Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 38.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.05.2014
Размер38.77 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Военное дело > Рассказ
«СЮЖЕТ и его значение» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Итоговый урок.

Цель: введение понятия «сюжет» и обобщение по материалу изученного произведения

Задачи:

-образовательные: познакомить с понятием СЮЖЕТ, доказать важность сюжета произведения на доступных примерах.

-развивающие: развитие логического мышления

-воспитывающие: воспитание чувства гуманного отношения к людям

-Ребята, мы прочитали рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что такое рассказ. Давайте вспомним. (рассказ – небольшое художественное произведение в прозе).

Хорошо. А можете назвать основные особенности рассказа?

*невелик по объёму,

*небольшое количество действующих лиц,

*изображается одно или несколько событий из жизни героя, которые раскрывают его характер (постепенно открывается оформление на доске).

Молодцы. Я вижу, вы запомнили, что такое рассказ. Но ни один рассказ не может существовать без сюжета. А что такое сюжет, вы ещё не знаете. На доске вы видите тему нашего сегодняшнего урока: «Сюжет и его значение» (на материале рассказа «Кавказский пленник»).

Ваша задача – понять, что такое сюжет, для чего нам надо знать это понятие, какую роль сюжет играет в раскрытии характеров персонажей.

Что для этого нужно?

-внимательно слушать то, что я буду вам говорить;

-самим активно участвовать в работе, в беседе,

И тогда, я думаю, мы с вами общими силами придём к пониманию нашей темы урока, а значит, к выполнению всех поставленных задач. (Задачи написаны на доске, по мере их решения напротив выполненной задачи будем ставить «+»).

-итак, начинаем работу.

В рассказе «Кавказский пленник» изображается ряд событий. Сначала очень кратко сообщается, кто такой Жилин и в какой обстановке происходят события: Жилин – офицер, который служит на Кавказе, где в те годы шла война. Потом развёртывается целая цепочка событий, давайте вместе их вспомним (работа с классом):

*Жилин получил письмо от матери, поэтому решил навестить её, поехать домой.

*человек он активный, ему тяжко медленно тащиться с отрядом, поэтому…(дети продолжают) - эта фраза записана на доске, затем используется для объяснения причинно-следственных отношений.

* он в плену, враги хотят получить выкуп, Жилину неоткуда взять денег, поэтому….

* он бежит вместе с Костылиным, побег не удался, потому что…

*Жилин подружился с Диной и ….

На примере этой цепочки мы видим, что события связаны между собой. Их нельзя переставить местами, потому что каждое новое событие происходит только после предыдущего. Нельзя выбросить одно из событий, иначе будет непонятно следующее. Одни события объясняют причину других. Например, Жилин и Костылин поехали впереди остальных и ПОЭТОМУ только они попали в плен.

-назовите ещё события, которые объясняют причину дальнейших. (Если затрудняются, можно задать наводящие вопросы:

*почему пленников посадили в яму?

*смог бы Жилин вернуться к родным, если бы не помощь Дины? И т. п.)
Общими силами делается вывод, что события в рассказе выстроены в цепочку, каждое новое звено которой связано с предыдущим, их нельзя разорвать, нельзя поменять местами.
Открывается часть доски, где определение записано заранее: сюжет, это цепь событий, о которых рассказывается в произведении. (Записываем в тетрадь, ставим плюс).
Теперь мы рассмотрим, для чего нужен сюжет. Я буду говорить, а вы, слушая меня, постарайтесь выделить три основных значения сюжета. Итак, зачем нужен сюжет?

(1)рассказ, в котором повествуется о событиях, где герои действуют, борются, интересно читать. Мы вместе с Жилиным вздрагиваем от неожиданности при виде врагов, надеемся, что он сможет уйти от них на своей быстрой лошади, сокрушаемся, когда он попадает в плен. Мы видим действия, волнуемся, представляем персонажей как живых людей.

(2)но не только для интереса нужен сюжет. События показывают нам, где хороший человек, а где плохой, мы учимся понимать людей по их поступкам. Почему мы полюбили Дину? Потому что она не побоялась помочь хорошему человеку. Нам и самим хочется быть такими смелыми, решительными.

(3)и ещё одно значение есть у сюжета. Размышляя о том, почему происходят события, мы начинаем понимать мысли автора. Ведь из-за чего с Жилиным произошла беда? Из-за того, что идёт война, она разделила людей, превратила их во врагов. Значит, война - страшное зло. А ведь люди могли бы жить в мире. Вспомните, как ценили хозяева мастерство Жилина. У людей разных национальностей одинаково ценится труд, мастерство. Ценится и доброта, взаимопомощь, потому и подружились Дина и русский пленник. С помощью сюжета писатель говорит нам, что люди разных национальностей могут жить в дружбе. Он учит нас добру, истине, справедливости, товарищеской взаимопомощи, верности в дружбе и многому другому.

А теперь, ребята, попробуйте назвать значения сюжета, как вы поняли. (Общими силами даётся правильная и чёткая устная формулировка, потом открывается часть доски, где написано:

СЮЖЕТ:

*делает чтение увлекательным,

*позволяет понять героев,

*открывает мысли автора. (ставим плюс)
? а какую роль сюжет играет в развитии характеров героев? Мы с вами уже коснулись этого, когда рассматривали, для чего нужно знать сюжет, но давайте повторим. Читая текст, мы узнаём, кто такой герой, чем он занимается, что чувствует. А сюжет помогает понять, почему герой совершил тот или иной поступок, что его на это натолкнуло.

(показываю на доске: Жилин получил….)

?как отнеслись к Жилину вначале горцы?

?как это отношение изменялось и почему?

?что помогло Жилину вырваться из плена?

(одно событие вытекает из другого).

Всё понятно? (+)
(вслед за этим проводим самостоятельную работу, основанную на применении изученного понятия к другому материалу, что важно для развития читательских умений. Можно проследить цепь событий в «Снежной королеве», показать значение сюжета)
*я вижу, что вы поняли тему урока.

*а теперь подведём итоги.

-что такое сюжет?

-для чего нужно знать сюжет?

-может ли художественное произведение обойтись без сюжета?
ВСЕ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск