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.

КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ — конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентации, имеющих выраженный нравственный компонент.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ — наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе противодействия сторон, стремящихся одновременно полностью обладать одним и тем же объектом, сопровождающийся высоким уровнем эмоционального напряжения.

КОНФЛИКТОГЕНЫ - коммуникативные или поведенческие элементы (слово, фраза, жест, интонация, поступок, жест и др.), способные вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в межличностных отношениях.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ — междисциплинарная область научного знания, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а так же основные принципы, способы и приемы деятельности по управлению конфликтами.

КОНФРОНТАЦИЯ — противоборство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.

МЕДИАЦИЯ - способ урегулирования конфликтов при содействии независимого посредника на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА — конкретная материальная, социальная или духовная ценность, к полному обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента одновременно.

ПЕРЕГОВОРЫ — механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

ПОСРЕДНИК—третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА — объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

РАНГ ОППОНЕНТА — уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте; «сила» оппонента, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры.

СИНТОНЫ – слова, действия, поступки, которые создают схожие эмоциональные состояния у партнеров по общению, настраивают на одну волну, помогают установить контакт, помогают взаимопониманию, улучшают взаимоотношения, способствуют профилактике конфликтов.

СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - один из видов системного анализа конфликта; состоит во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.

СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА — вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА — один, из наиболее перспективных научных методов конфликтологического исследования. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место, как в самом конфликте, так и с внешним окружением.

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА — вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.

СОПЕРНИЧЕСТВО — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

СОТРУДНИЧЕСТВО — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ - третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА - свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

ЧЕЛНОЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ — способ организации деятельности посредника по налаживанию канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА — постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
К теме №1

    1. Чем вызвано появление конфликтологии как нового направления психологической науки?

    2. Что лежит в основе социального конфликта согласно теории К. Маркса и Р. Дарендорфа?

    3. Каковы особенности становления конфликтологии в России?

    4. Какими принципами необходимо руководствоваться в конфликтологических исследованиях?

    5. Какие методы используются для изучения конфликтов?


К теме №2

2.1 Какие группы противоречий детерминируют развитие конфликтов?

2.2.В чем сущность конфликта между сотрудниками организации (межличностный конфликт)?

2.3. В чем особенности конфликта между личностью и группой?

2.4. Раскройте сущность эмоционального, волевого, познавательного, мотивационного и психомоторного компонентов конфликтоустойчивости личности.

2.5. В чем проявляются конструктивные и деструктивные функции конфликта?
К теме №3

3.1. Каковы основные характеристики социально-политических и социально-экономических конфликтов?

3.2. Почему инновационные процессы в организации могут стать источником конфликтов?

3.3. В чем проявляется специфика семейных конфликтов?

3.4. Каковы функции внутриличностного конфликта?

3.5. Как взаимосвязаны конфликтность группы и уровень ее развития?
К теме №4

4.1. Какой смысл вкладывается в понятие «прогнозирование конфликтов»?

4.2. В чем отличие профилактики конфликтов от их прогнозирования?

4.3. Почему поддержание в ходе взаимодействия баланса ролей – одно из условий профилактики конфликтов?

4.4. Какие действия менеджера предполагают антиконфликтное стимулирование?

4.5. В чем заключаются психологические причины некомпетентных конфликтных решений менеджера?
К теме №5

5.1. Каковы основные критерии конструктивного разрешения конфликта?

5.2. В чем сущность аналитического этапа разрешения конфликта?

5.3. Какую роль в разрешении конфликта выполняет процесс посредничества?

5.4. Почему в диадах эффективнее, чем в триадах проходят переговоры, затрагивающие личные интересы оппонентов?

5.5. Какие основные этические принципы следует соблюдать менеджеру при использовании переговоров как способа разрешения конфликта?
К теме №6

6.1. Какие методы психологии обеспечивают сбор данных о конфликте?

6.2. В чем сущность социометрии как метода изучения конфликтных взаимоотношений в малой группе?

6.3. Какой психологический смысл содержит индивидуальный индекс конфликтности?

6.4. В чем отличие персонифицированного индекса конфликтности от индивидуального?

6.5. Что общего и в чем отличие двух основных стратегий изучения конфликтов?

7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Конфликт как социальный феномен.

  2. Профилактика конфликтов в профессиональной группе.

  3. Основные модели разрешения конфликтов.

  4. Стили поведения в конфликте.

  5. Семейные конфликты и способы их разрешения.

  6. Конфликты между руководителями и подчиненными.

  7. Конфликт как тип трудных ситуаций.

  8. Социальные конфликты и пути их разрешения.

  9. Внутриличностный конфликт: сущность, симптомы, типы, причины, профилактика и разрешение.

  10. Конфликтогены и синтоны: их роль и значение в социальных конфликтах.

  11. Психологическая помощь в разрешении супружеских конфликтов.

  12. Медиаторная форма посредничества в межличностном конфликте.

  13. Психологические особенности конфликтной личности.

  14. Особенности работы руководителя с межличностными конфликтами.

  15. Конфликты личности с организацией: сущность, специфика, типология и способы разрешения.

  16. Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации.

  17. Транзактный анализ конфликтов.

  18. Технологии эффективного общения в конфликтной ситуации.

  19. Технологии управления конфликтами.

  20. Саморегуляция психического состояния как способ выхода из конфликта.

  21. Переговоры как способ конструктивного разрешения конфликтов.

  22. Особенности конфликтов в трудовых коллективах и способы их разрешения.

  23. Особенности работы менеджера с собственными внутриличностными конфликтами.

  24. Особенности работы с людьми, находящимися в экстремальной ситуации.

  25. Коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста как средство развития конфликтной компетентности.


  1. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)


Основная:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. -М.: ИНФРА, 2009.


Дополнительная:

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПБ.: Питер, 2009.


  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.

  3. Долгова И.В., Зуев Ю.П., Малышев А.А. Введение в психологию внешней торговли. Ч. II, глава 3; ч. III, глава 4. - М.: ВАВТ, 2009.

  4. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. - СПб.: «Авалон», «Азбука - классика», 2008.

  5. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Под ред. проф. В.П. Ратникова – 4-е изд., перер. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  6. Козер Л. А. Функции социального конфликта. Пер. с англ. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000.

  7. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. Пер. с англ. - М.: Стрингер, 1992.

  8. Ланг Л., Зигерт В. Руководить без конфликтов/ Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990.

  9. Малышев А.А. Организационное поведение. Курс лекций. 2-е изд. - М.: ВАВТ, 2010.

  10. Психология менеджмента: Учебник, глава 18./ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2009.

  11. Lefebvre V. Das System im System. «Ideen des axakten Wissens», Stuttgart, 1990, № 10.

  12. Rappoport A., Chammah A. The Prisoner's Dilemma. Ann Arbor. Michigan University Press, 1995.

  13. Sсbelling Т. The Strategy of Conflict, Cambridge (Mass.) 1999.




  1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. http://www.confstud.ru – сайт Международной ассоциации конфликтологов.

  2. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/16834903.html - Федеральный образовательный портал «ЭСМ» (экономика, социология, менеджмент), раздел «Проблемы конфликтологии».

  3. http://www.i-u.ru – сайт Русского гуманитарного Интернет-университета.

  4. http://www.koob.ru - бесплатная электронная библиотека научной, научно-популярной и художественной литературы (Раздел «Социальная психология», «Конфликтология»).

  5. http://psy.hse.ru/66592/org_psychology/ - сайт Научно-исследовательского семинара "Организационно-психологическое исследование".

  6. http://azps.ru - познавательный портал А.Я.Психология.

  7. http://www.voppsy.ru/ - сайт журнала «Вопросы психологии».




Тираж 15 экз. Заказ № _________
Отпечатано в ФБГОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития Российской Федерации».

119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconРабочая программа учебной дисциплины конфликтология
Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Вопросы к зачету, задачи и практические задания, список источников и литературы для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconПрограмма по дисциплине «психология в сфере внешней торговли» для...
Разработчики программы: ст преподаватель балакирева с. М., к пс н., доцент савёлов в. П
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного...
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Курс «Гостиничный сервис» предназначен для студентов 5 курса дневного отделения (84,2 ) и заочного отделения (53,1) специальности...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconЛукьяновская О. В., Мельниченко Р. Г
Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconПланы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения...
Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconПрограмма по дисциплине «Конфликтология» (наименование учебной дисциплины) для специальности
«Конфликтология», во-вторых, уложить изучаемый материал и основные дидактические единицы курса в единую логическую схему, и, в-третьих,...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconКонтрольные вопросы по куру «История государства и права зарубежных...
История государства и права зарубежных стран: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 021100 – «Юриспруденция»...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconВопросы для экзамена по криминалистике для студентов 4 курса дневного,...
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconПрограмма по дисциплине «экономика и организация транспортного обеспечения...
Разработчики программы: Зав кафедрой, доктор экономических наук, профессор Холопов К. В.; кандидат экономических наук, доцент Артемкина...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconРабочая программа по курсу «криминалистика» Специальность 02. 11. 00 юриспруденция
Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами 3 и 4 курса дневного отделения, 5 и 6 курса заочного отделения, третьего...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений»...
Программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» разработана для студентов мпф вавт с учетом требований Государственного...
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине» Налоговая...
Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconПрикладное программное обеспечение в предметной области реферат по...
Студентки 1 курса дневного отделения кафедры теоретической и институциональной экономики
Программа по дисциплине «Конфликтология» для студентов 6 курса дневного отделения iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов 5 курса дневного обучения специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск