Скачать 130.37 Kb.
|
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплины «Цветоведение» Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства Тамбов 2007
Автор: Шабунин А.Г. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж» Рецензенты: Золотов П.Ю. – член Союза художников РФ, председатель правления Тамбовского отделения Союза художников России Фалеев А.В. – член Союза художников России, преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», заслуженный учитель РФ Пояснительная запискаЦветоведение - наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета и всех наблюдаемых объектов, изменения и трансформацию цвета в различных условиях, смешение и взаимодействие цветов. Обучение цветоведению должно идти параллельно с обучением живописи. Задача курса - дать студентам определённую сумму теоретических и практических знаний и научить их применять в процессе реализации учащимися на практике цветовых, тоновых и колористических задач. Знание основ цветоведения даёт возможность будущим художникам анализировать и изучать особенности цвета произведении искусств художников разных эпох, школ, направлений и стилей. Небольшое количество часов по данному предмету требует от преподавателя сжатого изложения материала с учётом специальности и специализации. Например, специфика применения цветоведения в декоративно- прикладном искусстве требует знания не только теории цвета, но и навыков реализации этих знаний на плоскости с учётом национальных, этнографических и академических установок. На практические занятия должна отводиться основная часть от общего объёма часов по данному курсу. Основные практические работы студенты выполняют в аудитории под руководством преподавателя. Для закрепления учебного материала выполняются домашние задания. Работы выполняются на планшетах размером примерно 55/55. Материал - акварельные краски, гуашь, темпера, тушь (чёрная, цветная), кисти. Занятия должны сопровождаться демонстрацией диапозитивов, репродукций с картин художников и показом лучших аналогов студенческих работ. Преподавателю этого курса необходимо уделять большое внимание созданию и использованию учебно- наглядных материалов, пособий и таблиц, работать в тесном контакте с преподавателями живописи и композиции. В результате обучения студенты должны знать: -о роли цвета и цветовых отношений в жизни общества и будущей профессиональной деятельности; -о возможностях и рамках решения цветовых задач в декоративно-прикладной деятельности; -о взаимосвязи цвета и восприятия его личностью; -возможности соответствующих материалов (красок) в решении профессиональных задач. Уметь: -пользоваться закономерностями формирования цветовых отношений в картинной плоскости; -пользоваться законами иллюзорного отображения цветовых взаимодействий на плоскости; -владеть методикой работы с цветовыми и красочными замесами на основе знаний: смешения цветов, восприятия цветов, соотношения цветов.
Итого: 38 Примерное содержание дисциплины. Введение. Цели и задачи курса. Ознакомление с разделами программы. Общие сведения о цветоведении. Значение цвета для человека. Законы цвета в естественной среде. Единство цвета, пространство и формы. Материализация цвета в окружающих предметах и явлениях. Аспект изучения цвета. Литература по цветоведению: Алексеев С.С., Арнхейм М.Р., Волков Н.Н., Зайцев А., Кандинский В., Бреслав Г.Э. Тема№1. «Физические основы цвета. Три основных характеристики цвета. Цвет как физиологическое явление», Волновые свойства света. Характеристика цветовой волны. Восприятие цвета предметов и явлений при различных условиях. Фактура поверхностей (матовые- блестящие, прозрачные- непрозрачные). Характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Хроматические, ахроматические цвета. Цветовой круг. История учения о цвете. Устройство глаза. Влияние цветового тона и насыщенности цветов на зрение. Влияние цвета на физиологические функции человека. Студенты должны знать: что такое цвет, его характеристики, о роли цвета в жизни человека. Студенты должны уметь: выполнять цветовой круг, видеть тоновые и цвето – тоновые переходы. Практическое занятие №1. На бумаге формата А3 построить равноступенный круг при смешении трех основных цветов так, чтобы дополнительные цвета располагались напротив друг друга. Выполнить 2 цвето – тоновые растяжки: «белый – ахроматический цвет», «белый – хроматический цвет». Материал: бумага, гуашь, кисти, палитра, карандаш, линейка, циркуль. Тема №2. «Законы смешанных цветов. Триады и взаимодополнительные цвета и юс свойства», Особенности оптического и механического смешения цветов. Применение различных способов смешения цвета в живописи. Студенты должны знать: - об особенностях механического и оптического смешениях, об их применениях в живописи. Студенты должны уметь: - различать оптическое смешение цвета от механического. Практическое занятие №2. Выполнить задание на отличительные особенности оптического и механического смешения на бумаге формата А3 выполнить две таблицы; 1 таблица: на оптическое смешение, выполняется акварелью; 2 таблица: на механическое смешение цветов, выполняется гуашью. Материалы: бумага, кисти, акварель, гуашь, карандаш Тема №3. «Цветовые контрасты. Одновременные (светлотные, хроматические и краевые). Последовательный контраст. Восприятие цветов». Одновременные контрасты: светлотный, хроматический, краевой. Способы увеличения и уменьшения силы воздействия контраста (Значение). Планы в живописи - цветовые. Виды контраста: по цвету, света и тени, тёплых, холодных, дополнительных цветов, цветовой и тональной насыщенности. Студент должен знать: - виды цветовых контрастов. Студент должен уметь: - использовать цветовые контрасты в своей работе. Практическое занятие №3 На планшете выполнить тональную шкалу на. (Плавный переход). Выполнить основные виды контрастов. Задание на нюанс. Материал: Планшет обтянутый бумагой, акварель, гуашь, кисти, палитра, карандаш, перо, тушь, линейка, циркуль, ресфедр. Тема №4, «Понятие о гармонии. Закономерности цветовых гармоний, их виды, цветовой диссонанс». Понятие колорита. Закономерности цветовых гармоний. Классификация цветовых гармоний. Гармония взаимодополнительных цветов. Гармония ахроматическая. Гармония хроматическая. Гармония ахроматическая с хроматической. Теории цветовых гармоний. Понятие цветового диссонанса, его применение в живописи. Понятие живописности и декоративности. Студент должен знать: - понятие о гармонии, виды цветовых гармоний и цветовой диссонанс. Студент должен уметь: - пользоваться цветовыми гармониями и цветовым диссонансом для выражения своих ощущений и замыслов. Практическое занятие 4. На бумаге формата А3 выполнить четыре натюрморта, состоящих из трёх предметов: живописный натюрморт, этот же натюрморт в технике «гризайль», декоративный натюрморт на цвето - тоновые отношения. Тема №5. «Психология цвета. Символика цвета, цветовые ассоциации». Зрительно - психологические свойства. Психологические ассоциации. Свойства цвета. Характеристики цвета (тёплые, холодные...). Понятие о прикладной цветопсихологии. Символика цвета в русской иконе, театре, произведения художников - символистов... Понятие синестезии, соощущения: цвет- звук, цвет- вкус, цвет- запах. Ассоциации цвета в быту. Студент должен знать: о цветовых ассоциациях, о влиянии цвета на настроение, жизненные ритмы человека. Студент должен уметь: выражать свое настроение посредством цвета. Практическое занятие №5. На формате листа А3 добиться ассоциации на предложенные темы; времена года, настроения, ощущения... Предложить 2-3 варианта. Материал: бумага А3, акварель, цветной мягкий материал. Самостоятельная творческая работа: Проиллюстрировать свои впечатления на свободно выбранную тему. Критерии оценки работ студентов по предмету «Цветоведение» При оценивании практических работ студентов на итоговом просмотре учитывается:
Оценка «5» ставится, при выполнении всех требований критерия оценки. Оценка «4» ставится, при не выполнении одного требования Оценка «3» ставится, при не выполнении двух – трех пунктов критерия оценки Литература:
|
Рабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс... Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа... | Рабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для... М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года.... | ||
Рабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель... Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы | Рабочая программа по курсу обществознание 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка... Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает... | Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год «Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено... | ||
Рабочая программа по обществознанию 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100.... | ||
Рабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го... Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:... ... | ||
Рабочая программа по музыке 8-9 класс «Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:... | Рабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических... Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный... |