Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже





НазваниеДавайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже
Дата публикации21.08.2014
Размер87.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Оптимизм в наследство.
Как мы думаем, так мы и чувствуем.
Мы все моментально становимся беспомощными при неудачах: нам грустно, будущее выглядит мрачно, руки опускаются, невозможно заставить себя сделать что-либо. Некоторые люди оправляются от этого состояния почти сразу, другие остаются в подавленном состоянии в течении нескольких недель или месяцев, если неудача серьёзна.

Мини-тест

Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально « перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации?

Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже варианта:

*«Что ж я так долго копался…» --«Вот негодяй, не подождал…»

* «Вечно так…» --«Какой день неудачный…»

* «Не повезло…» --« Не умею я быстро бегать…»

Если вы выбрали первые варианты ответов—вы склонны к пессимизму, т. е. готовы винить в неудачах себя и распространять конкретную неприятность на собственное будущее и на все области своей жизни. Это самый простой в жизни способ сделать свою жизнь тяжёлой, а здоровье слабым.

Плохая новость

Есть люди, которые по любому поводу говорят:
«Это ужасно…Я не переживу этого…»

Психологи называют это «катастрофизацией мышления». Это способ мышления, который заставляет отказываться от любых новых способов действия. Стремление избежать неудачи—гораздо более мощный стимул, чем ожидание успеха. Мы помним собственные поражения более ярко и подробно, чем победы. Страх оказаться неудачником сидит в каждом из нас, мешая «сделать шаг» и даже попытаться сделать что-то новое. Мы транслируем этот шаг детям, когда говорим: «Не беги—упадёшь…», «Положи, а то уронишь…» , «Оставь—у тебя не получится…»
Мы строим мост, по которому пойдёт ребёнок
Люди живущие и работающие рядом с нами, могут сочувствовать и ободрять нас, могут смеяться или относиться к нам равнодушно. Но ребёнок копирует наш взгляд на мир инстинктивно, неосознаваемо. Он воспринимает наше отношение к себе и к социуму как данность, как единственно возможный способ существования.

Наш привычный способ объяснять неприятности, наш стиль объяснения—это нечто большее, чем просто слова, которые мы произносим при неудаче. Это привычка мыслить, приобретённая в детстве. Стиль объяснения формируется очень рано—в дошкольном возрасте, и остаётся почти неизменным в течении всей жизни. В первые годы жизни ребёнок общается в основном с родителями и воспитателями. Именно от этих людей зависит, без преувеличения, его взгляд на собственное место в мире: будет ли он считать себя ценным и заслуженным либо бесполезным и безнадёжным.
Чуть-чуть теории
Почти сорок лет назад американский учёный М. Селигман начал масштабное исследование, задавшись вопросом: почему в похожих ситуациях люди ведут себя по-разному? Что заставляет одного человека идти к цели вопреки всем трудностям и препятствиям, а другого опускать руки при малейшей неудаче? Почему один сдаётся легко, а другой никогда? Кто способен выстоять, если отвергла любимая, рухнула карьера? Что помогает людям строить судьбу заново? Почему некоторые люди быстро оправляются от состояния беспомощности, а другие никогда? Почему одни остаются беспомощными только в конкретной ситуации, другие сдаются и в абсолютно новых обстоятельствах?

М. Селигман предположил, что решение проблемы, относительно того, кто подвержен чувству беспомощности, а кто—нет, кроется в стиле объяснения, т. е. в том, как люди объясняют сами себе причину своих неприятностей.

С точки зрения М. Селигмана, существует три основных параметра стиля объяснения.
Персонализация
Можно сказать, что это ответ на «проклятый русский вопрос»: кто виноват? Когда происходят неприятности мы можем обвинять в них себя, обращаясь внутрь , либо других людей и обстоятельства, обращаясь во вне. Те, кто обвиняют в неудачах себя, приходят в итоге к низкой самооценке. Те, кто обвиняют внешние обстоятельства, не теряют самоуважения в неблагоприятных условиях. В целом, они больше нравятся себе, чем те, кто лишь себя считают виновниками своих неудач.
Постоянство

Если мы думаем о неприятностях в категориях «всегда» и «никогда», рассматривая их как постоянно действующий фактор, то наш стиль—пессимистический.
Если мы думаем категориями «иногда», «в последнее время», пользуемся ограничительной терминологией и считаем, что неприятности носят временный характер, наш стиль—оптимистический. Пессимист говорит: «Вечно у меня так…», оптимист—«Сегодня неудачный день…»


Широта
Постоянство—характеристика временная, широта—пространственная. Люди, которые дают универсальное объяснение своим неудачам, склонны капитулировать по всем направлениям, хотя неудача постигает их в одной конкретной области. «Не повезло»-- пессимистическое. «не умею быстро бегать» --оптимистическое (это объяснение с позиции широты). Пессимизм по параметру широты говорит о склонности человека к катастрофизации.
Пессимизм и здоровье
Существуют четыре области, где пессимизм может пагубно влиять на качество жизни: во- первых, пессимист легче впадает в депрессию; во –вторых, он добивается меньше успехов, чем позволяют его способности(помните— «страх неудачи»?); в-третьих, статистически показано, что чем больше плохих событий переживает человек, тем чаще он болеет. Поскольку пессимисты встречаются в жизни с большим количеством плохих событий, их здоровье оказывается под угрозой. И, наконец, жизнь приносит пессимисту недостаточно радостей.

В детском саду №2282 г.Москвы в течении нескольких лет ведётся исследование, направленное на выявление взаимосвязи состояния здоровья детей и стиля мышления родителей.

Вся выборка детей была разбита на четыре группы по состоянию здоровья (психического и физического):

  1. Дети, имеющие серьёзные проблемы с физическим здоровьем. Для них в анамнезе характерны: ММД, симптом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, дискенезия желчевыводящих путей и др. Они состоят на учёте у кардиолога, отоларинголога, аллерголога.

  2. Дети, имеющие менее серьёзные проблемы с физическим здоровьем (нарушение осанки, сколиозы и т. п.)

  3. Дети, имеющие незначительные проблемы со здоровьем.

  4. Дети, имеющие физическое и психическое здоровье, соответствующее возрастным нормам.

На основании анализа диагностического массива информации оказалось, что для данной выборки физическое состояние детей (проблемы со здоровьем) соотносится как с психологическими проблемами, так и с особенностями стиля мышления родителей.

Психологические особенности детей:

Для первой группы детей характерными являются робость, растерянность, страх перед неизвестностью.

Вторая группа детей демонстрирует застенчивость, неуверенность в себе, зависимое поведение от взрослого, низкую самооценку, трудности в общении со сверстниками и др.

В третьей группе основными показателями явились тревожность, эпизодические дневные и ночные страхи.

Четвёртая группа детей отличалась активностью, уверенностью в себе, хорошей адаптивностью. Их взаимоотношения со сверстниками были устойчивыми и бесконфликтными. Они отличаются хорошей успеваемостью на занятиях, у них выше показатели умственного развития: памяти, внимания, мышления.

У родителей первой группы были отмечены две стилевые разновидности мышления и поведения: первая—робость и неуверенность, демонстрируемая мамами; вторая касается распределения гендерных ролей в семье. Такие семьи называют «гендерно неспецифичными». Статус, обязанности, поведение мамы и папы неопределённы и размыты. Речь не идёт о том, кто должен мыть посуду или выгуливать собаку, -- отсутствуют модели мужского и женского поведения, которые так важны для маленького мальчика или девочки с точки зрения половой идентификации. Кроме того, для этих родителей характерен «пространственный пессимизм», т.е. они склонны распространять конкретную неудачу на все области жизни в сочетании с позицией «от меня ничего не зависит».

Для родителей детей из второй группы картина оказалась несколько иной: все папы работают, причём весьма успешно, а мамы—домохозяйки. Следует отметить, что в зависимости от отношения женщины к своему статусу, существует различная интерпритация детьми маминого положения. От «моя мама—хозяйка дома» до «моя мама—никто». Неработающие мамы есть во всех группах, но только во второй группе сконцентрированы «мамы—никто»--домохозяйки, полностью зависящие от своего мужа, поглощённые ребёнком, семьёй, бытом. Одна из родительниц этой группы образно описала, что определяет, «какой сегодня день недели», по количеству рубашек, которые закладывает в стиральную машину. У мам нет личного пространства, они «растворились» в чужой жизни близких для них людей.

Интересным оказалось, что все мамы детей из третьей группы занимают в семьях главенствующую роль, являясь умелыми манипуляторами.

Причём манипулирование происходит либо «сверху», либо «снизу». В первом случае женщина выполняет активную роль, определяет порядок жизни в семье, всё контролирует и за всем следит; во втором—женщина может казаться пассивной и беспомощной. Она не кричит, не ругается, а «молча страдает», умея пробудить в близких такое чувство вины, которого невозможно добиться никакими угрозами и приказами. Проблемы со здоровьем могут быть абсолютно реальными, но эти проблемы используются как орудие управления домашними. Врачи говорят про таких женщин: они любят лечиться, но не собираются выздоравливать.

Здоровые дети четвёртой группы имеют родителей-оптимистов. В этих семьях установлены сбалансированные отношения с равноправными взаимодополняющими ролями. Родители демонстрируют высокую ответственность за все события происходящие с ними, которые удачно дополняются высокими значениями «универсального» оптимизма, прежде всего у мам, которые уверены, что хороших событий в их жизни много и происходят они часто.

Ребёнок, растущий в такой оптимистической атмосфере, чувствует себя защищённым, его мир безопасен и надёжен. Стоит ли удивляться, что это малыш здоров и уверен в себе? Напомним, что такие дети демонстрируют большие (чем их сверстники) успехи в обучении и высокие показатели психического развития.

Безусловно, предварительные выводы таковы:

  1. Стиль мышления родителей соотносится с состоянием здоровья детей.

  2. Особенности стиля мышления родителей могут провоцировать определённые соматические заболевания ребёнка.


Пессимизм действительности
Таким образом, итог достаточно неутешительный: люди, в обществе которых растут и развиваются дети, в основной массе своей пессимистичны. И этот пессимизм воспринимается ребёнком как жизненный урок. Напомним ещё раз: стиль мышления закладывается в дошкольном возрасте. Стиль мышления ребёнок воспринимает (копирует) у людей, его окружающих. Для малыша, посещающего детский сад, это почти в равной степени две знаковые фигуры—мать и воспитатель.

Самая любящая и внимательная мать, забрав своего ненаглядного ребёнка из детского сада, озабочена и озадачена горой домашних дел, общением с мужем (хотелось бы), возможностью отдохнуть после трудового дня ( очень хотелось бы, но...). Это ни в коем случае не упрёк—такова реальность. И в этой реальности следует иметь в виду, что воспитание ребёнка отнюдь не ограничивается временем целенаправленного активного общения (иди сюда, делай так...).

Ребёнок с лёгкостью запоминает и копирует наши привычные слова, интонации, которые мы воспроизводим автоматически и за которыми стоит наше отношение к жизни, наша вера в себя.

Преобладание отрицательных качеств сказывается на здоровье:

-злость и зависть поражают пищеварение

-постоянный страх—щитовидную железу

-безутешное горе вызывает диабет

- сдерживание эмоций отрицательно влияет на работу сердца

-печаль, уныние и тоска ускоряют старение организма
Оптимизм надежды
Один из аспектов последовательной, планомерной и масштабной деятельности по внедрению психологической грамотности у людей, работающих с детьми (воспитателей, педагогов и ,конечно, родителей), должен заключаться в формировании адаптивного и адекватного способа мышления, способствующего лучшему состоянию здоровья и большей успешности человека в целом.

Стиль объяснения причин своих неудач, несмотря на устойчивость поддаётся коррекции. Это подтверждено многочисленными исследованиями.

Оптимизм --- не панацея. Оптимисты тоже болеют, с ними случаются неприятности, от них уходят любимые. Но болеют они реже, выздоравливают быстрее, в их жизни больше радостей.

Оптимизм – всего лишь полезное дополнение к мудрости. Сам по себе он не способен привнести смысл в существование человека. Это инструмент, помогающий личности успешно достичь поставленных целей.

Стоит быть оптимистом, чтобы «дать в наследство» ребёнку дополнительный шанс на успех и радость жизни.
Оптимизму можно научиться! Оптимизму нужно научить!

Литература:

- Л.М.Рудина, Л.А. Никифирова «Оптимизм в наследство» Психолог в детском саду 2007 №1

-С. В. Кривцова «Навыки жизни. В согласии с собой и миром» М: «Генезис»2002

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теперь давайте посмотрим на картинку ниже. Назовите предметы, которые нарисованы на этой картинке
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconАннотация: Жизнь очень проста. Что мы даем, то мы и получаем
Каждая наша мысль буквально творит наше будущее. Каждый создает события в жизни с помощью мыслей и чувств. Мысли, которые мы думаем,...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже icon29 июня 2002 года, за несколько часов до того, как поставить последнюю...
«Вам, наверное, говорили, что вы очень похожи на Пауло Коэльо?» Я ответил, что Пауло Коэльо — перед ним. Тогда этот человек обнял...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В каждой комнате есть двери в соседние, и даже (сбылась мечта фантастов!) в очень далёкие комнаты. Причём сделаны эти двери – гиперссылки...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconИнструкция Давайте начнем рисовать на тонированном листе бумаги....
Глаза, наверное,самый важный элемент на лице. С помощью них мы общаемся с человеком. Но, некоторые глаза рисуют так,что перед нами...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconАнализ воспитательной работы гбоу сош №849 за 2012-2013 учебный год
Перед педагогами стояла очень конкретная цель: «Общая заинтересованность учителей, воспитателей, родителей в организации гуманной...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconРеферат Щукиной Анны на тему: «Старайся всякому делать добро, а не себе одному»
Стремление делать добро другим, а не только себе одному положено в основу всей русской культуры. Это отражено во многих русских народных...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магнитофон с аудиозаписей, кукла Маша, игрушки для магазина, билеты на автобус, макеты с надписями: касса, магазин «Игрушек», простые...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconУрок русского языка в 7 классе Смотр знаний по теме Учитель: Лукинова Т. Н
За каждый правильный ответ вы будете получать сегодня по одному баллу, а за неправильный – 0 баллов. Будьте внимательны, не торопитесь!...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня, дети, мы отправляемся на прогулку. Погода стоит прекрасная, так манят аромат цветов, свежесть воздуха, просто не удержаться!...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор – самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconРеферат По теме: Икона
«Православная культура России». Нас заинтересовала тема «Икона». Мы решили расширить и углубить свои познания в этой области. Тема...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПерформанса не писала- вы не были на курсе
Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Льной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета...
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давайте представим себя волшебником и пофантазируем, какие бы вы подарки наколдовали для своих мам и бабушек? (ответы детей)
Давайте представим себе такую картинку: вы очень торопитесь, опаздываете на важную встречу и бежите к автобусу. Буквально «перед носом» двери закрываются и автобус уходит. Что вы подумаете в этой ситуации? Выберите по одному ответу из каждого приведённого ниже iconНастольные библиографические игры в инновационной деятельности библиотекарей
В письме, приложенном к приведенной ниже статье, Галина Семеновна пишет: «Когда выступаю перед школьными библиотекарями на курсах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск