Рассказ Рассмотрение наглядных пособий





Скачать 71.91 Kb.
НазваниеРассказ Рассмотрение наглядных пособий
Дата публикации29.07.2014
Размер71.91 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Психология > Рассказ
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №3

города Алексеевки Белгородской области

Выступление на педагогическом совете

«Формы деятельности здоровьесозидающей направленности на уроках»


Шумакова Л.А., учитель начальных классов

2011 -2012
Использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе уделяется в настоящее время большое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. Одной из актуальных проблем коренного улучшения здоровья детей является обучение здоровью через внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.

Как же реализуются здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе?

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

Индивидуальное дозирование объема домашних заданий, учебной нагрузки и рациональной распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:


  • Учет периодов работоспособности детей:

  1. Период врабатываемости

  2. Период высокой продуктивности

  3. Период снижения продуктивности (утомление)

  • Смена видов деятельности:

  1. Опрос

  2. Письмо

  3. Чтение

  4. Слушание

  5. Рассказ

  6. Рассмотрение наглядных пособий

  7. Ответы на вопросы

  8. Решение заданий, примеров

  9. Индивидуальные задания




  • Наличие мотивации:

  1. Интерес к знаниям

  2. Стремление больше узнать

  3. Радость от активности

4.Интерес к изучаемому материалу
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
1.Комфортное начало и окончание урока, способствует положительному эмоциональному настроению учащегося: ·

- использование положительных установок на успех деятельности: "У меня все получится!", "Я справлюсь! "

· приемы психологического настроя на урок.
2. Учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание ситуаций успеха.
3. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
4. Интеграция здоровьесберегающих компонентов в учебные предметы.
Интеграция - сущностная характеристика начального обучения. Ориентировка на этот принцип обучения позволяет учесть возрастные особенности младших школьников, которым свойственно целостное восприятие объектов окружающего мира; использовать возможности каждого предмета для развития и воспитания здорового образа жизни. Например, при решении валеологических задач на уроках математики ученик не только осваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. На уроках русского языка - словарные диктанты на тему "Зеленая аптечка", разнообразные творческие диктанты на тему "Здоровье".

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. На уроках использую игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз),
Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Проведено дополнительное освещение над доской, в классном помещении много комнатных растений.

Учитывая, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока использую на проведение физкультминуток.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с наступлением первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. С их помощью увеличивается объём двигательной активности школьников. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся.

Виды физкультминуток:

· упражнения для снятия общего или локального утомления;

· упражнения для кистей рук;

· гимнастика для глаз;

· гимнастика для улучшения слуха;

· психогимнастика;

· упражнения, корректирующие осанку.

Кроме того, я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, либо с применением ИКТ. В состав упражнений для физкультминуток включаются упражнения по формированию осанки, для ног, укреплению зрения, мышц рук, отдыху позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.

Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение мною элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой. Я хочу познакомить вас с некоторыми из этих приёмов:

Бумажные офтальмотренажёры.

Например, на доске расставлены любые геометрические фигурки (пирамидки). Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.
Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана размером 1 на 2 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте ( над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.
Дыхательная гимнастика.

  • Укрепление дыхательной мускулатуры.

  • Уменьшение заболеваний дыхательной системы.

  • Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

* Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

* Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

* Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

* Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

* Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

С этой же целью можно проводить мимические упражнение. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют.

В конце каждого урока я провожу релаксацию.

  • Помогает снять стресс

  • Расслабить мышцы.

  • Снять усталость.

  • Восстановить работоспособность.

Я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconИтоги апробации цифрового образовательного ресурса «Библиотека электронных...
Урок географии – это урок, на котором нельзя обойтись без наглядных пособий. Слайд 2
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconПротокол проведения котировки цен №52к на приобретение учебно-наглядных...
Моу калиновская сош осуществляет приобретение учебно-наглядных пособий путем запроса котировок за счет средств районного бюджета...
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconСамостоятельная работа студентов включает в себя: Написание контрольной...
Разработка наглядных пособий (презентация)., где оценивается степень разработанности (полнота, системность, логичность, хронологичность...
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплект предназначен для крепления демонстрационных таблиц и других наглядных учебных пособий на магнитной классной доске, экране...
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий icon«Химия в жизни общества»
Подбор видеоматериалов, коллекций, наглядных пособий, реактивов для презентации проекта
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconНазвание Содержание
...
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconТемы вашего учебного проекта
Биологический проект по использованию биологических источников, научной литературы и наглядных пособий на уроках биологии
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconОоо «Кирилл и Мефодий» Электронное средство учебного назначения
Мировая художественная культура: Библиотека электронных наглядных пособий 10-11 класс
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconТема источник
Разработка коллекции наглядных электронных пособий по материалам гиа и егэ или создание копилки ресурсов по тематики эгэ
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 034300. 62 «Физическая культура»
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconЭлектронные пособия по учебной программе
С: Образование. Энп.: Электронное учебное пособие. / Министерство образования Российской Федерации. Москва,: гурц эмто;Дрофа; зао...
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для организации совместной работы используется эор из коллекции фциор электронных наглядных пособий по дисциплине «Биология»
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconПроект «Информатизации системы образования» моу «Средняя общеобразовательная...
Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине "Природоведение" основана на модульном принципе
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconПрограмма «Живая физика», Институт новых технологий cd «Репетитор»
«Открытая физика. Версия 2,5», «Физикон» сd «Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11», «Физикон»
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconКонспект урока
Моу лицея №120 Зенкиной Надежды Тимофеевны с применением цор география 6-7 классы (Электронный ресурс): Библиотека электронных наглядных...
Рассказ Рассмотрение наглядных пособий iconУрок-праздник. 19
Это обеспечивается продуманной подготовкой к уроку, более полным использованием воспитательного потенциала учебно-наглядных пособий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск