Скачать 342.66 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Теоретическая фонетика» для специальности – 050303 «иностранный язык» Утвержден на заседании кафедрыанглийского языка « 30 » августа 2007г., протоколом № 1. Воронеж – 2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык Квалификация учитель иностранного языка «…ДПП.Ф.03 - Теоретическая фонетика Предмет фонетики, разделы фонетики. Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и ее функции. Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили. Произносительная норма. Варианты произношения.» ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка Программа учебной дисциплины «Теорфонетика» для специальности – 050303 «иностранный язык» Всего: 72 часа Из них 34 аудиторных занятий: 17 лекционных 17 практических 38 часов самостоятельной работы Форма отчетности: экзамен (5 семестр) Составитель: Гарская Л. В. Воронеж – 2007Пояснительная Записка Данная учебная программа предназначена для студентов третьего курса отделения английского языка факультета иностранных языков педагогического ВУЗа. Изучению данного теоретического курса предшествуют занятия по практической фонетике, на которые отводятся четыре учебных семестра. Поэтому естественной опорой лекционного курса является та сумма знаний, умений и навыков, которая была накоплена студентами за предыдущие годы обучения. Студенты должны иметь прочные навыки артикулирования иностранных звуков и интонирования звуковых последовательностей, уметь варьировать сегментный облик и просодию иноязычного текста в зависимости от его функциональной нагрузки, а также должны уметь выбирать необходимые фонетические средства для реализации структурно-содержательного аспекта своих высказываний, иметь прочные знания в области фонетического строя изучаемого языка. Студентам необходимо знать наиболее важные особенности сегментной и сверхсегментной частей фонетики английского языка в сопоставлении с фонетической системой русского языка, знать основные приемы постановки соответствующего произношения в русскоязычной аудитории, изучающей английский язык как иностранный. На семинарских занятиях по данной учебной дисциплине особое внимание уделяется работе с практическим материалом – аутентичными фономатериалами (монологического и диалогического плана), коммуникативно-ориентированными по характеру и содержащими социокультурную информацию о типичных ситуациях общения в англоязычных странах. При этом развиваются и совершенствуются умения аудирования на иностранном языке. Аудирование, один из четырех видов речевой деятельности, формирует способность восприятия, понимания и интерпретации высказываний, структурированных по нормам соответствующего языка. Такая способность ассоциируется с иноязычной языковой компетенцией (т.е. с владением фонетическими навыками речи, а также лексико-грамматическими навыками) как составляющей коммуникативной компетенции. Указанный выше практический материал также используется как мотивационная основа для обсуждения основных теоретических положений данной учебной дисциплины. Так, например, широко представлены аудиоматериалы, демонстрирующие фоностилистическую вариативность звучащей англоязычной речи, что служит основанием для высказываний по проблематике фоностилистики, важнейшего раздела фонетики, отражающего коммуникативно-прагматическую направленность речевой деятельности. См. соответствующие тематические рубрики ниже, в разделе данной рабочей программы «Содержание Дисциплины «Теоретическая Фонетика Английского Языка». Фрагменты из фономатериалов задействованы в тестовых заданиях практического плана (см. материалы тестирования по данной учебной дисциплине – 90 заданий); см. также практический материал в контрольных вопросах по тематике семинаров и разделов, выносимых на самостоятельную работу. См. материалы, разработанные для самоконтроля к темам, выносимым на самостоятельное изучение, а также планы семинаров по курсу теорфонетики, включающие не только теоретические вопросы для обсуждения (рубрика А), но и практические вопросы/задания (рубрика В). Таким образом, соответствующие тестовые задания и контрольные вопросы практического характера нацелены на решение вполне конкретных задач на когнитивно-коммуникативном уровне. Поставленные учебные цели и задачи направлены на обобщение и углубление теоретических знаний по данной учебной дисциплине, на развитие соответствующих практических умений и навыков на уровне профессионально–компетентностной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Вслед за И. Я. Зимней, в данной рабочей программе компетентностный подход к обучению рассматривается как практико-ориентированный, «определяющий результативно-целевую направленность образования» (Цит. по: Бим, И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам?// Иностр. языки в шк. – 2007. - № 4. – с. 3). Ср. с еще одной трактовкой понятия компетентностного подхода в современной системе образования: «Компетентностный подход <…> предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач» (Сысоева, Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам// Иностр. языки в шк. – 2007. - № 5. – с. 6). Данная учебная программа составлена на основе профессиональной образовательной программы для специальности 050303 Иностранный язык (с дополнительной специальностью). Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденными в 2006г. Основные целевые установки курса по теоретической фонетике Эффективность усвоения теоретических знаний во многом зависит от реализации их в практической деятельности. В свою очередь, деятельностный подход (коммуникативный, содержательно-смысловой) формирует профессиональную компетентность будущего учителя английского языка при усвоении им профессиональных знаний, при развитии умений и навыков, необходимых для достижения сформированности коммуникативной компетенции (с ее составляющими – языковой, социокультурной, дискурсивной, социальной и другими компетенциями). В свою очередь, практическая детальность актуализируется в контексте учебно-познавательной, общекультурной, личностной, ценностно-смысловой и социально-трудовой направленности. Соответственно, при прохождении курса теоретической фонетики английского языка ставятся следующие цели и задачи:
Студент должен уметь разрабатывать фонетический аспект занятий по английскому языку. Он также должен иметь полное представление о сегментных и сверхсегментных особенностях фонетической системы современного английского языка в сопоставлении со звуковым строем русского языка и уметь учитывать их типологические различия в практике преподавания английского языка как иностранного. Студент должен знать основы фоностилистики, сравнительно нового раздела фонетики, и уметь варьировать набор фонетических средств в зависимости от ситуации общения. Студент обязан уметь логично и адекватно построить систему обучения звукотипам и сверхсегментным явлениям английского языка, опираясь при этом на общую основу фонации, т е на артикуляционную (фонетическую базу). Он должен рецептивно владеть американским вариантом английского языка (помимо британского), а также иметь представление о региональных языковых вариантах, говорах и диалектах, которые составляют естественное окружение нормативной, кодифицированной речи. Особое внимание в курсе теоретической фонетики уделяется рассмотрению такой важной темы, как интонация, совокупность сверхсегментных средств фонации, релевантная для дифференциации фоностилей. При этом понятие речевой мелодики рассматривается в связи с другими составными компонентами интонации. Большое внимание уделяется проблемам фоностилистики, имеющим непосредственное отношение к практике обучения культуре речевого общения. Эта тема также акцентирована в содержании дисциплины «теоретическая фонетика», представленном в государственном образовательном стандарте, следующим образом (на уровне вербальных средств выражения): «Фоностилистическая вариативность на сегментном и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили». Использование стилистически правильной речи и соответствующего фоностиля в этой или иной коммуникативной ситуации является актуальной задачей в настоящее время. Закономерности функционально-стилевого расслоения языка следует, в первую очередь, рассматривать на фонетическом уровне в плане сравнительно-сопоставительного анализа различных видов речевой деятельности: с одной стороны, это спонтанный диалог, неофициальная беседа (разговорный стиль общения), а с другой стороны, это публичные выступления (например, с лекцией перед аудиторией), фонетическое чтение вслух отрывка из художественной прозы (например, на экзамене по практике речи или практической фонетике), декламация стихотворения и т д. Тематический план по курсу «Теоретическая Фонетика» 5 семестр
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История языка» для специальности... Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации.... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: «050303. 65... ... |