Скачать 494.46 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования Ангарского муниципального образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Ангарска Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа. Программа развивающих занятий «Логика» для учащихся 1-4 классов Автор разработки: Герасимова Татьяна Васильевна, педагог – психолог, высшей квалификационной категории, МОУ «Гимназия № 1» г. Ангарска Ангарск, 2010 Аннотация к авторской педагогической разработки комбинаторного типа, развивающей программы «Логика» для учащихся 1-4 классов Автор: Герасимова Татьяна Васильевна, педагог- психолог начального отделения МОУ «Гимназия № 1» г. Ангарска Миссия гимназии – «обеспечить каждому выпускнику его личностное саморазвитие», а цель начальной ступени образования – «способствовать становлению свободной, здоровой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию». Данный вопрос особенно актуален в начальных классах, где основная задача школы – формирование общих учебных действий умственного плана (основ логического мышления и навыков учебной деятельности). Авторская педагогическая разработка развивающей программы «Логика» особенно актуальна как пропедевтическая для развития самостоятельности мышления в подростковом периоде. Современному подростку необходимы наличие учебно-познавательной мотивации, умении ставить цель исследования, планировать деятельность, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. В основе авторской педагогической разработки лежит концепция экспериментальной программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», собственные разработки автора. В содержании авторской педагогической разработке поставлены конкретные задачи по развитию психических процессов в определенной последовательности. Материал структурирован эффективным способом, начиная с изучения простых заданий по развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и дальше к классификации, обобщению и проведению аналогий на основе различных видов отношений (часть и целое, причина-следствие, последовательность, родо – видовые отношения, другие). Подобраны другие дидактические материалы для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира. Новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования. Дополнительно для развития познавательной мотивации к учению в программу включено знакомство с интересными объектами окружающего мира, создающими стойкий интерес к изучению окружения. В структуре программы выделяют: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам (1 по 4-й). Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь). Результат обучения ориентирован на формирование и развитие умений: уметь выполнить сравнение, обобщение, классификацию, провести аналогию на содержании, соответствующем учебным программам основных предметов начальной школы. Программа прошла апробацию на базе МОУ «Гимназия №1». Учащиеся 3-х классов, изучающие «логику» 3 года, по итогам тестирования (тест Замбацявичене «Уровень словесно- логического мышления») улучшили свои количественные показатели – набрали больше баллов (в 92% случаев), а 4% учащихся решили задания теста на более высоком уровне (от ниже среднего к среднему уровню). Тестирование по методике «Составь расписание» показало большой интерес к изучению предмета (96% учащихся его выбрали), наблюдается большая активность и самостоятельность детей в решении заданий. Рецензия на авторскую педагогическую разработку комбинаторного типа, развивающей программы «Логика» для учащихся 1-4 классов, составленную педагогом-психологом начального отделения МОУ «Гимназия №1» г. Ангарска Герасимовой Татьяны Васильевны Авторская педагогическая разработка относится к коррекционно - развивающему виду программ. Задачи программы направлены на развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, различных видов мышления, воображения и речи; приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; ознакомление учащихся с различными типами логических задач, головоломок; и освоению учащимися различными способами решения логических задач и поиску закономерностей в решении логических цепочек. Автор обозначает ожидаемый результат реализации программы: повышение уровня словесно – логического мышления учащихся. Методологические подходы педагогической разработки ориентируются на положения развивающего обучения Л.С.Выготского и сочетают личностно - деятельностный и компетентностный подходы. Ведущей тенденцией развития современного образования является реализация компетентностного подхода, призванного обеспечить развитие «универсальных учебных действий». Для успешного обучения в школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем не только за счет формирования знаний и умений, но и за счет развития психологических способностей и новообразований, составляющих психологическую основу этой компетентности. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Таким образом, содержание педагогической разработки развивающих занятий «Логика» соотносится с целями образования на современном этапе, а именно предполагает создание условий для развития у детей познавательных логических универсальных учебных действий. Автор в структуре программы выделяет: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам с 1-го по 4-й класс. Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь). Диагностический раздел предполагает итоговую диагностику после каждого цикла обучения, определены критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов. Автор определяет методы и приемы работы с детьми на занятиях. Выбор обусловлен принципами развивающего обучения и позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе развивающей работы, учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Актуальной и ценной является направленность развивающей программы на интеграцию развивающих задач - развитие познавательного интереса и познавательных психических процессов в определенной последовательности, с усложнением и использованием дидактического материала для каждого ученика; а также на взаимодействие педагога-психолога с родителями, учителями, что обеспечивает комплексный подход в воспитании и обучении, преемственность в работе. Составитель рецензии педагог- психолог высшей квалификационной категории, зав. социально-психологической службы МОУ « Гимназия №1» Дьячкова Е.В. 1. Пояснительная записка Актуальность «Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда» А.Горячев Переход общества к новому социально – экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; вооружены средствами к непрерывному саморазвитию: развитыми потребностями в области познания и достаточным уровнем интеллектуальной компетентности, связанной с обработкой информации. Миссия гимназии – «обеспечить каждому выпускнику его личностное саморазвитие», а цель начальной ступени образования – «способствовать становлению свободной, здоровой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию». Данный вопрос особенно актуален в начальных классах, где основная задача школы – формирование общих учебных действий умственного плана (основ логического мышления и навыков учебной деятельности) . Ежегодное в течении 5 лет исследование уровня словесно-логического мышления школьников начальной школы показывает, что до 30% учащихся имеют недостаточный уровень развития кругозора и мыслительных действий (обобщения, классификации, проведения аналогии). Изучение мотивации показывает, что лишь небольшой процент учащихся (до 10%-20%) имеют познавательный мотив к учению. Развитие интеллектуальной компетентности и познавательной мотивации, по-прежнему, остается проблемой и в гимназии, работающей по развивающим учебным программам и специальным факультативам. Опыт показывает эффективность специализированной работы по данному направлению. Эта работа особенно актуальна как пропедевтическая для развития самостоятельности мышления в подростковом периоде. Современному подростку необходимы наличие учебно- познавательной мотивации, умении ставить цель исследования, планировать деятельность, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Новизна авторской разработки Для выполнения поставленных задач есть необходимость в разработке курса «логика» для начальной школы, а в условиях гимназии есть возможность эти задачи выполнить: факультативы и занятия по коррекции познавательных психических процессов под руководством психолога. Необходимость специальной целенаправленной работы по интеллектуальной компетентности очевидна. Противоречие в том, что содержание или методическое обеспечение существующих программ по логике для учащихся начальной школы не отвечает необходимым требованиям: сочетать работу над познавательными психическими процессами (внимание, память, восприятие и, конкретно, мыслительные операции) в определенной последовательности, интересно и с возможностью индивидуальной самостоятельной работы каждым учащимся. «Программа по информатике и ИКТ» А. В. Горячева, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, предполагает занятия с детьми 1-4 класса, готовит целенаправленно для работы с компьютером, поэтому задания определенной направленности и решают задачи развития познавательных психических процессов лишь частично. Программа «120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П.Локаловой целесообразно предлагает развитие познавательных процессов от простого к сложному, развитие ребенка от форм слитных, диффузных, синкретичных к расчлененным и упорядоченным, осуществляя дифференциацию познавательных структур. Задачи развития логично повторяются с усложнением предложенного содержания. К программе прилагается дидактический материал для учащихся. Необходимость его размножения затрудняет использование содержания. «Коррекционная программа для младших школьников, имеющих трудности в обучении» автора Н.Л.Васильевой. Программа предусматривает всего 12 занятий. Материал расположен по принципу: последовательной развитие одного. А затем другого психического процесса. Автором предложены несколько игр и упражнений по каждому процессу. Дидактический материал для учащихся не предусмотрен. Программа «Курс логики в начальном звене непрерывного общего образования» Пуляевской Т.И., 1999 года. Программа построена на основе занятий А. З. Зака и Л.Ф. Тихомировой, имеет стройную систему и последовательность в развитии мыслительных операций. Не предусмотрен дидактический раздаточный материал для учащихся. «Акимова М.К., Козлова В.Т. «Коррекционные упражнения для учащихся 3-5 классов» - программа рекомендована для учащихся начального и среднего звена, содержит интересные упражнения для развития, но они не разбиты по сложности и имеют небольшой объем. Поэтому есть необходимость в разработке комплексной программы, сочетающей в себе решение нескольких задач: развитие познавательного интереса, развитие познавательных психических процессов в определенной последовательности и с усложнением и возможностью обеспечить решение этих задач дидактическим материалом для каждого ученика. Методическое пособие (экспериментальная программа и методическое обеспечение) О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», описанная в методической литературе 2004 года, лучше других отвечает необходимым требованиям. Содержание материала ориентировано на развитие всех познавательных процессов и последовательно усложнено. Предложенный дидактический материал интересен, очень разнообразен и богат по учебным и развивающим задачам. Материал предусматривает возможность обеспечить дифференцированную нагрузку для ученика любого уровня. К программе кроме методических разработок прилагаются рабочие тетради для учащихся на все 4 года обучения с познавательными и диагностическими заданиями в игровой форме. Недостатком данной программы считаю: недостаточную последовательность заданий на развитие мыслительных операции. Сложные задания встречаются впереди решения простых задач, не предусмотрено подготовительной работы по решению сложного задания. Не соблюдена последовательность в усложнении развития мыслительных операций. Дополнительно для развития познавательной мотивации к учению желательно включить в программу знакомство с интересными объектами окружающего мира, создающими стойкий интерес к изучению окружения. Таким образом, в основе данной авторской комбинированной разработки лежит концепция экспериментальной программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», собственные разработки автора. В данную программу внесены следующие изменения. В содержание программы добавлены конкретные задачи по развитию психических процессов в определенной последовательности. Материал структурирован новым способом, начиная с изучения простых заданий по развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и дальше к классификации, обобщению и проведению аналогий на основе различных видов отношений (часть и целое, причина-следствие, последовательность, родо – видовые отношения, другие). Подобраны другие дидактические материалы для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира. Особенность, новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования. Материал разработки полностью не дублирует содержания ни одной из описанных программ. Методологическое обоснование Основные положения концепции курса «Логика». В основе предлагаемой программы лежит системно- деятельностный подход. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина. Академик РАО А.Г.Асмолов в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (серия «Стандарты второго поколения» утверждает, что в последнее время в сфере образования и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно- исторической системно- деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в различных направлениях психолого-педагогической науки. В том числе, и планомерно- поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Содержание данной программы и рекомендуемая методика проведения предлагают именно такую систему, при которой требуется внимательное прочтение задания, точное принятие учебной задачи, планирование действий при решении задач, применение схем и таблиц в ходе рассуждений, как выбираемого метода решения задач конкретного типа, доказательств при предъявлении ответа, что невозможно без развитых навыков учебной деятельности и высших психических функций. Чем сложнее деятельность, тем значимее предварительная теоретическая ориентировка. А как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов без теоретического осмысления возникать вообще не может. Поэтому решение заданий предложенной программы невозможно без теоретического изучения подходов к разным типам задач. В соответствии со стандартами второго поколения универсальные учебные действия включают: -личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия. К познавательным универсальным действиям относятся: общеучебные универсальные действия, постановка и решение проблемы и логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) -синтез (составление целого из частей или самостоятельное достраивание) -выбор оснований или критериев для сравнения, сериации, классификации - подведение под понятие, выведение следствий -установление причинно – следственных связей -построение логической цепи рассуждений -доказательство -выдвижение гипотез и их обоснование. . Методологические подходы разработки ориентируются на положения развивающего обучения Л.С.Выготского и сочетают личностно- деятельностный и компетентностный подходы. Цель курса: Создать условия для развития у детей познавательных логических универсальных учебных действий Задачи курса :
К концу обучения ожидаемые результаты реализации программы: -повышение уровня словесно – логического мышления учащихся. 1. Структура и содержание разделов программы В структуре программы выделяют: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам. Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь). 1 класс Сравнение как мыслительная операция. Правила и приемы сравнения. Обобщение как мыслительная операция. Логические задачи на определение последовательности, распределения, сравнения. Аналогия как мыслительная операция. Проведение аналогий с отношениями противоположности, принадлежности. Правила решения головоломок: «поиск девятого», лабиринты с ориентирами, анаграмма, кроссворд, головоломки с буквами, ребусы. Итоговая диагностика. 2 класс Логические познавательные задания (ЛПЗ) с рассуждениями. Работа над развитием словаря: работа с фразеологизмами. Проведение аналогий между объектами с функциональными отношениями и отношениями часть- целое. Правила решения головоломок: изографы, уникурсальные фигуры, перестановки спичек, букв, слоговица, ребусы. Итоговая диагностика. 3 класс Работа над развитием словаря: работа с фразеологизмами, пословицами. Проведение аналогий между объектами с отношениями рядоположенности, последовательности. Правила решения головоломок: чайнворд, числограммы, анаграммы, ребусы, перестановки. Логические задачи. Закономерности. Итоговая диагностика. 4 класс Правила и алгоритмы решения логических познавательных задач разных степеней сложности с рассуждениями. Работа над развитием словаря6 фразеологизмы, антонимы, ошибки в тексте, неполный текст. Отработка навыков решения головоломок знакомых видов и новых (шарада, метаграмм, палиндром). Итоговая диагностика К концу обучения: -уметь выполнить сравнение, обобщение, классификацию, провести аналогию на содержании, соответствующем учебным программам основных предметов начальной школы. 2. Методические рекомендации к проведению занятий 2.1. Форма - развивающие занятия, факультатив. 2.2. Используемые методы и приемы:
2.3. Сроки и временной режим занятий Занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу в течение 4 лет (с 1 по 4 классы). 2.4. Оптимальная численность группы 7-15 человек, возможен класс. 2.5. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях В связи с тем, что содержание занятий может представлять некоторую сложность для детей недостаточного интеллектуального уровня развития можно уменьшить объем дополнительных упражнений на занятии из рабочей тетради и использовать другие методы работы. 2.6. Описание контингента Программа рассчитана на учащихся начальных классов с 1-4 класс общеобразовательных школ. 2.7. Особенности проведения занятия: Рекомендуемая структура занятия: -интеллектуальная разминка или дискуссия по познавательному вопросу, проблеме -знакомство и отработка навыков в решении основного задания по теме, -самостоятельная работа по отработке навыков предыдущих занятий с дифференциацией содержания по трудности и объему, -творческое задание (дорисуй, сочини и т.д.) 2.8. Критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов -умение обобщать (субтест «Исключи лишнее» в тесте Э.Ф.Замбацявичене «Уровень словесно – логического мышления») -умение классифицировать (субтест «Назови общим словом или словосочетанием», там же) -умение проводить аналогии (субтест «Подбери подходящее по смыслу слово», там же) -умение сравнивать (Методика «Сравни два объекта ») 2.9. Система организации контроля за реализацией программы. Осуществляется самим педагогом или психологом в конце года и в конце курса по итогам диагностики. 2.10. Требования к специалистам, реализующим программу. Педагог – психолог образовательного учреждения или учитель начальных классов. 2.11. Способы взаимодействия с родителями, педагогами, другими специалистами. Заинтересовать родителей в оказании поддержки детям: развитие самостоятельности в познавательном поиске и поддержании интереса к чтению литературы данного направления. 2.12. Форма сообщения результатов по программе. По запросам. 2.13. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы: -рабочие тетради учащегося к программе О.Холодовой «Умники и умницы: развитие познавательных способностей» для 1-4 классов, -методические рекомендации к программе О.Холодовой для учителя 1-4 классов. 2.14. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: рабочие тетради, цветные карандаши, школьная доска. |
Программа развивающих занятий по общей психологии для 8«б» 9«б» классов... | Учебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство... Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее... | ||
Курс лекций дисциплины «логика» Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Конспект занятия с учащимися 4 класса По программе «Цикл развивающих... Бланк задания к игре «Придумай путешествие гусеницы или муравья»( см рис. №4 к приложению №4) | ||
Календарный план работы гбоу цдт «Рязанский» на февраль месяц 2013 года Проведение тематических развивающих занятий с детьми особых возможностей здоровья на базе Музея Сказки (10 чел.) | Рабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Информатика. Логика. Математика.» Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) с. 17-22 | Положение о республиканском фестивале коррекционно-развивающих занятий Техника безопасности – см приложение Сообщается о мерах, которые надо соблюдать по предупреждению травматизма на занятиях по гимнастике.... | ||
Перечень коррекционно-развивающих программ, предлагаемых для реализации... Перечень коррекционно-развивающих программ реализуемых на базе мбоу «Центр пмсс» (индивидуальная работа с обучающимся по заявлениям... | Программа развивающих занятий школы полного дня по курсу дополнительного... Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо сформировать у них представления о современных информационных... | ||
Рабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сайт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей. Здесь можно найти конспекты занятий, развивающих и дидактических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контроль за работой мо учителей начальных классов (план мо, тематика проблемных групп, планирование межсекционной работы, тематика... | Логика и теория аргументации Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных... | ||
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Логика сценической речи москва «просвещение» Запорожец Т. И. Логика... Логика сценической речи. Учеб пособие для театр и культ просвет учеб заведений. М., «Просвещение», 2010 |