Скачать 233.69 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр» Нефтегорского района 2009 г. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Ведущие специалисты предполагают у учителя, работающего с одаренными детьми, наличие следующих характеристик:
Безусловно, эти качества желательны для всех учителей, однако они регулярно повторяются в перечне характеристик, обязательных для тех, кто работает с одаренными. Обобщая, можно сузить этот перечень до таких требований к учителю одаренных, которые представляются абсолютно необходимыми:
Краткое описание образовательных программ,рекомендованных для организациивоспитательно-образовательного процесса в детских садах.Образовательные программы, используемые в детских садах.Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам. Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребенка; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьей. Отличаются программы друг от друга задачами и методологией реализации. Программы подразделяются на комплексные и порциальные. Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка дошкольного возраста: физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое.
Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7 лет. В основу программы изложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году его жизни. Программа обеспечивает качественную подготовке к школе. Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.
Автор: авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера. Основной целью программы является развитие умственных и художественных способностей детей через овладение сенсорными эталонами, символами и знаками. Программа охватывает практически все направления работы с детьми с 3 до 7 лет: ознакомление с природой и пространственными отношениями, обучение грамоте и математике, логике, ознакомление с литературой и развитие речи. Основное внимание уделяется способом овладения знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.
Автор: Н.М. Крылова Название технологии включает в себя глубокий смысл. Понятием "Дом" означает возможность каждого воспитанника, включая сотрудников детского сада и родителей, с учетом возраста и индивидуальности, прожить день своей жизни максимально активно. "Радость" - это понятие обозначает эмоционально, которая возникает в момент большого удовлетворения и удовольствия. Следовательно, жить в "Доме Радости" - это находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности. Воспитывать в "Доме Радости" - это содействовать обогащению развития неповторимой индивидуальности.
Программа обеспечивает преемственность и непрерывность образования детей на дошкольной, начальной школьной и средней школьной ступени развития. С помощью программы решаются задачи всестороннего развития личности ребенка с учетом принципов и перспектив развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие 10 лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования. В программу для дошкольников включены подпрограммы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (Р.Н. Бунеева и др.), программа по математике (Л.Г. Петерсон и др.), программа дошкольной подготовки по информатике (А.В. Горячев и Н.В. Ключ), программа для дошкольников "Синтез искусств" (О.А. Куревина), программа по окружающему миру для дошкольников (А.А. Вахрушев и Е.Е. Кочемасова), программа курса риторики (З.И. Курцева). 6. Программа воспитания в детском саду Автор: коллектив под руководством М.А. Васильевой Программа определяет содержание физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Воспитание для каждой возрастной группы осуществляется в активной детской деятельности – в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями, явлениями общественной жизни, с окружающей природой. Предусмотрено постепенное усвоение детьми конкретных умений, навыков и знаний, развитие внимания, воображения, мышления, речи. Важное значение придается связи содержания воспитательно-образовательной работы детского сада с программами начальной школы.
Автор: Опираясь на собственные исследования, итальянский врач, педагог М. Монтессори, разработала программу обучения. Основная задача - помочь ребенку раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах, воспитать самоуважение. М. Монтессори создала серию материалов и методику их использования, облегчающих ребенку постижение теоретических знаний (цвет, форма, количество, буквы, цифры), а также практических навыков (умение мыть, переливать жидкость, подметать). Дети, воспитанные по системе М. Монтессори, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, делать выбор в сложных ситуациях, хорошо распоряжаться своим временем. Школы М. Монтессори появились в разных странах в начале XX века.
Автор: авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера. Программа является вариантом программы "Развитие", предназначена для образовательной работы с детьми 6 – 7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Основная задача программы – обеспечить совершенствование умственных способностей детей, характерных для дошкольников: наглядно-образное мышление, воображение. Для этого наглядные модели (рисунок, аппликация, конструкции, сюжетно-ролевая игра и др.) становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В результате дети начинают использовать средства обучения «в уме», они становятся средствами их собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. Программа состоит из 10 разделов. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования.
Автор: авторский коллектив центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца под руководством доктора пед. наук Л.А. Парамоновой. Цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте до 7 лет, ее универсальных, в т.ч. творческих, способностей до уровня, соответсвующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. Программа обеспечена методическими и учебными пособиями.
Автор: Г.Г. Григорьева. Программа предназначена для воспитания детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет). В программе раскрываются особенности развития детей раннего возраста, даются рекомендации для родителей и воспитателей по организации работы дома и в детском саду. Программа проста в понимании и использовании. Парциальные образовательные программы включают одно или несколько направлений развития дошкольника. Физкультурно-оздоровительное направление Программа «Здоровье», автор – Алямовская В.Г. Программа «Здоровый ребенок», автор – Малахова М.Д. Программа «Воспитание здорового ребенка», автор – Маханева М.Д. Программы «Физическая культура», «Двигательная активность ребенка», автор – Рунова М.А. Программа по физической культуре, автор – Шлык Н.И. Познавательно-речевое направление (интеллектуальное) Программа «Наш дом – природа», автор – Рыжова Н.А. Программа «Юный эколог», автор – Николаева С.Н. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор – Маханева М.Д. Программа «Развивающие игры», авторы – Никитин Б.П., Воскобович В.В. Художественно-эстетическое направление Программа «Гармония», автор – Тарасова К.В. Программа «Синтез», автор – Рубен К.В. Программа «Ритмическая мозаика», автор – Буренина А.И. Программа «Музыкальные шедевры», автор – Радынова О.П. Социально-личностное направление Программа «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы – Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Программа «Я – Ты - Мы», автор – Князева О.Л. Развитие и обучение одаренных детей и учащихся Дошкольный возраст. Организация эффективных форм обучения и развития одаренных детей в дошкольном возрасте предусматривает разработку специальных методов обучения ребенка в ДОУ, в кружках, студиях, группах эстетического развития, развивающие игры, в том числе компьютерные, специальных игровых форм занятий с детьми при обучении иностранному языку, математике, проведение детских творческих конкурсов, выставок рисунков. Начальная школа. При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам. Средняя ступень (V – VIII классы). Расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным. Старшая ступень (XI – XI классы). Акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, факультативы. Основную роль регулярно внешкольного обучения и развития одаренных детей выполняют НОУ, кружки и т.д. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
организация эффективного функционирования этой системы.
усиление в связи с этим внимания к проблеме формировании положительной мотивации к учению.
системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным:
Как измерить талант? Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно? Предлагаем вам, дорогие читатели, систему обследования, ориентированную на выявление способностей ребенка уже с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Эта стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А. да Хааном и Г. Кафом, широко применяется в США и мало известна у нас. Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и даже родителями. ТЕСТ-АНКЕТА Для обследования предрасположенности ребенка к различным видам человеческой деятельности. Итак, ребенок имеет очевидные технические способности, если он:
Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
У ребенка способности к научной работе, если он:
Артистический талант проявится у ребенка, если он:
У ребенка незаурядный интеллект, если он:
У ребенка спортивный талант, если он:
У ребенка литературное дарование, если он:
Художественные способности ребенка проявятся в том случае, если он:
Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выяснить, к каким видам деятельности предрасположен ребенок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни". Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребенка, диагностику следует повторять неоднократно. Набор диагностических методик, направленных на выявление умственно одаренных детей
В помощь учителю Приведенные ниже вопросы, помогут учителю выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.
Работа с родителями Система домашнего образования превращается в сферу, где в основном и ведется формирование личностных качеств и творческих способностей. Старшие дошкольники и младшие школьники – возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка. Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через: 1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме. 2. Чтение лекций для родителей. 3. Подбор научной и практической литературы для родителей. 4. Систему домашнего заочного обучения детей в системе дополнительного образования. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера. Для родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста: 1. Одаренность: понятие, виды одаренности. Потенциальная, «скрытая» одаренность. 2. Особенности развития одаренных детей (познание, психосоциальное развитие, физические характеристики). Способы диагностики. Наблюдение. 3. Фактор здоровья в развитии ранней одаренности. Социализация. 4. Выбор школы, детского сада, учителя для своего одаренного ребенка. 5. Факторы благоприятствования для развития одаренности детей. Развивающая предметно-пространственная среда. 6. Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей, одаренности ребенка. Для родителей средней и старшей школы:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Психологический профиль одаренного ребенка.
Этот раздел включает методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях. Раздел предоставляет возможность определить психологический профиль одаренного ребенка, черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности. Диагностика особенностей когнитивной сферы
Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. Интеллектуальная одаренность. 1. Тест прогрессивных матриц Равена. 2. Тест Д. Векслера. 3. Тест Р. Амтхауэра. 4. Диагностика обследования детей младшего школьного возраста. 5. Оценка вербально-логического мышления. 6. Тест «Интеллектуальная лабильность». На основании данного раздела возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития. Творческий потенциал одаренного ребенка.
Данные методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей Социальные условия реализации одаренности.
Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации. Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.
|
I блок : Организационно – педагогическая работа Повышение качества содержания и организации воспитательно-образовательного процесса мбдоу посредством повышения творческого потенциала... | Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Наименование и краткая характеристика библиотечно- информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том... | ||
Методические и организационные аспекты использования пмк модели организации... Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,... | ||
Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,... | Положение о режиме работы гоу сош №1173 Положение разработано для регламентирования безопасных условий воспитательно-образовательного процесса и четкой организации труда... | ||
Обеспечение образовательного процесса электронными образовательными... Высокая плотность подачи материала позволила авторам изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени... | Пояснительная записка. Особенности организации образовательного процесса... Содержание реализуемых основных образовательных программ (федеральный компонент государственного образовательного стандарта) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Компьютером теперь никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мк РФ (2001 г.), «Примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств» мк РФ (2003 г.)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомить педагогов с новыми подходами в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения фгт | Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными... Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса,... | ||
Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обеспечения образовательного процесса, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ | Дьяченко Алексей Владимирович Содержание доклада: основные шаги по организации образовательного процесса с использованием электронной учебной среды; особенности... |