НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ОДОБРЕНО
на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин
(протокол № 1 от 30 августа 2011 года)
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной и воспитательной работе
____________О.В. Челомбицкая
_____________________2011 год
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«ПОЛИТОЛОГИЯ»
по специальности 080507.65
«Менеджмент организации» Формы обучения:
очная, заочная Составитель: к.пол.н., доцент, Буров А.В.
Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан в соответствии
с требованиями Государственного образовательного стандарта
по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»
Содержание Введение…………………………………………………………………………………
| 4
| 1 Цели и задачи дисциплины………………………………………………………….
| 4
| 2 Структура и объем дисциплины…………………………………………………….
| 5
| 3 Содержание дисциплины……………………………………………………………
| 6
| 4 Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации
преподавателю и студенту)……………………………………………………………
| 7
| 4.1. Содержание тем дисциплины…………………………………………………..
| 7
| 4.2. Перечень лабораторных работ………………………………………………….
| 8
| 4.3. Содержание практических (семинарских занятий)…………………………...
| 9
| 5 Содержание самостоятельной работы……………………………………………...
| 20
| 6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………….
| 29
| 6.1. Конспект лекций………………………………………………………………...
| 29
| 6.2. Методические указания студентам…………………………………………….
| 161
| 6.2.1. Общие рекомендации…………………………………………………………
| 161
| 6.2.2. Методические указания и задания на выполнение контрольной работы...
| 161
| 6.3 Литература ………………………………………………………………………
| 167
| 7 Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля………………………………………………...............................
| 171
| 7.1 Формы текущего промежуточного и итогового контроля……………………
| 171
| 7.2. Тесты самопроверки знаний…………………………………………………....
| 171
| 7.2.1. По теме 1……………………………………………………………………….
| 171
| 7.2.2. По теме 2……………………………………………………………………….
7.2.3. По теме 3 ………………………………………………………………………
7.2.4. По теме 4 ………………………………………………………………………
7.2.5. По теме 5 ………………………………………………………………………
7.2.6. По теме 6 ………………………………………………………………………
7.2.7. По теме 7 ………………………………………………………………………
7.2.8. По теме 8 ………………………………………………………………………
7.2.9. По теме 9 ………………………………………………………………………
7.2.10. По теме 10 ……………………………………………………………………
| 172
173
174
175
176
177
179
179
180
| 7.3 Правильные ответы на тест самопроверки знаний…………….………………
| 181
| 8 Структура и бальная оценка рейтингов….………………………………………….
| 182
| 9 Рейтинговые задания по модулям (блокам) дисциплины………………………….
| 182
| 10 Контрольные вопросы……………………………………………………………….
| 191
| 11 Тематика курсовых, дипломных работ и рефератов ……………………………
| 193
| 12 Раскрытие дидактических единиц в темах Учебно-тематического плана ………. 194
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ
Учебная программа дисциплины «Политология» разработана для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Государственного образовательного стандарта специальности. При очной форме обучения на изучение дисциплины «Политология» отводится учебным планом 64 часа, в том числе лекционные занятия - 16 часа, семинаров, практических занятий 18 часа, самостоятельная работа студентов - 30 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают зачет.
При заочной форме обучения трудоемкость дисциплины составляет 64 часа, в том числе лекционные занятия - 4 часа, семинарские и практические занятия - 4 часа, самостоятельная работа-56 часов. По окончанию изучения курса студенты сдают зачет.
Учебная дисциплина «Политология» носит преимущественно проблемно-теоретический характер и, вместе с тем, призвана дать студенту первичные знания об основных аспектах и тенденциях эволюции практической политической деятельности людей. Освоение основ современной науки о политике позволит будущим специалистам не просто хорошо разбираться в политических явлениях и процессах, но и формировать собственную активную политическую позицию, быть полноправным и полноценным членом демократического общества. Изучение данного курса теcно связано с такими учебными дисциплинами, как отечественная история, философия, социология, психология.
Основные задачи курса заключаются в следующем:
- во взаимодействии с другими учебными дисциплинами обеспечить подготовку студентов по избранной специальности;
- представить студентам современные взгляды на предмет, достижения и методы политической науки, место политологии среди других дисциплин обществоведения;
- ознакомить студентов с современной структурой политической науки, с системой политологических понятий, сложившимися политологическими школами и методологиями, используемыми для исследования мира политического;
- вооружить студентов методологией научного анализа современных политических процессов в стране и на международной арене, способствовать развитию их творческого мышления;
- формировать у студентов научные представления о политическом устройстве общества как сложной, многоуровневой и полифункциональной системе, структуре и функциях ее основных институтов, особенностях национальных политических систем;
- выработать умение критически анализировать политические явления и процессы, свободно и правильно ориентироваться в политике, чтобы быть в состоянии делать адекватные не только научно-теоретические, но и практические политические выводы;
- дать необходимое представление о сути и особенностях политических явлений и процессов в России, их месте и роли в мировом политическом процессе;
- содействовать формированию у студентов активистской политической культуры.
В результате овладения программой курса студент обязан:
- знать объект, предмет и методы политической науки, ее понятийно-категориальный аппарат, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;
- ориентироваться в основных современных научных политологических направлениях, школах и их достижениях;
- иметь представление о природе и сущности политической власти, политических отношениях и процессах, политических субъектах;
- уметь определять значение и роль политических систем и режимов в жизни государства и гражданского общества;
- разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия политических решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;
- применять теоретические и прикладные, инструментальные политологические знания при подготовке и обосновании политических решений, внося личностный вклад в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, придающие, в конечном счете, смысл политике и политической власти;
- иметь представление о международных отношениях и мировой политике, разбираться в геополитической обстановке, знать основное содержание национальных интересов России и принципы ее современной международной политики.
Структура и объем дисциплины
Кол-во часов. Форма обучения
|
Семестр
| Всего
| Аудиторн.
| Самост. работа
| Форма отчетности
| Очная
| 4 4
|
64
| 34
| 30
| зачет
| Заочная
| 8
| 56
|
Содержание дидактических единиц по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507.65 «менеджмент организации» степень (квалификация) – менеджер (2000г.)
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
|
Содержание дисциплины
Распределение фонда времени по темам и видам занятий
№
п/п
| Наименование тем
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Всего часов
| Очная
форма
| Заочная
форма
| Очная форма
| Заочная форма
| Очная форма
| Заочная форма
| Лекции
| Семинары
| Лекции
| Семинары
| 1.
| Политология как общественная наука
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 7
| 8
| 11
| 2.
| История развития политической мысли
| 2
| 2
| 2
| 2
| 4
| 7
| 8
| 11
| 3.
| Политика и политическая власть
| 2
| 2
|
|
| 4
| 7
| 8
| 7
| 4.
| Политический режим
| 2
| 2
|
|
| 4
| 7
| 8
| 7
| 5.
| Политическая система общества
| 2
| 2
|
|
| 4
| 7
| 8
| 7
| 6.
| Институциональные аспекты политики
| 2
| 2
|
|
| 4
| 7
| 8
| 7
| 7.
| Социокультурные аспекты политики
| 2
| 2
|
|
| 3
| 7
| 7
| 7
| 8
| Политические отношения и процессы
| 2
| 4
|
|
| 3
| 7
| 9
| 7
| Всего часов
| 16
| 16
| 18
| 4
| 4
| 30
| 56
| 64
|
4. Тематический план изучения дисциплины
(методические рекомендации преподавателю и студенту)
4.1. Содержание тем дисциплины Тема 1. Политология как общественная наука
Процесс институционализации политологии. Общественная необходимость изучения политической сферы жизни общества. Возникновение термина «Политология». Содержание этапов институционализации политологии.
Науки и ученые, оказавшие наибольшее влияние на становление и развитие
данной дисциплины. Особенности становления политической науки в странах Западной Европы, США и России.
Объект, предмет и задачи политологии как общественной науки. Определение объекта политологии и трех уровней его существования (сфера государственно-организованных связей; сфера общественных интересов; сфера государственной власти). Многообразие и неоднозначность предмета исследований. Задачи политологии как науки и учебной дисциплины.
Структура политологического знания. Политология как интегральная наука о политике и политическом во всем их проявлениях, включающая науки, изучающие саму политику (политическая философия, политическая история, теория международной политики; учения о политических института) и науки, изучающие взаимосвязь политики и окружающего мира (политическая социология, психология, география, астрология, антропология).
Политическая наука как совокупность различных видов знания и направленности исследований (виды политологии) – теоретическая, эмпирическая, прикладная, сравнительная, военная.
Методы и функции политологии. Характеристика общих (социологический, нормативно-ценностный, системный, сравнительный); общелогических (анализ и синтез, дедукция, индукция, моделирование) и эмпирических (эксперимент, опрос, наблюдение, контент-анализ) методов исследования политической реальности. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Содержание познавательной; нормативно-ценностной; прогностической, практической и прочих функций политической науки.
Тема 2. История развития политической мысли
Развитие политической мысли в античный период. (V–IV вв. до н. э.). Государственно-центрический характер политической мысли. Социально-философские учения Платона и Аристотеля об общественно-политическом устройстве государства, его структуре и формах.
Формирование политической мысли в средние века (III–XIII вв.) и в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.). Своеобразие философской мысли средневековья. Идеи о божественной предопределенности всего сущего, взаимодействии светской и духовной власти в IV–V веках (Августин Блаженный).
Конкретизация представлений о роли и месте государства, форме и сущности
власти в трудах Фомы Аквинского (XIII в.).
Проблемы государства, политики и власти в работах мыслителей эпохи. Возрождения и Реформации. Понятие государственного суверенитета (Н. Макиавелли, Ж. Боден).
Основные политические теории Нового времени (XVII–XIX вв.). Теории естественного права и общественного договора, их содержание и основные задачи (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо).
Развитие теории разделения властей в трудах Ш. Л. Монтескьё.
Основные положения либерализма и марксизма.
Представления о гражданском обществе Г. Гегеля.
Современный этап в развитии политической науки. Многообразие
направлений исследований и подходов к анализу политической реальности.
Краткая характеристика институционального, бихевиористического и системного подходов. Основные политические теории XX в.: бюрократии и легитимности политической власти (М. Вебер), элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), групп давления (А. Бентли), политических партий (М. Дюверже), государственного регулирования (Дж. Кейнс), политической модернизации (Г. Алмонд; Г. Хантингтон).
Политическая мысль в России. Идеи независимости Руси и сильной самодержавной власти в политических произведениях XIV–XVII вв. Идеология просвещенного абсолютизма и либерализма в трудах государственных и общественных деятелей России XVIII в.
Идеи о преобразовании государственной власти и создании конституционного правительства в XIX в.
Распространение общественной мысли славянофильства и западничества в 30-40 гг. XX в.
Основные положения марксизма-ленинизма и его значение для развития российского общества.
Развитие российской политической мысли в конце XX века.
Основные политологические школы и направления их исследований.
Становление политической науки в США. Прагматическая и реалистическая направленность американской науки и активное применение бихевиоризма и психоанализа в политических исследованиях Г. Лассуэлла. Основные направления исследований современной американской политической школы (управление и политика; сравнительная политика; международные отношения и мировая политика; политическая теория и философия; разработка содержания и методов прикладной политологии).
Политизация конституционного права и становление французской политологической школы. Значение Р. Арона и М. Дюверже в развитии политической науки Франции.
Философский характер германской политической школы. «Повторное открытие» теорий Франкфуртской социологической школы, реполитизация и реисторизация как основные черты современной германской политической науки.
Исследование больших социальных групп, межгрупповых связей и зависимостей как специфическая направленность польской политической школы.
Тема 3. Политика и политическая власть
Политика: возникновение, функции и виды. Современное содержание термина «политика». Социально-экономические предпосылки возникновения политики, ее основное назначение, функции и цели. Свойства политики (инклюзивность, универсальность, способность сочетаться с неполитическими явлениями). Классификация видов политики по различным основаниям (по сферам общественной жизни; по объекту воздействия; по субъектам политики; по целям).
Специфика и функции политической власти. Специфика поведенческого, системного, структурного, бихевиористского и психологического подходов к выявлению природы власти. Специфика политической власти (верховенство, всеобщность; легальность, моноцентричность; возможность применения насилия). Индивидуальная и институализированная формы политической власти. Макро-, мезо- и микроуровень функционирования политической власти. Управление обществом; оптимизация политической системы и обеспечение стабильности в стране - как основные функции политической власти.
Структура власти. Характеристика пяти элементов в структуре власти.
1). Субъект власти. Основные качества, которые должны быть присущи субъекту (желание и воля к власти; способность взять на себя ответственность; компетентность, авторитет). 2). Объект власти: общество, социальная группа,
индивид. 3). Основания власти (мотивы подчинения людей: страх, авторитет, интерес, привычка, идентификация). 4). Ресурсы власти или средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целям субъекта. Виды ресурсов власти в зависимости от сферы деятельности: экономические, социальные, силовые, культурно-информационные, демографические. 5). Процесс властвования (демократический, деспотический, авторитарный…).
Понятие легитимности политической власти. Легитимность власти как социально-психологическое явление. Ее значение и типы (харизматическая, традиционная, рационально-правовая, идеологическая, технократическая, этническая). Взаимосвязь между эффективностью власти и ее легитимностью. Средства, используемые властью для усиления легитимности (законы, указы, политические движения в поддержку власти; личность государственного лидера). Факторы, снижающие легитимность (преступность, коррупция, национализм, противоречие между универсальными ценностями и интересами властвующей элиты; противоречие между идеей и практикой; противоречия внутри элиты). Показатели, позволяющие зафиксировать изменение уровня легитимности политической власти.
Оппозиция: понятие и виды. Оппозиция как политический институт и критический дух. Условия ее существования. Значение оппозиции (закрепляет на политическом уровне имеющееся в обществе разнообразие интересов; выявляет социальные конфликты; позволяет уберечь общество от бесконтрольности, опасности принятия поспешных и односторонних решений; предлагает альтернативные пути решения проблем). Классификация видов оппозиции в зависимости от характера взаимодействия с политической системой (легальная, нелегальная, полулегальная) и по степени терпимости по отношению к действиям правительства (лояльная, непримиримая, умеренная). Тема 4. Политический режим
Понятие и виды политического режима. Содержание политического режима. Факторы, определяющие характер политического режима. Классификация видов политического режима.
Характеристика недемократических политических режимов. Признаки тоталитарного политического режима. Коммунизм, национал-социализм и фашизм как формы тоталитарного политического режима, их общие и специфические черты. Особенности и виды авторитарного политического режима.
Демократия: сущность и характерные черты. Многомерность категории «демократия» (как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека, как политический режим, при котором источником власти признается народ). Признаки демократического политического режима. Прямая, представительная и плебисцитарная формы демократии. Достоинства и недостатки демократии. Тема 5. Политическая система общества
Понятие и механизм функционирования политической системы Общество как совокупность специфических подсистем. Предназначение и отличительные черты политической системы. Теории политических систем.
Политическая система как саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы и модель его функционирования в теории Д. Истона.
Структура, функции и типология политической системы.
Институциональный, стратификационный и системный подходы к рассмотрению структуры политической системы. Характеристика институциональной, нормативной, коммуникативной, культурно-идеологической и функциональной подсистем политической системы.
Содержание управленческой, интегративной и регулятивной функций политической системы.
Классификация политических систем в зависимости от степени взаимодействия с внешней средой (открытые и закрытые); по типу политической культуры (англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная; тоталитарного типа); по классовому принципу (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая); по политическому режиму (тоталитарная, авторитарная, демократическая) Тема 6. Институциональные аспекты политики
Государство - важнейший политический институт. Сущность и назначение государства. Причины возникновения, специфические признаки и функции (внутренние и внешние).
Типология государств. Правовое государство. Классификация видов государств по форме правления: (монархия (абсолютная и конституционная) и республика (президентская, парламентская, смешанная)); по форме государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное); по функциям (военно-полицейское; социальное; правовое). Признаки правового государства.
Политические партии и их роль в политической жизни общества Понятие и происхождение партий. Основные причины и предпосылки возникновения. Основные признаки и отличия партий от других общественных объединений. Функции политических партий (представительство социальных интересов; социализация граждан; организация борьбы за власть или контроль над ней; подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти). Типы партий и партийных систем.
Сущность, структура и функции политической элиты. Понятие и основное назначение политической элиты. Социальные, психологические, организационные и политические причины существования элит. Структура политической элиты (правящая и оппозиционная; высшая и средняя). Теории элит Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса.
Понятие и сущность политического лидерства. Подходы к определению природы лидерства. Основные теории лидерства и их содержание (теория черт, конституентов, интегративная. Психологический и ситуационный подходы). Основные типы политического лидерства (обычные и герои; авторитарное и демократическое; консерваторы, реформаторы, революционеры; служитель, знаменосец, торговец и пожарный; формальный и неформальный; субъект и объект). Новаторская, коммуникативная, организаторская, координационная и интегративная функции политического лидера. Тенденции в развитии политического лидерства (учет глобальных проблем человечества; концентрация активности на экономических и социальных проблемах; снижение вероятности появления лидера-героя; профессионализация лидерства). Тема 7. Социокультурные аспекты политики
Личность и политика. Личность в системе политических отношений, механизм и условия включения человека в политику. Значение, мотивы и формы политического участия. Понятие абсентеизма и отношение к нему.
Политическая социализация. Понятие и содержание политической социализации. Первичная и вторичная социализация. Основные этапы социализации (политизация, персонализация, идеализация, институционализация).
Гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский типы политической социализации.
Политическая культура: сущность, структура, функции. Понятие, сущность, содержание и характерные черты политической культуры. Характеристика структуры политической системы и ее основных функций. Многообразие типов политической культуры. Понятие субкультуры.
Политическая идеология, и ее роль в политической жизни общества.
Понятие и содержание политической идеологии. Основные функции и задачи.
Теоретический, программный и поведенческий уровни политической идеологии. Классификация политических идеологий по предлагаемой модели желаемого общества (левые, правые, центристские); по отношению к технологии осуществления социального прогресса (радикальные, консервативные, умеренные).
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Развитие представлений о гражданском обществе в трудах Аристотеля, Руссо, Гоббса, Локка, Гегеля, Маркса. Сущность гражданского общества. Экономические, социальные и политические основы современного гражданского общества и его институты. Предпосылки и условия формирования и функционирования гражданского общества. Тема 8. Политические отношения и процессы
Политический процесс: сущность и типология. Понятие политического процесса. Режимы существования политического процесса (режим функционирования, режим развития и режим упадка). Структура политического процесса. Типология политических процессов: внешне- и внутриполитические; стабильные - нестабильные, открытые - теневые, эволюционные – революционные.
Политическая модернизация. Понятие и типы модернизации. Этапы развития теории политической модернизации. Критерии и цели политической модернизации. Политические противоречия и кризисы периода модернизации.
Политические конфликты. Понятие и специфические черты политического конфликта. Источники политических конфликтов. Типология политических конфликтов. Этапы протекания политических конфликтов. Способы разрешения политических конфликтов. Позитивные и негативные последствия конфликтов.
4.2. Перечень лабораторных работ
Учебным планом специальности лабораторные работы не предусмотрены. 4.3. Содержание практических (семинарских) занятий
|