Программа развивающих занятий «Логика»





Скачать 494.46 Kb.
НазваниеПрограмма развивающих занятий «Логика»
страница1/2
Дата публикации30.07.2014
Размер494.46 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Ангарского муниципального образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

г. Ангарска

Авторская педагогическая разработка
комбинаторного типа.
Программа развивающих занятий
«Логика»
для учащихся 1-4 классов


Автор разработки:

Герасимова Татьяна Васильевна,

педагог – психолог,

высшей квалификационной категории,

МОУ «Гимназия № 1» г. Ангарска

Ангарск, 2010

Аннотация к

авторской педагогической разработки комбинаторного типа, развивающей программы «Логика»

для учащихся 1-4 классов
Автор: Герасимова Татьяна Васильевна, педагог- психолог начального отделения МОУ «Гимназия № 1» г. Ангарска
Миссия гимназии – «обеспечить каждому выпускнику его личностное саморазвитие», а цель начальной ступени образования – «способствовать становлению свободной, здоровой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию». Данный вопрос особенно актуален в начальных классах, где основная задача школы – формирование общих учебных действий умственного плана (основ логического мышления и навыков учебной деятельности).

Авторская педагогическая разработка развивающей программы «Логика» особенно актуальна как пропедевтическая для развития самостоятельности мышления в подростковом периоде. Современному подростку необходимы наличие учебно-познавательной мотивации, умении ставить цель исследования, планировать деятельность, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

В основе авторской педагогической разработки лежит концепция экспериментальной программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», собственные разработки автора.

В содержании авторской педагогической разработке поставлены конкретные задачи по развитию психических процессов в определенной последовательности. Материал структурирован эффективным способом, начиная с изучения простых заданий по развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и дальше к классификации, обобщению и проведению аналогий на основе различных видов отношений (часть и целое, причина-следствие, последовательность, родо – видовые отношения, другие).

Подобраны другие дидактические материалы для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования.

Дополнительно для развития познавательной мотивации к учению в программу включено знакомство с интересными объектами окружающего мира, создающими стойкий интерес к изучению окружения.

В структуре программы выделяют: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам (1 по 4-й). Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь). Результат обучения ориентирован на формирование и развитие умений: уметь выполнить сравнение, обобщение, классификацию, провести аналогию на содержании, соответствующем учебным программам основных предметов начальной школы.

Программа прошла апробацию на базе МОУ «Гимназия №1». Учащиеся 3-х классов, изучающие «логику» 3 года, по итогам тестирования (тест Замбацявичене «Уровень словесно- логического мышления») улучшили свои количественные показатели – набрали больше баллов (в 92% случаев), а 4% учащихся решили задания теста на более высоком уровне (от ниже среднего к среднему уровню). Тестирование по методике «Составь расписание» показало большой интерес к изучению предмета (96% учащихся его выбрали), наблюдается большая активность и самостоятельность детей в решении заданий.

Рецензия на авторскую

педагогическую разработку комбинаторного типа,

развивающей программы «Логика»

для учащихся 1-4 классов,

составленную педагогом-психологом начального отделения

МОУ «Гимназия №1» г. Ангарска

Герасимовой Татьяны Васильевны

Авторская педагогическая разработка относится к коррекционно - развивающему виду программ. Задачи программы направлены на развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, различных видов мышления, воображения и речи; приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; ознакомление учащихся с различными типами логических задач, головоломок; и освоению учащимися различными способами решения логических задач и поиску закономерностей в решении логических цепочек. Автор обозначает ожидаемый результат реализации программы: повышение уровня словесно – логического мышления учащихся.

Методологические подходы педагогической разработки ориентируются на положения развивающего обучения Л.С.Выготского и сочетают личностно - деятельностный и компетентностный подходы.

Ведущей тенденцией развития современного образования является реализация компетентностного подхода, призванного обеспечить развитие «универсальных учебных действий». Для успешного обучения в школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем не только за счет формирования знаний и умений, но и за счет развития психологических способностей и новообразований, составляющих психологическую основу этой компетентности. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Таким образом, содержание педагогической разработки развивающих занятий «Логика» соотносится с целями образования на современном этапе, а именно предполагает создание условий для развития у детей познавательных логических универсальных учебных действий.

Автор в структуре программы выделяет: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам с 1-го по 4-й класс. Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь). Диагностический раздел предполагает итоговую диагностику после каждого цикла обучения, определены критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов.

Автор определяет методы и приемы работы с детьми на занятиях. Выбор обусловлен принципами развивающего обучения и позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе развивающей работы, учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Актуальной и ценной является направленность развивающей программы на интеграцию развивающих задач - развитие познавательного интереса и познавательных психических процессов в определенной последовательности, с усложнением и использованием дидактического материала для каждого ученика; а также на взаимодействие педагога-психолога с родителями, учителями, что обеспечивает комплексный подход в воспитании и обучении, преемственность в работе.
Составитель рецензии педагог- психолог высшей квалификационной категории, зав. социально-психологической службы

МОУ « Гимназия №1» Дьячкова Е.В.
1. Пояснительная записка

Актуальность
«Опоздание с развитием мышления –

это опоздание навсегда»

А.Горячев
Переход общества к новому социально – экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества. Это предъявляет повышенные требования к выпускникам школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; вооружены средствами к непрерывному саморазвитию: развитыми потребностями в области познания и достаточным уровнем интеллектуальной компетентности, связанной с обработкой информации.

Миссия гимназии – «обеспечить каждому выпускнику его личностное саморазвитие», а цель начальной ступени образования – «способствовать становлению свободной, здоровой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию».

Данный вопрос особенно актуален в начальных классах, где основная задача школы – формирование общих учебных действий умственного плана (основ логического мышления и навыков учебной деятельности) .

Ежегодное в течении 5 лет исследование уровня словесно-логического мышления школьников начальной школы показывает, что до 30% учащихся имеют недостаточный уровень развития кругозора и мыслительных действий (обобщения, классификации, проведения аналогии). Изучение мотивации показывает, что лишь небольшой процент учащихся (до 10%-20%) имеют познавательный мотив к учению. Развитие интеллектуальной компетентности и познавательной мотивации, по-прежнему, остается проблемой и в гимназии, работающей по развивающим учебным программам и специальным факультативам. Опыт показывает эффективность специализированной работы по данному направлению.

Эта работа особенно актуальна как пропедевтическая для развития самостоятельности мышления в подростковом периоде. Современному подростку необходимы наличие учебно- познавательной мотивации, умении ставить цель исследования, планировать деятельность, оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.
Новизна авторской разработки

Для выполнения поставленных задач есть необходимость в разработке курса «логика» для начальной школы, а в условиях гимназии есть возможность эти задачи выполнить: факультативы и занятия по коррекции познавательных психических процессов под руководством психолога.

Необходимость специальной целенаправленной работы по интеллектуальной компетентности очевидна. Противоречие в том, что содержание или методическое обеспечение существующих программ по логике для учащихся начальной школы не отвечает необходимым требованиям: сочетать работу над познавательными психическими процессами (внимание, память, восприятие и, конкретно, мыслительные операции) в определенной последовательности, интересно и с возможностью индивидуальной самостоятельной работы каждым учащимся.

«Программа по информатике и ИКТ» А. В. Горячева, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, предполагает занятия с детьми 1-4 класса, готовит целенаправленно для работы с компьютером, поэтому задания определенной направленности и решают задачи развития познавательных психических процессов лишь частично.

Программа «120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П.Локаловой целесообразно предлагает развитие познавательных процессов от простого к сложному, развитие ребенка от форм слитных, диффузных, синкретичных к расчлененным и упорядоченным, осуществляя дифференциацию познавательных структур. Задачи развития логично повторяются с усложнением предложенного содержания. К программе прилагается дидактический материал для учащихся. Необходимость его размножения затрудняет использование содержания.

«Коррекционная программа для младших школьников, имеющих трудности в обучении» автора Н.Л.Васильевой. Программа предусматривает всего 12 занятий. Материал расположен по принципу: последовательной развитие одного. А затем другого психического процесса. Автором предложены несколько игр и упражнений по каждому процессу. Дидактический материал для учащихся не предусмотрен.

Программа «Курс логики в начальном звене непрерывного общего образования» Пуляевской Т.И., 1999 года. Программа построена на основе занятий А. З. Зака и Л.Ф. Тихомировой, имеет стройную систему и последовательность в развитии мыслительных операций. Не предусмотрен дидактический раздаточный материал для учащихся.

«Акимова М.К., Козлова В.Т. «Коррекционные упражнения для учащихся 3-5 классов» - программа рекомендована для учащихся начального и среднего звена, содержит интересные упражнения для развития, но они не разбиты по сложности и имеют небольшой объем.
Поэтому есть необходимость в разработке комплексной программы, сочетающей в себе решение нескольких задач: развитие познавательного интереса, развитие познавательных психических процессов в определенной последовательности и с усложнением и возможностью обеспечить решение этих задач дидактическим материалом для каждого ученика.

Методическое пособие (экспериментальная программа и методическое обеспечение) О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», описанная в методической литературе 2004 года, лучше других отвечает необходимым требованиям. Содержание материала ориентировано на развитие всех познавательных процессов и последовательно усложнено. Предложенный дидактический материал интересен, очень разнообразен и богат по учебным и развивающим задачам. Материал предусматривает возможность обеспечить дифференцированную нагрузку для ученика любого уровня. К программе кроме методических разработок прилагаются рабочие тетради для учащихся на все 4 года обучения с познавательными и диагностическими заданиями в игровой форме. Недостатком данной программы считаю: недостаточную последовательность заданий на развитие мыслительных операции. Сложные задания встречаются впереди решения простых задач, не предусмотрено подготовительной работы по решению сложного задания. Не соблюдена последовательность в усложнении развития мыслительных операций.

Дополнительно для развития познавательной мотивации к учению желательно включить в программу знакомство с интересными объектами окружающего мира, создающими стойкий интерес к изучению окружения.

Таким образом, в основе данной авторской комбинированной разработки лежит концепция экспериментальной программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам: развитие познавательных способностей», собственные разработки автора.

В данную программу внесены следующие изменения.

В содержание программы добавлены конкретные задачи по развитию психических процессов в определенной последовательности.

Материал структурирован новым способом, начиная с изучения простых заданий по развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение и дальше к классификации, обобщению и проведению аналогий на основе различных видов отношений (часть и целое, причина-следствие, последовательность, родо – видовые отношения, другие).

Подобраны другие дидактические материалы для развития познавательного интереса к изучению окружающего мира.

Особенность, новизна данной авторской комбинированной разработки заключается в отборе и новом структурировании содержания, современных подходах, основанных на теоретических положениях, заложенных в концепцию обновления образования. Материал разработки полностью не дублирует содержания ни одной из описанных программ.
Методологическое обоснование
Основные положения концепции курса «Логика».
В основе предлагаемой программы лежит системно- деятельностный подход. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина.

Академик РАО А.Г.Асмолов в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (серия «Стандарты второго поколения» утверждает, что в последнее время в сфере образования и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно- исторической системно- деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в различных направлениях психолого-педагогической науки. В том числе, и планомерно- поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Содержание данной программы и рекомендуемая методика проведения предлагают именно такую систему, при которой требуется внимательное прочтение задания, точное принятие учебной задачи, планирование действий при решении задач, применение схем и таблиц в ходе рассуждений, как выбираемого метода решения задач конкретного типа, доказательств при предъявлении ответа, что невозможно без развитых навыков учебной деятельности и высших психических функций.

Чем сложнее деятельность, тем значимее предварительная теоретическая ориентировка. А как отмечал Л.С.Выготский, ряд процессов без теоретического осмысления возникать вообще не может. Поэтому решение заданий предложенной программы невозможно без теоретического изучения подходов к разным типам задач.
В соответствии со стандартами второго поколения универсальные учебные действия включают:

-личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия.

К познавательным универсальным действиям относятся: общеучебные универсальные действия, постановка и решение проблемы и

логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

-синтез (составление целого из частей или самостоятельное достраивание)

-выбор оснований или критериев для сравнения, сериации, классификации

- подведение под понятие, выведение следствий

-установление причинно – следственных связей

-построение логической цепи рассуждений

-доказательство

-выдвижение гипотез и их обоснование.

.

Методологические подходы разработки ориентируются на положения развивающего обучения Л.С.Выготского и сочетают личностно- деятельностный и компетентностный подходы.
Цель курса: Создать условия для развития у детей познавательных логических универсальных учебных действий
Задачи курса :


  • способствовать развитию познавательных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, различных видов мышления, воображения и речи;

  • способствовать развитию приемов мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

  • познакомить учащихся с различными типами логических задач, головоломок;

  • способствовать освоению учащимися различными способами решения логических задач и поиску закономерностей в решении логических цепочек.



К концу обучения ожидаемые результаты реализации программы:
-повышение уровня словесно – логического мышления учащихся.


1. Структура и содержание разделов программы
В структуре программы выделяют: развивающий и диагностический разделы. Содержание программы разделено по классам. Ознакомление с содержанием программы идет с постепенным расширением задач и увеличением сложности познавательных заданий. Содержание программы располагается по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от развития внимания (концентрации, переключения), разных видов памяти (от механической к логической, обучению приемам мнемотехники), восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). Параллельно идет работа по развитию психического процесса – речи (обогащение словаря, связная речь).
1 класс

Сравнение как мыслительная операция. Правила и приемы сравнения. Обобщение как мыслительная операция. Логические задачи на определение последовательности, распределения, сравнения. Аналогия как мыслительная операция. Проведение аналогий с отношениями противоположности, принадлежности. Правила решения головоломок: «поиск девятого», лабиринты с ориентирами, анаграмма, кроссворд, головоломки с буквами, ребусы.

Итоговая диагностика.
2 класс

Логические познавательные задания (ЛПЗ) с рассуждениями. Работа над развитием словаря: работа с фразеологизмами. Проведение аналогий между объектами с функциональными отношениями и отношениями часть- целое. Правила решения головоломок: изографы, уникурсальные фигуры, перестановки спичек, букв, слоговица, ребусы.

Итоговая диагностика.
3 класс

Работа над развитием словаря: работа с фразеологизмами, пословицами. Проведение аналогий между объектами с отношениями рядоположенности, последовательности. Правила решения головоломок: чайнворд, числограммы, анаграммы, ребусы, перестановки. Логические задачи. Закономерности.

Итоговая диагностика.
4 класс

Правила и алгоритмы решения логических познавательных задач разных степеней сложности с рассуждениями. Работа над развитием словаря6 фразеологизмы, антонимы, ошибки в тексте, неполный текст. Отработка навыков решения головоломок знакомых видов и новых (шарада, метаграмм, палиндром). Итоговая диагностика

К концу обучения:

-уметь выполнить сравнение, обобщение, классификацию, провести аналогию на содержании, соответствующем учебным программам основных предметов начальной школы.

2. Методические рекомендации к проведению занятий
2.1. Форма - развивающие занятия, факультатив.
2.2. Используемые методы и приемы:

  • Дискуссия

  • Упражнения

  • Самостоятельная работа

  • Психотехнические игры (приемы мнемотехники)

  • Ролевые игры (при решении логических задач и рассуждений)

  • Информирование (о правилах решения головоломок)

  • Тестирование


2.3. Сроки и временной режим занятий

Занятия проводятся с учащимися 1 раз в неделю по 1 часу в течение 4 лет (с 1 по 4 классы).
2.4. Оптимальная численность группы

7-15 человек, возможен класс.
2.5. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в занятиях

В связи с тем, что содержание занятий может представлять некоторую сложность для детей недостаточного интеллектуального уровня развития можно уменьшить объем дополнительных упражнений на занятии из рабочей тетради и использовать другие методы работы.
2.6. Описание контингента

Программа рассчитана на учащихся начальных классов с 1-4 класс общеобразовательных школ.
2.7. Особенности проведения занятия:
Рекомендуемая структура занятия:

-интеллектуальная разминка или дискуссия по познавательному вопросу, проблеме

-знакомство и отработка навыков в решении основного задания по теме,

-самостоятельная работа по отработке навыков предыдущих занятий с дифференциацией содержания по трудности и объему,

-творческое задание (дорисуй, сочини и т.д.)


2.8. Критерии и механизмы оценки достижения планируемых результатов
-умение обобщать

(субтест «Исключи лишнее» в тесте Э.Ф.Замбацявичене «Уровень словесно – логического мышления»)

-умение классифицировать

(субтест «Назови общим словом или словосочетанием», там же)

-умение проводить аналогии

(субтест «Подбери подходящее по смыслу слово», там же)

-умение сравнивать

(Методика «Сравни два объекта »)

2.9. Система организации контроля за реализацией программы.

Осуществляется самим педагогом или психологом в конце года и в конце курса по итогам диагностики.
2.10. Требования к специалистам, реализующим программу.

Педагог – психолог образовательного учреждения или учитель начальных классов.
2.11. Способы взаимодействия с родителями, педагогами, другими специалистами.

Заинтересовать родителей в оказании поддержки детям: развитие самостоятельности в познавательном поиске и поддержании интереса к чтению литературы данного направления.

2.12. Форма сообщения результатов по программе.

По запросам.

2.13. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

-рабочие тетради учащегося к программе О.Холодовой «Умники и умницы: развитие познавательных способностей» для 1-4 классов,

-методические рекомендации к программе О.Холодовой для учителя 1-4 классов.

2.14. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

рабочие тетради, цветные карандаши, школьная доска.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развивающих занятий «Логика» iconПрограмма развивающих занятий по общей психологии для 8«б» 9«б» классов...

Программа развивающих занятий «Логика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство...
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее...
Программа развивающих занятий «Логика» iconКурс лекций дисциплины «логика»
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Программа развивающих занятий «Логика» iconКонспект занятия с учащимися 4 класса По программе «Цикл развивающих...
Бланк задания к игре «Придумай путешествие гусеницы или муравья»( см рис. №4 к приложению №4)
Программа развивающих занятий «Логика» iconКалендарный план работы гбоу цдт «Рязанский» на февраль месяц 2013 года
Проведение тематических развивающих занятий с детьми особых возможностей здоровья на базе Музея Сказки (10 чел.)
Программа развивающих занятий «Логика» iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации...
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Программа развивающих занятий «Логика» iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Информатика. Логика. Математика.»
Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) с. 17-22
Программа развивающих занятий «Логика» iconПоложение о республиканском фестивале коррекционно-развивающих занятий
Техника безопасности – см приложение Сообщается о мерах, которые надо соблюдать по предупреждению травматизма на занятиях по гимнастике....
Программа развивающих занятий «Логика» iconПеречень коррекционно-развивающих программ, предлагаемых для реализации...
Перечень коррекционно-развивающих программ реализуемых на базе мбоу «Центр пмсс» (индивидуальная работа с обучающимся по заявлениям...
Программа развивающих занятий «Логика» iconПрограмма развивающих занятий школы полного дня по курсу дополнительного...
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо сформировать у них представления о современных информационных...
Программа развивающих занятий «Логика» iconРабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма...
...
Программа развивающих занятий «Логика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сайт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей. Здесь можно найти конспекты занятий, развивающих и дидактических...
Программа развивающих занятий «Логика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контроль за работой мо учителей начальных классов (план мо, тематика проблемных групп, планирование межсекционной работы, тематика...
Программа развивающих занятий «Логика» iconЛогика и теория аргументации
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных...
Программа развивающих занятий «Логика» icon1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
Программа развивающих занятий «Логика» iconЛогика сценической речи москва «просвещение» Запорожец Т. И. Логика...
Логика сценической речи. Учеб пособие для те­атр и культ просвет учеб заведений. М., «Просве­щение», 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск