Россошанская школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа
развивающих занятий
школы полного дня
по курсу дополнительного образования
«Мой друг компьютер»
Разработал по запросу администрации
Россошанской школы-интерната
учитель информатики высшей категории
Комаровский А.Н.
г. Россошь
2004 г.
Пояснительная записка
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо сформировать у них представления о современных информационных технологиях и выработать навыки активного и эффективного пользователя.
Дети интернатных учреждений вынуждены жить в ограниченном информационном пространстве. Информационные ресурсы, распространяемые на современных мультимедийных носителях, и доступ в Интернет позволяют разорвать рамки этого замкнутого круга общения и получать необходимую информацию на уровне доступности учащихся обычной общеобразовательной школы и детей из полных семей. Для этого необходима достаточная подготовка, чтобы дети школы-интерната не чувствовали себя неполноценными и уверенно владели приемами и навыками работы с мультимедийными, офисными и сетевыми технологиями. Данная программа направлена на получение первичных навыков пользователя, формирует представление о компьютере как средстве обработки, хранения и передачи информации, подготавливает к активному использованию современных технологий в учебном процесс с тем, чтобы воспитанники школы-интерната в своей учебной деятельности могли подготовить и оформить доклад, реферат, ввести и обработать, найти, отобрать, как в локальной сети, так и в сети Интернет, текстовую, графическую и звуковую и видео информацию, необходимую для урока, внеучебной деятельности, предпрофессиональной подготовки, реализации интересов, досуга, общения, творческого развития. Цели и задачи:
овладение основами знаний об информационных процессах и их роли в современном мире;
формирование представлений о значения информационных технологий в развитии современного общества и информационной культуре;
создание условий для развития у детей чувства уверенности в овладении возможностями компьютера;
обучение использованию современных технологий получения, обработки, поиска, передачи и хранения информации;
привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в учебной деятельности;
развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью современных средств связи;
расширение кругозора, развитие интеллектуальных задатков и творческих способностей;
предоставление возможности самореализации при решении вопросов практической применимости создаваемых информационных объектов.
Курс рассчитан на учащихся 3-6 классов школы-интерната, работающей в режиме школы полного дня. На изучение курса отводится 136 часов. Занятия строятся на сочетании игровой и учебно-познавательной деятельности и проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия один академический час, в течение которого чередуются теоретическая часть, практическая работа за компьютером, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, и упражнения по снятию усталости и восстановлению зрения.
Учитывая возрастные особенности, многие задания носят игровую, наглядно-образную, сказочную, приключенческую или фантастическую форму. Изучение большинства тем реализуется в процессе проектной деятельности и закачивается итоговой работой, которая, как правило, носит конкурсный характер и предназначена для практического использования: общешкольной выставки, оформления класса или учебного кабинета или обсуждения в группе.
Курс состоит из 8 основных тем:
Мой друг компьютер.
Печатаем и обрабатываем тексты.
Рисуем на компьютере.
Создаем анимацию.
Звук естественный и синтетический.
Что такое «мультимедиа»?
Выходим в Интернет.
Учимся и играем.
Условия реализации
Программа предусматривает наличие в школе кабинета информатики, оснащенного мультимедийными компьютерами с процессором не ниже Pentium II, 128 Mb оперативной памяти, звуковой и видео картой, с локальной сетью и подключением к Интернет и периферийным оборудованием: сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, микрофон и звуковые колонки.
Программное обеспечение:
графическая операционная система Windows, файловый менеджер Windows Commander;
сетевое программное обеспечение: NetMeeting, NetSupport School, Courier Mail Server, Virtual CD;
клавиатурные тренажеры: Babytype, Stamina, Аленка, Виртуоз;
пакет прикладных программ Office, текстовые редакторы Блокнот, WordPad, Word;
программы сканирования: Presto! PageManager, VistaScan, MS Document Scanning
программа распознавания текста FineReader;
программы перевода PROMT, Сократ, X-Translator GOLD,
графические браузеры:ACDSee, GraphicView, IrfanView, XNVIEW;
растровые графические редакторы: Paint, ICOMAGIC, Presto! ImageFolio LE, Adobe Photoshop, Macromedia Fireworks, Ulead PhotoImpact;
векторные графические редакторы: Adobe Illustrator, Macromedia Flash 5, CorelDRAW;
редакторы анимации: Ulead GIF Animator, Adobe ImageReady, Xara 3D;
музыкальные редакторы: Music Ace, Midisoft Studio, MIDI Music Shop, Cakewalk Pro Audio, Karaoke GALAXY Maker;
программы работы со звуком: Звукозапись, ASWVEDIT, Audio Converter;
плееры: Karaoke, WINAMP, Windows Media Player, QuickTime Player;
программы для Интернета: MS Internet Explorer, MS Outlook Express, Opera, MS FrontPage;
программы архиваторы: WinRAR, WinZIP;
программа антивирусной защиты: Doctor Web, ADinf32;
обучающие программы по различным разделам школьной программы: справочники, энциклопедии, учебники, помощники, тренажеры и экзаменаторы, программы конструирования тестов;
игровые программы, развивающие реакцию, ориентацию, конструкторское и логическое мышление, познавательные и развлекательные.
Содержание
Мой друг компьютер (24 часа).
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.
Основные устройства ЭВМ, рабочее место учащегося, порядок включения, запуска и выключения ЭВМ.
Графическая операционная система. Основные понятия, операции и настройки. Приемы работы с несколькими приложениями. Файловая структура хранения информации. Файловые менеджеры. Основные операции с файлами: выделение, копирование, переименование, перемещение, удаление, восстановление и поиск. Обмен данными между приложениями с помощью буфера обмена.
Виды программного обеспечения. Понятие о правовой охране программного обеспечения. Установка программного обеспечения. Понятие об архивации данных. Компьютерные вирусы и антивирусные мероприятия.
Локальная сеть компьютерного класса. Доступ к другим компьютерам.
Печатаем и обрабатываем тексты (16 часов).
Клавиатура: основные группы клавиш, и их назначение. Клавиатурные тренажёры. Приемы набора текста. Основные элементы текстового документа.
Текстовый редактор: назначение, основные функции. Основные операции с текстом: перемещение по тексту выделение, копирование, перемещение и удаление фрагментов. Форматирование символов и абзацев. Вставка и редактирование таблиц и графических объектов. Оформление документов, приемы автоматизации.
Конвертирование текстовых файлов. Программы распознавания текста. Приемы обработки распознанного текста. Программы и особенности машинного перевода.
Рисуем на компьютере (22 часа).
Растровая и векторная графика
Программы просмотра графики. Методы представления графических изображений. Системы цветов в компьютерной графике. Форматы графических файлов. Сканирование изображений.
Графические редакторы и их возможности. Растровая графика. Работа с инструментами рисования. Техника создания и редактирования деталей изображения. Работа с фрагментами изображения. Изменение размеров изображения. Сплошная и градиентная заливка. Работа со слоями. Создание и обработка графического текста.
Обработка изображений. Выбор и коррекция цвета. Использование эффектов.
Векторная графика. Построение изображений с помощью графических примитивов. Заливки, контуры, настройка тени и объема. Выделение, перемещение и трансформация объектов. Методы упорядочивания и объединения графических объектов. Создание рисунков из кривых. Типы узлов, редактирование контуров. Оптимизация кривых.
Создаем анимацию (12 часов).
Растровая GIF-анимация. Обмен файлами между графическими редакторами. Работа со слоями. Оптимизация изображений.
Приемы создания растровой анимации. Операции с кадрами. Создание промежуточных кадров. Анимация текста.
Расчетная анимация. Символы и библиотеки символов. Работа с кадрами. Анимация движения. Движение по траектории. Анимация формы. Публикация роликов.
Звук естественный и синтетический (13 часов).
Музыка и звук на компьютере. Способы представления.
Программы звукозаписи. Редактирование и конвертирование звуковых файлов.
Форматы видеороликов. Проигрыватели аудио и видео файлов.
MIDI-формат. Элементы нотной грамоты. Музыкальный редактор. Создание музыкального этюда.
Формат караоке. Создание караоке-файла. Работа с приложением Караоке.
Что такое «мультимедиа»? (10 часов).
Мультимедийные технологии и мультимедийные носители: CD и DVD-диски.
Работа с готовыми презентациями. Режимы представления документа. Создание, слайдов, дублирование, изменение взаимного расположения.
Работа с фонами и шаблонами. Вставка и редактирование текста, графических объектов, звука, фильмов. Настройка эффектов анимации.
Организация структуры презентации. Репетиция и демонстрация слайд-фильма.
Выходим в Интернет (15 часов).
Организация и доступ к ресурсам локальной сети компьютерного класса. Сетевое программное обеспечение. Обмен сообщениями в локальной сети.
Особенности организации глобальных компьютерных сетей. Интернет-обозреватели. Основные понятия Web-пространства. Адресация, гипертекст, гиперссылки. Навигация в компьютерной сети. Основы поиска информации в Интернет. Информационные ресурсы.
Сервисы Интернет. Электронная почта. Принципы работы. Создание, отправка и получение сообщений посредством электронной почты.
Учимся и играем (24 часа).
Обучающие программы и их использование в учебном процессе. Справочники, энциклопедии, учебники, помощники, тренажеры и экзаменаторы. Интерфейс обучающих программ и приемы работы. Создание тестов.
Разнообразие и назначение компьютерных игр. Выигрышные стратегии. Компьютерные игры, развивающие реакцию, ориентацию, логическое и конструкторское мышление. Тематическое ПЛАНИРОВАНИЕ
развивающих занятий «Мой друг компьютер»
3 класс № п/п
| Тема занятия
| I четверть
|
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Знакомство с компьютерным классом.
|
| Основные устройства ЭВМ, рабочее место учащегося, порядок включения, запуска и выключения ЭВМ.
|
| Рабочий стол Windows. Основные действия с мышью. Операции с окнами.
|
| Основные понятия Windows. Элементы диалоговых окон.
|
| Виды меню в Windows. Запуск программ.
|
| Файловая система. Организация хранения и доступа к файлам.
|
| Работа с программой Проводник. Основные настройки.
|
| Локальная сеть компьютерного класса. Доступ к другим компьютерам.
|
| Компьютерные игры, развивающие реакцию.
| II четверть
|
| Программа просмотра графики ACDSee. Графические ресурсы локальной сети.
|
| Графические редакторы и их возможности, знакомство с простейшим графическим редактором. Основные инструменты.
|
| Техника создания изображений. Запись графического файла на диск.
|
| Редактирование деталей изображения.
|
| Изменение размеров изображения. Работа с фрагментами изображения.
|
| Подготовка к выставке детской компьютерной графики. Распечатка рисунка.
|
| Компьютерные игры, развивающие ориентацию.
| III четверть
|
| Текстовый редактор: назначение, основные функции. Окно программы Блокнот.
|
| Назначение клавиатуры, основные группы клавиш, клавиши управления курсором, выбор режимов работы. Клавиатурные тренажёры.
|
| Переключение алфавита и регистров, упражнения на освоение основной группы клавиш. Работа с клавиатурными тренажерами.
|
| Основные элементы текстового документа. Ввод текста в программе Word. Сохранение документа на диске. Конвертирование текстовых файлов.
|
| Основные операции с текстом: перемещение по тексту выделение, копирование, перемещение и удаление фрагментов.
|
| Приемы набора текста. Вставка и форматирование символов.
|
| Форматирование абзацев. Вставка таблиц.
|
| Редактирование таблиц. Оформление страницы.
|
| Вставка рисунков. Работа с панелью настройки изображения.
|
| Компьютерные игры, развивающие логическое мышление.
| IV четверть
|
| Универсальный проигрыватель и Winamp.
|
| Работа с программой звукозаписи. Редактирование звуковых файлов.
|
| Конвертирование звуковых файлов. Звуковые ресурсы локальной сети.
|
| Форматы видеороликов. Проигрыватель Windows Media и QuickTime Player.
|
| Мультимедийные ресурсы локальной сети.
|
| Работа с обучающими программами.
|
| Компьютерные игры по выбору.
|
| Подведение итогов работы за год.
| 4 класс
№ п/п
| Тема занятия
| I четверть
|
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Включение и выключение компьютера.
|
| Операционная система Windows. Настройки рабочего стола.
|
| Приемы работы с несколькими приложениями. Справочная система.
|
| Файловая структура хранения информации. Файловые менеджеры.
|
| Работа с программой Проводник. Основные настройки. Поиск файлов.
|
| Основные операции с файлами и папками: выделение, копирование, переименование. Создание ярлыков.
|
| Основные операции с файлами и папками: перемещение, удаление и восстановление. Работа с дисковыми носителями.
|
| Стандартные приложения Windows. Обмен данными между приложениями с помощью буфера обмена.
|
| Компьютерные игры, развивающие реакцию.
| II четверть
|
| Текстовый редактор Word. Повторение приемов работы с текстом, таблицами и рисунками. Вставка и настройка объектов WordArt.
|
| Построение изображений с помощью графических примитивов. Вставка надписей.
|
| Графические примитивы. Заливки, контуры, настройка тени и объема.
|
| Методы упорядочивания и объединения графических объектов.
|
| Создание рисунков из кривых. Типы узлов, работа с узлами.
|
| Подготовка к выставке детской компьютерной графики.
|
| Компьютерные игры, развивающие ориентацию.
| III четверть
|
| Что такое «мультимедиа»?
|
| Музыка и звук на компьютере. «Живой» и «искусственный» звук. Способы представления.
|
| Музыкальная шкатулка. Работа с приложением Music Ace. MIDI-формат.
|
| Элементы нотной грамоты.
|
| MIDI-формат и караоке. Музыкальный редактор.
|
| Создание музыкального этюда.
|
| Формат караоке. Набор текста песни.
|
| Редактор Karaoke GALAXY Maker. Создание караоке-файла.
|
| Работа с приложением Караоке, основные настройки. MIDI- и караоке-ресурсы локальной сети.
|
| Компьютерные игры, развивающие логическое мышление.
| IV четверть
|
| Локальные и глобальные компьютерные сети. Особенности их организации.
|
| Организация и доступ к ресурсам локальной сети компьютерного класса.
|
| Сетевое программное обеспечение. Работа с программой NetSupport School.
|
| Приложение NetMeeting. Запуск. Организация встречи. Общие приложения.
|
| Приложение NetMeeting. Доска. Разговор. Обмен сообщениями в локальной сети.
|
| Работа с обучающими программами.
|
| Компьютерные игры по выбору.
|
| Подведение итогов работы за год.
|
5 класс
№ п/п
| Тема занятия
| I четверть
|
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Закрепление рабочих мест. Приемы безопасной эксплуатации компьютера.
|
| Методы представления графических изображений. Основные понятия, достоинства и недостатки растровой и векторной графики. Форматы графических файлов.
|
| Системы цветов в компьютерной графике. Сканирование изображений.
|
| Графический редактор PhotoShop. Выделение областей, обработка изображений.
|
| Работа с инструментами рисования.
|
| Выбор и коррекция цвета. Работ с заливками
|
| Создание и обработка графического текста.
|
| Использование эффектов. Подготовка к выставке детской компьютерной графики.
|
| Компьютерные игры, развивающие реакцию.
| II четверть
|
| Параметры и настройки текстового редактора Word. Тезаурус. Автозамена.
|
| Работа со стилями. Создание оглавлений. Гиперссылки.
|
| Программы распознавания текста. Приложение Fine Reader.
|
| Сканирование текстов. Обработка текста после сканирования.
|
| Поиск и замена. Правописание. Приемы обработки распознанного текста.
|
| Программы и особенности машинного перевода.
|
| Компьютерные игры, развивающие ориентацию.
| III четверть
|
| Знакомство с мультимедийными технологиями. Что такое презентация. Работа с готовыми презентациями.
|
| Режимы представления документа. Создание, слайдов, дублирование, изменение взаимного расположения. Панель конструктора.
|
| Работа с фонами и шаблонами. Панели инструментов. Вставка и редактирование текста, рисунков, надписей, объектов WordArt.
|
| Вставка и редактирование, графических примитивов, кнопок, звука, фильмов.
|
| Настройка эффектов анимации.
|
| Настройка эффектов анимации.
|
| Организация структуры презентации, работа с гиперссылками.
|
| Настройка эффектов смены слайдов.
|
| Репетиция и демонстрация слайд-фильма.
|
| Компьютерные игры, развивающие логическое мышление.
| IV четверть
|
| Особенности организации глобальных компьютерных сетей.
|
| Интернет-обозреватели. Основные понятия Web-пространства.
|
| Гипертекст, гиперссылки. Навигация в компьютерной сети.
|
| Основы поиска информации в Интернет. Информационные ресурсы.
|
| Сервисы Интернет – служба новостей, телеконференции, чаты, доски объявлений, ICQ.
|
| Работа с обучающими программами.
|
| Компьютерные игры по выбору.
|
| Подведение итогов работы за год.
|
6 класс
№ п/п
| Тема занятия
| I четверть
|
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Закрепление рабочих мест. Приемы безопасной эксплуатации компьютера.
|
| GIF-анимация. Просмотр и приемы работы в приложении Ulead GIF Animator.
|
| Графический редактор PhotoShop. Приемы подготовки кадров. Работа со слоями.
|
| Сборка анимации. Баннерный текст в Ulead GIF Animator.
|
| Оптимизация изображений. Обмен файлами между графическими редакторами.
|
| Приложение ImageReady. Приемы создания растровой анимации.
|
| Операции с кадрами. Создание промежуточных кадров.
|
| Анимация текста в программе Xara 3d.
|
| Компьютерные игры, развивающие реакцию.
| II четверть
|
| Понятие об архивации данных. Методы и программы архивации.
|
| Архивирование и разархивирование файлов.
|
| Виды программного обеспечения. Понятие о правовой охране программного обеспечения.
|
| Инсталляция программ. Способы установки и конфигурирования программ.
|
| Компьютерные вирусы.
|
| Антивирусные программы и мероприятия.
|
| Компьютерные игры, развивающие ориентацию.
| III четверть
|
| Приложение Macromedia Flash. Рабочее окно и панели. Рисование карандашом. Оптимизация кривых. Сплошная заливка.
|
| Рисование с помощью примитивов. Выделение, перемещение и трансформация объектов.
|
| Рисование пером. Редактирование контуров. Градиентные заливки.
|
| Работа со слоями и текстами.
|
| Работа с символами. Библиотеки символов.
|
| Работа с кадрами. Анимация движения.
|
| Анимация движения. Движение по траектории.
|
| Анимация формы.
|
| Публикация роликов.
|
| Компьютерные игры, развивающие логическое мышление.
| IV четверть
|
| Локальные и глобальные компьютерные сети. Особенности их организации.
|
| Электронная почта. Принципы работы.
|
| Регистрация почтового ящика.
|
| Окно Outlook Express. Создание сообщений.
|
| Отправка и получение сообщений посредством электронной почты.
|
| Работа с обучающими программами.
|
| Компьютерные игры по выбору.
|
| Подведение итогов работы за год.
|
Литература
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Воронежский региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы. 2002.
Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах: Комплект учебников-тетрадей для 1-4-х классов общеобразовательных учебных заведений . М.: – Баласс, Экспресc , 1998.
Гурский Ю., Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7 Трюки и эффекты. – СПб.: Питер, 2003.
Дуванов А.А. Азы информатики. Публикации в газете «Информатика», 2000-2004 г.
Дуванов А.А. Зимние вечера. Информатика для начинающих. – Публикации в газете «Информатика» 2000-2002 г.
Ефимова О. и др. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002.
Информатика. Базовый курс/Под ред. Симоновича С.В. и др. – СПб: Питер, 2000.
Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Компьютер для художника. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2000.
Куртер Дж., Маркви А. Microsoft Office 2000: учебный курс. – СПб.:Питер, 2002.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по информатике. 1999.
Панкратова Т. Flash 5. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
Панкратова Т. Photoshop 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2003.
Первин Ю.А. Информационная культура: Модуль: Класс 5: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1995.
Под ред. Комягина В.Б. Самоучитель Macromedia Flash 5. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2001.
Программы образовательных учреждений. Информатика. – М.: «Просвещение», 2001.
Проект федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. /Авторский коллектив: А.А. Кузнецов и др./ М.: 2004.
Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками начальной школы. – Информатика. Приложение к газете «Первое сентября» № 31, 32, 2000.
Сандерс Б. Эффективная работа: Flash 5. – СПб.: Питер, 2002.
Семакин И.Г. и др. Информатика. 7-9 кл. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Базовый курс для 7–9 класса – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Семенов А.Л., Угринович Н.Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы. – М. 2000.
Солоницын Ю. Photoshop 7 для подготовки web-графики. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
Стинсон К., Зихерт К. Эффективная работа с Windows 2000 Professional. – СПб.: Питер, 2003.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Челак Е., Конопатова Н. Развивающая информатика. Учебно-методический комплект для 1-4 классов. – М., 2000.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. 10-11 кл. Ч.1, 2. (Для естественно-научного профиля.) – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
|