Рассказ учителя или просто фразу-стимул





Скачать 111.74 Kb.
НазваниеРассказ учителя или просто фразу-стимул
Дата публикации28.06.2014
Размер111.74 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Психология > Рассказ

Обобщение опыта работы учителя английского языка

МОУ СОШ №3 г. Ессентуки

Гаврилевич Галины Николаевны



Деятельность учителя иностранного языка на уроке складывается успешно настолько, насколько он способен применить имеющийся у него опыт и знания к конкретным ситуациям. Поэтому девизом моей работы являются слова, которые еще в студенческие годы сказала мой преподаватель по методике обучения иностранным языкам Салтовская Г. Н. «Не с предметом к ученику, а вместе с учеником к предмету».

Специфика обучения иностранному языку предполагает, что учащиеся должны научиться четырём видам речевой деятельности: говорению, чтению, письму и аудированию, а самое главное, они должны научиться общению в процессе своей учебной деятельности. Реализация этой цели невозможна без создания соответствующих условий, а также применения упражнений, ориентированных как на формирование речевых навыков и умений, так и на повышение мотивации.

Основной своей задачей, как учителя английского языка, считаю обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет работа в парах, диалогическая речь на уроке, которая способствует также формированию навыков и умений самостоятельной работы учащихся в овладении ИЯ.

Весь ход урока требует от учителя и учеников предельной искренности. На своих уроках я разрешаю детям поднимать и обсуждать любые интересующие их проблемы, ведь современный урок – это живой, свободный разговор преподавателя и учеников, ребят друг с другом. Для меня в начале урока важна формулировка темы, так как она «задает тон», вызывает интерес учащихся с первых минут, а далее мобилизующее начало урока – речевая зарядка. Она является одним из важных средств развития инициативной речи учащихся. На своих уроках применяю разные виды речевой зарядки:

- рассказ учителя или просто фразу-стимул

- рассказ (в записи) с последующим его обсуждением

- беседа по картинке

- факты из конкретной жизни класса, учеников

- обсуждение погоды

Например, рассказываю, как я провела лето. Ребята задают много вопросов. Им интересно, что они поменялись ролями с учителем и вправе спросить о том, что их интересует.

Во время речевой зарядки отрабатываю изучаемые на данном этапе структуры или использую для повторения ранее изученные. Например, на урок в 5 класс приношу красивую сумочку и прошу ребят угадать, что в ней находится. Отрабатывается вопросительная форма глагола. Этот приём не надоедает детям.

Необходимо сразу же отметить, что качество преподавания зависит не только от методически правильно проведенного урока, а также от материально-технической базы и во многом от подготовленности и знаний самого учителя, умеющего увлечь учащихся предметом ИЯ. Учитель, не имеющий достаточного количества методической литературы, не посещавший курсы более 4-5 лет, не может быть успешным. Поэтому в 1989, 1993, 1998, 2000, 2005, дважды в 2007 году я прошла курсы повышения квалификации учителей ИЯ, ведь урок - время мобилизации всех жизненных сил, только наполнив себя необходимой энергией и верой в успех, можно идти на урок, тогда эта вера и энергия передадутся ученикам.

Планируя каждый урок, я уделяю особое внимание постоянно присутствующим в нём компонентам, таким как направленность урока на раскрытие личностного потенциала каждого учащегося, его положительных личных качеств (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и др.), создание атмосферы иноязычного общения, сохранение и укрепление учебной мотивации, мотивирование иноязычной деятельности, управление самостоятельной работой учащихся как на уроке, так и дома, управление тренировкой в овладении и использовании усваиваемого материала.

Естественно нельзя построить целостный урок, если вышеперечисленные компоненты не связаны друг с другом и не образуют единое целое. Поэтому при планировании я стараюсь предусмотреть такие задания и формы деятельности на уроке, которые предполагали бы комплексное воплощение в себя постоянных компонентов урока. С этой целью я часто использую активные формы работы:

  • аутентичные материалы

  • путешествие

  • игра

  • викторина

  • конкурс

  • проект

  • круглый стол

  • соревнование

  • экскурсия

Особое внимание уделяю организации коллективной учебной деятельности во время которой «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». Достоинства коллективной формы работы:

- работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи

- участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением

- основывается на равенстве объективных условий для каждого

- между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей, что способствует формированию активной жизненной позиции

- работа каждого участника приобретает общественную значимость. Зажечь искорку интереса в глазах ученика, сделать учение посильным и радостным - непростая задача для каждого учителя. И в 1995 году, впервые начав работу со второклассниками, я стала уделять большое внимание формированию фонетических навыков школьников. Ребята повторяют звуки за учителем или диктором. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе я отвожу большое место игровым формам работы. Иногда на урок приходит Незнайка, который не умеет произносить звуки, и дети с удовольствием обучают его этой премудрости. Ведь выступать в роли учителя всегда интересно. Чаще появляется мистер Язычок, который ждет гостей, убирает дом и радуется наступившему дню, соответственно произнося при этом звуки. Детям он очень нравится, и они с нетерпением ждут его появления. Подвижные игры, физкультминутки, рифмовки делают урок менее напряженным, приближенным к естественным условиям.

Изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку:

- оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;

-создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму/третьему/ иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;

-создает неоспоримую воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.

-оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;

Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра – это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление, поэтому основной формой моей работы является игра. Использование игровой ситуации, ролевой игры на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха показаться смешным, от стеснительности, тревоги.

А именно страх, как известно, формирует психологический барьер, сковывающий школьников, создающий эмоциональную напряжённость.

Распределение ролей – важная педагогическая задача: нужно учесть интересы ребенка, его психологические особенности и т. д. Так, малыши и учащиеся 5 классов любят играть, беседовать с героями своих любимых сказок, составлять и отгадывать загадки, рифмовать слова, описывать любимые игрушки, разучивать стихи. При разучивании стихов стараюсь использовать наглядность, которую часто готовят сами дети.

Большую трудность вызывает письмо. Освоить его помогают игры со словами, кроссворды, составление загадок, письма с ошибками. Ученикам нравится принимать участие в небольших инсценировках с использованием костюмов, декораций. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь детей.

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке ИЯ можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и заодно повторить выражение to be going to .

При групповой и парной работе часто используют игровые ситуации и ролевые игры. Например, во 2-3 классах мы играем в продавца и покупателя, ходим на дни рождения и т.д. Ученики 7-8 классов тоже охотно играют. При этом стараюсь создать ситуации, максимально приближённые к реальным. Приведу пример ролевой игры по теме «Путешествие». Группа заранее разделена на две подгруппы. Первая подгруппа – иностранные туристы, вторая – представители нашего города. Каждый ученик из первой подгруппы должен был заранее продумать свою роль: назвать имя, профессию, город, в котором живёт, и т. д., подготовить вопросы к жителям нашего города. Учащиеся второй подгруппы рассказывали о своем городе, отвечали на вопросы.

Вот примерное сообщение одного из туристов.

My name is John Barton. I am a builder. I live in Manchester. I came to Russia by plane. My trip was wonderful. We saw many places of interest in Moscow. Etc.

В своей работе стараюсь использовать все компоненты УМК, различные технические средства обучения, а также обязательно здоровьесберегающие технологии. Это способствует интенсификации учебно – воспитательного процесса.

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроке ИЯ

  • Зарядка- релаксация

  • Игра

  • Песня

  • Новизна и нетрадиционность учебного материала

  • Шутливые истории на уроке

  • Аутогенная тренировка

  • Смена видов деятельности

На уроке обязательно наличие лексико–грамматических опор.

Формулируя высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне речи. Чтобы снять трудности у учащегося, использую различные лексико–грамматические опоры.

Учащиеся должны сами добывать знания. Задания на выбор являются действенным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся. Они делают учебный процесс привлекательным и интересным, заставляют учащихся «войти в образ», переживать, думать. Это мощный стимул овладения языком. Задача учителя при разработке таких заданий состоит в том, чтобы любая новая информация органично накладывалась на уже известное, чтобы лексика и грамматика ненавязчиво запомнились в естественной ситуации разговора, общения.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Образовательно-воспитательные и развивающие цели обучения иностранному языку предполагают развитие у учащихся языковых способностей, логического мышления, самостоятельности и творческой активности, эстетического вкуса, а также расширение кругозора, повышение уровня общей культуры, интеллекта.

Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идет по пути интеграции знаний.

Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путем слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем.

При подготовке интегрированных уроков можно объединять различные предметы. Интегрированный подход в обучении преследует следующие цели:

- развивает творческие способности

- формирует самостоятельность в приобретении знаний

- стимулирует познавательную активность и автономное обучение

- мотивирует учащихся к изучению иностранного языка

- способствует повышению общеобразовательного уровня и интеллектуального развития

- воспитывает толерантность, открытость, уважение к культуре других народов

Известно, что каждый урок и каждый из его элементов имеют свой содержательный, методический и психологический аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приёмов, которые в значительной степени связаны с аспектом психологическим. Без учёта психологического аспекта самые эффективные методы и приёмы не дают желаемых результатов. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимальный результат не достигается, если не учтены взаимоотношения между учащимися в классе, между учащимися и учителем, а также объективные условия, в которых проходит урок. Кроме того, войдя в класс, учитель должен оставить за дверью своё плохое настроение, раздражительность и т. д. Приветливая улыбка, бодрый вид, в меру модный костюм - вот далеко не все и не главные, но необходимые предпосылки, которые стремится использовать учитель, чтобы создать благоприятный фон для речевого общения.

В своей работе использую следующие методы:

- наглядный

- практический

- беседу

- самостоятельную работу

- проблемно- поисковый

- исследовательский

- сотрудничества

- проекта

Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможным. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.

Мотивация - это прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

В своей работе я использую следующие принципы:

- деятельностный

- непрерывности

- психологической комфортности

- вариативности

- творчества

- наглядности

- сознательности

Очень важно использовать на уроке конкретные факты из жизни страны, школы, самих учащихся. Если кто-то из ребят отметил день рождения или чья-то семья получила новую квартиру, мы обязательно говорим на эту тему, если в школе проведено какое-то мероприятие, обсуждаем его. Для развития инициативной речи школьников обязательно использую события, происходящие в стране.

По очереди обращаюсь к учащимся, стимулируя их к употреблению в речи формул согласия, несогласия, возражения, уточнения. Завязывается непринуждённый разговор.

Вовлечение всех школьников в активную работу на уроке – это важнейший резерв повышения его результативности. Использование на занятиях различных режимов (учитель – ученик, ученик – ученик – ученик – по цепочке) способствует активизации деятельности всех учащихся.

Чаще всего я использую на уроках парную и групповую формы работы. Это позволяет вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль деятельностью всего к ним на начальной стадии, так как именно в этот период закладываются основы овладения речевой деятельностью. Работу в парах и группах организую, исходя из определенных задач по овладению их каким-либо видом речевой деятельности, чаще всего по овладению диалогической и монологической речью. При проведении групповой работы обычно делю класс на группы по 3-4 человека. В каждую всходят ученик-консультант, два средних ученика и один слабый учащийся. Даю самые разнообразные задания. Далее группы работают самостоятельно. Я хожу по классу и помогаю детям, при этом избегаю прямой подсказки, а использую речевой образец. Временами меняю состав групп, чтобы ребята не привыкали к постоянным собеседникам. Для групп или для работы в парах нужно предложить ребятам интересную ситуацию, приближённую к реальной. Например, я говорю пятиклассникам: « Вы едете в лагерь, рядом с вами сосед, познакомьтесь с ним». Дети охотно выполняют задание.

Очень важно помнить об индивидуализации процесса обучения речевой деятельности. При этом я учитываю степень подготовленности ученика на данном этапе, принимаю во внимание его настроение в данный момент, знаю, чем он интересуется, увлекается. Способным учащимся я даю индивидуальные задания на уроке или перед уроком: подготовить рассказ, продумать вопросы и т. д. Именно они чаще всего готовят и проводят речевую зарядку. Им необходим дополнительный материал. Например, беседуя о Москве с сильным учеником, даю дополнительные тексты о московском университете, о метро, о достопримечательностях и т. д.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Никогда не останавливаюсь на достигнутом, ведь как сказал А.А. Ухтомский «Ревнивая неудовлетворенность делом рук своих – замечательная черта человека, влекущая его все далее и не дающая ему успокоиться ни на одном из своих «Вавилонов»».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказ учителя или просто фразу-стимул icon«учет и аудит расчетов по товарным операциям»
Ооо «Стимул-2» и поставщиком, счет-фактура ООО «Стимул-2», счет-фактура поставщика, платежное поручение, расходный кассовый ордер,...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Спустя годы, когда я стал известен, кто-то спросил меня об этом. Просто все так меня звали. Только мама, тётушки и учителя звали...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconТема: эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика
После работы в малых группах ведущий подводит аудиторию к понятию эффективности урока
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconРеферат Тема: «Рынок и оценка жилой недвижимости» Работу
Рынок недвижимости всегда притягивал к себе внимание. С одной стороны, он понятен и доступен практически всем. Каждый имеет (или...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул icon«Разнообразие и распространение организмов»
Методы и приемы обучения: словесные (рассказ учителя с элементами беседы, сообщения), наглядные (презентация учителя) и практические...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconРеферат гениальность и помешательство
Иногда любая нестабильность поведения или просто инакомыслие могут вызвать у окружающих удивление и отторжение. Бесспорно, я идеализирую...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул icon«Секретный код счастья в семье, или Дорогой, сделай так, как нужно...
Существуют ли приемы или секретные слова, применив которые можно заставить мужчину делать то, что вы хотите? Вы правда думаете, что...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconИли, что такое эссе и как его написать?
Все просто: получено задание от преподавателя как результат окончания очередного полугодия или семестра, как результат окончания...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы все выполнили домашнее задание. Самое лучшее творческое задание из нашей группы – рассказ Алсу о весне. Её рассказ заинтересовал...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconФинансовый университет при правительстве российской федерации
Кто-то ищет рецепты от вечных болезней, кто-то пишет своим детям, которые живут вдалеке, другие изучаю права и кодексы или просто...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconПроблемы российского законодательства
Важно не просто разместить товар, ограничившись его демонстрацией в кадре или упоминанием в книге, но и создать у потребителей ассоциативную...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconКак сделать урок английского языка продуктивным и не скучным
Учащихся можно познакомить с задачами урока, записав их на доске или обсудив устно. В конце урока учащиеся проверяют или отмечают...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconМосковская духовная академия кафедра догматического богословия
Как известно, почитание святых икон имеет в Церкви большое значение, потому что икона — то нечто большее, чем просто образ, она не...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconНемецко-русский методический справочник для практикующего учителя
России большое количество отечественной или переводной методической литературы, использующей ранее заимствованные термины западной...
Рассказ учителя или просто фразу-стимул iconЧто мы знаем об уроке? Каким должен быть
Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск