31. Интенсивные методы обучения (по лекции)





Название31. Интенсивные методы обучения (по лекции)
Дата публикации29.09.2014
Размер44.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
31. Интенсивные методы обучения (по лекции)
Интенсивные методы (интенсивное обучение) ≠ интенсификация обучения (это уплотнение рабочего времени, т.е. больше упражнений за единицу времени). Логика интенсивного обучения: учащийся может реализовать элементарные потребности в различных ситуациях, но несмотря на плотный объем занятий курс не дает устойчивых речевых навыков и умений, так что после такого курса надо либо ехать в страну, либо переходить на другую методику. Между отечественной и зарубежной интенсивно методикой – различия:

  • Зарубежная: краткосрочное обучение, интенсивность достигается за счет большого количества учебных часов в неделю, рассчитана на один уровень, ученик должен овладеть устной разговорной речью (уровень элементарной коммуникативной компетенции, т.е. практически уровень выживания).

  • Отечественная – игровые методы. Самый известный – метод Г.А. Китайгородской (суггестивный метод). Разработан в начале 70-х годов, т.к. в это время – активный поиск перехода от teacher-centered learning к student-centered learning (в рамках гуманистической педагогики).

Т.о., предпосылки возникновения:

1. Социальные: необходимость владения живым языком и овладения им за как можно более коротки срок

2.  Психолого-педагогические: гуманистическая педагогика в противовес авторитарным методам, отход от дриллов к student-centered teaching

3. Лингвистические: применение сюжетно организованных диалогов и полилогов для обучения ин яз

Термин «суггестопедия» ввел Георгий Лозанов (Болгария), он не преподавал ин яз, а был вообще психологом. Суггестия – средство в основном непрямого коммуникативного воздействия на чела, создает условия для активизации резервных возможностей личности. Выделял 3 вида суггестии, которые можно использовать в учебном процессе для снятия всякого рода психологических барьеров между преподом и учащимся, для активизации личностного потенциала ученика. Виды:

  1. психологическая (учитель проводит урок с учетом психотерапетических, психологических и психогигиенических факторов и эмоционального воздействия)

  2. дидактическая (на занятиях применяются особые приемы, активизирующие обучение)

  3. художественная (использование на занятиях различных видов живописи, элементов театра, других видов искусства)

За счет использования суггестии обеспечивается быстрое усвоение лексических единиц.

Основные положения суггестопедии (по Лозанову):

  1. обучение должно быть радостным и ненапряженным (вот тут пол-аудитории заржало нервным смехом)

  2. его следует осуществлять как на сознательном, так и на подсознательном уровне

  3. в обучении следует использовать незадействованные резервы сознания для повышения результативности, осн упор – на эмоциональную и личностную вовлеченность (empathy & personification)

В общем, в нашей стране последователями Лозанова являются Китайгородская и Шехтер, а еще Игнатова (но Шехтер и Игнатова, по словам Коряковцевой, снатяжкой, так что основной упор – на Китагородскую). Китайгородская: «Методические основы обучения иностранному языку» (МГУ, 1986). Есть среи ее приемов даже те, кот вошли в коммуникативную методику (напр, использование приемов ролевой игры и персонализации).

Каким образом в методике Китайгородской активизируются психические возможности личности и группы как коллективного субъекта учебного процесса?

  1. материалы – на основе сюжета (туристическая группа, у каждого своя роль)

  2. модель построения учебного процесса – организация совместной творческой деятельности (общения). Очень важную роль играют смысловой, когнитивный (осознанное + неосознанное запоминание материала) и личностно значимый компоненты

  3. формирование определенной эмоциональной атмосферы и определенный психологический эффект (беседа за чашечкой кофе, чая)

  4. целенаправленный отбор языкового материала


Процесс обучения состоит из 2х этапов:

  1. законченное обучение в теч 120-150 часов (ок 2х мес), осн задача – обучение повседневному общению (2500 слов + вся нормативная грамматика разговорной речи – базовый мат-л). Психологически – чувство прорыва, хотя устойчивости знаний нет (!!!). Использование Drama techniques (разыгрывание микроситуаций, напр: дополните недостающие реплики, подслушайте разговор и передайте его содержание в 1-2 фразах). Практика в общении – ролевая игра (сюжет + проблема). Слабое место: большое количество ошибок, хотя речь беглая и творческая (преподаватель – суфлер и корректор ошибок, но accuracy приносится в жертву fluency). Методические принципы:

    • принцип личностного общения: учащийся получает определенную роль, чувствует себя в ней (возможности для личностного раскрытия)

    • групповой активности (т.к. весь сюжет построен на общении в малой группе)

    • доминирующе игровой деятельности при устном опережении

    • сценарной организации языкового и речевого материала

    • активного развивающего обучения (опора на речевое творческое взаимодействие, активизацию личностных качеств учащихся)

    • сознательности (= осознание роли, реал ситуации общения)

2) продвинутый этап: + 2000-2500 лекс единиц, более сложный синтаксический уровень. В большом объеме – чтение политических и общенаучных текстов, перевод. Но (!) этот этап пока не очень разработан.
Внешние атрибуты:

  1. аудитория, похожая на кабинет психологической разгрузки

  2. атрибуты действительности, оборудования (напр, ID-cards у участников, музыка)

  3. один сюжет все занятий (= «погружение»); в современной методике – погружение в естественную среду (разработали канадцы)

  4. яз материал разбит на микроциклы (каждый текст – полилог + доп тексты монологхарактера), все это на аудионосителе (осн полилог цикла – 150 яз единиц), параллельно – текст на родном языке (в печатном пособии), но осн работа в аудитории устно


Как строится урок? 4 ступени:

  1. первичное предъявление (введение в ситуацию) – 10-30 мин

  2. дешифровка полилога, разучивание полилога и перевода с мимикой и жестами препода

  3. активный сеанс (установка на припоминание английского варианта после русской фразы)

  4. учащиеся получают печатный текст, препод его ситает под споконую классическую музыку без перевода. ДЗ: слушать аудиоверсию дома, читать.

А дальше – активизация учебного мат-ла (тренировка в общении, управляется преподом)
Из личного опыта: элементы этого метода есть в школьных учебниках Филиппова «Hello, Friends» (для 5 класса) и Денисовой «Snowball English» (10-11 кл). Там тоже в основе – ролевая игра (15 школьников приехали в Россию, в каждом юните они куда-нибудь прутся с местным учителем английского и изучают особенности нашей прекрасной страны, напр, в русскую школу, в гости к Маше и Мише, в театр и т.д.), эти полилоги расположены в 2х колонках: слева англ текст, справа параллельно русский; как правило, они выучиваются наизусть и разыгрываются, а потом идут упражнения, страноведческая инфа и прочая фигня, которая к интенсиву уже не относится.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconИнтенсивные методы обучения ия
Гегечкори, Шехтер, Петрусинский, Китайгородская и др. Интенсивных методик много и они различный, что объясняется многообразием конкретных...
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconЛекции Название лекции Круг вопросов Период: октябрь-январь 1 Входной тест 2
Биология как наука. Свойства живых организмов. Методы исследования живых организмов. Уровни жизни
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconЛекции по современным проблемам психологии обучения владимир 1972...
Владимирский государственный педагогический институт имени п. И. Лебедева-полянского
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы обучения чтению ( краткий историко-критический обзор методов обучения чтению). Основные методы обучения литературному чтению...
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconМетоды и приемы обучения
Методы и приемы обучения: диалогическое изложение, эвристическая беседа, тестирование, выполнение практических заданий
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconУрок-экскурсия Этап обучения: основной Методы преподавания : наглядно-образный,...
Средства обучения: презентация «Зоопарк», учебник, рабочие тетради, инд карточки, кросворд
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconИнтерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе
В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности...
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconЛекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconПлан чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2
Венцель Е. С. Исследование операций. Задач, принципы, методология. – М.: Наука, 1980
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconДом (6 класс)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconЛекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки План лекции
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconАнализ деятельности учителя за 2008 2009 учебный год
«Интерактивные методы обучения». Интерактивные методы обучения, используемые мною в учебном процессе, способствуют формированию и...
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconТема лекции: сущность и роль финансов и кредита
Форма обучения – очная, заочная, очно- заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconСовременная аппаратура и методы исследования биологических систем
Методические указания предназначены для ассистентов и старших преподавателей, ведущих лабораторные и практические занятия, доцентов...
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconПлан чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2
Учебные и воспитательные цели: изучить основные виды задач линейного программирования, их математические модели
31. Интенсивные методы обучения (по лекции) iconПравописание приставок
Методы обучения: репродуктивной, частично поисковый проблемно-поисковый, индуктивные методы самостоятельной работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск