Правила технологии оценки учебных успехов





Скачать 370.27 Kb.
НазваниеПравила технологии оценки учебных успехов
страница1/3
Дата публикации23.06.2014
Размер370.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ
Образовательная система «Школа 2100»


2010
Общие сведения

Технология оценки учебных успехов разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2003-2005 годах.

Научный руководитель эксперимента - академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн.

Авторский коллектив разработчиков: Координатор: Д.Д.Данилов

Авторы учебников ОС «Школа 2100»: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, С.А.Козлова, С.С.Кузнецова, Е.В. Сизова

Методисты: М.Е. Турчина, О.А.Родыгина, Ж.И. Серова, А.А. Николаева.
Активное участие в разработке и апробации новой технологии принимают учителя-экспериментаторы, психологи и администрация школ -участников эксперимента:

Школа № 653 (г. Москва), Школа № 855 (г. Москва), Гимназия № 415 Александра II (г. Санкт-Петербург), Школа № 2 (г. Лобня - Московская область), Школа № 1 (г. Клин - Московская область), Гимназия № 15 (г. Клин - Московская область), Школа села Спас-Заулково (Клинский район Московской области), Школа «Радуга» (г. Калуга), Школа № 15 (г. Вышний Волочек - Тверская область), Гимназия № 44 (г. Пенза), Школа № 11 (г. Сатка - Челябинская область), Школа № 7 (г. Магнитогорск - Челябинская область), Школа № 54 (г. Омск), Школа № 61 (г. Новоуральск), Школа № 8 (г. Лабытнанги - Ямало-Ненецкий округ).
Цель новой технологии - обеспечить на этапе контроля отражение принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»

Основные задачи новой технологии:

Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний - то есть как реализуются современные цели образования. - Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

На основании анализа экспериментальной работы, проведенного специалистами РАО, 16 ноября 2005 года технология получила официальное признание Президиума Российской Академии образования:

«В Образовательной системе «Школа 2100» ... разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
Итак, в ходе обучения, в рамках образовательной системы «Школа 2100» - это воспитание функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность - «это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», а так же действовать «в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей - это постоянный поиск компромиссов».

Нам нужно проконтролировать, как ученик овладевает качествами функционально грамотной личности , т.е. не отдельными знаниями, а умениями ими пользоваться. Проявиться эти качества могут только в ходе решения различных жизненно-практических проблем (задач).

Алгоритм решения любой из этих задач один:

  • поставить цель (зачем мне это нужно),

  • спланировать действия, осуществить их - найти решение, свериться с нужным результатом,

  • если он не достигнут, - понять, в чем состояли ошибки, и исправить их.

Рассматривая задачу (проблему), как - побуждение к действию, в котором для получения результата необходимо осуществить несколько взаимосвязанных, возможно, творческих, операций, привлекая разные умения и знания.

Вывод из всего выше сказанного таков: поставив целью образования воспитание функционально грамотной личности, мы должны контролировать не отдельные знания, а умения ими пользоваться в ходе решения различных задач (проблем).

Соответственно каждая цель изучения конкретного предмета может быть обозначена как линия развития личности средствами данного предмета.

Каждая линия развития - это овладение набором предметных умений, позволяющих ученику решать определенные виды жизненно-практических задач.
Целью новой системы является оценка продвижения ученика по линиям развития и его выход на определенный уровень образования в соответствии с принципом минимакса.
Как же организовать контроль и оценивание

в рамках личностно ориентированного образования?

Правила ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ (далее - ТОУУ) в Образовательной системе «Школа 2100»

(Подробное описание с методическими рекомендациями)
Технология оценивания - это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

1. Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.

Мы должны отслеживать продвижение ученика по линиям развития личности. Регистрироваться должны освоение важных новых знаний умений (дидактических единиц) по каждой линии развития (обычно они указаны в конце программы в качестве требований). Эта регистрация может осуществляться как в виде общего экрана достижений, так и в виде индивидуальных дневников достижения учеников.
Описание ЭТАПОВ введения правил:

(время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель) 1-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводятся только правила, которые составляют основу технологии, ее минимальное содержание:

    1. е правшо (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя.

    2. е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).

    3. е правило (одна задача - одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. Начиная, со 2-го класса определяется отметка за каждую учебную задачу.

    4. е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята вданном классе (например, 5-балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).


Если учитель не находит сил и времени для введения в свою работу других правил, можно остановиться на достигнутом. Во всех остальных случаях сохраняются традиционные правила оценивания: 5-балльные отметки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и т.д. Таким образом, использование этого минимального содержания не требует от учителя официального оформления использования новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно- оценочной самостоятельности. Администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а также то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Однако, поскольку используется неполный набор правил, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебным целям изменятся незначительно.
ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
1-е правило; «Отличие оценки и отметки»:

Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрацию умения по применению знания (решение задачи)!


Оценка

- это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вфг здесь не точно, потому что...»)

Отметка

- это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковы| шкалы)







- можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.

- ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.


Можно в конце урока предложить определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут быть премированы - им засчитывается решение задачи программного уровня по тому умению, по которому формулировалась проблема урока.




КТО ОЦЕНИВАЕТ?
2-е правило: «Самооценка».

Оценку определяют учитель и ученик сообща!


Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге (кратком или развернутом).

Если оценивание проводится после сдачи письменного решения учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, опять же в диалоге с учителем давая оценку своей работе.


Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

      1. шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

      2. шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

      3. шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

      4. шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Личностное развитие старшего дошкольника и младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной чертой которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выгодский отмечал, что именно в этом возрасте начинается складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе.

Самооценка - важнейшее личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Поэтому необходимо начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. От того насколько дети освоят действия контроля и самооценки, будет зависеть их дальнейшее обучение.

П.П. Блонский выделил четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению- материала:

        1. стадия - характеризуется отсутствием всякого самоконтроля, так ученик, не усвоивший материал, не может ни чего контролировать;

        2. стадия - полный самоконтроль, когда ученик проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. На этой стадии происходит полное сличение с программой выполнения по произвольно осознанной схеме и немедленное устранение ошибок.

        3. стадия - выборочный самоконтроль, где ученик проверяет только главное по вопросам. Здесь происходит сличение действия с программой.

        4. стадия - видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких- то незначительных деталей, примет.

(пример /№6/06 стр.2, задание к упр. 209)

Прослушав материал, у многих возникает вопрос: «Интересно, как это мои дети смогут сами себя оценивать? Над умениями самоконтроля и самооценки надо работать. Сначала будем добиваться, что бы ученики привыкли оглядываться на свои действия, сравнивать результат с целью. Поэтому первые вопросы на самооценку могут звучать так: «Какое у нас было задание, что мы были должны получить (узнать, решить)?»;

Ребенок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед. Любовь Андреевна Фролова профессор кафедры начального образования говоритб «К сожалению учащиеся привыкают к тому, что их оценивают другие. Надо только выполнить задание, а правильно ли оно выполнено, скажет учитель. У ребенка не создается мотивация для самостоятельного самоусовершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ребенка в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности, ребенок начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки.

Внешнее выражение уровня самооценки и самоконтроля может быть представлена следующим образом:

  • Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал занятия и справился со всеми заданиями.

  • Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне пока не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

  • Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал., не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь.

(пример Дневник школьника/№ 2/07 стр. 1-2,3)
Алгоритмы введения правила «Самооценки».

1). Совместная выработка порядка оценивания

    1. шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?»... «Что сделаем после этого?» и т.д.

    2. шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.


2). Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание.

      1. шаг. В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учебного материала. Максимум материала не планируем использовать, т.к. это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем на порядок более сознательное отношение детей к учебе, компенсирует менее подробное изучение нескольких тем).

      2. шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.


3). Действия при выработке у учеников умения самооценки .

        1. шаг. В начале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).

        2. шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

        3. шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

        4. шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога саомоценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

        5. шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.


4). Действия при сформированном умении самооценки.

          1. шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать весь необходимый учебный материал.

          2. шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя «оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».






Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции


3 шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.


Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако честный разговор с ними на равных, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у детей адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя - нет!



Каких ошибок надо избегать.

            1. На первом этапе отработки правила учителя закладывают в урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.

            2. Пропускают обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.

            3. В 1-м , 2-м классах учитель требует весь алгоритм самооценки (5 пунктов)


Особые ситуации.

              1. Не каждый ученик готов публично давать самооценку , следовательно, учителю необходимо понимать, что таким детям нужна помощь психолога, и по возможности первое время не обращаться к ним, пока ребята не преодолеют психологический барьер.

              2. Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удаётся, таким ученикам требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребёнку, что каждый уровень - это определённый успех. Не удаётся сейчас, может получиться в другой раз, когда будет показано другое умение.

Учитель должен помнить, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью Самооценки помочь ученику найти свой уровень успешности.

              1. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не задевает отвечающего ученика , а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.





КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?

3-е правило: «Одна задача - одна отметка».
За каждую учебную задачу (задание), демонстрирующую овладение определенным умением, ставится своя, отдельная отметка.

Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) - бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каждому из которых - разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть - не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику) - информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика затруднение, над чем с ним еще необходимо поработать.
Алгоритм введения правила для заданий на уроке.

                1. шаг. Даем задание, комментируем его суть, при этом акцентируем внимание учеников на том, что, если задание будет выполнено полностью, то за него можно будет поставить отметку.

                2. шаг. После выполнения задания учитель в диалоге с учеником решает, какую отметку поставить. (См. алгоритм самооценки).


Алгоритм введения правила для проверочной работы.

                  1. шаг. В начале урока, перед тем как дать саму проверочную работу, напоминаем о том, что вам необходимо выполнить все задания проверочной работы, так как за каждое из них будет выставлена своя отметка.

                  2. шаг. При проверке за каждое задание учитель выставляет отдельную отметку за то умение, которое было продемонстрировано при выполнении (см. 4-е правило).


Каких ошибок следует избегать.

Учитель забывает предупреждать, что задание оценивается отметкой;

Учитель оценивает отметкой отдельное действие, фразу, а не реально выполненное задание задачу;

Учитель сам авторитарно ставит отметку за выполненное задание, не обсуждая в диалоге с учеником.

Учитель забывает указать отметки за каждое задание проверочной работы, а выставляет средний балл за всю проверочную работу.



ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?

4-е правило: «Таблица требований».
Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без которого конечный результат было бы невозможно получить). Алгоритмы использования правила

Использование таблицы требований предполагает два основных варианта


Официальный журнал заполняется без изменений

Есть изменения

в заполнении официального журнала

  1. шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал (см. 6-е правило).

  2. шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например,5- балльная).

  1. шаг. На педагогическом совете школы учитель получает официальное разрешение заполнять официальный журнал в соответствии с технологией оценивания учебных успехов (см. следующий алгоритм).

  2. шаг. Все отметки в течение четверти учитель выставляет в таблицу требований, в свои рабочие материалы (см. ниже алгоритм использования таблицы требований). В официальный журнал записывается только число, тема урока и отсутствующие ученики.

  3. шаг. В конце четверти учитель и ученики по таблице требований определяет итоговую оценки и отметку (см. 7-е правило).

  4. шаг. Итоговая отметка выставляется в официальный журнал в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная)."


Таким образом, во втором случае в традиционном официальном журнале, будут только итоговые отметки (четвертные, полугодовые, годовые). Данное правило абсолютно законно и естественно, хотя и вызывает поначалу удивление. Чтобы у педагогов, не было проблем с проверяющими, надо на педсовете принять решение, как вести документацию (выбрать один из предложенных вариантов).
1) Порядок законного оформления права учителя на использование таблицы требований:

  1. шаг: Учитель принимает решение об использовании в своей работе таблиц требований и

получает согласие администрации школы

  1. шаг: На педагогическом совете школы документально (письменно) фиксируется решение о том, что: «Учитель (такой-то), в классах (таких-то) использует технологию оценивания учебных успехов, одобренную Российской академии образования (Пункт 10. Заключения РАО о работе «Образовательной системы «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов. М., 2006. С.9.). В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть (триместр, полугодие). Текущие отметки выставляются в таблицы требований - в рабочий журнал учителя. Данное решение принимается также на основании пункта 3. статьи 15. Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».

  2. шаг: Данное решение педагогического совета школы необходимо представить в соответствующее Управление образования.


Работа с таблицей требований предполагает, что владеет учитель навыком быстро определять. какое именно программное умение демонстрируется учеником при решении каждой конкретной учебной задачи (задания); оперативно находить в таблице требований данное умение и выставлять ученику отметку именно за него. Чтобы овладеть этими педагогическими действиями, рекомендуется следующее:
2) Порядок освоения и применения правила «Таблица требований».

    1. шаг: Начать использовать таблицу требований только на одном предмете (курсе). Определить тему (группу тем, модуль), которая будет изучена по данному предмету в ближайшей четверти (триместре). В этот отрезок учебного года будет использоваться только один конкретный лист таблицы требований. В его заголовке надо записать изучаемую тему (группу тем, модуль).

    2. шаг: Сначала выставляются в таблицу требований отметки только за письменные работы (рабочая тетрадь, проверочный работы), что можно делать в спокойной обстановке после урока. Постепенно учитель привыкает определять умение по формулировке задания и находить его в таблице требований. При этом:

  • Отметки за задания проверочных работы, обязательные для всех - обводить в кружок.

  • Отметки за прочие текущие задания, не обязательные для всех - ставить, не обводя в кружок.

    1. шаг: Перейти к выставлению в таблицу требований отметок за устные ответы детей науроках:

  • По конспекту урока выбрать наиболее важные задания, которые будут даны детям на уроке.

  • Заранее определить, какое главное умение демонстрирует каждое из этих заданий и пометить это в конспекте.

  • На уроке, давая очередное задание, Вы уже будете точно знать, к какому оно относится умению, и сможете быстрое найти его в таблице требований.

  1. шаг: Использовать данные таблицы требований в общении с учениками и их родителями.

Проговаривать самим и учить детей самостоятельно определять:

  • какие типы заданий уже научился решать конкретный ученик и какими программными требованиями он, соответственно, уже овладел;

  • какие умения (программные требования) он пока не сумел продемонстрировать – над чем ему еще предстоит поработать.

  1. шаг: Когда группа тем четверти (полугодия, триместра) будет изучена, по таблице требований определяется (проговаривается) итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка (см. 7-е правило). Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме (группе тем, модулю) изученной в этой четверти (триместре) закрывается.

  2. шаг: Итоговые отметки за четверть при необходимости, выставляются в официальный

классный журнал. Если в таблице требований использовалась не 5-баллльная шкала, отметки (если не было специального решения педагогического совета школы) переводятся в традиционную шкалу.

  1. шаг: Аналогично проводится работа по теме следующей четверти - на новом листе таблицы требований. По итогам учебного года у учителя в его рабочем журнале и у ученика в дневнике окажется несколько таблиц требований - по числу четвертей (триместров или полугодий). Общий взгляд на текущие и итоговые отметки позволит сделать вывод о динамике отношения к предмету и обученности каждого ученика.

  2. шаг: Когда учитель освоит использование таблицы требований на одном предмете, можно начинать использовать ее на других предметах (курсах). Если учитель готов, ощущает в этом необходимость, он может одновременно осваивать несколько предметов (курсов).


3). Порядок обучения детей использованию таблицы требований

    1. шаг. В алгоритм самооценки добавляется вопрос: «Какое умение развивалось при выполнении этого задания?» или «Чему учились при выполнении данного задания?».

    2. шаг. Учитель предлагает ученику: «Найди данное умение в таблице требований своего дневника».

    3. шаг. Учитель предлагает ученику выставить свою отметку в найденную графу таблицы требований.

    4. шаг. Учитель одновременно выставляет отметку в свою таблицу требований, проговаривая это: «Я выставляю отметку в свой журнал - в такую же таблицу требований».


Особые ситуации:

      1. Если учитель заменил 5-балльную шкалу другой (6-балльной, 10-балльной), более точно отражающей различия в уровнях освоения материала, то нужно избегать перевода текущих баллов успешности в пятибалльные отметки. Первоначально некоторые ученики и особенно родители могут просить учителя об этом переводе. Надо устоять - ведь наша задача перенести внимание учеников и родителей с «пятерок» и «двоек» на реальные показатели учебных достижений

      2. Если ученик неточно понял формулировку задания и, выполняя его, по сути решил другую задачу, а не ту, что требовалось (продемонстрировал другое умение), то у учителя два варианта действия:

Жесткий, формальный - не засчитать ответ, чтобы ученик внимательнее читали формулировки.

Либеральный - для этого ученика выставить отметку в то умение, которое он продемонстрировал, объяснить какое умение требовалось в этой задаче, и посоветовать в следующий раз быть внимательней.




КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?
5-е правило: «Право отказа и право пересдач».

Текущий контроль

Осуществляется с помощью оценки. В задачу учителя при оценивании входит поощрение действий ученика. Особенно важно соблюдать это правило в ходе использования проблемно-диалогического метода на этапе решения проблемы, когда ученики высказывают свои гипотезы, предположения. Кроме того учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить («Молодец! Но...». Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно - на этапах актуализации знаний и применения новых знаний (первичном закреплении).

Еще одна функция оценки при текущем контроле - обучение ученика критериям оценивания собственной работы. Это достигается за счет использования взаимопроверки и самопроверки. Причем важно обсудить образец правильного выполнения работы, сравнивая с которым ученик оценивает результаты своей работы.

Суть правила

За задачи, решенные в процессе изучения новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще только овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. Задачи, решенные в ходе текущего контроля, показывают не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляют трудности, с которыми он сталкивается. Порядок действий:

        1. шаг: Закончен ответ ученика по решению текущей задачи на уроке.

        2. шаг: Проведен диалог по оценке и самооценке этого ответа.

        3. шаг. В конце диалога совместно учителем и учеником определена и названа отметка, которую заслуживает данный ответ.

        4. шаг: Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал (таблицу требований)?»

        5. шаг: Если ученик отвечает «Да», учитель выставляет отметку. Если - «нет», не выставляет, но напоминает: «Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает такой отметки!»


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правила технологии оценки учебных успехов icon2. Теоретические основы образовательных технологий, лежащих в основе...
После работы на семинаре рекомендуем провести школьное совещание при здувре, проанализировать данное направление, скоординировать...
Правила технологии оценки учебных успехов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В ос «Школа 2100» формирование этих умений происходит через технологии деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение,...
Правила технологии оценки учебных успехов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по информатике с использованием технологии оценивания учебных успехов
Правила технологии оценки учебных успехов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов), включая диагностический инструментарий
Правила технологии оценки учебных успехов iconПамятка-практикум «Освоение технологии оценивания учебных успехов»
Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан только если внедрение технолоиги осуществляется не в 1-м классе)
Правила технологии оценки учебных успехов iconУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая...
Правила технологии оценки учебных успехов iconОписание этапов введения правил оценивания образовательных достижений учащихся 1-х классов
Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. В конце каждого урока на полях тетради или в дневнике дети...
Правила технологии оценки учебных успехов iconЗдоровьесберегающие технологии. Гигиенические критерии оценки организации
Интернет, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 11 мая 2011 года (далее – Правила), на основании приказа...
Правила технологии оценки учебных успехов icon«Информационные технологии в образовании»
Технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрация интеллектуальной собственности
Правила технологии оценки учебных успехов iconАно «Информационные технологии в образовании»
Технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрация интеллектуальной собственности
Правила технологии оценки учебных успехов icon1. Правление «тендема»: анализ успехов и перспективы развития
Примерные темы рефератов поступающим в аспирантуру по специальности: 23. 00. 02 «Политические институты, процессы и технологии»
Правила технологии оценки учебных успехов icon«Философия» ивыставления по нему оценки для бакалавриата вшэ
Итоговая вычисленная оценка складывается в равных долях по 1/3 из трех составляющих: оценки за активность на семинарах, оценки за...
Правила технологии оценки учебных успехов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правила безопасной работы. Правила поведения в кабинете технологии.&27,28 стр. 124-130
Правила технологии оценки учебных успехов iconПамятка студенту
Вы начинаете работу по новому для рхту учебному плану, предусматривающему определенную возможность выбора учебных дисциплин и рейтинговую...
Правила технологии оценки учебных успехов iconРоссийской федерации
Вы начинаете работу по новому для рхту учебному плану, предусматривающему определенную возможность выбора учебных дисциплин и рейтинговую...
Правила технологии оценки учебных успехов iconКнига также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим...
Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск