Скачать 86.64 Kb.
|
Тема цикла урока: Восприятие. Класс: 7. Тема урока: Учимся воспринимать мир. Тип урока: урок-изучение нового материала. Форма урока: урок-диалог. Цель: Познакомить учащихся с понятием «восприятие» и его основными свойствами, научить определять уровень развития собственных свойств восприятия, показать пути его развития. Задачи:
Оборудование: медиапроектор, разнос с предметами, картонные фигуры, картинки с пляшущими человечками. План урока:
Ход урока:
Приветствие: Добрый день, ребята! Психология – это очень интересная наука, которая позволяет человеку познать себя. Познай себя и ты познаешь весь мир! Сегодняшний урок будет необычным, он пройдет очень интересно, потому что те знания, которые вы получите, помогут вам познать свои особенности. Все готовы работать? Все настроились. Вы будете выполнять все задания, которые я вам предложу. Сейчас я включу музыку и вы будете представлять то, о чем я вас буду просить. Звучит приятная спокойная музыка. - Сядьте удобно, закройте глаза. Постарайтесь увидеть как можно ярче и почувствовать:
- Откройте глаза. Поднимите руку, кто точно смог представить белые белые белила? Шум моря? Кто из вас ярко представил вкус лимона? Я видела по вашим лицам, кто представил вкус лимона. - Почему вам удалось представить все это? Что помогло? Вы вспомнили те ощущения, которые у вас когда то уже были. Потому что вы когда то все это воспринимали и у вас появился четкий образ. - Цвет и вкус, гладкость и шероховатости, тепло и холод, звук и запах, и многие, многие другие качества, признаки, свойства окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря особому психическому процессу… - Посмотрите внимательно на экран: что видите? Поднимите руку, кто видит 3 точки, а 3 линии? А кто из вас увидел треугольник? Почему вы увидели треугольник, хотя у меня не было никакого треугольника? - Вы 3 точки восприняли как предмет в целом. Вот такой психический процесс называется восприятие. - Запишите тему нашего урока: «Учимся воспринимать мир». Представьте колесо от машины или руль? Все вы представили не колесо и руль в отдельности, а сам автомобиль. То есть, у вас возник целостный образ. Представьте ручку от зонтика. Какой образ у вас возникает? Правильно, зонт целиком. - А теперь попробуйте сами мне сказать, что такое восприятие? Когда мы воспринимаем не по кусочку какой то предмет, а в целом. -Давайте сравним это понятие с понятием, которое встречается в психологии. Теоретическая часть - Восприятие – это психический процесс, который целостно отражает предметы и явления. Запишите это понятие. - Итак, мы знаем тему сегодняшнего урока. Как вы считаете, что вы сегодня должны узнать? (Как воспринимать? Какое бывает восприятие?). - Послушайте примеры: 1. Когда на уроке учитель вам говорит: «Слушайте внимательно? Посмотрите на доску и т.д.». 2. Среди прохожих вы вдруг увидели девушку в яркой одежде. Вы обратите на нее внимание? Итак, восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. (Показываю слайд). Виды восприятия по волевой регуляции
Какой пример соответствует виду восприятия? Запишите. Кроме того, восприятие делится по предмету:
Я пока об этом не буду говорить, но вы запишите. Виды восприятия по органу чувств, который наиболее активен
Пока не записывайте эту информацию, запишем, когда все проверим. - Какие бывают органы чувств? (Слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Итак, зрительное восприятие. Психологи говорят, что человек может воспринимать определенное количество предметов за короткий промежуток времени. 3.Экспериментальная часть Проведем эксперимент. Определим свойства вашего восприятия.
На подносе накрытом платком 12-15 предметов. Открываю на 10 сек. Внимательно посмотрите на поднос и запомните, что увидите. Запишите, что вы увидели. Итак, что вы запомнили? (спрашиваю 4-5 человек). Вы запомнили намного меньше предметов, чем их было. Это говорит о том, что наше сознание воспринимает разное количество предметов. То – объем восприятия. У каждого свой объем. Но психологи утверждают, что в среднем эта величина равна 7 или до 9 предметом. Итак, кто запомнил меньше 7 предметов – у вас низкий уровень восприятия. От 7 до 9 – средний уровень. Если вы запомнили больше 9 предметов, то у вас высокий уровень. Те, у кого низкий уровень зрительного восприятия, поставьте себе восклицательный знак. Вам необходимо тренировать зрительное восприятие.
Слепые и слон За горами был расположен большой город. Все его жители были слепыми. Однажды какой-то чужеземный король со своим войском расположился лагерем неподалеку от города в пустыне. В королевском войске был огромный боевой слон, прославивший себя во многих битвах. Одним своим видом он повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать, что же это такое – слон, и несколько слепых этого сообщества побежали, как безумные, чтобы узнать это. Не имея никакого понятия о том, какими бывают слоны, они принялись ощупывать его со всех сторон. Каждый из них, ощупав какую-нибудь его часть, решил, что теперь он знает что-то. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывая в глубоком заблуждении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто сам заблуждался. Люди расспрашивали о форме и размерах слона и выслушивали их объяснения. Человек, трогавший ухо слона, сказал: “Слон – это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер”. Но тот, кто ощупал хобот, сказал: “У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную” “Слон могуч и крепок, как колонна”, - возразил другой, ощупавший ногу и ступню слона. Каждый из них трогал только по одной из многих частей слона. Каждый воспринял его ошибочно. Давайте проверим ваше осязание. Как вы воспринимаете форму. Раздаю учащимся картонные фигуры. -Закройте глаза. Протяните руку, я раздаю вам картонные фигуры, вы должны хорошо прощупать эту форму и запомнить какая она. А теперь спрячьте форму под вашу тетрадь. Откройте глаза. А теперь зарисуйте то, что спрятали. - Давайте проверим, насколько развито ваше осязание. Достаньте спрятанную фигуру, положите на ту, что вы нарисовали и обведите. Сравните фигуры. Если у вас все совпадает, поставьте себе «отлично», если совпадает больше половины – «4», если половина – «3». Поднимите руку те, у кого идеально все совпало. Нет таких? Значит будем развивать осязательное восприятие. - У восприятия есть особые свойства. Запишите заголовок: «Свойства восприятия». - Посмотрите на экран. Какие ассоциации у вас возникают с этим цветом? Запишите свои мысли, переживания, события, которые возникли в ассоциации с цветом. Что вы записали? Вы слышали, что ассоциации у вас не повторяются. А теперь? (зеленый, голубой). Почему вы видите одно и то же, а ассоциации у вас разные? Почему люди по-разному все воспринимают? (Потому что все мы разные и по-разному воспринимаем мир). Это свойство внимания называется ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ. Запишите. - Посмотрите на экран. (Картинка с человечками). Что вы здесь видите? Как можно озаглавить эту картинку? Кто-то видит танцы, кто-то какие-то разборки, драку и т.д. Вы видите одно и то же, а воспринимаете все по-разному. От чего это зависит? (от настроения). Наше восприятие связано с настроением. Говорят, что каждый человек счастлив настолько, насколько ему хочется быть счастливым. Почему? От чего это зависит? (от самого человека, оптимист или пессимист). - Потому что у восприятия избирательный характер. Это одно из его качеств. Эта картинка называется «Пляшущие человечки». Поэтому, кто увидел танцы, был близок к истине. Посмотрите на экран. Что изображено на этих рисунках? (молодая женщина или старуха; заяц или утка). Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите на этой фотографии? Итак, каждый из вас видит на изображениях что-то свое. Это подтверждает, что восприятие имеет избирательный характер. Еще одно качество восприятия – это иллюзорность. Как вы считаете, что такое иллюзия? (то, что кажется, неправда, чем есть на самом деле). Иллюзия - ошибки в зрительном восприятии. Запишите. Вопросы: 1.Какая из этих линий длиннее? (Одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения). 2. Параллельные ли линии? (Неравномерно распределенные белые и черные трапеции придают иллюзию кривых линий). 3. Бесконечная лестница, ведущая вверх. 4. Какой круг больше? Слева или справа? (Один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньше среди больших фоновых предметов). 5. Крутится? Все это иллюзии восприятия, т.е. ошибки нашего зрения. - Какие иллюзии вы можете встретить на уроках? (Иллюзия неудачи. Если сегодня с вами случилась неудача на уроке, это не значит, что и завтра произойдет то же самое). - Итак, что вы сегодня узнали? (Что такое восприятие? Какие виды восприятия бывают? Какие свойства? Что мы сегодня делали? Запоминали и считали предметы, проверяли зрительное и осязательное восприятие). Статистика к теме.Примеры чувствительности органов чувств:
Естественно, что речь идет о зафиксированных случаях уникальной чувствительности человеческих анализаторов. Но путем тренировок можно очень многого добиться. - Кто из вас уверен на 100%, что у него идеальное восприятие и не надо его развивать? - Итак, восприятие необходимо развивать. Предлагаю вашему вниманию памятку для развития вашего восприятия. 1-й день – тренируйте зрение. Рассматривайте дно чашки после кофе, какие вы видите контуры, изображения. 2-й день – развивайте слух. «Услышьте» мысли, молчание, стук сердца. 3-й день – развивайте осязание. «Прикоснитесь» к небу, ощутите свою жизнь. 4-й день – развивайте вкус и обоняние. Какие чувства вызывают у вас различные цвета и запахи? 5-й день – сконцентрируйтесь на всех чувствах. Ощутите то, что видите… Представьте на вкус то к чему прикоснулись… Вдохните запах того, что слышите… Услышьте то, что видите… Увидьте не глядя… Услышьте в молчании… Поймите, какой орган «работает» меньше. Используйте его как можно чаще. Домашнее задание. Подберите игры, приемы развития своего восприятия.
На листочках продолжите фразу: «Сегодня на уроке я понял, что мое восприятие…». - Спасибо за работу! |
Тема урока: «Учимся писать согласные в корне слова» Развивать внимание, память, восприятие на слух, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы | Урока: групповая Цель урока Мастер – класс по предмету «Окружающий мир» в 1 классе Тема урока: «Как зимуют травы, кустарники, деревья» | ||
Конспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна... Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных | Конспект открытого урока № З9 по физической культуре в 3 4 классе... Цель урока: «Формировать знания и представления о разнообразии подвижных игр; развить двигательные способности и укрепить здоровье... | ||
Конспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина... Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь» | Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект урока тема урока: «В пустыне Африки». Фио четверикова Светлана... Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) | Урока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик ... | ||
Урока Тема урока Цель урока Мир к началу новейшего времени. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире | Конспект урока Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение... Таблицы “Строение зрительного анализатора”, “Цветовое восприятие у хордовых”, “Диагностика по глазам” | ||
Конспект урока внутренняя энергия. (Тема урока) фио (полностью) Макурова Елена Владимировна Внутренняя энергия”; развитие умения работать на компьютере, воспринимать информацию Internet | Конспект урока в 7 классе Учитель В. И. Лунькова Тема урока «Отряды... Сегодня на уроке мы учимся читать учебник на высшем уровне –читать и понимать даже то, что не написано | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Тема урока: Красная книга. Будь природе другом Оборудование: слайды животных и птиц; учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» (2 класс), рабочая ттетрадь; экологические знаки по... | ||
Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | Конспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема... Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям |