Рабочая программа





Скачать 130.37 Kb.
НазваниеРабочая программа
Дата публикации05.08.2013
Размер130.37 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Тамбовское областное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины

«Цветоведение»

Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»

Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства

Тамбов

2007


Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»




Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Протокол №1 от 5.09.2007

Председатель предметно-цикловой комиссии

/С.В.Караваева/












«Утверждаю»

Зам. директора по УР

/А.Г. Малышкина/











Автор: Шабунин А.Г. – преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Рецензенты: Золотов П.Ю. – член Союза художников РФ, председатель правления Тамбовского отделения Союза художников России

Фалеев А.В. – член Союза художников России, преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», заслуженный учитель РФ

Пояснительная записка


Цветоведение - наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета и всех наблюдаемых объектов, изменения и трансформацию цвета в различных условиях, смешение и взаимодействие цветов.

Обучение цветоведению должно идти параллельно с обучением живописи.

Задача курса - дать студентам определённую сумму теоретических и практических знаний и научить их применять в процессе реализации учащимися на практике цветовых, тоновых и колористических задач.

Знание основ цветоведения даёт возможность будущим художникам анализировать и изучать особенности цвета произведении искусств художников разных эпох, школ, направлений и стилей.

Небольшое количество часов по данному предмету требует от преподавателя сжатого изложения материала с учётом специальности и специализации. Например, специфика применения цветоведения в декоративно- прикладном искусстве требует знания не только теории цвета, но и навыков реализации этих знаний на плоскости с учётом национальных, этнографических и академических установок.

На практические занятия должна отводиться основная часть от общего объёма часов по данному курсу. Основные практические работы студенты выполняют в аудитории под руководством преподавателя. Для закрепления учебного материала выполняются домашние задания.

Работы выполняются на планшетах размером примерно 55/55.

Материал - акварельные краски, гуашь, темпера, тушь (чёрная, цветная), кисти.

Занятия должны сопровождаться демонстрацией диапозитивов, репродукций с картин художников и показом лучших аналогов студенческих работ.

Преподавателю этого курса необходимо уделять большое внимание созданию и использованию учебно- наглядных материалов, пособий и таблиц, работать в тесном контакте с преподавателями живописи и композиции.

В результате обучения студенты должны знать:

-о роли цвета и цветовых отношений в жизни общества и будущей профессиональной деятельности;

-о возможностях и рамках решения цветовых задач в декоративно-прикладной деятельности;

-о взаимосвязи цвета и восприятия его личностью;

-возможности соответствующих материалов (красок) в решении профессиональных задач.

Уметь:

-пользоваться закономерностями формирования цветовых отношений в картинной плоскости;

-пользоваться законами иллюзорного отображения цветовых взаимодействий на плоскости;

-владеть методикой работы с цветовыми и красочными замесами на основе знаний: смешения цветов, восприятия цветов, соотношения цветов.




Темы и содержание

Количество

часов

Доп.

работа

Календар-ные сроки

Вид занятий

Наглядные пособия

Сам. работа

всего

теор

прак

1

2

3

4
5

6

Введение. Постановка целей и задач третьего семестра.
Физические основы цвета.

Три основные характеристики цвета. Цвет как физиологическое явление.
Законы смешенных цветов.

- Триады и взаимодополнительные

цвета, их свойства.

Цветовые контрасты.

Одновременные (светлотонные, хроматические и краевых).

- Последовательный контраст.

Восприятие цветов.
Понятие о гармонии.

- Закономерности цветовых гармоний и их виды.

- Цветовой диссонанс.
Психология цвета.

Символика.

- Цветовые ассоциации


1

1

8

8
14

6

1

1

1

1


1

1

2

1

3

3


3

3


6
6
2
3







Беседа

Беседа

Беседа, практич. работа

Беседа, практич. работа


Беседа, практич. работа

Беседа, практич. работа



Табл. по

цветоведению

Табл. по

цветоведению

Табл. по

цветоведению


Табл. по

цветоведению

Табл. по

цветоведению






Итого: 38


Примерное содержание дисциплины.

Введение.

Цели и задачи курса. Ознакомление с разделами программы. Общие сведения о цветоведении. Значение цвета для человека. Законы цвета в естественной среде. Единство цвета, пространство и формы. Материализация цвета в окружающих предметах и явлениях. Аспект изучения цвета. Литература по цветоведению: Алексеев С.С., Арнхейм М.Р., Волков Н.Н., Зайцев А., Кандинский В., Бреслав Г.Э.

Тема№1. «Физические основы цвета. Три основных характеристики цвета. Цвет как физиологическое явление»,

Волновые свойства света. Характеристика цветовой волны. Восприятие цвета предметов и явлений при различных условиях. Фактура поверхностей (матовые- блестящие, прозрачные- непрозрачные).

Характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Хроматические, ахроматические цвета. Цветовой круг. История учения о цвете.

Устройство глаза. Влияние цветового тона и насыщенности цветов на зрение. Влияние цвета на физиологические функции человека.

Студенты должны знать: что такое цвет, его характеристики, о роли цвета в жизни человека.

Студенты должны уметь: выполнять цветовой круг, видеть тоновые и цвето – тоновые переходы.

Практическое занятие №1.

На бумаге формата А3 построить равноступенный круг при смешении трех основных цветов так, чтобы дополнительные цвета располагались напротив друг друга. Выполнить 2 цвето – тоновые растяжки: «белый – ахроматический цвет», «белый – хроматический цвет».

Материал: бумага, гуашь, кисти, палитра, карандаш, линейка, циркуль.
Тема №2. «Законы смешанных цветов. Триады и взаимодополнительные цвета и юс свойства»,

Особенности оптического и механического смешения цветов. Применение различных способов смешения цвета в живописи.

Студенты должны знать:

- об особенностях механического и оптического смешениях, об их применениях в живописи.

Студенты должны уметь:

- различать оптическое смешение цвета от механического.

Практическое занятие №2.

Выполнить задание на отличительные особенности оптического и механического смешения на бумаге формата А3 выполнить две таблицы; 1 таблица: на оптическое смешение, выполняется акварелью; 2 таблица: на механическое смешение цветов, выполняется гуашью.
Материалы: бумага, кисти, акварель, гуашь, карандаш

Тема №3. «Цветовые контрасты. Одновременные (светлотные, хроматические и краевые). Последовательный контраст. Восприятие цветов».

Одновременные контрасты: светлотный, хроматический, краевой.

Способы увеличения и уменьшения силы воздействия контраста (Значение).

Планы в живописи - цветовые. Виды контраста: по цвету, света и тени, тёплых, холодных, дополнительных цветов, цветовой и тональной насыщенности.

Студент должен знать:

- виды цветовых контрастов.

Студент должен уметь:

- использовать цветовые контрасты в своей работе.

Практическое занятие №3

На планшете выполнить тональную шкалу на. (Плавный переход). Выполнить основные виды контрастов. Задание на нюанс.

Материал: Планшет обтянутый бумагой, акварель, гуашь, кисти, палитра, карандаш, перо, тушь, линейка, циркуль, ресфедр.

Тема №4, «Понятие о гармонии. Закономерности цветовых гармоний, их виды, цветовой диссонанс».

Понятие колорита. Закономерности цветовых гармоний. Классификация цветовых гармоний. Гармония взаимодополнительных цветов. Гармония ахроматическая. Гармония хроматическая. Гармония ахроматическая с хроматической. Теории цветовых гармоний. Понятие цветового диссонанса, его применение в живописи. Понятие живописности и декоративности.

Студент должен знать:

- понятие о гармонии, виды цветовых гармоний и цветовой диссонанс.

Студент должен уметь:

- пользоваться цветовыми гармониями и цветовым диссонансом для выражения своих ощущений и замыслов.

Практическое занятие 4.

На бумаге формата А3 выполнить четыре натюрморта, состоящих из трёх предметов: живописный натюрморт, этот же натюрморт в технике «гризайль», декоративный натюрморт на цвето - тоновые отношения.
Тема №5. «Психология цвета. Символика цвета, цветовые ассоциации».

Зрительно - психологические свойства. Психологические ассоциации. Свойства цвета. Характеристики цвета (тёплые, холодные...). Понятие о прикладной цветопсихологии. Символика цвета в русской иконе, театре, произведения художников - символистов... Понятие синестезии, соощущения: цвет- звук, цвет- вкус, цвет- запах. Ассоциации цвета в быту.

Студент должен знать: о цветовых ассоциациях, о влиянии цвета на настроение, жизненные ритмы человека.

Студент должен уметь: выражать свое настроение посредством цвета.

Практическое занятие №5.

На формате листа А3 добиться ассоциации на предложенные темы; времена года, настроения, ощущения... Предложить 2-3 варианта.

Материал: бумага А3, акварель, цветной мягкий материал.
Самостоятельная творческая работа:

Проиллюстрировать свои впечатления на свободно выбранную тему.

Критерии оценки работ студентов

по предмету «Цветоведение»

При оценивании практических работ студентов на итоговом просмотре учитывается:

  • Владение методикой работы с цветом и красочными замесами на основе знаний: смешения цветов, восприятие цветов, соотношение цветов;

  • Знать возможности соответствующих материалов (красок) в решении профессиональных задач;

  • Иметь представление о возможностях и рамках решения цветовых задач в декоративно – прикладной деятельности;

  • Умение пользоваться законами иллюзорного отображения цветовых взаимодействий на плоскости;

  • Аккуратность в оформлении практической работы


Оценка «5» ставится, при выполнении всех требований критерия оценки.
Оценка «4» ставится, при не выполнении одного требования
Оценка «3» ставится, при не выполнении двух – трех пунктов критерия оценки
Литература:

  1. Алексеев С.С. О колорите М., Изобразительное искусство, 1974.

  2. Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения М.,Изогиз,1937г.

  3. Алексеев С.С. Цветоведение ,М-Л. Гиз 1974г.

  4. Арнхейм М.Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.

  5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., Искусство, 1977.

  6. Грегори Р.А. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., Прогресс, 1974.

  7. Зайцев А. Наука о цвете и живописи. М., Искусство , 1986.

  8. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., Архимед, 1992г.,

  9. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Рабочая программа iconРабочая программа учебного курса по Изобразительное искусство для...
М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года....
Рабочая программа iconРабочая программа курса экологии в 7 классе Авдеенко И. В., учитель...
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы
Рабочая программа iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса русского языка...
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В связи с тем, что учебный план школы предусматривает...
Рабочая программа iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа iconРабочая программа по внеурочной деятельности направление художественное творчество
Рабочая программа проектной видеостудии «Сам себе режиссер» разработана с учетом Программы воспитания и социализации обучающихся...
Рабочая программа iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2014 2015 учебный год
«Животные», авторы Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономарева И. Н рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено...
Рабочая программа iconРабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. А. Балюк. Организация транспортного сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100....
Рабочая программа iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Рабочая программа iconРабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 9-го...
Данная рабочая программа и поурочное планирование курса геометрии для одиннадцатых классов отражает практику работы в классах старшей...
Рабочая программа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа iconРабочая программа по музыке 8-9 класс
«Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:...
Рабочая программа iconРабочая программа ориентирована на решение следующих учебно-методических...
Предлагаемая рабочая программа по географии адресована 6-7 классам основной школы. Рабочая программа опирается на государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск